Автор работы: Пользователь скрыл имя, 09 Марта 2013 в 11:31, дипломная работа
Целью квалификационной работы является изучение правовых основ государственного управления. Достижение этой цели предполагает решение ряда задач, включающих в себя:
• критическое обобщение и систематизацию правовых основ государственного управления;
• определение факторов и условий становления государственного управления;
• описание зависимостей и механизмов соотнесения принципов демократии и государственного управления;
• выделение отличительных черт государственной службы, раскрывающих особенности ее трансформации в условиях углубления демократических реформ.
ВВЕДЕНИЕ ……………………………………………………………….. 3
ГЛАВА 1. ТЕОРЕТИКО-ПРАВОВЫЕ ОСНОВЫ ГОСУДАРСТВЕННОГО УПРАВЛЕНИЯ В РЕСПУБЛИКЕ УЗБЕКИСТАН
1.1. Теоретические основы государственного управления в Республике
Узбекистан ……………………………………………………………. 5
1.2. Правовое регулирувание государственного управления в Республике
Узбекистан ……………………………………………………………. 9
1.3. Система органов государственного управления …………………. 13
ГЛАВА 2. ОСНОВНЫЕ НАПРАВЛЕНИЯ ПРАВОВОГО РЕГУЛИРОВАНИЯ ГОСУДАРСТВЕННОГО УПРАВЛЕНИЯ В РЕСПУБЛИКЕ УЗБЕКИСТАН
2.1. Организация государственного управления экономической и
социальной сферами в Республике Узбекистан ………………….. 19
2.2. Правовые аспекты управления административно-политическим
строительством в Республике Узбекистан ……………………….. 28
ЗАКЛЮЧЕНИЕ …………………………………………………………. 35
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ ………………… 38
Действующее законодательство Республики Узбекистан закрепило основы административно-правового положения предприятий и учреждений. Определилась главная тенденция: переход от прямого, административного управления экономикой к ее регулированию правовыми, финансовыми и договорными методами, которые все же нуждаются в корректировке со стороны органов общей компетенции.
Кроме того, нужно продолжить совершенствование законодательства по проблемам регулирования организации и деятельности центральных отраслевых и функциональных органов управления. При этом представляется целесообразным совершенствование механизма управления хозяйством, механизма стимулирования инициативы и предпринимательства, поиск критериев экономической ответственности предприятий и их руководителей. Необходимо также усиление органов общей компетенции в области изучения механизмов вновь создаваемых хозяйств на предмет их соответствия законам и условия рынка. Важно также изучать ситуацию по реализации в жизни принятых законов и документов, требований рынка, степень исполнения постановлений правительства. Для активного внедрения рыночных отношений принято достаточное количество нормативно-правовых актов, законов. За Кабинетом Министров должна закрепиться практика мониторинга на предмет их исполнения.
По нашему мнению, в республике складываются благоприятные правовые условия для оптимального сочетания, взаимодействия, взаимозависимости и взаимообусловленности всех уровней власти, включая центральные и местные органы управления. Закрепление координационных и контрольных функций хокимов в Конституции Республики Узбекистан станет основой для дальнейшего совершенствования взаимоотношений с неподчиненными им организациями.
Важнейшей функцией в условиях рыночного хозяйствования объективно становится, не централизованное непосредственное управление, а государственное регулирование. Регулирование экономики является важнейшей функцией государства в условиях рыночного хозяйствования21. Государство обеспечивает правовую основу экономических решений, защищает национальные экономические интересы, формирует инфраструктуру, контролирует базовые параметры денежного обращения, развивает секторы, которые обществу выгодно иметь в государственной собственности или которые не затрагивают частный бизнес. Государственное регулирование используется как для активизации нужных обществу форм деятельности, так и для ограничения и подавления нежелательных форм хозяйствования. Оно гарантирует равные условия хозяйствования, стабильность поведения, способствует проявлению эффективных сторон рыночных отношений и нейтрализует их негативные последствия. Без государственного регулирования снижается эффективность производства, невостребованной оказывается фундаментальная наука, сокращается из-за удорожания социальная инфраструктура, движение к цивилизованным формам жизни осуществляется стихийно, с издержками и потерями.
Компетенция
республиканских органов
Постановлением Президента Республики Узбекистан от 24.10.2011 г. за N ПП-163022 в целях обеспечения проведения единой внешнеэкономической политики исходя из приоритетов социально-экономического развития и углубления экономических реформ, усиления координации деятельности министерств, ведомств, организаций и предприятий по расширению экспортного потенциала страны, увеличению экспорта продукции и оптимизации импорта, привлечению иностранных инвестиций для модернизации экономики, технического и технологического перевооружения производства был преобразован Сводный информационно-аналитический департамент по вопросам макроэкономического развития, структурных преобразований экономики и комплексного развития территорий Исполнительного аппарата Кабинета Министров в Сводный информационно-аналитический департамент по вопросам макроэкономического развития, структурных преобразований, привлечения иностранных инвестиций и комплексного развития территорий, создав в его составе Сектор по вопросам расширения экспортного потенциала, оптимизации импорта и мониторинга привлечения иностранных инвестиций.
Основные
задачи Сводного информационно-аналитического
департамента по вопросам макроэкономического
развития, структурных преобразований,
привлечения иностранных
Совершенствование системы управления развитием экономики в республике осуществляется: на макроуровне - по народному хозяйству в целом; на микроуровне - по отдельным отраслям, предприятиям и организациям. Главная цель преобразования - замена административно-командной, бюрократической системы гибкой системой управления, адекватной требованиям рыночных отношений. Коренным образом преобразована и система управления непосредственно предприятиями и организациями. В целях углубления административного реформирования и совершенствования структуры управления экономикой осуществляется сокращение излишних управленческих звеньев, оптимизация численности управленческого персонала территориальных органов управления и ограничение функций администрирования в системе управления. Вопросы социально-экономического развития территорий возложены на премьер-министра. Установлено, что соответствующий заместитель хокима области курирует вопросы экономики и социального развития и утверждается в должности хокимом области по представлению министра экономики. Задача заключается не только в преобразовании органов управления на макро - микроуровне народного хозяйства, но и в существенном изменении стиля их работы с тем, чтобы она отвечала требованиям формирования и развития рыночных отношений. Совершенствование системы управления развитием народного хозяйства способствует переходу к экономическим методам, формированию экономической политики государства - налоговой, ценовой и банковской.
Новая концепция управления экономикой предполагает сбалансированное сочетание вертикальных административных структур с горизонтальной сетью автономных организаций, выполняющих конкретные задачи, создание таких механизмов, как контрактное управление, внутренний и внешний аудит, все более широкое внедрение в работу государственного сектора методов государственного менеджмента. При этом особое внимание должно акцентироваться на развитии аналитических, прогнозных и оценочных функций государственных структур, а главное — на повышении качества и подготовки принятия решений, прежде всего в центральных органах управления.
В 2003 — начале 2004 года правительством пересматривается структура и уточняются задачи практически всех министерств и ведомств республики с исключением из них функций, противоречащих принципам управления рыночной экономики. В министерствах и госкомитетах все больше концентрируются вопросы формирования государственной политики, а функции по исполнению и контролю возлагаются на такие органы государственного управления, как агентства, комитеты, инспекции.
Компании должны заниматься хозяйственными вопросами в соответствии с принципами корпоративного управления, а ассоциации - оказывать содействие своим учредителям в соответствии с возложенными на них функциями.
Организация управления экономикой республики обеспечена законами в меньшей мере, чем в других областях. Во многих случаях она регламентируется указами Президента и другими подзаконными актами. Основные причины, объясняющие, но не оправдывающие ситуацию - многогранность экономики, незавершенность и противоречивость процесса реформ. В этих условиях обеспечение законом организации управления экономикой, притом, что необходимость в нем часто отрицается, является маловероятным, поскольку он будет подвержен постоянным корректировкам. Там не менее, принято немало специальных, в том числе отраслевых законов, в которых закрепляются основы организации управления в соответствующих областях уже применительно к современным условиям.
В ходе реформирования системы государственного управления (в том числе экономикой) важное место отводится реформе внешнеэкономической деятельности (далее—ВЭД). Однако принимаемые меры по либерализации системы госуправления ВЭД, проведенные важнейшие структурные изменения - лишь первые шаги по реформированию данной сферы, и пока еще они не приобрели системного, глубинного, содержательного характера. К сожалению, реформы в сфере ВЭД затронули преимущественно форму выражения. Требуется истинная либерализация, нужны содержательные, сущностные изменения в системе госуправления ВЭД, в характере взаимоотношений ее звеньев. Министерство внешних экономических связей, инвестиций и торговли Республики Узбекистан должно стать открытой, прозрачной системой, а местные ее звенья - реально приобрести самостоятельность в решении оперативных вопросов.
Несмотря на принимаемые меры, сегодня в сфере ВЭД сложилась ситуация, которую смело можно квалифицировать как проблемную. Необходима предсказуемость и ясность ситуации для населения, инвесторов и доноров. Неопределенность рождает опасения, а опасения - главный фактор оттока капитала, в т.ч. и интеллектуального, из страны. Необходимы стратегические решения руководства страны в этой сфере.
Исходя из вышеуказанных проблем, функциями Сводного информационно-аналитического департамента по вопросам макроэкономического развития, структурных преобразований, привлечения иностранных инвестиций и комплексного развития территорий в сфере развития внешнеэкономического сотрудничества с зарубежными странами, международными финансовыми и экономическими институтами, зарубежными компаниями и банками:
формирование и ведение систематизированного банка данных и осуществление мониторинга за ходом реализации договоренностей, достигнутых по итогам визитов Президента Республики Узбекистан в зарубежные государства, принятых программ внешнеторгового, инвестиционного и финансового сотрудничества с зарубежными странами, международными экономическими и финансовыми институтами, а также выработку предложений по углублению внешнеэкономического и внешнеторгового сотрудничества с зарубежными странами, международными структурами, иностранными компаниями и банками;
обеспечение координации деятельности органов государственного и хозяйственного управления, органов исполнительной власти на местах, иных органов и организаций республики в сфере внешнеэкономических связей и выработка предложений по приоритетам внешнеэкономического сотрудничества с зарубежными государствами, международными экономическими и финансовыми институтами, иностранными компаниями и банками, исходя из стратегических целей развития страны и на основе анализа изменения конъюнктуры на мировом рынке;
координация разработки программ сотрудничества с международными финансовыми и экономическими институтами и другими инвесторами по вопросам привлечения иностранных инвестиций и кредитов, а также выработки предложений по приоритетным и перспективным направлениям сотрудничества;
участие в создании условий и мониторинга исполнения мер по развитию и повышению конкурентоспособности национальной экономики и ее интеграции в мировую экономическую систему24.
При либерализации ВЭС бесспорно одно - важнейшим условием этого процесса, определяющим темпы, этапы, стадии, формы, перехода к рыночным отношениям и его правового обеспечения, должен быть прагматический подход в контексте макро- микроэкономической стратегии развития народного хозяйства с учетом его реальной структуры. При этом административные меры, как свидетельствует анализ, могут использоваться во ВЭС только в том случае, если с помощью иных (т.е. экономических) методов невозможно достигнуть поставленных целей, поскольку рыночной системе хозяйства в принципе больше соответствуют экономические инструменты регулирования ВЭД.
В связи с развитием ВЭД особую актуальность приобрели вопросы таможенного дела. Либерализация этой деятельности объективно привела к разработке обширной системы нормативных актов, создающих необходимую правовую базу таможенной системы. Однако таможенное дело не является неизменным, новые задачи таможенной политики могут потребовать новых средств ее осуществления, их изменения и дополнения, что должно получить адекватное отражение в содержании и организации таможенной деятельности.
В условиях рыночных отношений важнейшим рычагом государственного воздействия на развитие экономики является налоговая политика. Налоговая система - надежный инструмент госуправления экономикой, цивилизованное средство воздействия госструктур на активно развивающиеся в республике рыночные отношения25. Анализ практики, законодательных и иных нормативно-правовых актов, посвященных налоговой системе, свидетельствует о необходимости перераспределения функций между звеньями системы государственных налоговых органов. При этом на ГНК, являющийся центральным межотраслевым координационно-контрольным органом исполнительной власти, целесообразно возложить решение проблем, имеющих методологическое регулятивное значение, а основной объем текущей контрольной работы перенести на низовой уровень налоговых органов республики.
Информация о работе Конституционно-правовые основы государственного управления в Узбекистане