Политология как наука и учебная дисциплина

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 01 Ноября 2013 в 13:53, реферат

Краткое описание

Своеобразие предмета политологии состоит в том, что все социальные явления рассматриваются соотносительно политической власти. Однако разногласия в понимании того, что изучает политическая наука, сохраняются. При всех различиях в понимании сущности политической науки большинство исследователей склонны считать ее предметом взаимодействия по поводу власти. Наиболее активными участниками этих взаимодействий выступают государство, общество и индивид. Следовательно, политическую науку можно определить как науку об устройстве, распределении и осуществлении власти в обществе, реализуемой через взаимодействие государства, общества и индивида.

Вложенные файлы: 1 файл

политология ответы.docx

— 200.43 Кб (Скачать файл)

Являясь частью демократической системы  образования, воспитывает гуманизм, человечность и уважение к людям.

Знание возможностей и пределов политического регулирования общества имеет большое практическое значение, при этом следует иметь в виду, что в некоторых случаях использование  политических средств воздействия  может быть не только не эффективным, но излишним или даже вредным.

Кроме того, знание основ политической науки помогает спрогнозировать  возможный результат принимаемого решения.

С учётом сказанного важно подчеркнуть, что политологию нельзя сводить  к науке о власти, о государстве. Как наука о политике политология  «охватывает» весь спектр политической жизни, включая как её духовную, так  и материальную, практическую стороны, взаимодействие политики с другими  сферами общественной жизни. Предметом  изучения и исследования политологии, таким образом, выступают такие  основные слагаемые политики, как  политические институты, политические процессы, политические отношения, политическая деятельность и т.д.

3.Политика как общественное  явление

Объектом политологии является политика во всех ее проявлениях. Политика – это наиболее сложное общественное образование. Она пронизывает все  сферы общественной жизни. Отсюда и  неоднозначность понимания политики. Для одних политика – наука  о власти, для других наука о  руководстве, наука о госорганах власти, но все политологи сходятся в одном: ключевым понятием политики (а значит и политологии) является власть. Сущностью политики является борьба за власть и ее осуществление.

Политика – это многомерное  явление. Эту многомерность политики можно выразить, рассматривая политику как:

деятельность органов власти по руководству людьми и государством

учреждение госвласти и ее институты, их взаимоотношения с другими организациями, учреждениями

отношения между большими социальными  группами, гражданами из которых являются нации, классы

участие в делах государства  и определение задач и содержания ее деятельности

как выражение интересов различных  социальных групп, главная среди  этих интересов является экономические  явления 

целенаправленное стремление к  завоеванию и удержанию власти

мастерство властвования

совокупность вопросов и событий  текущей государственной и общественной жизни

3 вида политики:

1)Внутренняя

2) внешняя

3) международная (мировая)

4 уровня политики:

1) мегаполитика

2) бакрополитика (политика на уровне отдельного государства)

3) везаполитика (политика на уровне области, района)

4) микрополитика (политика на уровне партии)

Первые определения политики появились  в Древней Греции. Тогда же наметились и первые разногласия, получившие развитие в дальнейших дискуссиях. Существует множество определений политики.

1. Определенный общественный процесс,  взаимоотношения между группами, сообществами и обществами, а  также внутри этих объединений  людей по поводу различных  проблем и прежде всего по  поводу власти.

2. Определенный набор согласованных  и взаимно приемлемых процедур  выработки решений, обязательных  для групп и сообществ внутри  страны и между государствами  на международной арене.

3. Процесс урегулирования конфликтных  ситуаций.

4. Метод достижения решений  определенного типа – в интересах  всего общества, а не его отдельных  групп; в принятии решений по  тем или иным проблемам общественной  жизни принимают участие и  многие социальные институты,  находящиеся вне сферы политики: рынок, судебная система и т.д. 

5. Обнародование программы действий  в той или иной сфере жизни;  для их реализации необходимо, чтобы намеченные цели пользовались  общественной поддержкой.

 Итак, в общем виде политика  – процесс разрешения тех или  иных конфликтов в группах,  сообществах и обществе в целом,  основанный на использовании  приемлемых для всех процедур  для данного общества решений. 

 Взаимоотношения политики с  другими сферами общественной  жизни.

 Взаимодействие экономики и  политики. В формировании политической  власти значительная роль принадлежит  экономике. Многие полагают, что  слабо развитая экономика неизбежно предполагает централизацию власти, усиливает авторитарные тенденции. В то же время экономический рост в обществе, повышение подушного дохода способствует установлению плюралистической демократии. При этом не стоит утверждать, что прежде всего экономика определяет политическую область жизни. Политика также не может рассматриваться как основной определяющий фактор экономики. В целом экономика, предопределяя материальные основания жизнедеятельности людей, обусловливает тем самым и характер социальной дифференциации общества. Та или иная форма реакции государства на социальные запросы групп заставляет политику действовать в направлении принятия определенных решений.

 Развитие производства распределения  в любом обществе порождает  проблемы, часть которых является  политическими, т.е. не может  быть решена без использования  специальных политических институтов  и процедур.

 Источником таких проблем  являются прежде всего переходы от одного типа производства к другому. Они влекут за собой изменения отношений общества с природой, производственных отношений и систем распределения благ, обусловливают крупные социальные сдвиги. Политика имеет значительные возможности влиять на развитие производства – распределения посредством решения порождаемых им политических проблем, изменением норм права, форм собственности, механизмов управления производственными и распределительными процессами. Однако это ограничено потребностями и возможностями самого производства – распределения. Не соответствующие им политические решения могут надолго деформировать развитие производства.

 Взаимосвязь политики и морали. Нравственные отношения характеризуют  в основном взаимосвязи между  отдельными личностями, выражаются  в требованиях к индивиду со  стороны отдельных групп, общества  в целом, согласовании личного  интереса с общественным, утверждения социального в индивидуальном. Политические отношения не призваны выражать индивидуальность каждого, но более прямо выражают групповые интересы.

 Один из источников противоречий  политики и морали состоит  в том, что политика предполагает  возможность использования силы, принуждения. Нет универсальной  модели связи, разграничений и  противоречий морали и политики. Все зависит от характера господствующей  морали и политики. В них проявляются  и существуют две тенденции  – стремление все урегулировать  и невозможность добиться этого.  Один тип политической и нравственной  воли сталкивается с другими  типами. Поэтому в масштабах общества  и политические, и нравственные  отношения внутренне противоречивы.

 Идеология и политика. Наиболее  активно в любом обществе взаимодействуют  идеология и политика, т.к. идеология  есть совокупность различных  взглядов, составляющих общественное  сознание. Важнейшая черта идеологии,  общественного сознания каждого  общества – плюрализм. Поэтому  идеологию любого общества нельзя  охарактеризовать однозначно. Важной ее частью являются политические идеи и концепции, а также сама политология. Все это называют политической идеологией, а содержащую ее часть сознания – политическим сознанием.

 Политика и право. Правовая, юридическая сфера закрепляет  в действующем законодательстве  основные принципы политического  господства тех или иных сил.  Право является той системой  требований к совместному существованию  людей, которая предопределена  самой природой общества и без которой невозможно его существование. Оно выступает как индикатор зрелости политики того или иного класса, слоя, нации, государства. Право определяет границы и возможности деятельности как оппозиции, так и правящих структур. В конкретных политических системах отношения между политикой и правом достаточно противоречивы и неоднозначны. Не только в тоталитарных и авторитарных, но в определенной степени и в демократических странах политическая лояльность нередко становится выше закона.

4, Сущность политической  власти и других форм власти

 Власть является одним из  центральных понятий политической  науки. «Фундаментальным понятием  в общественных науках, - писал  Б. Рассел, - есть власть в том  же значении, в каком энергия  является фундаментальным понятием  в физике». Не случайно феномен  власти изучается не одно тысячелетие,  но актуальность этого изучения не становится менее значимой.

Власть относится к числу  сложных и противоречивых понятий. В повседневной жизни мы говорим  о власти родителей над детьми, пророка над последователями  его учения, сил природы над  человеком, государства над гражданином. Эти далеко неоднозначные понятия  о власти имеют и много общего. Аристотель считал, что элемент господства и элемент подчинения проявляются  во всем. Это объективный закон  природы, и ему подчиняются живые  существа. К тому же человек по своей  природе - существо политическое. Великий  философ античности различал власть деспотическую (власть господина над  рабом) и политическую (власть государственного мужа над гражданином). В наше время  политологи рассматривают политическую власть как одну из разновидностей власти вообще (наряду с экономической, духовной, семейной и др.), начиная  с определения общей сути власти.

Власть - это способность и возможность  осуществлять свою волю (классом, группой, личностью или партией, государством и. т. д.), оказывать определенное влияние  на деятельность, поведение людей  с помощью авторитета, права, силы и других способов.

Власть существует в любом обществе. Она является порождением множества  разнообразных интересов, несоответствия уровней развития различных социальных подструктур, наличия того или иного  характера социального отчуждения. Поэтому власть преобразуется в  особый вид социальных отношений - отношений  власти. Им присуще целенаправленное влияние обладателя власти или исполнителя  властных функций на объект власти, причем властным это влияние выступает только тогда, когда объект и субъект власти находятся в состоянии господства и подчинения.

Первоисточником любой власти является господство одной части явления  над другим. Основой подчинения одного индивида другому является неравенство, причем не только социальное (экономическое, имущественное, статусное, образовательное и т. д.), но и естественное (физическое, интеллектуальное; неравенство, порожденное половыми различиями).

Необходимость власти детерминирована  сущностью человеческого общения, предполагающего подчинение всех участников общения единой воле с целью поддержания  целостности и стабильности общества. Она необходима для организации  общественного производства, согласования интересов и действий различных  социальных групп, для поддержания  жизнедеятельности и сохранения целостности общества.

Как возникла власть? В каких исторических формах власти шел процесс ее становления  и развития? Согласно утверждениям ряда западных ученых власть возникла одновременно с обществом и развивается  параллельно с ним от элементарных неполитических форм до зрелых политических. Первая власть - анонимная, присуща  примитивным обществам. Она распределяется среди всей массы индивидов и  проявляется в совокупности верований  и обычаев. Со временем, когда динамизируется ритм социальной жизни, усложняется процесс разделения труда, появляются новые виды деятельности, возникает необходимость в оперативном принятии решений, образуется индивидуализированная власть в лице вождя или небольшой группы лиц. Однако у этой власти нет легитимности: со смертью вождя начинается борьба за власть. Индивидуализированную власть сменяет институционализированная, которая существует в форме государства, когда государство - официальная политическая власть, а разные центры политической власти, как-то: экономические группы, профсоюзы, тоже являются носителями власти. Здесь власть опирается на деятельность специальных институтов, которые выполняют определенные функции.

В настоящее время можно говорить о четвертой исторической форме  власти, - системе «надгосударственной» власти, которую представляют Европарламент (законодательный институт) и Комиссии Европейских Сообществ (исполнительные институты). Их властные полномочия распространяются на территорию и население более  десятка европейских стран.

Первые две исторические формы  власти (анонимная и индивидуализированная) являются догосударственными и носят неполитический характер. Третья форма (институционализированная), называемая иногда государственно-публичной, и четвертая (над-государственная) являются собственно политической властью. Отметим, что историческое понятие «власть» (от греч. Сratos) связано с административным управлением древнегреческих городов-государств (полисов). Искусство управления гражданами - «политами», регулирование их поведения с помощью различных средств называлось «политика». Так исторически и логически между понятиями «власть» и «политика» возникла смысловая связь, отраженная в формуле «политическая власть».

В обществоведческой литературе существует ряд подходов к трактовке власти. Их можно условно разделить на два больших класса: 1) трактовка  власти как имманентного некоему  субъекту атрибута и 2) понимание власти как социального отношения. Внутри этих классов представлены самые  разные и весьма многочисленные концепции.

Прежде всего следует отметить так называемые волевые теории, в которых власть трактуется как способность (возможность) одного субъекта навязывать свою волю другим субъектам. Несмотря на то, что в разных теориях субстанции власти совершенно различны (Вебер, Гегель, Даль, Маркс), общим качеством для них выступает властная воля, которая может быть «продиктована» субъектом власти. Так, Р. Даль трактует власть как способность одного человека принудить другого делать то, что сам по себе этот другой делать бы не стал. М. Вебер рассматривал власть как «любую возможность проводить внутри данных общественных отношений собственную волю, даже вопреки сопротивлению, вне зависимости от того, на чем такая возможность основана». Дефиниция М. Вебера считается классической и широко используется в современных теориях власти.

Рядом с волевыми стоят инструменталистские теории, выдвигающие на первое место средства, способы, методы властвования. Эта точка зрения разрабатывалась уже в трудах Т. Гоббса и Н. Макиавелли, а в современных теориях представлена прежде всего Чикагской школой политической науки (Д. Кэтлин, И. Мэрридж и др.).

Очень широкое распространение  получили структурно-функциональные теории, в соответствии с которыми власть представляет собой имманентное  социальной системе интегративное  качество, функцией которого является обеспечение целостности системы, рационального взаимодействия всех ее элементов. Власть представлена как  атрибут макросистемы, способный  учитывать интересы микросистем  и посредством особых властных ресурсов обеспечивать стабильность социума. Эта  концепция развита более всего  в работах Г. Алмонда, Д. Истона, П. Парсонса.

Информация о работе Политология как наука и учебная дисциплина