Автор работы: Пользователь скрыл имя, 16 Июня 2013 в 17:41, диссертация
Цель исследования состоит в том, чтобы проанализировать имеющиеся проблемы в сфере национальной безопасности государств Центральной Азии и выявить механизмы, с помощью которых возможно их решение. Поэтапное достижение обозначенной цели предполагает решение следующего ряда задач:
определить теоретико-методологическую базу исследования проблем национальной безопасности;
выявить основные угрозы для национальной безопасности государств центрально-азиатского региона;
проанализировать геополитическую обстановку современности, влияющую на национальную безопасность центрально-азиатских государств;
исследовать взаимодействие государств Центральной Азии в рамках Организации Договора о коллективной безопасности в сфере решения проблем национальной безопасности;
Введение……………………………………………………………………….….3
ГЛАВА I. ОСОБЕННОСТИ СОВРЕМЕННОЙ СИСТЕМЫ БЕЗОПАСНОСТИ ГОСУДАРСТВ ЦЕНТРАЛЬНОЙ АЗИИ……………..8
1.1. Теоретико-методологические аспекты исследования национальной безопасности………………………………………………………..…………8
1.2. Основные проблемы национальной безопасности государств Центральной Азии на современном этапе……………………………….…20
1.3. Современная геополитическая ситуация и ее влияние на национальную безопасность центрально-азиатских государств……...…..32
ГЛАВА II ОБЕСПЕЧЕНИЕ НАЦИОАНАЛЬНОЙ БЕЗОПАСНОСТИ ГОСУДАРСТВ ЦЕНТАРЛЬНОЙ АЗИИ В КОНТЕКСТЕ СОТРУДНИЧЕСТВА В РЕГИОНАЛЬНЫХ ОРГАНИЗАЦИЯХ……..…42
2.1 Взаимодействие государств Центральной Азии в рамках Организации Договора о коллективной безопасности с целью решения проблем национальной безопасности………………………………………………...42
2.2. Шанхайская Организация Сотрудничества в процессе обеспечения безопасности в Центральной Азии………………………………………….51
2.3. Коллективные мероприятия в сфере обеспечения национальной безопасности в центрально-азиатском регионе…………………………….63
Заключение………………………………………………………………..…….75
Список использованной литературы……………
Предметом исследования магистерской диссертации является совокупность проблем национальной безопасности государств Центральной Азии и перспективы их устранения в процессе взаимодействия между странами-участницами международных организаций.
Объектом исследования являются основные международные организации, в рамках которых проводятся мероприятия по выявлению и устранению угроз для национальной безопасности государств Центральной Азии.
Научная новизна данного исследования состоит в том, что в данной магистерской диссертации проведен систематический анализ теоретического наследия по вопросу национальной безопасности. Сделана попытка обобщить имеющийся по данной теме материал, а также выявить специфику проблем в сфере национальной безопасности государств Центральной Азии. Также проанализировано взаимодействие государств региона в рамках международных организаций с целью решения имеющихся проблем.
Методологические и теоретические основы исследования. Методологией исследования послужило использование методов сравнительного и системного анализа, проблемного метода, исторического подхода, а также определение общего и особенного в деятельности различных международных организаций с целью решения проблем в сере национальной безопасности государств центрально-азиатского региона. Для выявления угроз для национальной безопасности государств Центральной Азии были применены также методы эмпирической политологии: анализ статистических материалов, изучение документов. В качестве информационной базы в работе использовались монографии, научные статьи, материалы периодической печати, информационные и аналитические материалы научно–исследовательских учреждений, информационных агентств, экспертные оценки, выступления политических лидеров государств Центральной Азии, а также материалы, публикующиеся в электронных средствах массовой информации.
Теоретическая и практическая значимость исследования заключается в том, что положения и выводы магистерской диссертации могут быть использованы при исследовании особенностей угроза национальной безопасности государств Центральной Азии и анализе решений по их устранению, а также при выработке государством дальнейшего курса взаимодействия в рамках международных организаций с целью устранения угроз для национальной безопасности.
Кроме того в данной работе собран и систематизирован материал по вопросу национальной безопасности, по проблемам, несущим ей угрозу, также по методам решения подобных проблем. Поэтому материалы исследования могут быть также использованы в учебном процессе в курсах и спецкурсах по политологии, международным отношениям, мировому политическому процессу.
Структура и объем работы обусловлены целями и задачами исследования. Магистерская диссертация состоит из введения, двух глав, разделенных, в свою очередь на три параграфа, заключения и списка использованной литературы.
ГЛАВА I. ОСОБЕННОСТИ
СОВРЕМЕННОЙ СИСТЕМЫ
1.1. Теоретико-методологические
аспекты исследования
Национальная безопасность является одной из центральных проблем современной геополитики. Связано это с тем, что с национальной безопасностью неразрывно связано состояние защищенности жизненно важных интересов личности, общества и государства от внутренних и внешних угроз.
Сам термин «национальная безопасность» был изобретен в Соединенных Штатах. Произошло это сразу после Второй мировой войны, когда США оказались на положении великой мировой державы, с огромными возможностями воздействия на мир во всех его уголках: от Японии до западных рубежей Советского Союза. В это время американские политические деятели стали осмысливать сложившуюся геополитическую обстановку, свое место в ней, и связанные с ней цели и задачи. В это время группе ученых политологов было поручено разработать категорию национальной безопасности, вычленив из нее главные задачи, на которые должна была ориентирована вся политическая, экономическая, социальная жизнь страны. В итоге за несколько лет была выработана концепция национальной безопасности, затем на ее базе разработана доктрина госбезопасности, которая дала основное направление для всех действий госаппарата. Кроме доктрины, был принят закон о национальной безопасности, который обязывал все государственные структуры вести строго определенную политику.1
В научном и политическом лексиконе государств Центральной Азии термин «национальная безопасность» появился после распада СССР. В это время особое внимание стало уделяться вопросу защищенности жизненно важных интересов личности, общества и государства от внутренних и внешних опасностей и угроз. Для обозначения данного социального явления
использовались разные понятия: безопасность внутренняя и внешняя, безопасность государственная, материальное и духовное благосостояние и др. Все эти понятия, с различных сторон, прямо или косвенно, характеризуют явление национальной безопасности.2
Повышенный интерес современного научного мира к вопросам обеспечения национальной безопасности связан с тем аспектом, что успешное развитие и само существование суверенного государства невозможно без обеспечения ее национальной безопасности. Таким образом, важность для любого государства изучения национальной безопасности приводит к тому, что можно проследить тенденции углубленного изучения теории безопасности, которые вытесняют традиционное понимание (военная стратегия, искусство управления государством и т.д.) и одновременно становятся объектом пристального внимания множества иных направлений науки. И на сегодняшний день ни одна из известных нам отраслей науки не может в полной мере претендовать на монопольное изучение безопасности. Наряду с государственными деятелями, политологами, геополитиками, конфликтологами и военными стратегами, на исследование проблем безопасности стали серьезно и небезосновательно претендовать экономисты, экологи, медики, социологи, правоведы, геополитики, международники, программисты, прогнозисты, культурологи, представители духовенства, СМИ и многие другие. Такое многообразие в исследовании безопасности адекватно состоянию и характеристике этого понятия. То есть безопасность – это междисциплинарная и межпарадигмальная совокупность подходов и концепций о безопасности.
При этом изучение безопасности в первую очередь, связано с формированием теоретической базы исследования. Но, не смотря на тот факт, что сфера исследования безопасности в теории переживает период рассвета, ученые до сих пор ведут жаркие дискуссии вокруг самого понятия «национальная безопасности».
К примеру, имеется такое определение – «национальная безопасность – понятие, характеризующее уровень защищенности и меры по обеспечению защиты отдельно взятого государства от внешних и внутренних угроз».3
Также существуют варианты определения, где под национальной безопасностью понимается защищенность жизненно важных интересов личности, общества и государства в различных сферах жизнедеятельности от внешних и внутренних угроз, обеспечивающая устойчивое развитие страны.4
По другому определению – «национальная безопасность – совокупность официально принятых взглядов на цели и государственную стратегию в области обеспечения безопасности личности, общества и государства от внешних и внутренних угроз политического, экономического, социального, военного, техногенного, экологического, информационного и иного характера с учетом имеющихся ресурсов и возможностей».5
Также «национальная безопасность – способность нации удовлетворять потребности, необходимые для ее самосохранения, самовоспроизводства и самосовершенствования с минимальным риском ущерба для базовых ценностей ее нынешнего состояния».6
По определению российского политолога Н. А. Косолапова, «национальная безопасность – это стабильность, которая может поддерживаться на протяжении длительного времени, состояние достаточно разумной динамической защищенности от наиболее существенных из реально существующих угроз и опасностей, а также способности распознавать такие вызовы и своевременно принимать необходимые меры для их нейтрализации».7
Все возрастающее внимание к безопасности сталкивается с проблемой определения самого понятия «безопасность». Существующие подходы, взгляды и концепции дают основание для чрезвычайно широкого рассмотрения самого понятия безопасности. Традиционно многие исследователи придерживаются точке зрения, отраженной в Концепции национальной безопасности РФ от 1996 г., в которой безопасность определяется как состояние защищенности личности, общества и государства от внешних и внутренних угроз. Однако стоит подчеркнуть, что не все исследователи согласны с такой трактовкой. Так, например, российский исследователь Д. Данкин считает, что «безопасность характеризует не только состояние, но и тенденции развития (в том числе латентные) и условия жизнедеятельности всех элементов социума, при которых обеспечивается их качественная определенность с объективно обусловленными инновациями и свободное, соответствующее собственной природе и ею определяемое функционирование при сохранении фундаментальных ценностей и основных институтов».8
Касательно «защищенности», другой российский исследователь Г.В. Иващенко считает, что безопасность – не есть состояние защищенности интересов субъекта или чье бы то ни было состояние, а контролируемые субъектом условия своего существования. «Безопасность субъекта и его деятельности есть совокупность условий его существования, которыми он овладел (постиг, усвоил, создал) в процессе своей самореализации, и которые он, таким образом, в состоянии контролировать».9 По этому поводу Д. Данкин также считает, что термины «защита» и «защищенность» сужают смысл безопасности. Он предлагает иное понимание этого понятия: «безопасность – есть деятельность людей, общества, государства, мирового сообщества народов по выявлению (изучению), предупреждению, ослаблению, устранению (ликвидации) и отражению опасностей и угроз, способных погубить их, лишить фундаментальных материальных и духовных ценностей, нанести неприемлемой (недопустимый объективно и субъективно) ущерб, закрыт путь для выявления и развития».10
Таким образом, термин «национальная
безопасность» в научной
Стоит отметить, что при анализе национальной безопасности необходимо определить её структуру. Национальная безопасность включает в себя следующие компоненты:
1) государственную безопасность
– понятие, характеризующее
2) общественную безопасность – понятие, выраженное в уровне защищенности личности и общества, преимущественно, от внутренних угроз общеопасного характера;
3) экономическую безопасность
– такое состояние в стране,
при котором процесс
4) энергетическую безопасность
– состояние страны, при котором
отсутствуют внешние и
5) информационную безопасность – состояние защищенности национальных интересов государства в информационной сфере;
6) экологическую безопасность
– защита от экологической
опасности, которая
Анализируя компоненты национальной безопасности, приходим к выводу, что национальная безопасность тесно связанна с безопасностью самой общественно-политической системы данной страны, с другой стороны при реализации государством своих целей, оно имеет отношения с другими государствами, которые либо будут способствовать, либо препятствовать их выполнению. Поэтому естественно концепция национальной безопасности должна строится с учётом как внешних так внутренних угроз.
Таким образом, обеспечение национальной безопасности – комплекс политических, экономических, социальных, здравоохранительных, военных и правовых мероприятий, направленных на обеспечение нормальной жизнедеятельности государства, устранение возможных угроз.
Обеспечение национальной безопасности включает в себя: 1) защиту государственного строя; 2) защиту общественного строя; 3) обеспечение территориальной неприкосновенности и суверенитета; 4) обеспечение политической и экономической независимости нации; 5) обеспечение здоровья нации; 6) охрана общественного порядка; 7) борьба с преступностью. 8) обеспечение техногенной безопасности и защита от угроз стихийных бедствий.11
Кроме того, ученые выделяют так называемые «мягкие» и «жесткие» аспекты безопасности. Родоначальником такого взгляда на безопасность считается британский ученый Б. Бузан, опубликовавший в 1983 году свою книгу «Народ, государства и страх». В дальнейшем концепция «мягких и жестких» аспектов безопасности получила общепринятый характер. «Мягкие» аспекты – это новые аспекты безопасности, превосходящие порою по масштабам деструктивности «жесткие» и включающие, например, экономическую безопасность, духовно-культурную безопасность. Вторые – это те аспекты, обеспечение которых может быть достигнуто военно-силовыми методами и соответствующие традиционному пониманию безопасности. При этом Жесткие аспекты занимают опять свои позиции в сфере безопасности.12
Стоит отметить, что безопасность, как и другие явления, имеет собственные субъекты и объекты. Объектом безопасности является то (тот), к чему (кому) направлена деятельность субъекта для обеспечения его безопасности. Субъект безопасности – это то (тот), что (кто) обеспечивает безопасность.
Структурируя безопасность, исследователи обычно выделяют ее вертикальную структуру – личности, общества, государства, а также региона и планеты в целом и горизонтальную, которая включает в себя политическую, экономическую, социальную, экологическую, информационную, военную и духовно-культурную сферы. 13
При этом к органам, обеспечивающим национальную безопасность, относят: армию, службы разведки и контрразведки, правоохранительные органы, медицинские органы.