Национальная безопасность государств Центральной Азии в современных геополитических условиях

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 16 Июня 2013 в 17:41, диссертация

Краткое описание

Цель исследования состоит в том, чтобы проанализировать имеющиеся проблемы в сфере национальной безопасности государств Центральной Азии и выявить механизмы, с помощью которых возможно их решение. Поэтапное достижение обозначенной цели предполагает решение следующего ряда задач:
определить теоретико-методологическую базу исследования проблем национальной безопасности;
выявить основные угрозы для национальной безопасности государств центрально-азиатского региона;
проанализировать геополитическую обстановку современности, влияющую на национальную безопасность центрально-азиатских государств;
исследовать взаимодействие государств Центральной Азии в рамках Организации Договора о коллективной безопасности в сфере решения проблем национальной безопасности;

Содержание

Введение……………………………………………………………………….….3

ГЛАВА I. ОСОБЕННОСТИ СОВРЕМЕННОЙ СИСТЕМЫ БЕЗОПАСНОСТИ ГОСУДАРСТВ ЦЕНТРАЛЬНОЙ АЗИИ……………..8
1.1. Теоретико-методологические аспекты исследования национальной безопасности………………………………………………………..…………8
1.2. Основные проблемы национальной безопасности государств Центральной Азии на современном этапе……………………………….…20
1.3. Современная геополитическая ситуация и ее влияние на национальную безопасность центрально-азиатских государств……...…..32

ГЛАВА II ОБЕСПЕЧЕНИЕ НАЦИОАНАЛЬНОЙ БЕЗОПАСНОСТИ ГОСУДАРСТВ ЦЕНТАРЛЬНОЙ АЗИИ В КОНТЕКСТЕ СОТРУДНИЧЕСТВА В РЕГИОНАЛЬНЫХ ОРГАНИЗАЦИЯХ……..…42
2.1 Взаимодействие государств Центральной Азии в рамках Организации Договора о коллективной безопасности с целью решения проблем национальной безопасности………………………………………………...42
2.2. Шанхайская Организация Сотрудничества в процессе обеспечения безопасности в Центральной Азии………………………………………….51
2.3. Коллективные мероприятия в сфере обеспечения национальной безопасности в центрально-азиатском регионе…………………………….63

Заключение………………………………………………………………..…….75

Список использованной литературы……………

Вложенные файлы: 1 файл

Пращаева А. Национальная безопасность государств ЦА в современных геополитических уловиях.doc

— 450.50 Кб (Скачать файл)

Особо радикально к приграничным вопросам, судя по фактам односторонней  делимитации и демаркации границ, относится густонаселенный Узбекистан. В настоящее время на узбекско-кыргызской границе насчитывается 140 спорных участков, а на узбекско-таджикской границе насчитывается около 700 спорных мест, на кыргызско-таджикской границе 70 спорных территорий. По мнению официальных лиц Кыргызстана, проблемы с Узбекистаном, в основном, касаются тех спорных участков, которые Кыргызстан «в свое время отдал в пользование узбекской стороне». Ситуация обостряется односторонним минированием узбекскими пограничниками отдельных приграничных участков с Кыргызстаном и Таджикистаном, а также возведением дополнительных оборонительных заграждений, таможенных и пограничных постов. Такая же проблема существует и между Казахстаном и Узбекистаном еще с 1921 г., т.е. до образования Казахской ССР. 41

Существование анклавов в некоторых государствах несколько  обостряет ситуацию. Так, на территории Кыргызстана имеется два узбекских анклава – Сох (в нем не легитимно согласно международному праву находятся подразделения вооруженных сил) и Шахимардан, в которых проживают приблизительно от 40 до 50 тыс. граждан Узбекистана по национальности, по некоторым данным, преимущественно таджики, и один таджикский анклав – Ворух с населением от 23 до 29 тыс. чел. В свою очередь, и в Узбекистане имеется кыргызский анклав – село Барак, относящейся к сельской управе Ак-Таш, Ошской области, с населением 589 человек. Вышеперечисленное показывает, что данная проблема продолжает существовать во всем своем потенциале и, пожалуй, еще долго будет нагнетать межгосударственные отношения стран ЦА.42

Подобная приграничная ситуация является детонатором в  межгосударственных отношениях и чревата дестабилизацией обстановки в регионе.

Иными словами на сегодняшний  день у государств центрально-азиатского региона имеется немало проблем. Эти проблемы могут серьезно обострить  межгосударственные и внутригосударственные  отношения, что несет  угрозу для национальной безопасности. При этом все вышеуказанные проблемные проявления – это тесно взаимосвязанное комплексное явление, в связи, с чем  успешное их устранение значительно затруднено.

 

 

1.3. Современная  геополитическая ситуация  и ее влияние на национальную безопасность центрально-азиатских государств

В целом большинство  аналитиков характеризуют геополитическую  обстановку современного мире как стабильную. Однако стоит признать, что исчезновение с геополитической карты мира стран социализма во главе с Советским Союзом не привело к прекращению глобального противоборства между Востоком и Западом. Более того, в современных условиях наблюдается дальнейшее обострение международной обстановки в этой парадигме географических координат. В настоящее время по-прежнему ведется серьезная борьба за установление влияния в мире, овладение природными ресурсами и новыми рынками сбыта. Особенно жесткое геополитическое противоборство разворачивается на материке Евразия, где расположен интересующий нас регион – Центральная Азия.

Дело в том, что на самом большом материке планеты  имеется разнообразный географический ландшафт, богатейшая фауна и флора, сосредоточена основная часть всех мировых природных ресурсов. Евразия  располагает наиболее разветвленной  сетью континентальных транснациональных коммуникаций, развитым технологическим потенциалом. На континенте проживает большинство населения планеты, представители пяти евразийских цивилизаций (индуистской, конфуцианской, исламской, западно-христианской, православно-славянской  из общего числа 7-8 мировых цивилизаций.43

Между тем стоит отметить, что сегодня на Евразию приходится около 80 % всех международных конфликтов и локальных войн. При этом большинство из них спровоцировано или привнесено извне. Нынешняя геополитическая экспансия Запада продиктована стремлением ТНК создать на материке Евразия новые, более безопасные, географические плацдармы для обеспечения жизнедеятельности представителей трансконтинентальных политических элит и функционирования инфраструктур их обслуживания.

Таким образом, современная геополитическая обстановка в мире характеризуется сложностью и противоречивостью. Она развивается под воздействием активизации процесса геостратегического переустройства мира и становления новой системы обеспечения глобальной и региональной безопасности.

Основными условиями  ее формирования являются, с одной  стороны, углубление международной  интеграции, создание глобального экономического и информационного пространства, с другой – обострение конкурентной борьбы за расширение сфер влияния. При этом доминирование отдельных государств в экономической и валютно-финансовой сферах активно используется для расширения влияния в других странах и регионах мира.

При этом изменение геополитической  ситуации сопровождаются борьбой мировых центров силы за получение доступа к сырьевым, энергетическим, научно-технологическим, людским и территориальным ресурсам, имеющимся на постсоветском пространстве.

При этом одним из ключевых процессов  формирования новой системы глобальной и региональной безопасности на долгосрочную перспективу, является прогрессирующая глобализация – качественно новый этап в развитии хозяйственной жизни мира, характеризующийся усилением взаимозависимости и взаимовлияния различных сфер и процессов мировой экономики. Это выражается в постепенном превращении мирового хозяйства в единый рынок товаров, услуг, капитала, рабочей силы и знаний.

Процессы глобализации, экономического развития ведущих стран мира предопределяют многообразие различных конфликтных  ситуаций, в которых ВМФ может принимать участие. При этом при формировании своего геополитического курса стоит учитывать возрастающую значимость применения ВМФ, прежде всего защиты объектов и субъектов национальной экономики, в том числе и за пределами национальной юрисдикции.

Другим важнейшим фактором формирования военно-политической обстановки в мире является приход на смену биполярному  миру с его военно-стратегическим равновесием зарождающейся многополярной  модели мирового развития.

Объединившаяся Европа, военно-экономическая мощь которой сопоставима с американской, стремительно усиливающийся Китай, развивающаяся Индия, всевозрастающая активность и антиамериканская агрессивность мусульманского мира, регион Юго-Восточной Азии с быстро развивающейся экономикой и восстанавливающая свой экономический потенциал и военно-политическое влияние в мире Россия – все эти факторы противодействуют стремлению США сохранить свою позицию  гегемона в мировом масштабе.

Последние десятилетия США являлись главной силой, которая определяла «правила игры» во всем мире и принимала решения, влияющие на все мировое устройство.44 Однако новейшая геополитическая история характеризуется переходом от однополярности к многополярному миру.

При этом Соединенные Штаты продолжают курс на сохранение своей доминирующей роли в мире. Для достижения данной цели военно-политического руководства США сосредоточивают основные усилия на продвижении своих интересов на постсоветском пространстве. В связи, с чем одной из главных задач внешнеполитического курса США остается «продвижение демократии по американскому образцу». В рамках ее проводится широкий спектр мероприятий, начиная от поддержки различных оппозиционных сил в «недемократических» странах и заканчивая размещением баз и введением военных сил. 45

Как было отмечено, на сегодняшний день помимо США одним из активнейших и влиятельных участников на геополитической сцене становится Китайская Народная Республика. Связано это со многими показателями. Высокие демографические показатели, политическая и экономическая стабильность.

Экономика КНР в последние 30 лет  постоянно растет. В 2010 г. по уровню ВВП Китай обогнал Японию,  и теперь в мире он занимает второе место по объему экономики. В 2009 году Китай обошел Германию по объему экспорта и стал крупнейшим мировым экспортером. Производится на его территории не только товары народного потребления, но и высокотехнологическое оборудование.

Также следует отметить, что после  парада в Пекине в 2010 г. мировые эксперты военного дела дали наивысшую оценку боевой мощи и боеготовности военным силам Китая. Оборонная промышленность Китая ежегодно сохраняет рост на уровне 15 %.  Сегодня армия Китая, в буквальном смысле слова, дышит в спину армии США, практически поравнявшись с ней на одном уровне. Военный арсенал китайской армии полностью состоит из техники последнего поколения, которое производится на территории самого государства. При этом численность действующей армии в Китае, на сегодняшний день составляет чуть менее 4.000.000 солдат, не учитывая запаса.

Также у Китая имеется космическая программа, которая при нынешнем финансировании уже в ближайшие годы даст свои результаты.

Стоит отметить,  что Китай является самым крупным в мире государством по численности населения.  Только в 2010 г. оно выросло на 6,3 млн. человек  и достигло 1,34 млрд.

Таким образом, если брать во внимание абсолютно все показатели, то мы приходим к выводу, что Китай  занимает лидирующие позиции в мировом  геополитическом пространстве. И  уже сегодня большинство экспертов  предвещают Китаю в ближайшее  время судьбу сверхдержавы. В  связи с этим КНР попадает в фокус геополитических интересов других стран и одновременно имеет свои собственные геополитические планы. 

Следовательно, КНР попадает в фокус  интересов других геополитических  игроков. Таким образом, вокруг этой страны ведется «двойная игра». С одной стороны, геостратеги рассматривают геостратегическое сотрудничество с Китаем в качестве эффективного инструмента установления контроля над всем материком Евразия, решения глобальных финансово-экономических проблем,  а с другой – допускается возможность блокировать Китай и тем самым подорвать основы его территориальной целостности. Подобраться к КНР удобнее всего как раз через контроль над государствами Средней Азии, а также СУАР и Тибет, которые географически примыкают к этому региону и, где сильны сепаратистские настроения в пользу отделения от Китая.

Также очень важным является тот  факт, что в целях изменения всей геополитической конфигурации на материке Евразия США имеют планы создания новых военных баз НАТО. Также не сняты с повестки дня задачи: разжигания этно-религиозных и межцивилизационных конфликтов, провоцирование «цветных революции»; провоцирования появления на мировой карте ранее непризнанных и вообще несуществующих государств. Здесь, в частности, речь может идти о дезинтеграции отдельных государств, уязвимых с точки зрения государственной состоятельности, к их числу относятся и некоторые республики бывшего СССР. Из прессы известно о существовании проектов возникновения таких государственных образований как Курдистан, Белуджистан, Пуштунистан и др. Таким образом, достигается главная цель – дестабилизации обстановки в обширном регионе Центральной Азии.  По взглядом атлантических геостратегов, именно во многом, с помощью инициированного ими управляемого хаоса можно будет запустить процессы переформатирования геополитической карты Евразии по западным лекалам.

Острые межцивилизационные процессы сегодня протекают в европейской  части континента Евразия. Сегодня  здесь наблюдается дальнейшее обострение геополитического противоборства между основными евразийскими цивилизациями, в частности западно-христианской, исламской и православной (восточно-христианской). В последнее время заметно осложнились отношения внутри самой западно-христианской цивилизации. Сегодня открыто конкурируют друг с другом евроатлантический вектор в лице США, Великобритании, Израиля и др. и евроконтинентальная тенденция (Франция, Германия, Италия) нынешней общеевропейской интеграции. В качестве противовеса евро-континентальным тенденциям является политика искусственного усиления в составе Европейского Союза новых членов из числа стран бывшего социалистического лагеря. Они призваны стать проводниками атлантической геостратегии в европейских структурах.

Жесткое межцивилизационное противоборство в Евразии наиболее наглядно проявляется на постсоветском пространстве. Планы англо-американской геостратегии в отношении этого региона евразийского континента предусматривают, прежде всего, изменение конфигурации политических сил и формата власти во многих странах. Речь идет о перекройке государственных границ новых суверенных стран, создании новых военно-политических союзов антироссийской направленности. При этом геополитические оппоненты исходят из того, что установление контроля над постсоветским пространством открывает дорогу к установлению нового мирового порядка в планетарном масштабе.46

В целом, нынешнее состояние нестабильности и конфликтности в Евразии  чревато непредсказуемыми последствиями  для судеб мира и требует от ведущих евразийских стран объединения усилий, большей консолидации и солидарности в деле противодействия вмешательству извне, обеспечения безопасности на самом большом континенте планеты Земля. В стремлении реализовать свои стратегические планы Запад исходит из того, что только целенаправленное сдерживание морально-психологического, экономического и военно-политического возрождения России позволит им окончательно выиграть геополитическую войну на всем постсоветском пространстве и на континенте Евразия в целом.

При этом США рассматривает формирование региональных систем безопасности на территории СНГ как важную составляющую проводимого им курса на установление контроля над добычей и транспортировкой углеводородного сырья, предотвращение создания региональных систем безопасности под эгидой России, освоение потенциального театра военных действий в преддверии прогнозируемого обострения борьбы за энергоресурсы, подготовку контингентов национальных вооруженных сил стран СНГ для возможного проведения совместных операций в зонах конфликтов.

Предполагается, что активное участие США в формировании региональных систем безопасности и многонациональных  миротворческих сил позволит Вашингтону достигнуть политического, экономического и военного доминирования в приграничных с нашей страной регионах в целях реализации своих интересов. В рамках создания региональных систем безопасности без участия России предполагается подключение к ним отдельных стран дальнего зарубежья, в том числе членов НАТО.

Основная ставка в  создании этих региональных систем делается на Украину, Грузию, Азербайджан и Казахстан, претендующих на роль региональных лидеров. В Черноморско-Каспийском регионе в целом завершается процесс формирования (при содействии Вашингтона) региональной системы безопасности и многонациональных миротворческих сил на базе Организации за демократию и экономическое развитие - ГУАМ (Грузия, Украина, Азербайджан, Молдавия).

Информация о работе Национальная безопасность государств Центральной Азии в современных геополитических условиях