Автор работы: Пользователь скрыл имя, 16 Июня 2013 в 17:41, диссертация
Цель исследования состоит в том, чтобы проанализировать имеющиеся проблемы в сфере национальной безопасности государств Центральной Азии и выявить механизмы, с помощью которых возможно их решение. Поэтапное достижение обозначенной цели предполагает решение следующего ряда задач:
определить теоретико-методологическую базу исследования проблем национальной безопасности;
выявить основные угрозы для национальной безопасности государств центрально-азиатского региона;
проанализировать геополитическую обстановку современности, влияющую на национальную безопасность центрально-азиатских государств;
исследовать взаимодействие государств Центральной Азии в рамках Организации Договора о коллективной безопасности в сфере решения проблем национальной безопасности;
Введение……………………………………………………………………….….3
ГЛАВА I. ОСОБЕННОСТИ СОВРЕМЕННОЙ СИСТЕМЫ БЕЗОПАСНОСТИ ГОСУДАРСТВ ЦЕНТРАЛЬНОЙ АЗИИ……………..8
1.1. Теоретико-методологические аспекты исследования национальной безопасности………………………………………………………..…………8
1.2. Основные проблемы национальной безопасности государств Центральной Азии на современном этапе……………………………….…20
1.3. Современная геополитическая ситуация и ее влияние на национальную безопасность центрально-азиатских государств……...…..32
ГЛАВА II ОБЕСПЕЧЕНИЕ НАЦИОАНАЛЬНОЙ БЕЗОПАСНОСТИ ГОСУДАРСТВ ЦЕНТАРЛЬНОЙ АЗИИ В КОНТЕКСТЕ СОТРУДНИЧЕСТВА В РЕГИОНАЛЬНЫХ ОРГАНИЗАЦИЯХ……..…42
2.1 Взаимодействие государств Центральной Азии в рамках Организации Договора о коллективной безопасности с целью решения проблем национальной безопасности………………………………………………...42
2.2. Шанхайская Организация Сотрудничества в процессе обеспечения безопасности в Центральной Азии………………………………………….51
2.3. Коллективные мероприятия в сфере обеспечения национальной безопасности в центрально-азиатском регионе…………………………….63
Заключение………………………………………………………………..…….75
Список использованной литературы……………
В Центрально-Азиатском
регионе США планируют
Инициативу Казахстана активно поощряют США. Вашингтон рассчитывает, что в будущем удастся вовлечь участников проекта в реализацию американской концепции создания «Большой Центральной Азии» (страны ЦАР, Афганистан, Пакистан, Турция, а в перспективе и Иран), вывести центрально-азиатские государства из сложившейся системы политических, экономических и военных связей в рамках СНГ и создать на ее базе новую региональную систему безопасности у южных границ России.
США целеустремленно продолжают политику, направленную на расширение НАТО в сторону российских границ. Практически решен вопрос о вступлении в этом году Албании, Македонии (против нее выступила только Греция, так как имеет область с аналогичным названием) и Хорватии. Несмотря на то, что Вашингтон усиленно проталкивал «грузинскую и украинскую темы», постоянный совет НАТО окончательного решения об их вступлении пока не принял. 47
Параллельно продолжается реализация программы по реконфигурации американского военного присутствия за рубежом с учетом планов оперативного наращивания воинских сил в стратегически важных районах, а также дополнительных возможностей, появившихся в результате расширения НАТО на Восток.
Продолжается разработка новой стратегической концепции альянса, которая должна четко определить стратегические цели НАТО в новых условиях. Первостепенная роль отводится проведению операции в Афганистане, так как это первая полномасштабная военная операция вне зоны ответственности НАТО, результат которой должен во многом определить способность альянса к применению военной силы в любой регион мира и место НАТО в мировой политике.
Как было обозначено, проблема национальной безопасности вызывает много споров и дискуссий. Есть много определений понятия национальной безопасности. Традиционно под безопасностью понимаются, прежде всего, физическое выживание государства, защита и сохранение его суверенитета и территориальной целостности, способность адекватно реагировать на любые реальные и потенциальные внешние угрозы.
При этом геополитическая обстановка современного мира диктует правила игры для государств в процессе защиты своей национальной безопасности. И не смотря на то, что большинство аналитиков характеризуют современную геополитическую обстановку как стабильную, она отличается сложностью и противоречивостью. Таким образом, к сложностям можно отнести тот факт, что сегодня отмечается переход от однополярной системы мироустройства к многополярной. То есть на геополитической сцене появляются новые игроки. При этом Соединенные Штаты продолжают курс на сохранение своей доминирующей роли в мире. Для реализации данного процесса активнейшим образом используется регион Центральной Азии, что является катализатором роста угроз для национальной безопасности центрально-азиатских государств.
ГЛАВА II ОБЕСПЕЧЕНИЕ НАЦИОАНАЛЬНОЙ БЕЗОПАСНОСТИ ГОСУДАРСТВ ЦЕНТАРЛЬНОЙ АЗИИ В КОНТЕКСТЕ СОТРУДНИЧЕСТВА В РЕГИОНАЛЬНЫХ ОРГАНИЗАЦИЯХ.
2.1 Взаимодействие
государств Центральной Азии
в рамках Организация Договора
о коллективной безопасности
с целью решения проблем
Как было выявлено в первой главе, у государств Центральной Азии имеется большое количество неразрешенных проблем в сфере национальной безопасности. По причине того, что многие из них влияют не на одно государства, а на весь регион, то представляется продуктивным решение их в рамках межгосударственных союзов. Одним из таких союзов является организация Договора о коллективной безопасности.
Организация Договора о коллективной безопасности (ОДКБ) – военно-политический союз, созданный государствами СНГ на основе Договора о Коллективной Безопасности (ДКБ), подписанного 15 мая 1992 года.
ОДКБ – организация семи стран: Армении, Белоруссии, Казахстана, Кыргызстана, России, Таджикистана и Узбекистана.
Задачами ОДКБ является защита территориально-экономического пространства стран участниц договора совместными усилиями армий и вспомогательных подразделений от любых внешних военно-политических агрессоров, международных террористов, а также от природных катастроф крупного масштаба.
ОДКБ – региональная организация безопасности, создавалась как структура, в задачи которой входит поддержание условий для общего взаимодействия национальных вооруженных сил стран-участниц. Пока мы можем говорить лишь о частичных, локальных успехах штабной координации, показанных на учениях. Общая структура командования (Совет министров обороны государств-участников СНГ, Комитет начальников штабов ВС СНГ, Штаб по координации военного сотрудничества государств-участников СНГ) развита ровно в той степени, которая не противоречит интересам национальных штабов и их главнокомандующих.
В Бишкеке, в августе 2001 года создана Постоянная оперативная группа Коллективных сил быстрого развертывания Центральной Азии (КСБР) ЦАР. 23 октября 2003 г. в Канте (Кыргызстан) была открыта российская военно-воздушная база, являющаяся авиационным компонентом КСБР ЦАР. Действует постоянная оперативная группа Штаба КСБР, дислоцирована в Бишкеке. Общая максимальная численность группировки – порядка 4 тыс. человек со штатным вооружением и боевой техникой (10 батальонов ВС России, Казахстана, Кыргызстане и Таджикистана). В мирное время подразделения, входящие в КСБР, находятся на национальных территориях и в национальном подчинении и периодически проводят совместные учения.
На сегодня можно условно выделить три направления деятельности ОДКБ:
- антитеррористическая
- подготовка кадров и создание
для участников выгодного
- попытка выйти на уровень
глобального международного
Стоит отметить, что желания и реальные возможности оборонительной структуры наиболее полно отражаются в совместных акциях ОДКБ. Если в целом анализировать учения участников ОДКБ надо отметить их пространственную разомкнутость. Объединенные учения до сих пор не проводились. Получается что единой системы коллективной безопасности, включающей все коалиционные силы, пока не создано.
Также, много не ясного в отношении применения пункта Устава, обязующего ОДКБ защитить участника организации от нападения, в случае его просьбы. Армения, член ОДКБ находится в конфликте с Азербайджаном. Ереванские политики, особенно в присутствии российских делегаций, говорят о важности такой взаимопомощи, российские военные согласны, не спорят, но Кремль старается не развивать эту щекотливую для азербайджано-российских отношений тему.
В истории имеется несколько эпизодов, когда заговорили о роли ОДКБ – два боевых эпизода в Баткенской области Кыргызстана 1999 и 2000 годов (с границ Таджикистана и через Узбекистан в Киргизию проникали боевики ИДУ, захватывали заложников, в результате атак погибли 55 военнослужащих и 88 получили ранения).
Однако ведущая роль в предохранении от подобных ударов играют пограничные войска и элитные спецподразделения национальных сил. ОДКБ пока слаба, чтобы влиять на политику, тем более ввязываться собственными силами в трансгосударственные конфликты. Не вполне отработан вопрос применения сил: проходит слишком длительный промежуток времени между принятием решения о военной помощи и его реализацией.
Также важным является тот факт, что в ОДКБ планируется сотрудничество в области производства, эксплуатации, ремонта, продления сроков эксплуатации и утилизации военной техники.
Пока есть только проект Соглашения,
регламентирующего это
Гораздо сложнее продвинутся в
другом важном аспекте сотрудничества,
на котором сосредоточилась
На территории СНГ уже многие годы планируется создать несколько единых региональных систем (ЕРС) ПВО. Их должно быть три: (ЕРС) Союзного государства России и Беларуси; ЕРС ПВО на Южном Кавказе; и в Центральной Азии.
То есть, речь идет о полной координации сил ВВС и средств ПВО этих стран. Координация по отдельным направлениям уже достигнута. В Армении дислоцирована 102-я российская база в Гюмри, в состав которой входят силы ПВО, вооруженные системами (ЗРС) С-300, а также авиабаза Эребуни, где базируются истребители МиГ-29. Также при поддержке России была усовершенствована ПВО Армении: проведен ремонт техники, систем управления и связи, а также осуществлена переподготовка армянских военных для работы с ЗРС С-300. Армения планирует приобрести новые С-400. В эту же региональную систему, возможно, увязан комплекс раннего предупреждения ракетной атаки РЛС «Дарьял», базирующийся в габалинском районе Азербайджана. Южнокавказская зона объединенной ПВО преподносится как уникальная в своем роде и эталонная по качеству работы. Вероятно ее функционирование без участия Грузии и Азербайджана, похоже на шахматные клетки: проникновение ПВО радаров американского производства в Грузии не помешает работе армяно-российской группировки, с соседней стороны азербайджанские военные наблюдатели, они также периодически принимают участие в заседаниях руководства ПВО СНГ. В итоге все друг друга контролируют. 49
На восточно-европейском театре военных действий работает российско-белорусская группировка ПВО (Минск-Калининград). Как утверждают военные, кризис межгосударственных отношений их не касается.
Планируется образование ЕРС ПВО
и в центрально-азиатском
Остается вопрос финансирования: к примеру, содержание объединенной системы ПВО СНГ в 2008 году обошлось в 70 млн. руб., 80% расходов покрывает Россия. Для растущего военного бюджета страны и общего возбуждения в отношении американских систем ПРО в восточной Европе это совсем небольшие деньги.
Кроме того эксперты констатируют наличие широкого спектра проблем, существующих как внутри самой организации, так и в сфере взаимодействия ОДКБ с другими структурами, такими как НАТО и ШОС.
Как отмечает заведующий отделом Белоруссии ОДКБ Фадеев А.В., по мнению белорусского руководства, постсоветское простанство атомизируется, что выражается, прежде всего, в укреплении связей государств региона с внерегиональными акторами, основными среди которых являются Европейский Союз, НАТО, США, Китай, с чем нельзя не согласиться.
В связи с этим, на ОДКБ возлагаются определённые надежды, как на межгосударственное военно-политическое объединение, способствующее поддержанию относительной региональной целостности, стабильности и безопасности на постсоветском пространстве.
Но в свете происшедших летом 2010 г. трагических событий в Кыргызстане, руководство Белоруссии считает необходимым проведение ряда преобразований применительно к функционированию данной организации. В частности, председательствуя в ОДКБ в течение 2011 г., Минск внёс в Секретариат организцаии ряд предложений, в соответствие с которыми в деятельность ОДКБ необходимо внести больше прагматизма посредством корректировки нормативно-правовой базы организации, на данный момент не позволяющей предотвращать внутригосударственные конфликты, угрожающие действующим властям и суверенитету государств-членов. Среди других предложений Белоруссии были выделены такие, как перспективы использования Коллективных сил оперативного реагирования (КСОР) в борьбе с чрезвычайными ситуациями, обеспечение возможности формирования списка невъездных на пространство ОДКБ лиц из третьих государств, а также координация внешней политики государств-членов ОДКБ и др. Однако большая часть указанных предложений были оценены Фадеевым А.В. как противоречивые и не во всём реализуемые.
Что касается стран Центральной Азии, заведующий отделом Средней Азии и Казахстана Грозин А.В. выделяет проблему накопления конфликтного потенциала в данном субрегионе постсоветского пространства. Вслед за Кыргызстаном возможны подобные внутригосударственные общественно-политического взрывы фактически в любом новом независимом центрально-азиатском государстве. В связи с этим, очевидно, что деятельность ОДКБ должна быть направлена в первую очередь на обеспечение стабильности и безопасности данного субрегиона.50
Также отдельно рассматриваются проблемы взаимодействия ОДКБ с такими во многом конкурирующими организациями, как НАТО и ШОС. Так, по мнению Грозина А.В., НАТО включилась в военно-политическое пространство Центральной Азии довольно поздно. И хотя практически все государства ЦА участвуют в программе НАТО «Партнёрство ради мира», наряду с рядом других инциатив Североатлантического альянса, тем не менее в настоящее время центрально-азиатские страны отдают предпочтение ОДКБ. Хотя, нельзя не учитывать в данном контексте позицию, например, Узбекистана, который, вслед за выходом из Евразийского экономического сообщества (ЕврАзЭС), за слияние которого с ОДКБ в своё время выступал узбекский президент, может теперь покинуть и ОДКБ, реализуя свой многовекторный курс внешней политики и считающий Организацию ДКБ низкоэффективной.