Автор работы: Пользователь скрыл имя, 06 Мая 2013 в 14:26, курсовая работа
Изучение политических партий как политико-правового явления, категории
и института является одним из наиболее значимых направлений современной
общественной науки. Теоретико-методологический и практический интерес к
этому направлению исследований в отечественной науке многократно усили-
вается формированием новой демократической – конкурентной и плюралисти-
ческой партийной системы, трансформацией политических партий в структур-
ный элемент механизма организации и осуществления государственной власти
в Кыргызской Республике.
Как показывает анализ, формирование партий и партийной системы Кыр-
гызской Республики началось еще до обретения своей независимости. Зачатки
демократического и национального самосознания стали оформляться в первые
общественно-политические движения, переросшие в последующем в полити-
ческие движения и политические партии Кыргызстана
ВВЕДЕНИЕ
Глава 1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ИССЛЕДОВАНИЙ
СУЩНОСТИ И ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ПОЛИТИЧЕСКОЙ ПАРТИИ
1.1. Теоретико-методологический анализ понятия и характерных
признаков политической партии
1.2. Основные теоретические подходы в определении роли
и функций политической партии
1.3.Типология политических партий и партийных систем
Глава 2. АНАЛИЗ НОРМАТИВНО-ПРАВОВЫХ ДОКУМЕНТОВ,
РЕГУЛИРУЮЩИХ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ ПОЛИТИЧЕСКИХ ПАРТИЙ
В КЫРГЫЗСКОЙ РЕСПУБЛИКЕ
2.1. Конституционно-правовые основы и политико-правовой статус
политических партий в Кыргызской Республике
2.2. Основные принципы деятельности, организационная структура и
членство в политических партиях Кыргызской Республики
Глава 3. ПРАКТИЧЕСКАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ И ОСОБЕННОСТИ
УЧАСТИЯ В ИЗБИРАТЕЛЬНОМ ПРОЦЕССЕ ПОЛИТИЧЕСКИХ
ПАРТИЙ КЫРГЫЗСТАНА (2000 – 2010 ГОДЫ)
3.1. Первый этап. Избирательная кампания 2000 года
3.2. Второй этап. Избирательная кампания 2005 года
3.3. Третий этап. Избирательная кампания 2007 года
3.4. Четвертый этап. Избирательная кампания 2010 года
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ
– «Центристы» –
традиционно отстаивают
ценности.
Положения, согласно которым правые партии принадлежат к консерватив-
ным, реакционным, а левые – к радикальным сторонникам прогрессивных об-
щественных изменений, сохранились до наших дней.
Однако указанные типологии и классификации политических партий относи-
тельны и подвижны, так как то, что недавно было «левым», сегодня может стать
«правым», и наоборот. Например, в 1980–х годах в западноевропейских странах
большинство социал–демократических партий (левые) эволюционировали от
ортодоксального социализма к классическому либерализму, рыночной экономи-
ке, а консерваторы (правые) нередко выступали в защиту создания системы со-
циальных гарантий для малоимущих слоев населения. Кроме того, в отношении
того или иного вопроса и левые, и правые могут рассматриваться как радикалы.
Существует также
существующему общественно–политическому строю:
– революционные – партии, которые отрицают существующий обществен-
ный строй и ставят своей целью его качественное, радикальное изменение;
– реформистские – партии, ориентирующиеся на существенное измене-
ние политического курса, определенных элементов политической системы для
улучшения жизни граждан, при условии сохранения фундаментальных принци-
пов общественного строя;
Политические партии Кыргызстана
– консервативные – партии, стремящиеся к стойкому сохранению сложив-
шихся форм общественной жизни и совершенствованию лишь тех сфер, кото-
рые действительно нуждаются в изменениях;
– реакционные – такие партии, которые выступают за частичное или пол-
ное возвращение к общественным порядкам, существовавшим раньше.
Достаточно распространенным критерием типологизации партий является
также отношение политических партий к правящему режиму:
– правящие и оппозиционные;
– легальные и нелегальные;
– партии–лидеры и партии–аутсайдеры;
– партии, которые правят
монопольно и в составе
Немало категорий политической науки можно рассматривать в разных ра-
курсах в силу их многомерного характера. Не составляет исключения и пар-
тийная система, институциональный анализ которой полезен еще и потому, что
партии принято
Дюверже был первым, кто
установил институциональную
ду способом голосования
и конфигурацией партийной
тий и отношениями между ними, сформулировав в книге «Влияние избиратель-
ных систем на политическую жизнь» три социологических закона:
1) Выборы по мажоритарной
системе в один тур
нию в стране двухпартийности (бипартизма) с крупными и влиятельными пар-
тиями, конкурирующими только друг с другом.
2) Мажоритарные выборы в два тура приводят к системе нескольких партий,
стремящихся к объединению в две коалиции.
3) Пропорциональное
сти, составленной из множества небольших организаций, которые вынуждены
проводить коалиционную политику.
Дюверже разъяснял смысл своих социологических «теорем» следующим
образом. Две причины определяют соотношение между мажоритарной систе-
мой и тактикой предвыборной борьбы двух сильных партий.
– Во–первых, от
каждого округа депутатское
крупная партия, малые же партии, лишенные поддержки большинства избира-
телей, не имеют никаких шансов.
– Во–вторых, избиратели, настроенные реально повлиять на исход выборов,
а не просто продемонстрировать свои симпатии какой–либо программе, под-
держат партию, способную к победе в их округе (принцип полезного голосова-
ния)16.
16 Дюверже М. Влияние
избирательных систем на
- С. 207.
Политические партии Кыргызстана
Тем не менее, партолог Уоллерстайн считает, что взаимосвязь между элек-
торальной и партийной системами пока выяснена недостаточно. К примеру,
почти весь послевоенный период в Австрии сохранялся бипартизм в усло-
виях пропорционального представительства. Но все–таки «законы» Дюверже
дают возможность увидеть
вероятные следствия такой
же опыт разных стран показал: при пропорциональной системе количество
партий в среднем выше, чем при мажоритарной, которая явно губит малые
партии.
Классическая типология всех существовавших в мире на момент исследова-
ния партийных систем была предложена Сартори в работе «Партии и партий-
ные системы». Он выделил 7 основных типов, руководствуясь вектором движе-
ния от монополии на власть к политическому плюрализму.
1. Однопартийные системы (СССР, Куба), где фактически существует то-
тальный контроль одной партии, слившейся с государственным аппаратом.
2. Система партии–гегемоны (ГДР, Болгария) при формальном наличии за-
висимых партий–сателлитов, не влияющих на принятие решений.
3. Система доминирующей партии (Япония, Индия), где долгие годы, не-
смотря на множество партий, реально правит одна и та же (либерально–демо-
кратическая партия Японии, Индийский национальный конгресс).
4. Двухпартийная система (бипартизм), существующая в основном в англо-
саксонских странах, где две основные партии чередуются у власти (Демократи-
ческая и Республиканская партии в США, консерваторы и лейбористы в Вели-
кобритании).
5. Система умеренного плюрализма (от 3 до 5 партий) с довольно фрагмен-
тированными партиями (Франция, Бельгия).
6. Система крайнего плюрализма (от 6 до 8 партий), где происходит поля-
ризация партийного спектра (Нидерланды, Финляндия) и образуются сложные
коалиции.
7. Атомизированные системы (свыше 8 партий) с рассредоточением полити-
ческого влияния и ролей (Малайзия)17.
В целом, соглашаясь с типологией Сартори, другие политологи постарались
ее откорректировать. Они выделили два типа монопартизма:
– идеологический
– президенциалистский унитарный.
Бипартизм тоже неодинаков:
– Есть система жесткого бипартизма (Великобритания), где в палате общин
представлены только две партии, а пост премьер–министра, фактического гла-
17 Сартори Д. Партии и партийные системы.– М., 2004. - С. 176.
Политические партии Кыргызстана
вы государства, всегда принадлежит победителю на выборах.
– При мягком бипартизме
президентом может быть
партии, чем та, которая имеет большинство в конгрессе (США).
– Понятие несовершенного бипартизма (его еще называют системой «двух
с половиной партий») было применимо к ФРГ. В этой стране преобладали две
крупные партии – христианские демократы и социал–демократы, но формиро-
вание правительства часто зависело от того, примкнет ли третья по влиянию
партия – либеральная – к какой–либо из них (как правило, она вступала в коа-
лицию с ХДС/ХСС). В последние десятилетия в эту политическую игру на сто-
роне СДПГ включились зеленые, а после воссоединения немецких земель и
Партия демократического социализма18.
При сравнении партийных систем демократического толка видно, что каж-
дая из них обладает и преимуществами, и недостатками. Двухпартийная си-
стема автоматически обеспечивает одной из партий большинство в парламен-
те, которое гарантирует устойчивость кабинета министров, обычно позволяя
ему отработать весь отпущенный законом срок. При бипартизме возможно
наиболее полное представительство интересов граждан – с учетом чередова-
ния партий у власти, а также экономятся средства на отдельные выборы гла-
вы государства.
Жесткости бипартизма противопоставлены разнообразие и гибкость
многопартийной системы. В ее условиях получают право на вполне до-
стойное существование, на парламентскую трибуну не только малые пар-
тии, но и организации, предпочитающие играть исключительно роль прин-
ципиальной оппозиции. И те, и другие при бипартизме были бы удалены
с политической сцены. Еще важнее то, что лидеру многопартийной систе-
мы – так называемой правительственной партии – необходимо вступать
в коалиции, а тем самым вырабатывать политический курс государства с
учетом мнений других партий, которые в ином случае, скорее всего, были
бы отвергнуты.
Сартори считает, что двухпартийная система благоприятствует управляемо-
сти государства и политическому реализму, снимая налет демагогии с политики,
т.к. является плодом известного общественного согласия. А многопартийность,
вынуждающая всякую победившую партию править совместно с другими, по-
зволяет этим другим приписывать собственные ошибки.
В политологии довольно распространен также способ классификации
партий в соотношении с типом партийной системы. Параметры партии – ко-
личество ее членов и активистов, величина избирательного корпуса, чис-
ло парламентариев – приобретают особое значение при многопартийности.
Распределение депутатских мест (т.е. сравнение влияния партий в парламен-
18 Категории политической науки/Под ред. Шмачкова Т.В. – М., 2002. – С. 311.
Политические партии Кыргызстана
те) позволяет выделить:
– 1) мажоритарную партию, стабильно получающую абсолютное боль–
шинство мандатов и тем самым право единолично формировать правительство
(ее вариант – партия
с мажоритарным потенциалом, т.
следующих выборов и в условиях чередования образовать правительство);
– 2) доминирующую партию
с ее относительным
ламенте;
– 3) миноритарную (лат. minor – младший) партию.
Специфику доминирующей партии составляет то, что обычно она отождест-
вляет себя с политическим режимом, поскольку служит ему опорой. На выбо-
рах ей нужно завоевать приблизительно 30% голосов, чтобы получить возмож-
ность определять состав и политический курс обязательной в таких случаях
правительственной коалиции. Показательный пример – Христианско–демокра-
тическая партия Италии, которая несколько десятилетий подряд доминировала
в политике этой страны.
Три вида партийных систем определяются характером их элементов:
1) системы, основанные на мажоритарных партиях – это бипартизм или
многопартийность с организацией, обладающей абсолютным большинством
мест в парламенте;
2) системы с доминирующей партией;
3) системы, опирающиеся
на коалицию миноритарных
Политический опыт показывает, что партия, постоянно добивающаяся ма-
жоритарного статуса, по прошествии нескольких циклов выборов затрудня-
ет работу парламента, поскольку такая ситуация не способствует реализации
одного из важных принципов демократического строя – чередования у власти.
Одни считают наиболее привлекательной двухпартийную систему и ссыла-
ются на опыт Большой Британии, США, Австралии, Канады, где обеспечива-
ются политическая стабильность,
возможность для граждан
вительств – изменения курса. Другие поддерживают многопартийные системы,
которые обеспечивают не меньшую стабильность политической жизни, чем в
США или Большой Британии (Нидерланды, Дания, Бельгия, Австрия). Очевид-
но, единственного стандарта в оценке тех или других партийных систем не мо-
жет быть.
Однако, на наш взгляд, более оптимально для гражданского общества функ-
ционирование тех партийных систем, которые обеспечивают сочетание рацио-
нального парламентаризма (т.е. разумного числа партий в законодательном ор-
гане и участвующих в выборах) и доминирующей партии. Системы, основой ко-
торых служит коалиция миноритарных организаций, требуют умной и гибкой
19 Категории политической науки/Под ред. Шмачкова Т.В. – М., 2002. – С. 312.
Политические партии Кыргызстана
союзнической политики, поскольку им присуща нестабильность правительств
при низкой оценке деятельности любого из них со стороны общественного мне-
ния.
Как мы видим, в целом вышеуказанные типы и классификации политиче-
ских партий и партийных систем нельзя рассматривать как застывшие схемы,
любая типология партий относительна, как для одной страны или системы, так
и для разных стран и систем. Одна и та же партия, система могут быть рассмо-
трены в разных аспектах и классифицированы разными критериями.
В то же время типологии и классификации политических партий имеют
определенное значение, поскольку они отражают разные стороны политиче-
ской действительности и помогают определить характер, место и роль в поли-
тической жизни общества конкретных партий.
Глава 2. АНАЛИЗ НОРМАТИВНО-ПРАВОВЫХ
ДОКУМЕНТОВ, РЕГУЛИРУЮЩИХ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ
ПОЛИТИЧЕСКИХ ПАРТИЙ В КЫРГЫЗСКОЙ
РЕСПУБЛИКЕ
2.1. Конституционно-правовые
основы и политико-правовой
Информация о работе Политические партии Кыргызстана: теория и практика