Конституционно-правовые основы государственного управления в Узбекистане

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 09 Марта 2013 в 11:31, дипломная работа

Краткое описание

Целью квалификационной работы является изучение правовых основ государственного управления. Достижение этой цели предполагает решение ряда задач, включающих в себя:
• критическое обобщение и систематизацию правовых основ государственного управления;
• определение факторов и условий становления государственного управления;
• описание зависимостей и механизмов соотнесения принципов демократии и государственного управления;
• выделение отличительных черт государственной службы, раскрывающих особенности ее трансформации в условиях углубления демократических реформ.

Содержание

ВВЕДЕНИЕ ……………………………………………………………….. 3
ГЛАВА 1. ТЕОРЕТИКО-ПРАВОВЫЕ ОСНОВЫ ГОСУДАРСТВЕННОГО УПРАВЛЕНИЯ В РЕСПУБЛИКЕ УЗБЕКИСТАН
1.1. Теоретические основы государственного управления в Республике
Узбекистан ……………………………………………………………. 5
1.2. Правовое регулирувание государственного управления в Республике
Узбекистан ……………………………………………………………. 9
1.3. Система органов государственного управления …………………. 13
ГЛАВА 2. ОСНОВНЫЕ НАПРАВЛЕНИЯ ПРАВОВОГО РЕГУЛИРОВАНИЯ ГОСУДАРСТВЕННОГО УПРАВЛЕНИЯ В РЕСПУБЛИКЕ УЗБЕКИСТАН
2.1. Организация государственного управления экономической и
социальной сферами в Республике Узбекистан ………………….. 19
2.2. Правовые аспекты управления административно-политическим
строительством в Республике Узбекистан ……………………….. 28
ЗАКЛЮЧЕНИЕ …………………………………………………………. 35
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ ………………… 38

Вложенные файлы: 1 файл

МИ пр_осн_госупр.doc

— 273.00 Кб (Скачать файл)

I. Министерства

1. Министерство экономики Республики Узбекистан.

2. Министерство финансов  Республики Узбекистан.

3. Министерство сельского  и водного хозяйства Республики  Узбекистан.

4. Министерство труда и социальной защиты населения Республики Узбекистан.

5. Министерство высшего и среднего специального образования Республики Узбекистан.

6. Министерство народного образования Республики Узбекистан.

7. Министерство здравоохранения  Республики Узбекистан.

8. Министерство по  делам культуры и спорта Республики  Узбекистан.

9. Министерство обороны  Республики Узбекистан.

10. Министерство внутренних  дел Республики Узбекистан.

11. Министерство по  чрезвычайным ситуациям Республики  Узбекистан.

12. Министерство иностранных  дел Республики Узбекистан.

13. Министерство юстиции Республики  Узбекистан.

14. Министерство внешних экономических связей, инвестиций и торговли Республики Узбекистан.

II. Государственные  комитеты

1. Государственный комитет Республики Узбекистан по приватизации, демонополизации и развитию конкуренции.

2. Государственный комитет Республики Узбекистан по статистике.

3. Государственный комитет связи, информатизации и телекоммуникационных технологий Республики Узбекистан.

4. Государственный налоговый комитет  Республики Узбекистан.

5. Государственный таможенный комитет  Республики Узбекистан.

6. Государственный комитет Республики Узбекистан по охране природы.

7. Государственный комитет  Республики Узбекистан по геологии  и минеральным ресурсам.

8. Государственный комитет Республики Узбекистан по архитектуре и строительству.

9. Государственный комитет Республики Узбекистан по земельным ресурсам, геодезии, картографии и государственному кадастру.

III. Агентства

1. Узбекское агентство  по печати и информации.

2. Узбекское агентство стандартизации, метрологии и сертификации.

3. Узбекское агентство "Узкоммунхизмат".

4. Узбекское агентство автомобильного и речного транспорта.

5. Агентство по интеллектуальной собственности Республики Узбекистан.

6. Агентство по драгоценным металлам при Центральном банке Республики Узбекистан.

7. Агентство "Узархив".

IV. Комитеты

1. Комитет по управлению  государственными резервами при  Кабинете Министров Республики  Узбекистан.

2. Комитет по делам религий при Кабинете Министров Республики Узбекистан.

3. Комитет по координации  развития науки и технологий  при Кабинете Министров Республики Узбекистан.

V. Центры

1. Центр по координации  и контролю за функционированием  рынка ценных бумаг при Госкомимуществе  Республики Узбекистан.

2. Центр среднего специального, профессионального образования  Министерства высшего и среднего  специального образования Республики Узбекистан.

3. Государственный центр  тестирования при Кабинете Министров  Республики Узбекистан.

4. Национальный информационно-аналитический  центр по контролю за наркотиками  при Кабинете Министров Республики  Узбекистан.

5. Узбекский Центр  сертификации хлопкового волокна  "Сифат" при Кабинете Министров  Республики Узбекистан.

6. Центр гидрометеорологической  службы при Кабинете Министров  Республики Узбекистан.

7. Государственный центр  персонализации при Кабинете  Министров Республики Узбекистан.

VI. Инспекции

1. Государственная инспекция  Республики Узбекистан по надзору  за безопасностью полетов.

2. Государственная инспекция  Республики Узбекистан по надзору  за безопасностью железнодорожных  перевозок.

3. Государственная инспекция по контролю и надзору за техническим состоянием и безопасностью работы крупных и особо важных водохозяйственных объектов при Кабинете Министров Республики Узбекистан.

4. Узбекская государственная  инспекция по контролю за использованием  нефтепродуктов и газа при Кабинете Министров Республики Узбекистан.

5. Государственная хлебная  инспекция при Кабинете Министров  Республики Узбекистан.

6. Государственная инспекция  Республики Узбекистан по надзору  в электроэнергетике.

7. Государственная инспекция  по надзору за геологическим изучением недр, безопасным ведением работ в промышленности, горном деле и коммунально-бытовом секторе при Кабинете Министров Республики Узбекистан15.

Кроме министерств, госкомитетов к системе центральных, республиканских органов исполнительной власти относятся комитеты, агентства, а также образуемые при них и Кабинете Министров Республики Узбекистан структуры государственного управления: комиссии и иные органы государственного управления, различные службы, надзоры, и каждый вид характеризуется определенными особенностями.

Вопрос о  системе республиканских органов  исполнительной власти нельзя считать  полностью решенным без учета  некоторых особенностей отмеченных управленческих формирований, без четкого определения их административно-правового статуса. На республиканском уровне, нередко действуют госорганы и даже учреждения, организации, которым в некоторых случаях предоставляются полномочия, характерные для министерств, госкомитетов.

Поиск наиболее рациональной и отвечающей всем современным требованиям системы республиканских органов исполнительной власти продолжается.

Административно-территориальный  принцип, положенный в основу организации госуправления сферами экономики, социально-культурной и административно-политической деятельности, предполагает соответствующее разграничение предметов ведения и полномочий между республиканскими и местными органами исполнительной власти. Это - проблема принципиального характера, требующая многих организационных усилий, а также административно-правового оформления. По существу, при этом речь идет о том, какая доля ответственности за общее состояние системы государственного управления, его отраслевых и межотраслевых элементов падает на республиканские, областные, городские и другие исполнительные органы16.

До сих пор отсутствует закон, специально посвященный организации исполнительной власти на республиканском уровне. В Конституции содержатся нормы, относящиеся только к определению статуса и организации правительства страны, что, естественно, не тождественно правовым основам организации государственного управления в республике в целом. Определенные выводы такого характера можно сделать на основе анализа Конституции Республики Узбекистан. Однако они также не относятся непосредственно к организации государственного управления, так как трактуют соответствующие вопросы применительно ко всему механизму государственной власти.

Говоря о  соотношении компетенции Республики Узбекистан и ее административно-территориальных единиц в области организации государственного управления, можно сделать следующие выводы: к ведению Республики Узбекистан отнесено решение основных вопросов организации государственного управления на республиканском уровне; к ведению местных органов исполнительной власти отнесено решение вопросов организации государственного управления на местном уровне; общие принципы организации государственного управления не разработаны, а потому и не действуют.

Очевидно, что  без теснейшего взаимодействия центральных  и местных исполнительных органов, а также без строгого оптимального разграничения их функций, полномочий и ответственности невозможно эффективное решение всех проблем, возникающих в процессе государственно-управленческой деятельности. Но такое взаимодействие, как показал проведенный анализ, пока еще не организовано должным образом. В конечном счете, сложившаяся ситуация связана с отсутствием специального акта, закона об общих принципах организации системы государственного управления, о принципах и порядке разграничения предметов ведения и полномочий.

Бесспорно и то, что решать все вопросы на республиканском уровне невозможно как практически, так и юридически. Основные функции и полномочия в области государственного управления на местном уровне осуществляют не республиканские органы исполнительной власти и не образуемые ими территориальные органы. Действующее законодательство Республики Узбекистан в его современном виде не содержит каких-либо упоминаний об обратном. Основные функции госуправления практически реализуются в административно-территориальных единицах (областях) местными органами исполнительной власти. В этом суть территориальной основы организации государственного управления. Компетенция органов исполнительной власти ограничена территориальными пределами Данного органа. Поэтому здесь было бы правомерным говорить о территориальных органах исполнительной власти, ибо в них выражены все необходимые для этого признаки17. Представляется возможным под территориальным управлением в данном контексте понимать административно-правовую организацию системы государственного управления на местах.

Оптимальная система государственного управления предполагает необходимость учета того важного обстоятельства, что основная масса предприятий, учреждений и организаций различных отраслей и сфер государственного управления функционирует на соответствующей территории, что, соответственно, местные органы исполнительной власти "ближе" всех к этим объектам. Конечно, соответствующее распределение таких объектов осуществлено либо осуществляется. Как результат, на территории параллельно действуют объекты местного (областного, городского и т.п.) и республиканского подчинения. Исполнительные органы на местах ведают многими отраслями экономической и социально-культурной сфер деятельности, а республиканские органы часто не имеют прямых связей с объектами их профиля. Значит, они должны действовать в подобных ситуациях через местные исполнительные органы. Однако по этому поводу законодательство четких установлений не содержит. Следовательно, в современном виде налицо две системы управления, действующие на совершенно аналогичной основе. А реально должна быть одна отраслевая система, построенная с учетом самостоятельности территорий.

Республиканский орган должен быть нацелен на совершение тех или иных действий по согласованию с местными властями или во взаимодействии с ними. Эта позиция может стать реальной, если не будет каждый раз забываться тот факт, что объекты управления находятся в основном на территории, в административно-территориальных единицах. Между тем процедуры подобных согласовании фактически не разработаны, а потому многочисленные отсылки к ним звучат чисто формально. Недопустимо формальное расширение на уровне республиканского центра звеньев отраслевого и межотраслевого управления, часто недостаточно продуманного, поскольку оно осуществляется без должного учета реального наличия соответствующих объектов в ведении органов местного управления.

Эффективному  развитию системы местного территориального управления могло бы реально способствовать сосредоточение в республиканских органах исполнительной власти, независимо от их нынешних разнообразных наименований, функций двух типов, координационных - в отношении управления объектами местного подчинения и управляющих - в отношении объектов, непосредственно им подчиненных. Тем самым было бы создано необходимое условие для эффективных взаимоотношений центральных, республиканских и местных органов исполнительной власти18.

В связи с  этим, усматривается целесообразность, принятия закона о министерствах  и госкомитетах, в котором предлагается уточнить полномочия органов исполнительной власти на всех уровнях, в особенности в области законодательства, формирования политики, стратегии и управления; делегировать полномочия и функции нижестоящим исполнительным органам; передать часть полномочий и функций негосударственным органам; определить направление перехода от отраслевого к функциональному принципу управления.

 

ГЛАВА 2. ОСНОВНЫЕ НАПРАВЛЕНИЯ ПРАВОВОГО РЕГУЛИРОВАНИЯ  ГОСУДАРСТВЕННОГО УПРАВЛЕНИЯ В РЕСПУБЛИКЕ УЗБЕКИСТАН

 

 

2.1. Организация государственного управления экономической и социальной сферами в Республике Узбекистан

 

Проблема госуправления экономикой является весьма актуальной и сложной для науки административного права. При ее анализе возникает ряд существенных вопросов, в том числе вопрос о пересмотре понятия "государственное управление экономикой". В современных условиях с переходом к многоукладной экономике и ограничением вмешательства государственных, контролирующих органов в хозяйственную деятельность предприятий понятие государственное управление экономикой, базировавшееся на едином производственно-хозяйственном комплексе, в определенной степени устарело и должна быть коренным образом пересмотрена19.

Развитие  рыночной экономики потребовало  создания соответствующей правовой базы. За последние годы в Республике Узбекистан изданы важнейшие законы, по-новому определяющие условия хозяйственной деятельности. Анализ административно-правовых норм, содержащихся в этих актах, позволяет выявить два характерных для них положения: не все проблемы управления экономикой могут быть решены на основе гражданского законодательства, как известно, новый Гражданский кодекс20 подчеркивает роль государственного управления экономикой. При этом нужно учитывать, что государственное управление экономикой в Республике Узбекистан и ранее в советский периоды развивалось в русле европейской континентальной управленческой системы, (в частности германской и французской), в которых роль исполнительной власти в деле управления экономикой всегда была велика.

Информация о работе Конституционно-правовые основы государственного управления в Узбекистане