Политическая реформа и проблемы демократии в Китае

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 11 Января 2014 в 21:44, курсовая работа

Краткое описание

Актуальность темы исследования. Эффективные способы вхождения в мировое сообщество – одна из сложнейших проблем XXI века. Возрождение и подъем Китая в течение последних 60 лет – явление в истории человечества уникальное. Ни одна страна не проделывала такой путь за столь краткий срок. До 1990 г., Россия и КНР были почти на равных по размеру ВНП на душу населения. Теперь же Китай далеко впереди практически по всем основным параметрам. С 1981 по 2005 гг. Китай вызволил из нищеты 625 млн. человек, что является беспрецедентным достижением. Сейчас это вторая экономика мира с ВНП на уровне 5 трлн. долларов. Недавно Китай обогнал по этому показателю Японию, а до 2030 г. намерен догнать и Соединенные Штаты.

Содержание

Введение
Глава I. Изменение социально-экономического и политического курса Китайской Народной Республики
Курс на социалистическую модернизацию Китая
Строительство демократии с китайской спецификой
Глава II. Политическая реформа и проблемы демократии в Китае
2.1. Проблемы модернизации политической системы
2.2. Перспективы демократического развития китайского общества
Заключение
Список использованных источников и литературы

Вложенные файлы: 1 файл

Милана ДИПЛОМНАЯ.docx

— 131.63 Кб (Скачать файл)

Ясно, что Китай – это  «зацентрализованное» государство. Но за последние 30 лет китайская модель существенно обогатилась, обеспечив  стабильные условия развития общества. Таким образом, в условиях централизованного  государства при правильном взаимодействии правительства и общества возможны положительные результаты.

В последние 30 лет КНР  последовательно проводит реформы, в результате которых она из слаборазвитой страны превратилась во вторую державу мира по размерам экономической мощи. Китай демонстрирует пример создания собственной версии демократии, строительство которой началось с провозглашения курса социалистической модернизации.

Еще XIII съезд компартии  в 1987 г. указал, что демократизация является главным условием реформы политической системы, так как соответствует  основным теоретическим положениям марксизма и отражает объективные  потребности развития социализма в  Китае.

Демократия всегда была важным моментом марксистской теории, великой  целью освободительного движения пролетариата. «Манифест Коммунистической партии»  провозгласил: «Первым шагом в  рабочей революции является превращение  пролетариата в господствующий класс, завоевание демократии». Социалистическое государство, рожденное пролетарской революцией, под руководством Коммунистической партии создает основную политическую систему, в условиях которой народ становится хозяином в своем доме.

Но по сложным историческим причинам строительство демократии почти во всех социалистических странах  проходило не так, как предполагали основоположники марксизма, и не было полностью осуществлено. Социалистическая демократия пока не решила полностью  вопрос, как, через какие конкретные формы, конкретные системы народ  мог бы осуществлять демократию.

Капитализм за несколько  столетий своего существования создал внутри буржуазного общества целый  комплекс различных систем. Демократические  формы современного капитализма  в какой-то степени упорядочены, узаконены, достигли определенной степени  зрелости. История социализма пока коротка, он еще находится в стадии развития, еще не создал такую демократическую  систему.

Таким образом, строительство  демократии более высокой степени  зрелости, чем в капиталистических  государствах, вполне естественно стало  первостепенным моментом для руководства  Китайской Народной Республики, имеющим  большое перспективное значение.

Начиная с 1990-го года в Китае была утверждена в качестве официальной государственной идеологии теория строительства социализма с китайской спецификой, которая была вписана в Конституцию КНР как основа социалистической модернизации Китая. Однако, по мере модернизации и реформ, она продолжает постоянно редактироваться и дополняться новыми теоретическими положениями.

Результаты анализа процесса трансформации китайской государственности  в сторону ее модернизации свидетельствуют, прежде всего, о том, что самым  первым условие для этого является завоевание полной государственной  независимости и превращение  страны в современное, динамично  развивающееся государство со своеобразной демократической системой, отражающей как мировой опыт демократизма, так и специфику этой крупнейшей страны мира, ее древние и новые традиции. Создавая свою политическую систему, современный Китай не копирует механически чужие политические модели, а стремится создать свою собственную модель с учетом специфических условий развития страны, не форсируя перемены. Это имеет огромное значение как для самого Китая, так и для остального мира Опыт в области модернизации политической системы КНР в целом и его итоги на сегодняшний день, очевидно, не имеют аналога в мировой истории и свидетельствуют о наличии огромных созидательных возможностях развивающихся стран, как в области демократизации политической системы, так и в сфере экономического строительства, пока еще не реализованных в полной мере.

Значительные успехи, достигнутые  за последние 30 лет в результате модернизации, во всех сферах жизни  общества, позволили Китаю добиться статуса одного из важнейших полюсов  системы международных отношений. Достигнув уровня среднеразвитых государств, руководство Китая практически  выполнило задачу построения общества «малого благоденствия» («сяо кан»), существенно повысив уровень  благосостояния своих граждан. Об этом говорят и следующие данные. Экономика Китайской Народной Республики постоянно растет. В 2009 году КНР занимала 3 место в мире по величине номинального ВВП (после США и Японии). ВВП в 2009 году равнялся 5,02 трлн. долларов. По данным 2010 года, в апреле-июне Китай обогнал Японию по этому показателю. По ВВП с учётом паритета валют Китай на 2-м месте в мире (по данным МВФ 10,1 трлн. международных долларов в 2010 году, на 2011 год -11.2 трлн.), уступая только США. При высокой доле иностранных инвестиций почти 80 % всех иностранных инвесторов в экономику КНР — это этнические китайцы, проживающие за рубежом. В 2020 г. Китай должен по планам КПК догнать США по совокупному доходу ВВП. Чтобы способствовать структурным изменениям, Китай развивает собственную систему образования, обучение студентов за рубежом (особенно в США и Японии), поощряет импорт технологий, позволяющих развивать такие прогрессивные секторы экономики как производство программного обеспечения, новых материалов, телекоммуникационную индустрию, биотехнологии и здравоохранение.

Таким образом, китайское  руководство вышло на новый уровень  понимания «социалистической модернизации»  как особого вида модернизации, сочетающего  в себе основные положения теории строительства социализма с китайской  спецификой (во многом основанной на марксистских принципах), непрерывное экономическое  развитие (основанное на методологии  эмпирического подхода), а также  традиционные представления о гармоничном  обществе (сяо кан), взятые из конфуцианства. Большую роль в сплочении китайского общества продолжает играть национальная идея превращения Китая в могучее и процветающее государство, признаки которого уже налицо. Поэтому есть все основания полагать, что процесс более радикальной модернизации политической системы китайского государства неизбежен, но будет постепенным и длительным.

Нам бы хотелось также указать  свою точку зрения на данный вопрос. Демократизация Китая по западному  образцу стала бы одним из лучших способов влияния на нее со стороны  мирового сообщества. Потому что, в  свою очередь, она, скорее всего, привела  бы к хаотизации страны и утрате централизованного руководства, а  также позволила бы Западу оказывать  гораздо большее воздействие  на ход китайского развития. Изучив проблемы модернизации и демократии Китая, я поняла, почему в США так  часто говорят, что Китай должен демократизироваться: потому что это  станет концом китайского «экономического  чуда». «Демократический» Китай  не сможет соперничать с Америкой. Может быть, когда-то Китай и должен будет превратиться в демократию, но, на наш взгляд, если он хочет соревноваться  с Америкой за звание первой экономической  державы мира (а он хочет: даже Барак  Обама как-то сказал, что Китай  не согласится на второе место), то он должен сохранить свою нынешнюю систему  управления. Иначе он не сможет решить огромные социальные проблемы, которые у него есть. Чтобы поднять не только крупные, но и небольшие города, не говоря уже о деревне, где уровень жизни до сих пор ниже, чем в китайских мегаполисах, создав тем самым по-настоящему конкурентоспособную высокотехнологичную экономику. Демократизация Китая просто уничтожит значительную часть тех успехов, которыми он сегодня по праву гордится.

 

1 Гельбрас В.Г. Экономическая реформа в КНР: Очерки, наблюдения, размышления. М., 1990. 390с.

2 Бергер Я.М. Экономическая стратегия Китая. М., 2009. 560с.

3 Титаренко М.Л. Жизнестойкость и стабильность китайской цивилизации – условие развития Китая. М., 2008. 364с.

4 Бородич В.Ф. Россия и Китай в начале XX века: Русско-китайские противоречия в 1911-1915гг. М., 1997. 315с.

5 Переломов Л.С. Конфуций: жизнь, учение, судьба. М., 1993. 440с.

6 Виноградов А.В. Формирование национальной концепции социалистического строительства в Китае (1976-1987 гг.). М., 1991. 168с.

7 Егоров К.А. Китайская Народная Республика. Политическая система и политическая динамика. ИДВ РАН. М., 1996. 212с.

8 Гудошников Л.М., Асланов Р.М., Степанова Т.А. Политическая система Китайской Народной Республики (структура основных институтов власти). М., 1996. 92с.

9 Делюсин Л.П. Политическая реформа и проблемы демократии в Китае. М., 1993.

10 Гарушянц Ю.М. Китайские реформаторы о демократии и правах человека// Общество и государство в Китае. – 2004. - №25. – С.141-148.

11 Макгрегор Р. Главная ставка – стабильность// За рубежом. – 2007. - №4. – С. 6-7.

12 Емельянова Т. Сравнительное исследование организаций самоуправления в Китае// Китай на рубеже тысячелетий. – 1998. – С. 47-54; Она же. Законодательное регулирование общественного самоуправления в Китае // Пробл. Дальнего Востока. - 1994. - №6. - C. 61-66.

13 Лысякова Л.М. Развитие самоуправления на низовом уровне: сравнительный анализ России и Китая// Азия и Африка сегодня. – 1999. - №11. – С. 8.

14 Делюсин Л. Каково место Мао Цзэдуна в истории страны // Азия и Африка сегодня. - 2001. - №2. - С. 26.

15 КНР: краткий исторический очерк. М., 1980. С. 162-163.

16 КНР: краткий исторический очерк. М., 1980. С.165.

17 Там же. С. 165-166.

18 Делюсин Л.Каково место Мао Цзэдуна в истории страны // Азия и Африка сегодня. - 2001. - №2. - С.23-24.

19 Дэн Сяопин. Строительство социализма с китайской спецификой. М., 1997. С.125.

20 Леганьков В. Реформа в китайской деревне// Белорусская нива. – 1993. - №36. - С. 5.

21 Китайская Народная Республика. Справочник. М., 1989. С.50-51.

22 Ганюшкин В., Губер А., Игнатенко В. Рычаги экономической реформы // Новое время. – 1989. - №23. - С. 23.

23 Делюсин Л. Трудный путь к социализму // Азия и Африка сегодня. - 1989. - №10. - С. 9.

24 Васильев Л.С. История Востока: В 2-х т. - М., 1993. - Т.2. – С. 431-432.

25 Белоусов Р., Сенчагов В. Экономика Китая: успехи и трудности // Экономист. – 1995. - №3. - С. 87.

26 Яковлев М. Дэн Сяопин // Азия и Африка сегодня. – 1989. - №1. – С. 26.

27 Ли Фэнлинь. О специфике реформ в Китайской Народной Республике //Новая и новейшая история. – 1996. - №6. - С. 6.

28 Сергеев С. Реформа политической системы в Китае: замыслы и проблемы // Партийная жизнь. – 1989. - №19. - С. 75.

29 Делюсин Л. «Китайский капитализм» или «социализм с китайской спецификой»? // Свободная мысль. - 1993. - № 12. - С. 56.

30 Ли Фэнлинь. О специфике реформ в Китайской Народной Республике //Новая и новейшая история. – 1996. - №6. - С.7

31 Дэн Сяопин. Строительство социализма с китайской спецификой. М., 1997. С.76

32 Дэн Сяопин. Основные вопросы современного Китая. М., 1988. С.154.

33 Оникиенко А. Реформа госсектора в КНР: поиск путей повышения эффективности // Мировая экономика и международные отношения. - 1992. - №6. - С. 107.

34 Голяков С. Держать дверь открытой // Новое время. – 1989. - №23. - С. 15

35 Труш С. Кому достанется скипетр? // Новое время. - 1992. - №23. - С. 23

36 Потапов М. Открытая политика Китая: опыт для нас // Мировая экономика и международные отношения. - 1993. - №1. - С. 108.

37 Ли Фэнлинь. О специфике реформ в Китайской Народной Республике //Новая и новейшая история. – 1996. - №6. - С.4

38 Делюсин Л. Полвека – две эпохи // Азия и Африка сегодня. – 1999. - №10. - С. 6.

39 Шаврук И. Одна страна – две социально- экономических модели // Беларуская думка. – 1996. - №3. - С. 58.

40 Платковский А. Дэн указал Китаю путь // Известия. – 1997. - №34. - С. 1.

41 Новейшая история Азии и Африки. XX век: В 2-х ч. – М.: Наука, 2004. - Ч.2. – С. 252.

42 Ли Фэнлинь. О специфике реформ в Китайской Народной Республике //Новая и новейшая история. – 1996. - №6. - С.7.

43 Титаренко М. Модернизация Китая: вызовы времени // Азия и Африка сегодня. - 2001. - № 11. - С. 6.

44Муромцева З.А. Китайская Народная Республика: путь к индустриализации нового типа. М., 2009. С. 72.

45 Хэ Цзопин. Формирование политики социалистической модернизации в КНР//Актуальные проблемы экономической социологии. - 2011. - Вып.12 - С.215.

46 Конституции социалистических государств. М., 1987. С.243.

47 Делюсин Л.П. Дэн Сяопин и реформация китайского социализма. М., 2003. С. 48.

48 Там же. С.50-51.

49 Там же. С. 51.

50 Ганшин В.Г. Формирование гражданского общества в России и Китае. М., 2007. С. 186.

51 Степанова Г.А. Система многопартийного сотрудничества в Китайской Народной Республике. М., 1999. С. 16.

52 Степанова Г.А. Система многопартийного сотрудничества в Китайской Народной Республике. М., 1999. – С.26-28.

53 URL: http:// www.epochtimes.ru/content/view/2873/4/ от 12.01.2012

54 URL: http:// www.epochtimes.ru/content/view/2873/4/ от 12.01.2012

55 Кокарев К.А. Политический режим и модернизация Китая. – М., 2004. – С. 39.

56 Там же. – С. 38.

57 Ли Теин. О демократии. Пекин: Изд-во АОН Китая, 2001. – С.95.

58 Линь Ифу. Китайское чудо. Стратегия развития и экономическая реформа. М., 2001. С.112.

59 Там же. С.112-113.

60 Ли Фэнлинь. О специфике реформ в Китайской Народной Республике //Новая и новейшая история. – 1996. - №6. - С. 6.

61 Там же.

62 Лысякова Л. Развитие самоуправления на низовом уровне: сравнительный анализ России и Китая// Перспективы самоуправления и самоорганизации в России. – М., 2000. – С. 140.

63 Там же. – С. 142.

64 Дэн Сяопин. Раскрепостить сознание, реалистически подходить к делу, сплотиться воедино и смотреть вперед. - Творцы истории: Мао Цзэдун, Дэн Сяопин, Цзян Цзэминь. Статьи и выступления. Минск:Палея-Мишин, 2001. С. 129.

65 Доклад Цзян Цзэминя XVI съезду КПК (2002).URL: http://www.china.org.cn/russian/50838.htm от 14.03.2012

Информация о работе Политическая реформа и проблемы демократии в Китае