Автор работы: Пользователь скрыл имя, 16 Июня 2013 в 17:41, диссертация
Цель исследования состоит в том, чтобы проанализировать имеющиеся проблемы в сфере национальной безопасности государств Центральной Азии и выявить механизмы, с помощью которых возможно их решение. Поэтапное достижение обозначенной цели предполагает решение следующего ряда задач:
определить теоретико-методологическую базу исследования проблем национальной безопасности;
выявить основные угрозы для национальной безопасности государств центрально-азиатского региона;
проанализировать геополитическую обстановку современности, влияющую на национальную безопасность центрально-азиатских государств;
исследовать взаимодействие государств Центральной Азии в рамках Организации Договора о коллективной безопасности в сфере решения проблем национальной безопасности;
Введение……………………………………………………………………….….3
ГЛАВА I. ОСОБЕННОСТИ СОВРЕМЕННОЙ СИСТЕМЫ БЕЗОПАСНОСТИ ГОСУДАРСТВ ЦЕНТРАЛЬНОЙ АЗИИ……………..8
1.1. Теоретико-методологические аспекты исследования национальной безопасности………………………………………………………..…………8
1.2. Основные проблемы национальной безопасности государств Центральной Азии на современном этапе……………………………….…20
1.3. Современная геополитическая ситуация и ее влияние на национальную безопасность центрально-азиатских государств……...…..32
ГЛАВА II ОБЕСПЕЧЕНИЕ НАЦИОАНАЛЬНОЙ БЕЗОПАСНОСТИ ГОСУДАРСТВ ЦЕНТАРЛЬНОЙ АЗИИ В КОНТЕКСТЕ СОТРУДНИЧЕСТВА В РЕГИОНАЛЬНЫХ ОРГАНИЗАЦИЯХ……..…42
2.1 Взаимодействие государств Центральной Азии в рамках Организации Договора о коллективной безопасности с целью решения проблем национальной безопасности………………………………………………...42
2.2. Шанхайская Организация Сотрудничества в процессе обеспечения безопасности в Центральной Азии………………………………………….51
2.3. Коллективные мероприятия в сфере обеспечения национальной безопасности в центрально-азиатском регионе…………………………….63
Заключение………………………………………………………………..…….75
Список использованной литературы……………
Что же касается особенностей сосуществования ОДКБ с Шанхайской организацией сотрудничества (ШОС), то здесь отмечаются существенные различия между ними, заключающиеся в том, что ШОС в последнее время становится всё более ориентирована прежде всего на экономическое и политическое сотрудничество, а проблемы безопасности предпочитает решать прежде всего посредством использования «мягкой силы», выражающейся в преодолении социально-экономической напряжённости через экономическое развитие, что нельзя не приветствовать. При этом Региональная Антитеррористическая Структура ШОС (РАТС) не претендует составлять конкуренцию ОДКБ, но лишь дополнять её усилия на данном направлении. 51
Другим моментом является то, что ШОС является, прежде всего, инструментом реализации интересов Китая на постсоветском пространстве, а ОДКБ, как и ЕврАзЭС, служит в основном интересам России. А на пересечении интересов России и Китая в Центральной Азии подробно останавливаться в данной статье нецелесообразно, так как это является отдельной крупной проблемой, затрагивающей широкий спектр многостороннего сотрудничества в данном субрегионе, прежде всего ресурсно-энергетического характера. Именно поэтому Россия настороженно относится к расширению экономической повестки дня в деятельности ШОС и заинтересована в укреплении потенциала ОДКБ.52
Среди других вопросов, которые обсуждаются специалистами, следует отметить такой, как гуманитарное измерение деятельности ОДКБ. Сюда относится недостаточное внимание ОДКБ к работе с общественностью, в среде которого формируется неоднозначное представление о деятельности данной организации. В данном контексте выделятся как необходимость грамотная информационная политика ОДКБ, направленная не только на свою популяризацию и формирование узнаваемого позитивного имиджа, но и на обеспечение прозрачности её целей и принципов в глазах населения государств-членов.
В ходе дискуссий по вопросу жизнедеятельности ОДКБ рассматривается необходимость активизации работы ОДКБ в направлении создания общей системы ценностей. Так как в настоящее время государства-члены не всегда демонстрируют уважение к ценностям союзников. Это касается и различий в принципах соблюдения и защиты прав человека, в отношении к русскому языку и культуре, населению другой национальности, проживающему на территории того или иного государства-члена и т.д. Но для успешного функционирования любого интеграционного объединения, стремящего к наднациональному статусу, необходимо утверждение и соблюдение общих, разделяемых всеми его членами ценностей и принципов, формирование единой идентичности. А у государств постсоветского пространства, в том числе пространства ОДКБ, необходимые для этого предпосылки пока сохраняются. Считается, что очень важно не упустить эти возможности.
Наконец, как совершенно необходимый, отмечается тот факт, что организации ДКБ необходимо активизировать сотрудничество с молодым поколением. Так как без опоры на сообщество молодых учёных, экспертов, исследователей региональных и глобальных проблем безопасности и сотрудничества, у ОДКБ не может быть будущего. Без учёта общественного мнения и использования инструментов публичной дипломатии, данная организация не сможет в полной мере отвечать требованиям современности и добиваться равноправного партнёрства с НАТО, к которому ОДКБ так или иначе стремится. И в этом смысле в интересах Института стран СНГ, Центра поддержки и развития публичных инициатив «Креативная дипломатия» и всей общественности государств-членов ОДКБ, особенно молодого поколения, активно способствовать реализации данных предложений, в том числе посредством проведения новых научно-практических мероприятий, аналогичных рассмотренному.
Кроме того, для усиления позиций ОДКБ проводится реформирование коллективных сил быстрого развёртывания Центральноазиатского региона. Эти силы состоят из десяти батальонов: три от России, два от Казахстана, остальные страны ОДКБ представлены одним батальоном. Общая численность личного состава коллективных сил – около 4 тыс. человек. Авиационная составляющая (10 самолетов и 14 вертолётов) находится на российской военной авиабазе в Кыргызстане.53
Подводя итоги, стоит отметить, что многие политики оценивают перспективы ОДКБ весьма не однозначно, например Александр Лукашенко назвал бесперспективной дальнейшую деятельность ОДКБ, так как организация не реагирует на дестабилизацию государственного порядка, описывая события в Кыргызстане апреля 2010 г. Тем не менее, Беларусь рассматривает деятельность ОДКБ перспективной, но не в военном плане. То есть Организация договора о коллективной безопасности не рассматривается в качестве военного блока, а как международная региональная организация, которая занимается широким спектром проблем в области безопасности. В поле зрения ОДКБ, помимо военных угроз, находятся вопросы противодействия международному терроризму, наркобизнесу, нелегальной миграции, транснациональной организованной преступности, коллективное реагирование на чрезвычайные ситуации, гуманитарные катастрофы, широкий спектр угроз в информационной сфере и борьба с киберпреступностью.
Также высказывается мнение о том, что ОДКБ – это не до конца сформировавшаяся организация и она не имеет однозначных перспектив развития в качестве успешного военно-политического блока или военного союза, а является скорее средством реализации тактических интересов государств-членов и инструментом реализации российских внешнеполитических интересов на постсоветском пространстве.
Однако в целом, создание и деятельность Организации ДКБ стали важным политическим событием в жизни государств-участников Договора, содействуя укреплению их политического веса и позиций в международном сообществе, обеспечению стабильности и безопасности на международном и региональном уровнях.
2.2. Шанхайская Организация Сотрудничества в процессе обеспечения безопасности в Центральной Азии.
Иной организацией, в рамках которой решаются проблемы национальной безопасности, является Шанхайская организация сотрудничества (ШОС). Данная международная организация объединяет в своем составе Россию, Китай, Казахстан, Кыргызстан, Таджикистан и Узбекистан.
ШОС сформирована
на базе соглашений об
ШОС – организация многопрофильного сотрудничества, в том числе в вопросах обеспечения безопасности и противодействия транснациональным угрозам. Координация всей работы Организации на данном направлении осуществляется в соответствии с решением ташкентского саммита ШОС (2004 год) через механизм регулярных встреч секретарей советов безопасности государств – членов Организации, а также руководителей силовых структур.
Для координации деятельности специальных служб по противодействию международному терроризму в 2004 году в г. Ташкенте (Узбекистан) был открыт штаб Региональной антитеррористической структуры (РАТС) ШОС, который укомплектован сотрудниками силовых структур России, стран ЦА и Китая. Два раза в год проходят заседания Совета РАТС ШОС, который принимает решения обязательного характера по всем вопросам ее деятельности.
Практическое взаимодействие оборонных ведомств государств - членов ШОС осуществляется в рамках различного рода совместных мероприятий с привлечением военнослужащих национальных ВС. В августе 2003 года в сопредельных районах Казахстана и Китая состоялись первые в рамках ШОС совместные антитеррористические учения «Взаимодействие – 2003».
В июле 2004 года и ноябре 2005 года в Китае прошли семинары по линии оборонных ведомств государств - членов ШОС. В августе 2007 года сразу же по завершению Бишкекского саммита ШОС на российском полигоне «Чебаркуль» в Челябинской области состоялись беспрецедентные по масштабам показательные военные учения ШОС «Мирная миссия – 2007», в которых приняли участие около 7500 военнослужащих и более 1200 единиц боевой техники. 55
Важным является и то, что по завершению мероприятий, за которым наблюдали все главы государств-членов ШОС, президент России В.Путин высказался о возможности в будущем поставить на постоянную основу проведение таких масштабных мероприятий. В этой связи в структурах Организации проводится работа по проектам соглашений, регламентирующих порядок организации и проведения антитеррористических учений, а также подготовке кадров для соответствующих национальных подразделений ШОС. Кроме того, к сотрудничеству в рамках ШОС предполагается подключить государства – наблюдатели: Индию, Иран, Пакистан и Монголию.
Таким образом, отмечается стремление России придать ШОС военно-политический вектор развития, что объективно выгодно Москве в плане дальнейшего укрепления своих позиций в Центральной Азии, обеспечения региональной безопасности за счет привлечения военного потенциала Китая и других стран. Однако в целом перспективы развития сотрудничества России с центральноазиатскими государствами - членами ШОС (именно в рамках данной Организации) пока представляются не ясными в силу ряда принципиально важных обстоятельств.
Во-первых, неоднозначен подход центральноазиатских участников ШОС к инициируемому Россией усилению военной составляющей Организации. По крайней мере, российская сторона на Душанбинском саммите ШОС в октябре 2007 года так и не получила ответов ни от одной из делегаций на сделанные еще в 2005 году предложения по военной концепции Организации. Кроме того, членство в ШОС также не стало препятствием для государств региона в развитии военного сотрудничества с США и НАТО. Подобная позиция, по всей видимости, обусловлена желанием государств ЦА - членов ШОС, балансируя между Россией, Китаем и странами Запада иметь более широкий простор для дипломатического маневра при реализации своих национальных интересов.
Во-вторых, все центральноазиатские государства - члены ШОС одновременно входят в состав ОДКБ, что создает некоторое дублирование механизмов взаимодействия с Россией в военной сфере. При этом, как представляется, решение конкретных проблем в рамках ОДКБ без участия Китая, т.е. в более локальном, «постсоветском формате», где есть определенный уровень доверительности, для России и стран ЦА - участниц Организации представляется более продуктивным и перспективным.
В-третьих, как представляется, лидирующие позиции в ШОС все же уже принадлежат Китаю, а не России и Пекин не допустит перехвата своего лидерства Москвой. Кроме того, Китай, делая акцент на торгово-экономической составляющей сотрудничества, пока сопротивляется любой идее формирования на базе Организации некоего военного мегаблока. Тем более, что сам вопрос против кого направлена военная составляющая ШОС военного сотрудничества в рамках ШОС пока не имеет концептуально устойчивой базы:
Очевидно, что не против США и НАТО. В условиях в целом западноцентричного внешнеполитического курса России (хотя ШОС часто используется как в России, так и на Западе в пропагандистских целях) и тесной экономической взаимозависимости между Западом и Китаем;
против угроз
При этом деятельность ШОС первоначально лежала в сфере взаимных внутрирегиональных действий по пресечению террористических актов, а также сепаратизма и экстремизма в Средней Азии. По мнению министра иностранных дел Китая Тана Цзясюаня, она стала первой международной организацией, сделавшей идею борьбы с терроризмом стержнем своей деятельности. Уже среди первых документов, подписанных участниками установочного саммита ШОС в Шанхае (2001 год) была Шанхайская конвенция о борьбе с терроризмом, сепаратизмом и экстремизмом, которая впервые на международном уровне закрепляла определение сепаратизма и экстремизма как насильственных, преследуемых в уголовном порядке деяний. С того времени страны-участницы отводят первоочередное место вопросам урегулирования внутренних конфликтов, достижения консенсуса в противодействии экстремизму и наркомафии, свидетельством чего вначале стало создание Региональной антитеррористической структуры, а затем и подписание Договора о долгосрочном добрососедстве, дружбе и сотрудничестве.56
23 мая 2002 года в Астане
(Казахстан) было проведено