Автор работы: Пользователь скрыл имя, 27 Октября 2013 в 20:24, курс лекций
Конкурсное право – система правовых норм, регулирующих отношения в области несостоятельности (банкротства), а также комплексный правовой институт, регулирующий отношения должника, в течение определенного времени не исполняющего обязательства определенного размера, его кредиторов и третьих лиц; регламентирующий особое состояние должника, предполагающее
Общие положения о несостоятельности 3
Субъекты конкурсного права 25
Наблюдение как стадия конкурсного процесса 47
Финансовое оздоровление 59
Внешнее управление 66
Конкурсное производство 97
Мировое соглашение 108
Особенности банкротства некоторых категорий должников 117
9. Неправомерные действия при банкротстве 143
10. Процессуальные гарантии обеспечения и защиты прав
и интересов субъектов конкурсных отношений 153
11. Подведомственность и подсудность дел о несостоятельности. Возбуждение арбитражного судопроизводства по делам
о несостоятельности 162
12. Подготовка дел о несостоятельности к судебному разбирательству.
Судебное разбирательство дел о несостоятельности. 170
13. Пересмотр и исполнение судебных актов по делам
о несостоятельности 175
14. Список нормативных актов и литературы 180
Внешний управляющий в
течение 3-х месяцев с даты введения
внешнего управления вправе отказаться
от исполнения договоров и иных сделок
должника. Но этот отказ может быть
заявлен только в отношении сделок,
не исполненных сторонами
Вопрос 3. План внешнего управления.
Не позднее чем через
месяц с даты своего утверждения
внешний управляющий обязан разработать
план внешнего управления и представить
его собранию кредиторов для утверждения.
(ст. 106 Закона). План внешнего управления
должен предусматривать меры по восстановлению
платежеспособности должника, условия
и порядок реализации указанных
мер, расходы на их реализацию и иные
расходы должника. План внешнего управления
должен предусматривать срок восстановления
платежеспособности должника и содержать
обоснование возможности
План внешнего управления должен предусматривать мероприятия по восстановлению платежеспособности должника и удовлетворения требований конкурсных кредиторов. Эти мероприятия могут быть разными: изменение структуры активов должника, избавление от непрофильного имущества, взыскание дебиторской задолженности, проведение зачетов и т.д. в плане могут быть предусмотрены мероприятия, связанные с основной деятельностью должника: обеспечение производственных процессов, отгрузка товара со склада готовой продукции, приобретение сырья, материалов, полуфабрикатов.
Составной частью плана внешнего управления является смета расходов, требуемых на период внешнего управления: текущие расходы, включая производственные, на потребительские нужды, на проведение запланированных мероприятий.
Структура плана внешнего управления может быть произвольной.
В плане внешнего управления должна быть определена компетенция собрания кредиторов и комитета кредиторов по тем вопросам, которые внешний управляющий обязан согласовывать с конкурсными кредиторами.
К плану внешнего управления прикладываются бухгалтерский баланс должника на последний отчетный период и реестр требований конкурсных кредиторов.
Проект плана внешнего управления д.б. представлен внешним управляющим собранию кредиторов не позднее месяца со дня утверждения кандидатуры внешнего управляющего арбитражным судом.
Закон не требует от внешнего управляющего периодической отчетности перед конкурсными кредиторами, но по требованию собрания кредиторов или соответственно комитета кредиторов внешний управляющий обязан представлять отчет и отчитываться перед ними о том, что происходит с должником и как реализуются мероприятия, предусмотренные планом внешнего управления.
Отступления от плана внешнего управления без согласования с собранием (комитетом) кредиторов недопустимы; они могут повлечь за собой ходатайство кредиторов об отстранении внешнего управляющего.
В ст. 106 Закона закреплено положение
о том, что платежеспособность должника
признается восстановленной при
отсутствии признаков банкротства.
Отсюда можно сделать вывод, что
если объем кредиторской задолженности
снизился и оказался меньше норматива,
предусмотренного в ст. 3 Закона, то
даже приналичии некоторой непогашенной
задолженности
Вопрос 4. Мероприятия по восстановлению платежеспособности должника.
В ст. 109 Закона изложены возможные меры по восстановлению платежеспособности должника, а именно:
перепрофилирование производства;
Включение пункта «иные способы»
означает, что план внешнего управления
может предусматривать
По существу, внешний управляющий
должен ответить на два вопроса: имеется
ли реальная перспектива для переориентации
производства должника с тем, чтобы
выйти на устойчивую рентабельность;
имеется ли реальная перспектива
для преодоления
Необходимо отметить, что,
несмотря на то, что существует возможность
переориентации предприятия в течение
двенадцати-восемнадцати месяцев внешнего
управления, реально за такой короткий
срок сложно преодолеть неплатежеспособность.
В большинстве случаев
Внешнему управляющему необходимо учесть, что, несмотря на то, что он уполномочен заключать мировое соглашение с кредиторами, у него практически нет возможностей контролировать его исполнение. Управляющий вправе применить мировое соглашение в качестве одного из решений, способствующих восстановлению платежеспособности. Следует учитывать, что во многих случаях при заключении мирового соглашения необходимо, чтобы государство предоставило возможность реструктурировать долги перед бюджетом и внебюджетными фондами. Это связано с тем, что подавляющую часть долгов предприятия обычно составляет фискальная задолженность.
Рассмотрим некоторые мероприятия по восстановлению платежеспособности должника.
С одобрения кредиторов часть требований должника (дебиторская задолженность) может быть реализована с открытых торгов или иным способом, указанным в плане внешнего управления. При этом основной проблемой для внешнего управляющего является оценка требований.
При определении реальной стоимости требований должника необходимо выяснить:
Уступка прав требования - процесс сугубо индивидуальный, в каждом случае требует тщательной проработки.
Строго говоря, продажа предприятия не является мерой по восстановлению его платежеспособности. Тем не менее, ст. 110 Закона разрешает включать в план внешнего управления пункт о продаже предприятия в целях удовлетворения требований кредиторов.
Цели продажи бизнеса
Формальной целью продажи бизнеса на этапе внешнего управления является восстановление платежеспособности должника при удовлетворении требований кредиторов за счет средств, вырученных при реализации бизнеса. Продажа бизнеса, согласно Закону, является одним из способов восстановления платежеспособности должника. Фактически же, при продаже бизнеса одновременно преследуется цель максимального удовлетворения требований кредиторов (ст. 86). Это возможно не только в денежной форме, но и в форме участия во вновь создаваемом предприятии. Целью также является создание на базе ресурсов должника (недвижимости, технологий, трудовых ресурсов, неимущественных прав) нового предприятия, не обремененного долгами.
Задачи, решаемые в ходе продажи бизнеса
В процессе продажи бизнеса управляющий, как правило, решает следующие задачи:
Оценка бизнеса
Оценка бизнеса должника является важнейшим моментом при подготовке к продаже бизнеса. Результаты оценки, как правило, являются отправной точкой для ответа на следующие вопросы:
Как правило, для оценки бизнеса внешний управляющий привлекает независимого оценщика. Оплата услуг оценщика в соответствии со ст. 20 Закона производится за счет имущества должника.
Важным моментом для управляющего является постановка задачи перед оценщиком. При этом очень многое зависит от самого оценщика. Поскольку в России не существует большой практики оценки бизнеса, то при недостаточной квалификации (или отсутствии достаточного опыта) оценщик может допустить ошибки, приводящие к неверному определению цены бизнеса. Задание должно быть сформулировано с максимальной точностью и, по возможности, не допускать неясностей и двусмысленностей.
Принятие решения о продаже бизнеса
Первым шагом к принятию решения о продаже бизнеса является осознание арбитражным управляющим целесообразности и необходимости такого мероприятия. На основании чего управляющий делает подобные выводы?
1. На основании проведенного
анализа хозяйственной
2. На основе полученных
результатов оценки. Если стоимость
бизнеса, рассчитанная
Наиболее правильным будет, если внешний управляющий сделает вывод о целесообразности продажи бизнеса на основе комплексного подхода, изучив все имеющиеся данные и исходя из своего опыта.
Если управляющий счел целесообразным предложить кредиторам продать бизнес, ему необходимо составить соответствующий план внешнего управления, где нашли бы свое отражение:
Объявление о продаже бизнеса
Как было указано выше, в плане внешнего управления целесообразно предусмотреть все аспекты, связанные с продажей бизнеса, в том числе и способ продажи. Способом продажи могут служить:
Если план внешнего управления
не предусматривает способ продажи
предприятия (бизнеса) должника, или
план предусматривает продажу