Политическая реформа и проблемы демократии в Китае

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 11 Января 2014 в 21:44, курсовая работа

Краткое описание

Актуальность темы исследования. Эффективные способы вхождения в мировое сообщество – одна из сложнейших проблем XXI века. Возрождение и подъем Китая в течение последних 60 лет – явление в истории человечества уникальное. Ни одна страна не проделывала такой путь за столь краткий срок. До 1990 г., Россия и КНР были почти на равных по размеру ВНП на душу населения. Теперь же Китай далеко впереди практически по всем основным параметрам. С 1981 по 2005 гг. Китай вызволил из нищеты 625 млн. человек, что является беспрецедентным достижением. Сейчас это вторая экономика мира с ВНП на уровне 5 трлн. долларов. Недавно Китай обогнал по этому показателю Японию, а до 2030 г. намерен догнать и Соединенные Штаты.

Содержание

Введение
Глава I. Изменение социально-экономического и политического курса Китайской Народной Республики
Курс на социалистическую модернизацию Китая
Строительство демократии с китайской спецификой
Глава II. Политическая реформа и проблемы демократии в Китае
2.1. Проблемы модернизации политической системы
2.2. Перспективы демократического развития китайского общества
Заключение
Список использованных источников и литературы

Вложенные файлы: 1 файл

Милана ДИПЛОМНАЯ.docx

— 131.63 Кб (Скачать файл)

Структура работы. Выпускная квалификационная работа состоит из введения, двух глав, четырех параграфов, заключения и списка использованной литературы и источников.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Глава I. Изменение социально-экономического и политического курса Китайской Народной Республики

    1. Курс на социалистическую модернизацию Китая

В последние два десятилетия  двадцатого века мы стали свидетелями  впечатляющего усиления позиций  Китая в мировой политике и  экономике. Эти достижения страны представляют особый интерес, поскольку во многом связаны с проведением государством стратегии, в немалой степени  альтернативной открытым и либеральным  моделям, взятым на вооружение «переходными»  и некоторыми развивающимися государствами.

К концу 1976 г. Китайская Народная Республика оказалась в состоянии  глубокого социально-экономического и политического кризиса. Причиной кризиса стали милитаристский великодержавный курс Мао Цзэдуна и его сторонников, волюнтаристская политика «большого скачка», маоистская «культурная революция»14. По признанию китайской печати, 1966-1976 гг. стали «потерянным десятилетием», которое отбросило страну назад, поставив народное хозяйство на грань краха15.

Экономика страны была почти  полностью разрушена, сотни тысяч  людей находились за чертой бедности. Объявленная во времена «культурной  революции» «классовая борьба» еще  более обостряла накопившиеся социально-политические и экономические противоречия. Социальная политика Мао Цзэдуна привела  к расколу общества - явлению, прямо  противоположному укреплению политического  и морального единства, характерного для социалистического общества.

Пришедшее после смерти Мао  Цзэдуна (9 сентября 1976 г.) к власти руководство  во главе с Председателем ЦК КПК  и премьером Госсовета КНР  Хуа Гофэном, приверженца «культурной  революции», объявило о продолжении  курса Мао Цзэдуна. Ставший необходимым  процесс переформирования маоистского  руководства сопровождался борьбой  группировок за преобладание в партийном и государственном аппарате16. Лидирующие позиции постепенно занимала маоистско-прагматическая группировка во главе с Дэн Сяопином, реабилитация которого произошла в июне 1977 г. (через год после своего второго смещения) на III пленуме десятого созыва ЦК КПК. Дэн Сяопин был вновь восстановлен на всех постах -- заместителя Председателя ЦК КПК, заместителя председателя Военного совета и начальника генерального штаба НОАК, заместителя премьера Госсовета КНP. Должность Председателя ЦК КПК занял Хуа Гофэн. Однако уже в конце 70-х годов Дэн Сяопин становится лидером партии и страны17.

Основой для практической разработки реформаторских идей Дэн  Сяопина стал утвержденный в середине 70-х годов курс «четырех модернизаций», поставивший целью преобразования в четырех областях - сельском хозяйстве, промышленности, армии, науке и технике. Формула «четырех модернизаций»  отражает материальное содержание реформы. Если говорить об идейно-политической линии, то ее суть представляют «четыре  основных принципа»: социалистический путь развития, демократическая диктатура народа, руководство компартии, марксизм-ленинизм, идеи Мао Цзэдуна18.

На III пленуме ЦК КПК одиннадцатого созыва, состоявшемся 18-22 декабря 1978 г., было принято историческое решение отказаться от теории «продолжения революции при диктатуре пролетариата» и политической установки на ведение «классовой борьбы» как главной задачи, а центр тяжести партийной работы перенести на осуществление модернизации. Согласно этому, была объявлена и утверждена новая политика «реформ и открытости» КНР19. Было обращено внимание на выправление серьезных диспропорций в народном хозяйстве, совершенствование социалистической демократии и укрепление законности. Пленум реабилитировал ряд видных деятелей партии и государства, пострадавших в период «культурной революции»20.

Пленум также подчеркнул необходимость коллективного руководства  партией и страной, осудил практику культа личности, обратил особое внимание на соблюдение партийной дисциплины.

Решения III пленума ЦК КПК означали кардинальное изменение социально-экономического и политического курса от многих не оправдавших себя концепций и субъективистских отклонений в пользу практического подхода к стоящим перед Китаем проблемам. Эти решения сыграли важную роль в преодолении политического и социально-экономического кризиса в стране, вызванного «культурной революцией»21.

Развернулся активный процесс  поиска наиболее эффективных в условиях Китая путей и методов социалистического  строительства, в деревне и в  городе началось осуществление реформ и преобразований. В 1979 г. был утвержден курс на «урегулирование» экономики, имевший целью сглаживание наиболее острых диспропорций. Критической оценке подверглась деятельность китайского правительства, отмечены факты отрыва от действительности, погони за дутыми показателями, чрезмерной централизации государственного управления. Было принято также решение о создании в южных провинциях страны ряда специальных экономических зон для стимулирования притока иностранного капитала. Во внешнеэкономических связях утвердилась так называемая «открытая политика», ориентированная на всемирное расширение сотрудничества с зарубежными, прежде всего развитыми капиталистическими государствами22.

Реформы, санкционированные  пленумом ЦК КПК, положили начало принципиально  новым формам бытия и всей системе  общественных отношений в огромной стране, измученной десятилетиями непрекращающихся войн, революций и экспериментов. Суть этих реформ удивительно проста: был открыт путь к возвращению заинтересованности труженика в плодах своего труда, для чего были ликвидированы коммуны (колхозы), а земля отдана крестьянам. В стране возникли десятки тысяч рынков, коммерция была официально легализована23.

Что касается города и промышленности, то здесь были сильно ограничены роль государственного плана и централизованного  регулирования, созданы возможности  для развития кооперативно-коллективного  и индивидуального секторов деловой  активности, изменена вся система  административных связей, финансирования, оптовой продажи и т.п. Директорам государственных предприятий предоставлялись широкие права и возможности, включая право организации дополнительных производств и свободной продажи внеплановой продукции, даже с самостоятельным выходом на внешний рынок, право свободного определения цен на сверхплановую продукцию, право выпуска акций и свободных займов в целях расширения внепланового производства и т.д24.

Реформы были радикальными и осуществлялись быстро и решительно, для чего первые три года (1979-1981) были объявлены годами реконструкции, а  плановые задания на эти годы были сняты либо пересмотрены. Были резко  уменьшены ассигнования на военные  нужды, а затем заметно сокращена  армия, не говоря уже о том, что  армейским частям и военной промышленности было вменено в обязанность содействовать  перестройке экономики страны. Были существенно ограничены права и  полномочия административных органов, включая партийные комитеты.

Несколько позже было уделено  внимание проблемам демократизации жизни общества, необходимым изменениям в системе права, в привычной  для однопартийных структур избирательной процедуре25.

В результате III пленума ЦК КПК одиннадцатого созыва центр тяжести работы партии был перенесен, главным образом, на экономическую область. Ставилась задача значительного развития производственных сил до уровня, соответствующего изменениям многих аспектов производственных отношений, отказа от устаревших форм управления и прежнего образа мышления. Дэн Сяопин решительно отстаивал на пленуме необходимость всесторонних реформ с тем, чтобы можно было строить социализм с действительно китайской спецификой. При этом в постановлении пленума отмечалось, что «нельзя разом отвергать все прежнее, необходимо неуклонно проводить в жизнь те установки хозяйственной политики, которые вполне оправдали себя в длительной практике»26. В то же время предлагалось с учетом новых условий осуществить ряд важных экономических мероприятий, приступить к коренной реформе системы экономического управления и методов хозяйствования. Эти установки пронизаны стремлением провести черту под прежними, командно-административными методами руководства и хозяйствования.

Главное внимание III пленум ЦК КПК одиннадцатого созыва призвал партию сосредоточить на обеспечении скорейшего подъема сельского хозяйства.

В сельском хозяйстве вводилась  система контрактов и производственной ответственности, восстанавливались  свободные рынки, повышались закупочные цены на сельскохозяйственную продукцию, развивалась многоотраслевая система  хозяйства в сельской местности27.

Важная составная часть  китайской экономической реформы  была связана с политикой расширения связей и сотрудничества с внешним  миром, в разработке которой Дэн  Сяопину принадлежит особая роль. В свое время она принесла немалые  выгоды Китаю. Политика расширения связей с заграницей, по словам китайского руководства, имела три аспекта. В первую очередь происходило расширение связей с развитыми капиталистическими государствами, откуда главным образом привлекался капитал и заимствовались технические достижения. С другой стороны, укреплялись отношения с Советским Союзом и социалистическими странами Восточной Европы. Китай выступал за активизацию торговли, технического сотрудничества и даже за создание совместных предприятий, а также техническую реконструкцию предприятий, построенных с их помощью в 50-е годы.28 Также предусматривалась интенсификация связей с развивающимися странами.

Таким образом, основными  средствами осуществления преобразований объявлялись реформы и открытая политика. Реформы направлены на приведение производственных отношений в соответствие с задачами развития производительных сил с тем, чтобы производственные отношения не становились тормозящим фактором для развития страны. А открытая политика призвана включить КНР в процесс глобализации экономики и других сфер жизни человеческого сообщества, активно привлекать зарубежные капиталы, использовать достижения науки и техники, управленческий опыт с тем, чтобы, в конечном счете, повысить мировую конкурентоспособность Китая.

Процесс реформ был охарактеризован  Дэн Сяопином как «вторая революция» после 1949 г., но революция, не направленная на слом старой надстройки и против какого-либо общественного класса, а революция в смысле «революционного  обновления социализма на его собственной  основе путем самосовершенствования»29.

Как уже говорилось выше, принятая на пленуме программа будущих  преобразований получила общее выражение  в формуле «социалистическая  модернизация в четырех областях». Главная цель четырех модернизаций - новой стратегии китайского социализма - создать в КНР к концу XX века общество со среднезажиточным уровнем жизни - «сяо кан», также выйти на уровень среднеразвитых государств по производству на душу населения и достижение на этой основе всеобщего благосостояния его граждан. Это означает, что валовой национальный продукт на душу населения должен достигнуть 800-1000 американских долларов. При росте населения к тому времени до 1 миллиарда 200 миллионов ВНП страны приблизится к триллиону долларов30. Путь социалистической модернизации - ускоренный рост экономического потенциала, его качественное обновление и повышение эффективности на базе развития научно-технического потенциала, исходя из того, что наука есть «главная производительная сила».

С самого начала разработки стратегии преобразований страны Дэн Сяопин отказался от догматического следования принятым в СССР канонам социалистического строительства и «вел поиск строительства собственной модели социализма с китайской спецификой»31. Суть «национальной специфики» виделась политику-реформатору в исторически сложившейся и объективно обусловленной социально-экономической отсталости страны, дефиците пахотной земли и других необходимых ресурсов для обеспечения нормальных условий жизни и развития страны с миллиардным населением. С учетом того, что преодоление отсталости Китая потребует длительного времени, было принято принципиальное теоретическое положение о том, что КНР находится на начальной стадии социализма, которая продлится до середины XXI века.

Таким образом, с целью  обеспечения главного внутреннего  условия нормального хода реформ - политической стабильности, политическая жизнь страны строилась в соответствии с выдвинутыми Дэн Сяопином «четырьмя  основными принципами»: следовать  социалистическому пути, придерживаться диктатуры пролетариата, руководства КПК, марксизма-ленинизма и идей Мао Цзэдуна. Никакие отклонения от этой линии в сторону политико-идеологической либерализации не допускались32.

Однако приступить к полномасштабному проведению в жизнь программы  модернизации китайскому правительству удалось лишь после создания необходимых для этого политических условий. Экономическая реформа, согласно теории Дэн Сяопина, невозможна без реформы политической системы33.

Особое место и в  проведении реформы политической системы, и в целом в процессе модернизации уделялось правящей партии как гаранту  обеспечения социально-политической стабильности, без чего представлялось невозможным успешное проведение курса  на социалистическую модернизацию. В  этой связи вопросы партийного строительства, укрепления партийной дисциплины и  усиления внутрипартийного контроля постоянно  находились в центре внимания руководства  КПК34. Важнейшее значение в реформе политической системы придавалось разработке всесторонней законодательной и нормативной базы и внедрению ее в жизнь, превращению Китая в современное правовое государство, «управляемое на основе закона»35.

Содержание реформы политической системы, направленное на развитие демократизации, виделось в развитии и укреплении существующей системы представительных органов власти (собрания народных представителей и т.п.), расширении их контролирующих функций и демократических  начал в их деятельности, упрощении  и сокращении управленческого аппарата, четком разделении полномочий между  партийными и административными  органами, между центром и местами  и т.д. 36

Информация о работе Политическая реформа и проблемы демократии в Китае