Лекции по банкротству

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 27 Октября 2013 в 20:24, курс лекций

Краткое описание

Конкурсное право – система правовых норм, регулирующих отношения в области несостоятельности (банкротства), а также комплексный правовой институт, регулирующий отношения должника, в течение определенного времени не исполняющего обязательства определенного размера, его кредиторов и третьих лиц; регламентирующий особое состояние должника, предполагающее

Содержание

Общие положения о несостоятельности 3
Субъекты конкурсного права 25
Наблюдение как стадия конкурсного процесса 47
Финансовое оздоровление 59
Внешнее управление 66
Конкурсное производство 97
Мировое соглашение 108
Особенности банкротства некоторых категорий должников 117
9. Неправомерные действия при банкротстве 143
10. Процессуальные гарантии обеспечения и защиты прав
и интересов субъектов конкурсных отношений 153
11. Подведомственность и подсудность дел о несостоятельности. Возбуждение арбитражного судопроизводства по делам
о несостоятельности 162
12. Подготовка дел о несостоятельности к судебному разбирательству.
Судебное разбирательство дел о несостоятельности. 170
13. Пересмотр и исполнение судебных актов по делам
о несостоятельности 175
14. Список нормативных актов и литературы 180

Вложенные файлы: 1 файл

Lektsii_po_bankrotstvu_.docx

— 232.13 Кб (Скачать файл)

Внешний управляющий в  течение 3-х месяцев с даты введения внешнего управления вправе отказаться от исполнения договоров и иных сделок должника. Но этот отказ может быть заявлен только в отношении сделок, не исполненных сторонами полностью  или частично, если такие сделки препятствуют восстановлению платежеспособности должника или если исполнение должником  таких сделок повлечет за собой убытки для должника по сравнению с аналогичными сделками, заключаемыми при сравнимых  обстоятельствах ( п.2 ст. 102 Закона о  банкротстве).

 

Вопрос 3. План внешнего управления.

Не позднее чем через  месяц с даты своего утверждения  внешний управляющий обязан разработать  план  внешнего управления и представить  его собранию кредиторов для утверждения. (ст. 106 Закона). План внешнего управления должен предусматривать меры по восстановлению платежеспособности должника, условия  и порядок реализации указанных  мер, расходы на их реализацию и иные расходы должника. План внешнего управления должен предусматривать срок восстановления платежеспособности должника и содержать  обоснование возможности восстановления платежеспособности должника в установленный  срок.

План внешнего управления должен предусматривать  мероприятия  по восстановлению платежеспособности должника и удовлетворения требований конкурсных кредиторов. Эти мероприятия  могут быть разными: изменение структуры  активов должника, избавление от непрофильного  имущества, взыскание дебиторской  задолженности, проведение зачетов  и т.д. в плане могут быть предусмотрены  мероприятия, связанные с основной деятельностью должника: обеспечение  производственных процессов, отгрузка товара со склада готовой продукции, приобретение сырья, материалов, полуфабрикатов.

Составной частью плана внешнего управления является смета расходов, требуемых на период внешнего управления: текущие расходы, включая производственные, на потребительские нужды, на проведение запланированных мероприятий.

Структура плана внешнего управления может быть произвольной.

В плане внешнего управления должна быть определена компетенция  собрания кредиторов и комитета кредиторов по тем вопросам, которые внешний  управляющий обязан согласовывать  с конкурсными кредиторами.

К плану внешнего управления прикладываются бухгалтерский баланс должника на последний отчетный период и реестр требований конкурсных кредиторов.

Проект плана внешнего управления д.б. представлен внешним  управляющим собранию кредиторов не позднее месяца со дня утверждения  кандидатуры внешнего управляющего арбитражным судом.

Закон не требует от внешнего управляющего периодической отчетности перед конкурсными кредиторами, но по требованию собрания кредиторов или соответственно комитета кредиторов внешний управляющий обязан представлять отчет и отчитываться перед ними о том, что происходит с должником  и как реализуются мероприятия, предусмотренные планом внешнего управления.

Отступления от плана внешнего управления без согласования с собранием (комитетом) кредиторов недопустимы; они  могут повлечь за собой ходатайство  кредиторов об отстранении внешнего управляющего.

В ст. 106 Закона закреплено положение  о том, что платежеспособность должника признается восстановленной при  отсутствии признаков банкротства. Отсюда можно сделать вывод, что  если объем кредиторской задолженности  снизился и оказался меньше норматива, предусмотренного в ст. 3 Закона, то даже приналичии некоторой непогашенной задолженности платежеспособность должника будет считаться восстановленной  и появляется основание для прекращения  производства по делу о банкротстве  данного должника.   

Вопрос 4. Мероприятия  по восстановлению платежеспособности должника.

В ст. 109 Закона изложены возможные  меры по восстановлению платежеспособности должника, а именно:

          перепрофилирование производства;

  • закрытие нерентабельных производств;
  • ликвидация дебиторской задолженности;
  • продажа части имущества должника;
  • уступка прав требования должника;
  • исполнение обязательств должника собственником имущества должника - унитарного предприятия или третьим лицом (третьими лицами);
  • продажа предприятия (бизнеса) должника;
  • иные способы восстановления платежеспособности должника.

 

Включение пункта «иные способы» означает, что план внешнего управления может предусматривать практически  любую меру, при условии, что она  не противоречит законодательству Российской Федерации и будет одобрена кредиторами.

По существу, внешний управляющий  должен ответить на два вопроса: имеется  ли реальная перспектива для переориентации производства должника с тем, чтобы  выйти на устойчивую рентабельность; имеется ли реальная перспектива  для преодоления неплатежеспособности.

Необходимо отметить, что, несмотря на то, что существует возможность  переориентации предприятия в течение  двенадцати-восемнадцати месяцев внешнего управления, реально за такой короткий срок сложно преодолеть неплатежеспособность. В большинстве случаев обязательства  должника достигают на момент введения внешнего управления таких размеров, что компания оказывается неспособной  обеспечить приток необходимых денежных средств для погашения требований кредиторов. Поэтому нередко внешнее  управление завершается мировым  соглашением или конкурсным производством.

Внешнему управляющему необходимо учесть, что, несмотря на то, что он уполномочен  заключать мировое соглашение с  кредиторами, у него практически  нет возможностей контролировать его  исполнение. Управляющий вправе применить  мировое соглашение в качестве одного из решений, способствующих восстановлению платежеспособности. Следует учитывать, что во многих случаях при заключении  мирового соглашения необходимо, чтобы  государство предоставило возможность  реструктурировать долги перед  бюджетом и внебюджетными фондами. Это связано с тем, что подавляющую  часть долгов предприятия обычно составляет фискальная задолженность.

Рассмотрим некоторые  мероприятия по восстановлению платежеспособности должника.

   Уступка требований должника

С одобрения кредиторов часть  требований должника (дебиторская задолженность) может быть реализована с открытых торгов или иным способом, указанным  в плане внешнего управления. При  этом основной проблемой для внешнего управляющего является оценка требований.

При определении реальной стоимости требований должника необходимо выяснить:

  • насколько просроченной является дебиторская задолженность (чем ближе к истечению срока исковой давности, тем дешевле долги);
  • финансовое положение дебитора (если дебитор находится в процедуре банкротства, то получить долг будет очень сложно);
  • местонахождение дебитора. Если дебитор находится за пределами РФ или в удаленных (по расстоянию) субъектах РФ, то затраты на истребование задолженностей могут превысить эффект от их взыскания;
  • стоимость долговых обязательств  конкретного дебитора на рынке (если такая информация имеется).

Уступка прав требования - процесс  сугубо индивидуальный, в каждом  случае требует тщательной проработки.

   Продажа предприятия (бизнеса) должника

Строго говоря, продажа  предприятия не является мерой по восстановлению его платежеспособности. Тем не менее,  ст. 110 Закона разрешает  включать в план внешнего управления пункт о продаже предприятия  в целях удовлетворения требований кредиторов.

Цели продажи бизнеса

Формальной целью продажи  бизнеса на этапе внешнего управления является восстановление платежеспособности должника при удовлетворении требований кредиторов за счет средств, вырученных при реализации бизнеса. Продажа  бизнеса, согласно Закону, является одним  из способов восстановления платежеспособности должника. Фактически же, при продаже  бизнеса одновременно преследуется цель максимального удовлетворения требований кредиторов (ст. 86).  Это  возможно не только в денежной форме, но и в форме участия во вновь создаваемом предприятии. Целью также является создание на базе ресурсов должника (недвижимости, технологий, трудовых ресурсов, неимущественных прав) нового предприятия, не обремененного долгами.

Задачи, решаемые в ходе продажи  бизнеса

В процессе продажи бизнеса  управляющий, как правило, решает следующие  задачи:

  • оценивает бизнес должника;
  • вырабатывает обоснования необходимости продажи бизнеса, составляет план внешнего управления с учетом предстоящей продажи бизнеса;
  • информирует возможный круг потенциальных покупателей об условиях, порядке продажи и начальной стоимости бизнеса;
  • организует и проводит торги;
  • оформляет итоги продажи бизнеса.

Оценка бизнеса

Оценка бизнеса должника является важнейшим моментом при  подготовке к продаже бизнеса. Результаты оценки, как правило, являются отправной  точкой для ответа на следующие вопросы:

  • стоит ли продавать бизнес, или перспективы развития компании столь оптимистичны, что восстановление платежеспособности должника не требует немедленной реализации предприятия?
  • можно ли вообще продать бизнес в целом?
  • стоит ли продавать именно бизнес, или выгоднее будет распродать имущество должника по частям?
  • какова начальная цена продажи бизнеса?

Как правило, для оценки бизнеса  внешний управляющий привлекает независимого оценщика. Оплата услуг  оценщика в соответствии со ст. 20 Закона производится за счет имущества должника.

Важным моментом для управляющего является постановка задачи перед оценщиком. При этом очень многое зависит  от самого оценщика. Поскольку в  России не существует большой практики оценки бизнеса, то при недостаточной  квалификации (или отсутствии достаточного опыта) оценщик может допустить  ошибки, приводящие к неверному определению  цены бизнеса. Задание должно быть сформулировано с максимальной точностью и, по возможности, не допускать неясностей и двусмысленностей.

Принятие решения о продаже  бизнеса

Первым шагом к принятию решения о продаже бизнеса  является осознание арбитражным  управляющим целесообразности и  необходимости такого мероприятия. На основании чего управляющий делает подобные выводы?

1. На основании проведенного  анализа хозяйственной деятельности  должника. При этом важно, чтобы  были исследованы все стороны  деятельности предприятия, оценены  конкурентные преимущества. Нужно  с максимально возможной достоверностью  установить, что при отсутствии  бремени долгов и  наличии  отлаженной системы управления  должник сможет успешно развиваться  на основе имеющихся материальных  и нематериальных ресурсов.

2. На основе полученных  результатов оценки. Если стоимость  бизнеса, рассчитанная доходным  методом, низка либо вовсе отрицательна, то не имеет смысла принимать  решения о продаже такого бизнеса.  Говоря иначе, если стоимость  имущества компании, рассчитанная  по отдельным видам активов,  в сумме намного превышает  стоимость бизнеса, то трудно  будет объяснить кредиторам, почему  лучше продать бизнес, чем реализовать  активы по отдельности.

Наиболее правильным будет, если внешний управляющий сделает  вывод о целесообразности продажи  бизнеса на основе комплексного подхода, изучив все имеющиеся данные и  исходя из своего опыта.

Если управляющий счел целесообразным предложить кредиторам продать бизнес, ему необходимо составить  соответствующий план внешнего управления, где нашли бы свое отражение:

  • обоснование необходимости продажи бизнеса;
  • план мероприятий по продаже бизнеса;
  • предлагаемая начальная цена продажи;
  • способ продажи;
  • расходы, необходимые для осуществления всех мероприятий по продаже.

Объявление о продаже бизнеса

Как было указано выше, в  плане внешнего управления целесообразно  предусмотреть все аспекты, связанные  с продажей бизнеса, в том числе  и способ продажи. Способом продажи  могут служить:

  • открытые торги (может участвовать любое лицо);
  • закрытые торги (участвуют специально приглашенные лица). При продаже бизнеса, в соответствии с Законом, способ продажи определяется планом внешнего управления);
  • продажа на основе договора купли-продажи, заключенного без проведения торгов.

Если план внешнего управления не предусматривает способ продажи  предприятия (бизнеса) должника, или  план предусматривает продажу бизнеса  через открытые торги, то, согласно п. 4 статьи 110 Закона продажа предприятия  производится путем проведения открытых торгов. В этом случае внешний управляющий  обязан опубликовать объявление о продаже  предприятия в официальном издании. Объявление должно быть опубликовано не позднее, чем за тридцать дней до даты проведения торгов. В соответствии с п. 4 статьи 86 Закона в объявлении о продаже должны содержаться:

  • сведения о предприятии и порядок ознакомления с ним (как правило, указывается полное наименование предприятия, профиль его основной деятельности, место расположения, площади земельных участков и размеры объектов недвижимости, краткие сведения об инфраструктуре, об имеющемся оборудовании, а также о том, что предприятие находится в стадии внешнего управления или конкурсного производства);
  • предельные сроки подачи заявок на приобретение предприятия, которые не могут быть действительны менее двух недель и более одного месяца с даты опубликования указанного объявления;
  • время, место и форма проведения торгов (торги могут проводиться в форме аукциона, где критерием победы является наибольшая цена приобретения, либо в форме конкурса, где выигрывает тот, кто предложил наилучшие условия);
  • порядок оформления участия в торгах (здесь речь идет о том, какие формальности должно соблюсти лицо, чтобы участвовать в торгах);
  • начальная цена предприятия, установленная комитетом кредиторов или собранием кредиторов;
  • размер задатка, сроки и порядок его внесения;
  • критерии выявления победителей торгов (как было указано выше, критерием выявления победителя аукциона является наибольшая цена, а для конкурса – наилучшее удовлетворение его условиям);
  • порядок оформления результатов торгов;
  • сведения об организаторе торгов.

Информация о работе Лекции по банкротству