Автор работы: Пользователь скрыл имя, 01 Ноября 2013 в 13:53, реферат
Своеобразие предмета политологии состоит в том, что все социальные явления рассматриваются соотносительно политической власти. Однако разногласия в понимании того, что изучает политическая наука, сохраняются. При всех различиях в понимании сущности политической науки большинство исследователей склонны считать ее предметом взаимодействия по поводу власти. Наиболее активными участниками этих взаимодействий выступают государство, общество и индивид. Следовательно, политическую науку можно определить как науку об устройстве, распределении и осуществлении власти в обществе, реализуемой через взаимодействие государства, общества и индивида.
Являясь частью демократической системы образования, воспитывает гуманизм, человечность и уважение к людям.
Знание возможностей и пределов
политического регулирования
Кроме того, знание основ политической
науки помогает спрогнозировать
возможный результат
С учётом сказанного важно подчеркнуть, что политологию нельзя сводить к науке о власти, о государстве. Как наука о политике политология «охватывает» весь спектр политической жизни, включая как её духовную, так и материальную, практическую стороны, взаимодействие политики с другими сферами общественной жизни. Предметом изучения и исследования политологии, таким образом, выступают такие основные слагаемые политики, как политические институты, политические процессы, политические отношения, политическая деятельность и т.д.
3.Политика как общественное явление
Объектом политологии является
политика во всех ее проявлениях. Политика
– это наиболее сложное общественное
образование. Она пронизывает все
сферы общественной жизни. Отсюда и
неоднозначность понимания
Политика – это многомерное явление. Эту многомерность политики можно выразить, рассматривая политику как:
деятельность органов власти по руководству людьми и государством
учреждение госвласти и ее институты, их взаимоотношения с другими организациями, учреждениями
отношения между большими социальными группами, гражданами из которых являются нации, классы
участие в делах государства
и определение задач и
как выражение интересов различных социальных групп, главная среди этих интересов является экономические явления
целенаправленное стремление к завоеванию и удержанию власти
мастерство властвования
совокупность вопросов и событий
текущей государственной и
3 вида политики:
1)Внутренняя
2) внешняя
3) международная (мировая)
4 уровня политики:
1) мегаполитика
2) бакрополитика (политика на уровне отдельного государства)
3) везаполитика (политика на уровне области, района)
4) микрополитика (политика на уровне партии)
Первые определения политики появились
в Древней Греции. Тогда же наметились
и первые разногласия, получившие развитие
в дальнейших дискуссиях. Существует
множество определений
1. Определенный общественный
2. Определенный набор
3. Процесс урегулирования
4. Метод достижения решений
определенного типа – в
5. Обнародование программы
Итак, в общем виде политика
– процесс разрешения тех или
иных конфликтов в группах,
сообществах и обществе в
Взаимоотношения политики с другими сферами общественной жизни.
Взаимодействие экономики и
политики. В формировании политической
власти значительная роль
Развитие производства
Источником таких проблем являются прежде всего переходы от одного типа производства к другому. Они влекут за собой изменения отношений общества с природой, производственных отношений и систем распределения благ, обусловливают крупные социальные сдвиги. Политика имеет значительные возможности влиять на развитие производства – распределения посредством решения порождаемых им политических проблем, изменением норм права, форм собственности, механизмов управления производственными и распределительными процессами. Однако это ограничено потребностями и возможностями самого производства – распределения. Не соответствующие им политические решения могут надолго деформировать развитие производства.
Взаимосвязь политики и
Один из источников
Идеология и политика. Наиболее
активно в любом обществе
Политика и право. Правовая,
юридическая сфера закрепляет
в действующем
4, Сущность политической власти и других форм власти
Власть является одним из
центральных понятий
Власть относится к числу сложных и противоречивых понятий. В повседневной жизни мы говорим о власти родителей над детьми, пророка над последователями его учения, сил природы над человеком, государства над гражданином. Эти далеко неоднозначные понятия о власти имеют и много общего. Аристотель считал, что элемент господства и элемент подчинения проявляются во всем. Это объективный закон природы, и ему подчиняются живые существа. К тому же человек по своей природе - существо политическое. Великий философ античности различал власть деспотическую (власть господина над рабом) и политическую (власть государственного мужа над гражданином). В наше время политологи рассматривают политическую власть как одну из разновидностей власти вообще (наряду с экономической, духовной, семейной и др.), начиная с определения общей сути власти.
Власть - это способность и возможность осуществлять свою волю (классом, группой, личностью или партией, государством и. т. д.), оказывать определенное влияние на деятельность, поведение людей с помощью авторитета, права, силы и других способов.
Власть существует в любом обществе.
Она является порождением множества
разнообразных интересов, несоответствия
уровней развития различных социальных
подструктур, наличия того или иного
характера социального
Первоисточником любой власти является господство одной части явления над другим. Основой подчинения одного индивида другому является неравенство, причем не только социальное (экономическое, имущественное, статусное, образовательное и т. д.), но и естественное (физическое, интеллектуальное; неравенство, порожденное половыми различиями).
Необходимость власти детерминирована
сущностью человеческого
Как возникла власть? В каких исторических формах власти шел процесс ее становления и развития? Согласно утверждениям ряда западных ученых власть возникла одновременно с обществом и развивается параллельно с ним от элементарных неполитических форм до зрелых политических. Первая власть - анонимная, присуща примитивным обществам. Она распределяется среди всей массы индивидов и проявляется в совокупности верований и обычаев. Со временем, когда динамизируется ритм социальной жизни, усложняется процесс разделения труда, появляются новые виды деятельности, возникает необходимость в оперативном принятии решений, образуется индивидуализированная власть в лице вождя или небольшой группы лиц. Однако у этой власти нет легитимности: со смертью вождя начинается борьба за власть. Индивидуализированную власть сменяет институционализированная, которая существует в форме государства, когда государство - официальная политическая власть, а разные центры политической власти, как-то: экономические группы, профсоюзы, тоже являются носителями власти. Здесь власть опирается на деятельность специальных институтов, которые выполняют определенные функции.
В настоящее время можно говорить о четвертой исторической форме власти, - системе «надгосударственной» власти, которую представляют Европарламент (законодательный институт) и Комиссии Европейских Сообществ (исполнительные институты). Их властные полномочия распространяются на территорию и население более десятка европейских стран.
Первые две исторические формы
власти (анонимная и
В обществоведческой литературе существует ряд подходов к трактовке власти. Их можно условно разделить на два больших класса: 1) трактовка власти как имманентного некоему субъекту атрибута и 2) понимание власти как социального отношения. Внутри этих классов представлены самые разные и весьма многочисленные концепции.
Прежде всего следует отметить так называемые волевые теории, в которых власть трактуется как способность (возможность) одного субъекта навязывать свою волю другим субъектам. Несмотря на то, что в разных теориях субстанции власти совершенно различны (Вебер, Гегель, Даль, Маркс), общим качеством для них выступает властная воля, которая может быть «продиктована» субъектом власти. Так, Р. Даль трактует власть как способность одного человека принудить другого делать то, что сам по себе этот другой делать бы не стал. М. Вебер рассматривал власть как «любую возможность проводить внутри данных общественных отношений собственную волю, даже вопреки сопротивлению, вне зависимости от того, на чем такая возможность основана». Дефиниция М. Вебера считается классической и широко используется в современных теориях власти.
Рядом с волевыми стоят инструменталистские теории, выдвигающие на первое место средства, способы, методы властвования. Эта точка зрения разрабатывалась уже в трудах Т. Гоббса и Н. Макиавелли, а в современных теориях представлена прежде всего Чикагской школой политической науки (Д. Кэтлин, И. Мэрридж и др.).
Очень широкое распространение
получили структурно-функциональные теории,
в соответствии с которыми власть
представляет собой имманентное
социальной системе интегративное
качество, функцией которого является
обеспечение целостности
Информация о работе Политология как наука и учебная дисциплина