Автор работы: Пользователь скрыл имя, 11 Января 2014 в 21:44, курсовая работа
Актуальность темы исследования. Эффективные способы вхождения в мировое сообщество – одна из сложнейших проблем XXI века. Возрождение и подъем Китая в течение последних 60 лет – явление в истории человечества уникальное. Ни одна страна не проделывала такой путь за столь краткий срок. До 1990 г., Россия и КНР были почти на равных по размеру ВНП на душу населения. Теперь же Китай далеко впереди практически по всем основным параметрам. С 1981 по 2005 гг. Китай вызволил из нищеты 625 млн. человек, что является беспрецедентным достижением. Сейчас это вторая экономика мира с ВНП на уровне 5 трлн. долларов. Недавно Китай обогнал по этому показателю Японию, а до 2030 г. намерен догнать и Соединенные Штаты.
Введение
Глава I. Изменение социально-экономического и политического курса Китайской Народной Республики
Курс на социалистическую модернизацию Китая
Строительство демократии с китайской спецификой
Глава II. Политическая реформа и проблемы демократии в Китае
2.1. Проблемы модернизации политической системы
2.2. Перспективы демократического развития китайского общества
Заключение
Список использованных источников и литературы
Важнейшее значение в теории модернизации Дэн Сяопина придавалось человеческому фактору. Программа воспитания «нового человека» внедрялась с начала 80-х годов в рамках курса на создание социалистической духовной культуры, охватывающей всю духовную сферу жизни китайского общества - идеологию, собственно культуру, мораль, право - и нацеленную на формирование современной культурно-цивилизационной среды, без которой преобразования немыслимы37.
В процессе разработки стратегии
модернизации Китая Дэн Сяопином
была пересмотрена прежняя концепция
развития современного мира, сводившаяся
к тому, что его основу составляли
мировая война и революция. Согласно
теории Дэн Сяопина, основными тенденциями,
определяющими состояние
Дэн Сяопин, ветеран революции, ведущий политический деятель КНР, 25 октября 1987 года на открытии XIII съезда Коммунистической партии Китая был назван «главным архитектором китайских реформ»40.
Таким образом, процесс модернизации Китая, утвержденный Компартией в конце 1978 г, начавшись с преобразований в сельском хозяйстве, имеющий целью реформу промышленности и изменение внешней политики, решительно набирал обороты. Ведущая роль в этом процессе принадлежала великому политическому деятелю, «архитектору китайских реформ» Дэн Сяопину, сумевшему за фантастически короткие сроки вывести страну из социально-экономического кризиса.
В ходе инспекционной поездки на юг Китая в начале 1992 г. Дэн Сяопин делает выводы о необходимости дальнейшего ускорения реформ и развития на основе расширения сферы действия рыночных отношений и предлагает для определения действенности проводимых реформ и открытой политики три критерия: способствуют ли реформы развитию производительных сил, способствуют ли они укреплению комплексной государственной мощи, способствуют ли повышению жизненного уровня народа41.
Развивая реформу, руководство КНР совершило на III пленуме ЦК КПК четырнадцатого созыва в 1993 г. теоретический «прорыв», объявив о соединении рыночной экономики с социализмом42.
На XV съезде КПК в 1997 г. в Устав партии было включено положение о руководящей роли «теории Дэн Сяопина» на начальной стадии социализма. Она объявлена новым этапом развития марксизма в Китае, вторым теоретическим достижением после «идей Мао Цзэдуна», «продолжением и развитием идей Мао Цзэдуна», научной системой строительства социализма с китайской спецификой43.
Нынешние лидеры КНР не
только подчеркивают свою приверженность
идеям «архитектора реформ», но и
развивают их по мере возникновения
новых проблем. Новые руководители
Китая стараются сделать
Обобщая вышесказанное, необходимо еще раз отметить, что к концу 1976 г. КНР оказалась в состоянии глубокого социально-экономического и политического кризиса. Смена власти в ЦК КПК, приход к управлению страной маоистов-прагматиков во главе с Дэн Сяопином стали важным историческим событием КНР. Принципиальной особенностью модернизации современного китайского общества является и то, что ею руководит Коммунистическая партия Китая. Однако необходимо подчеркнуть, что в ходе модернизации происходила определенная перестройка и в самой партии, прежде всего идеологическая. Многие из решений партии содержали глубоко выверенный и аргументированный отказ от целого ряда положений ортодоксального марксизма (точнее, его сталинской интерпретации), возможно, приемлемых в условиях Запада, но совершенно не актуальных для народов развивающейся Азии. Эти нетрадиционные решения руководства компартии Китая касались проблем форм собственности, места рыночных отношений в условиях социализма и др. аспектов совмещения социалистических принципов социального развития с объективными механизмами экономического процветания, утратившими свойства особой идеологической значимости в ситуации конца 20 века. Главная цель решений руководства Коммунистической партии Китая - превращение страны в современное процветающее общество на базе совмещения производственных технологий капитализма «западного типа» и социальных, культурных и идеологических норм национальной традиции, а также принципов социалистического строительства.
Успешный двадцатилетний
опыт модернизации китайского общества
на основе описанных принципов, установленных
руководством страны, делает необходимым
его систематизацию и обобщение,
выявление как наиболее продуктивных
решений, так и не оправдавших
себя. Китайское руководство, и прежде
всего Председатель Дэн Сяопин учитывал
ошибки эпохи «культурной революции»,
а еще ранее периода «большого
скачка», осознал необходимость
радикальных перемен в
Новаторский дух этой программы заключается в ее реалистичности, в соблюдении принципа, гласящего, что нельзя проводить в стране резких перемен, что китайское общество можно модернизировать только постепенно. Важнейшую роль в осуществлении реформы сыграло и то, что Дэн Сяопин в своей программе сделал акцент на национальной культуре Китая и, прежде всего, на чувстве национального достоинства. Ради этого он актуализировал многие конфуцианские принципы, отчасти забытые за годы экспериментов, такие, как принцип «золотой середины», уход от крайностей в принятии решений, внимание к противоположным точкам зрения, решение каждого вопроса в диалектическом ключе и т.д.
В основу модернизации было
положено изменение экономических
отношений - преобразование форм собственности.
Оно включало отказ от обязательной
государственной собственности
в сельском хозяйстве, введение различных
форм собственности в
После проведения реформ, затронувших все сферы жизни общества, компартия Китая, обобщив положительный и отрицательный исторический опыт, вывела народ на новый период строительства социалистической демократии.
Компартия Китая, понимая, что социалистический строй необходимо совершенствовать, руководствуется следующим курсом: без демократизации общественных отношений не может быть социалистической модернизации; необходимо укреплять социалистическую законность, поставив демократию на институциональную и законодательную основу; необходимо обеспечить верховенство закона и строить социалистическое правовое государство; необходимо развить социалистическую демократию, создавая социалистическую политическую культуру; следует неизменно обеспечивать органическое соединение партийного руководства с положением народа как хозяина страны и управлением государством на основе закона; необходимо строить гармоничное социалистическое общество, ставя человека во главу угла и управляя страной во имя народа44.
За последние 30 с лишним
лет в практике строительства
социалистической демократии в Китае
удалось добиться ряда крупных сдвигов.
Совершенствуются и развиваются
такие государственные
Залогом демократии в Китайской Народной Республике является институт народных представителей. С учетом национальных реалий в Китае учреждена однопалатная парламентская система, а не двухпалатная, как в странах Запада. В Конституции КНР установлено: Высшим органом государственной власти является Всекитайское собрание народных представителей Китайской Народной Республики. В Китае все административные, судебные и прокурорские органы государства создаются СНП, перед которыми они несут ответственность и под контролем которых они находятся. Важнейшие государственные дела решаются СНП. Административные органы отвечают за исполнение законов, резолюций и решений, принятых СНП. Суды и органы прокуратуры в соответствии с законами отдельно и независимо осуществляют судебные и прокурорские полномочия, никакие административные органы, общественные организации и частные лица не могут вмешиваться в их деятельность.
В Конституции КНР
Собрания народных представителей и их постоянные комитеты в полной мере развивают демократию, выслушивают мнения различных сторон, представляют и выражают волю и коренные интересы народа. Они принимают законопроекты и предложения только абсолютным большинством, т. е. при согласии более чем половины членов состава. СНП осуществляют функции и полномочия в четырех направлениях: законодательство, контроль, назначение и смещение должностных лиц, выработка решений по важнейшим вопросам.
Осуществление той или
иной партийной системы
В современном Китае
Демократические партии — это дружественные партии, сплоченные и сотрудничающие с КПК, это партии, участвующие в управлении государством, а не оппозиционные партии. Они участвуют в государственной власти, в консультациях по основным политическим установкам страны и кандидатурам государственных руководителей, в управлении государственными делами, в разработке и проведении в жизнь курса и политики страны, ее законов и законоположений. До выработки важнейших решений Центральный комитет (ЦК) КПК, как правило, приглашает ведущих руководителей демократических партий и представителей беспартийных деятелей на демократические консультативные совещания, встречи в узком кругу или собеседования, на которых информирует собравшихся о тех или иных вопросах, заслушивает их мнения и вместе с ними обсуждает государственные дела52. Главное содержание консультаций включает: важнейшие документы Всекитайского съезда КПК и ЦК КПК; предложения по внесению поправок в Конституцию и важнейшие законы; выдвижение кандидатур государственных руководителей; важные решения по дальнейшему развертыванию реформ и открытости; средние и долгосрочные планы экономического и социального развития; важнейшие вопросы, касающиеся общей обстановки в стране; информирование о важных документах и событиях и выслушивание мнений; другие важные вопросы, по которым нужно консультироваться с демократическими партиями.
Информация о работе Политическая реформа и проблемы демократии в Китае