Автор работы: Пользователь скрыл имя, 16 Июня 2013 в 17:41, диссертация
Цель исследования состоит в том, чтобы проанализировать имеющиеся проблемы в сфере национальной безопасности государств Центральной Азии и выявить механизмы, с помощью которых возможно их решение. Поэтапное достижение обозначенной цели предполагает решение следующего ряда задач:
определить теоретико-методологическую базу исследования проблем национальной безопасности;
выявить основные угрозы для национальной безопасности государств центрально-азиатского региона;
проанализировать геополитическую обстановку современности, влияющую на национальную безопасность центрально-азиатских государств;
исследовать взаимодействие государств Центральной Азии в рамках Организации Договора о коллективной безопасности в сфере решения проблем национальной безопасности;
Введение……………………………………………………………………….….3
ГЛАВА I. ОСОБЕННОСТИ СОВРЕМЕННОЙ СИСТЕМЫ БЕЗОПАСНОСТИ ГОСУДАРСТВ ЦЕНТРАЛЬНОЙ АЗИИ……………..8
1.1. Теоретико-методологические аспекты исследования национальной безопасности………………………………………………………..…………8
1.2. Основные проблемы национальной безопасности государств Центральной Азии на современном этапе……………………………….…20
1.3. Современная геополитическая ситуация и ее влияние на национальную безопасность центрально-азиатских государств……...…..32
ГЛАВА II ОБЕСПЕЧЕНИЕ НАЦИОАНАЛЬНОЙ БЕЗОПАСНОСТИ ГОСУДАРСТВ ЦЕНТАРЛЬНОЙ АЗИИ В КОНТЕКСТЕ СОТРУДНИЧЕСТВА В РЕГИОНАЛЬНЫХ ОРГАНИЗАЦИЯХ……..…42
2.1 Взаимодействие государств Центральной Азии в рамках Организации Договора о коллективной безопасности с целью решения проблем национальной безопасности………………………………………………...42
2.2. Шанхайская Организация Сотрудничества в процессе обеспечения безопасности в Центральной Азии………………………………………….51
2.3. Коллективные мероприятия в сфере обеспечения национальной безопасности в центрально-азиатском регионе…………………………….63
Заключение………………………………………………………………..…….75
Список использованной литературы……………
Исторически известно три основных
подхода к обеспечению
Второй подход – «конкурентный» подход тоже опирается на силу, на способность дать эффективный отпор потенциальному агрессору. При этом признаётся нежелательность или даже недопустимость силового давления, диктата по отношению к тем, кто не является в данный момент ни реальным, ни потенциальным агрессором. 15
Существо третьего подхода
связано со стремлением к
На протяжении многих веков мощь, военное превосходство служили государству для самозащиты и для нападений. Чем сильнее было государство, с военной точки зрения, тем меньше было шансов, что оно подвергнется нападению других государств, сила давала возможность завоевания соседних территорий, уменьшая тем самим риск нападений извне, и, конечно же, устранения любых беспорядков, восстаний и т.д. внутри государства. В то же время сила давала возможность государству достигать своих целей, используя силу как основное средство против противников.
В условиях, когда национальные
интересы формулировались
Исходя из этого, можно
сказать, что концепция
На современном этапе
В современных условиях
Поэтому неслучайно, что во
многих странах в компетенцию
органов, занимающихся
С уменьшением роли военных средств обеспечения безопасности увеличивается роль невоенных средств обеспечения безопасности. Невоенные средства обеспечения безопасности – это по существу всё, чем располагает государство за вычетом военной силы, а также международные факторы, на которые можно опереться в противодействии военным угрозам. Во-первых, – это совокупность политических, экономических, научно- технических, духовно-культурных, информационных, гуманитарных возможностей страны для интегрирования её в мировую жизнь, развития всесторонних связей, укрепляющих доверие, снижающих военное сопротивления, воздвигающих барьеры для силовой политики. Во-вторых, к ним относятся миротворческие элементы международной политической системы, соответствующие глобальные организации и движения, политико-правовые и нравственные нормы, мировое общественное мнение, которые направляют развитие военно-политических отношений государств в русло недопущения воин и военных конфликтов. В-третьих, это международный авторитет и положение государства в мировом сообществе, его духовно-нравственный облик. 18
По данным учёных можно
насчитать около 200 видов невоенных
средств обеспечения
Сейчас употребляются такие политические инструменты обеспечения безопасности, как договоры и соглашения о сокращении вооружений, о военно-политическом сотрудничестве, создаются новые организации и институты в виде межгосударственных и региональных центров по предупреждению военных конфликтов, контроля за военной деятельностью государства.
Но возможности политических
средств в обеспечении
Обеспечение национальной
Важной составной частью
национально государственной
Когда одна страна стремится
заставить другую страну
Важное значение имеет тот
факт, что научно-техническая
Взаимозависимость государств, в свою очередь привело к тому, что для обеспечения своей безопасности приходится думать и о безопасности других государств. Обеспечение всеобщей безопасности, создание условий исключающих нарушение всеобщего мира или возникновение угрозы безопасности народов в какой бы то ни было форме, стало частью национального интереса большинства стран членов мирового сообщества. В деле обеспечения национальной безопасности все большую роль стали играть региональные и международные организации.
Подытоживая, стоит отметить, что, не смотря на то, что понятие «национальная безопасность» относительно недавно стало объектом активного изучения, сегодня оно является одной из центральных проблем научного мира. Связано это с тем, что с национальной безопасностью неразрывно связана судьба каждого государства.
Также стоит отметить, что на современном этапе в сфере национальной безопасности произошли перемены принципиального характера, касающейся не только путей и средств обеспечения безопасности в современном мире, но и самой сути понятия. Усиления взаимозависимости стран и появление глобальных проблем ведёт к понимании того, что эти проблемы невозможно решить в одиночку, для это требуется объединенное усилия всех народов на основе мирового сотрудничества. Новая модель безопасности создается усилиями всех государств и народов.
После распада Советского Союза на территории Центральной Азии в рамках границ бывших союзных республик образовалось пять суверенных государств – Казахстан, Кыргызстан, Таджикистан, Туркменистан и Узбекистан. При этом ни одно из них независимо в таком виде никогда в истории не существовало. В прошлом данный регион представлял собой множество локальных областей абсолютно не совпадающих ни с политическими, ни с этническими границами современных республик. Поэтому можно с уверенностью говорить о том, что Центральная Азия – это регион государства которого по причине своей молодости имеют еще большое количество неразрешенных проблем как внутреннего характера, так и в формате взаимодействия с соседями и остальным миром.
Таким образом, сложилась ситуация, что государства Центральной Азии, защищенные в период существования Советского союза его мощью, после его распада на долгий период времени стали разрозненными и слабыми в политическом, военном и экономическом отношении. То есть, можно утверждать, что на сегодняшний день сложилась ситуация, при которой входящие в регион Центральной Азии государства столкнулись со многими проблемами, угрожающими их национальной безопасности.
Стоит отметить, что угрозой
национальной безопасности считается
потенциальная или реально
Одной из наиболее значимых угроз является присутствие вблизи Афганистана – государства, которое на протяжении веков является одной из нестабильнейших зон в мире, что порождает у государств Центральной Азии опасения, что афганский хаос в любой момент может распространится на их владения.24
Кроме того, очевидно, что
ЦА сегодня стала ареной столкновения
геополитических интересов
Проблемы обеспечения безопасности тем более актуальны, если учитывать следующие тенденции:
– стремления Ирана получить
ядерное оружие, так как после
получения ядерного оружия его политика
в отношении центрально-
– видение Пакистаном ЦА вместе с Афганистаном в качестве плацдарма, тыла в борьбе с Индией.26
Также стоит отметить значимость экономических угроз, так как отсутствие результативных решений в данной сфере делает страну уязвимой для внешних угроз. Можно сказать, что экономические проблемы составляют ядро всех проблем. Связано это с тем, что с экономикой теснейшим образом связаны многие сферы государственной деятельности.
Во-первых, экономическая
слабость государства превращает нацию
в заложницу международных