Автор работы: Пользователь скрыл имя, 09 Марта 2013 в 11:31, дипломная работа
Целью квалификационной работы является изучение правовых основ государственного управления. Достижение этой цели предполагает решение ряда задач, включающих в себя:
• критическое обобщение и систематизацию правовых основ государственного управления;
• определение факторов и условий становления государственного управления;
• описание зависимостей и механизмов соотнесения принципов демократии и государственного управления;
• выделение отличительных черт государственной службы, раскрывающих особенности ее трансформации в условиях углубления демократических реформ.
ВВЕДЕНИЕ ……………………………………………………………….. 3
ГЛАВА 1. ТЕОРЕТИКО-ПРАВОВЫЕ ОСНОВЫ ГОСУДАРСТВЕННОГО УПРАВЛЕНИЯ В РЕСПУБЛИКЕ УЗБЕКИСТАН
1.1. Теоретические основы государственного управления в Республике
Узбекистан ……………………………………………………………. 5
1.2. Правовое регулирувание государственного управления в Республике
Узбекистан ……………………………………………………………. 9
1.3. Система органов государственного управления …………………. 13
ГЛАВА 2. ОСНОВНЫЕ НАПРАВЛЕНИЯ ПРАВОВОГО РЕГУЛИРОВАНИЯ ГОСУДАРСТВЕННОГО УПРАВЛЕНИЯ В РЕСПУБЛИКЕ УЗБЕКИСТАН
2.1. Организация государственного управления экономической и
социальной сферами в Республике Узбекистан ………………….. 19
2.2. Правовые аспекты управления административно-политическим
строительством в Республике Узбекистан ……………………….. 28
ЗАКЛЮЧЕНИЕ …………………………………………………………. 35
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ ………………… 38
I. Министерства
1. Министерство экономики Республики Узбекистан.
2. Министерство финансов Республики Узбекистан.
3. Министерство сельского
и водного хозяйства
4. Министерство труда и социальной защиты населения Республики Узбекистан.
5. Министерство высшего и среднего специального образования Республики Узбекистан.
6. Министерство народного образования Республики Узбекистан.
7. Министерство здравоохранения Республики Узбекистан.
8. Министерство по
делам культуры и спорта
9. Министерство обороны Республики Узбекистан.
10. Министерство внутренних дел Республики Узбекистан.
11. Министерство по
чрезвычайным ситуациям
12. Министерство иностранных дел Республики Узбекистан.
13. Министерство юстиции
14. Министерство внешних экономических связей, инвестиций и торговли Республики Узбекистан.
II. Государственные комитеты
1. Государственный комитет Республики Узбекистан по приватизации, демонополизации и развитию конкуренции.
2. Государственный комитет
3. Государственный комитет связи, информатизации и телекоммуникационных технологий Республики Узбекистан.
4. Государственный налоговый
5. Государственный таможенный
6. Государственный комитет Республики Узбекистан по охране природы.
7. Государственный комитет
Республики Узбекистан по
8. Государственный комитет Республики Узбекистан по архитектуре и строительству.
9. Государственный комитет Республики Узбекистан по земельным ресурсам, геодезии, картографии и государственному кадастру.
III. Агентства
1. Узбекское агентство по печати и информации.
2. Узбекское агентство стандартизации, метрологии и сертификации.
3. Узбекское агентство "Узкоммунхизмат".
4. Узбекское агентство автомобильного и речного транспорта.
5. Агентство по интеллектуальной собственности Республики Узбекистан.
6. Агентство по драгоценным металлам при Центральном банке Республики Узбекистан.
7. Агентство "Узархив".
IV. Комитеты
1. Комитет по управлению
государственными резервами
2. Комитет по делам религий при Кабинете Министров Республики Узбекистан.
3. Комитет по координации
развития науки и технологий
при Кабинете Министров Республ
V. Центры
1. Центр по координации
и контролю за
2. Центр среднего специального,
профессионального образования
Министерства высшего и
3. Государственный центр
тестирования при Кабинете
4. Национальный информационно-
5. Узбекский Центр
сертификации хлопкового
6. Центр гидрометеорологической службы при Кабинете Министров Республики Узбекистан.
7. Государственный центр персонализации при Кабинете Министров Республики Узбекистан.
VI. Инспекции
1. Государственная инспекция
Республики Узбекистан по
2. Государственная инспекция
Республики Узбекистан по
3. Государственная инспекция по контролю и надзору за техническим состоянием и безопасностью работы крупных и особо важных водохозяйственных объектов при Кабинете Министров Республики Узбекистан.
4. Узбекская государственная
инспекция по контролю за
5. Государственная хлебная
инспекция при Кабинете
6. Государственная инспекция
Республики Узбекистан по
7. Государственная инспекция по надзору за геологическим изучением недр, безопасным ведением работ в промышленности, горном деле и коммунально-бытовом секторе при Кабинете Министров Республики Узбекистан15.
Кроме министерств, госкомитетов к системе центральных, республиканских органов исполнительной власти относятся комитеты, агентства, а также образуемые при них и Кабинете Министров Республики Узбекистан структуры государственного управления: комиссии и иные органы государственного управления, различные службы, надзоры, и каждый вид характеризуется определенными особенностями.
Вопрос о
системе республиканских
Поиск наиболее рациональной и отвечающей всем современным требованиям системы республиканских органов исполнительной власти продолжается.
Административно-
До сих пор отсутствует закон, специально посвященный организации исполнительной власти на республиканском уровне. В Конституции содержатся нормы, относящиеся только к определению статуса и организации правительства страны, что, естественно, не тождественно правовым основам организации государственного управления в республике в целом. Определенные выводы такого характера можно сделать на основе анализа Конституции Республики Узбекистан. Однако они также не относятся непосредственно к организации государственного управления, так как трактуют соответствующие вопросы применительно ко всему механизму государственной власти.
Говоря о
соотношении компетенции
Очевидно, что без теснейшего взаимодействия центральных и местных исполнительных органов, а также без строгого оптимального разграничения их функций, полномочий и ответственности невозможно эффективное решение всех проблем, возникающих в процессе государственно-управленческой деятельности. Но такое взаимодействие, как показал проведенный анализ, пока еще не организовано должным образом. В конечном счете, сложившаяся ситуация связана с отсутствием специального акта, закона об общих принципах организации системы государственного управления, о принципах и порядке разграничения предметов ведения и полномочий.
Бесспорно и то, что решать все вопросы на республиканском уровне невозможно как практически,
так и юридически. Основные функции и полномочия
в области государственного управления
на местном уровне осуществляют не республиканские
органы исполнительной власти и не образуемые
ими территориальные органы. Действующее
законодательство Республики Узбекистан
в его современном виде не содержит каких-либо
упоминаний об обратном. Основные функции
госуправления практически реализуются
в административно-
Оптимальная система государственного управления предполагает необходимость учета того важного обстоятельства, что основная масса предприятий, учреждений и организаций различных отраслей и сфер государственного управления функционирует на соответствующей территории, что, соответственно, местные органы исполнительной власти "ближе" всех к этим объектам. Конечно, соответствующее распределение таких объектов осуществлено либо осуществляется. Как результат, на территории параллельно действуют объекты местного (областного, городского и т.п.) и республиканского подчинения. Исполнительные органы на местах ведают многими отраслями экономической и социально-культурной сфер деятельности, а республиканские органы часто не имеют прямых связей с объектами их профиля. Значит, они должны действовать в подобных ситуациях через местные исполнительные органы. Однако по этому поводу законодательство четких установлений не содержит. Следовательно, в современном виде налицо две системы управления, действующие на совершенно аналогичной основе. А реально должна быть одна отраслевая система, построенная с учетом самостоятельности территорий.
Республиканский
орган должен быть нацелен на совершение
тех или иных действий по согласованию
с местными властями или во взаимодействии
с ними. Эта позиция может стать реальной,
если не будет каждый раз забываться тот
факт, что объекты управления находятся
в основном на территории, в административно-
Эффективному развитию системы местного территориального управления могло бы реально способствовать сосредоточение в республиканских органах исполнительной власти, независимо от их нынешних разнообразных наименований, функций двух типов, координационных - в отношении управления объектами местного подчинения и управляющих - в отношении объектов, непосредственно им подчиненных. Тем самым было бы создано необходимое условие для эффективных взаимоотношений центральных, республиканских и местных органов исполнительной власти18.
В связи с
этим, усматривается
ГЛАВА 2. ОСНОВНЫЕ
НАПРАВЛЕНИЯ ПРАВОВОГО
2.1. Организация государственного управления экономической и социальной сферами в Республике Узбекистан
Проблема госуправления экономикой является весьма актуальной и сложной для науки административного права. При ее анализе возникает ряд существенных вопросов, в том числе вопрос о пересмотре понятия "государственное управление экономикой". В современных условиях с переходом к многоукладной экономике и ограничением вмешательства государственных, контролирующих органов в хозяйственную деятельность предприятий понятие государственное управление экономикой, базировавшееся на едином производственно-хозяйственном комплексе, в определенной степени устарело и должна быть коренным образом пересмотрена19.
Развитие рыночной экономики потребовало создания соответствующей правовой базы. За последние годы в Республике Узбекистан изданы важнейшие законы, по-новому определяющие условия хозяйственной деятельности. Анализ административно-правовых норм, содержащихся в этих актах, позволяет выявить два характерных для них положения: не все проблемы управления экономикой могут быть решены на основе гражданского законодательства, как известно, новый Гражданский кодекс20 подчеркивает роль государственного управления экономикой. При этом нужно учитывать, что государственное управление экономикой в Республике Узбекистан и ранее в советский периоды развивалось в русле европейской континентальной управленческой системы, (в частности германской и французской), в которых роль исполнительной власти в деле управления экономикой всегда была велика.
Информация о работе Конституционно-правовые основы государственного управления в Узбекистане