Лекции по банкротству

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 27 Октября 2013 в 20:24, курс лекций

Краткое описание

Конкурсное право – система правовых норм, регулирующих отношения в области несостоятельности (банкротства), а также комплексный правовой институт, регулирующий отношения должника, в течение определенного времени не исполняющего обязательства определенного размера, его кредиторов и третьих лиц; регламентирующий особое состояние должника, предполагающее

Содержание

Общие положения о несостоятельности 3
Субъекты конкурсного права 25
Наблюдение как стадия конкурсного процесса 47
Финансовое оздоровление 59
Внешнее управление 66
Конкурсное производство 97
Мировое соглашение 108
Особенности банкротства некоторых категорий должников 117
9. Неправомерные действия при банкротстве 143
10. Процессуальные гарантии обеспечения и защиты прав
и интересов субъектов конкурсных отношений 153
11. Подведомственность и подсудность дел о несостоятельности. Возбуждение арбитражного судопроизводства по делам
о несостоятельности 162
12. Подготовка дел о несостоятельности к судебному разбирательству.
Судебное разбирательство дел о несостоятельности. 170
13. Пересмотр и исполнение судебных актов по делам
о несостоятельности 175
14. Список нормативных актов и литературы 180

Вложенные файлы: 1 файл

Lektsii_po_bankrotstvu_.docx

— 232.13 Кб (Скачать файл)

Договор купли-продажи предприятия  должен быть заключен в письменной форме путем составления одного документа, подписанного сторонами (п. 1 статьи 560 ГК РФ).

К договору купли продажи  должны быть приложены (в соответствии с требованиями статьи 560 ГК РФ):

  • акт инвентаризации имущества предприятия;
  • бухгалтерский баланс;
  • заключение независимого аудитора о составе и стоимости предприятия;
  • перечень всех долгов (обязательств), включаемых в состав предприятия, с указанием кредиторов, характера, размера и сроков их требований. Следует обратить внимание на то, что при продаже предприятия в соответствии с Законом в состав продаваемого бизнеса включаются обязательства, возникшие с момента вынесения определения о принятии к рассмотрению дела о банкротстве должника и до момента продажи предприятия (бизнеса) должника (п.3 ст.110 Закона).

Договор продажи предприятия  подлежит государственной регистрации  в органах юстиции, осуществляющих регистрацию прав на недвижимое имущество  и сделок с ним. Он считается заключенным  с момента такой регистрации (п.3 статьи 560 ГК РФ). Здесь следует отметить, что не во всех регионах РФ к настоящему моменту существует практика регистрации  договоров купли – продажи  бизнеса, поэтому управляющий должен быть готов к преодолению чисто  технических препятствий и затратам времени при работе с органами юстиции. Основные требования к регистрации  договора купли-продажи предприятия  и оформлению прав собственности  покупателя на предприятие как объект недвижимости определяются Законом  от 21.07.97 № 122 - ФЗ «О регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним».

Передача предприятия  продавцом покупателю осуществляется по передаточному акту (п. 2 статьи 563 ГК РФ), в котором указываются  данные о составе предприятия, а  также сведения о выявленных недостатках  передаваемого имущества, а также   перечень имущества, обязанности по передаче которого не исполнены продавцом  ввиду его утраты. Подготовка предприятия  к передаче, включая составление  и представление на подписание передаточного  акта, является обязанностью продавца и осуществляется за его счет, если иное не предусмотрено договором (п. 1 статьи 563 ГК РФ). Рекомендуется осуществлять составление передаточного акта на первый день отчетного периода  с целью исключения излишних бухгалтерских  трудностей. Предприятие считается  переданным покупателю со дня подписания передаточного акта обеими сторонами.

После продажи бизнеса

В случае, если торги состоялись и предприятие продано, вырученные средства включаются в состав имущества  должника. Если указанной суммы достаточно для удовлетворения требований кредиторов в полном объеме, то внешний управляющий  направляет в Арбитражный суд  заявление, в котором сообщает о  продаже предприятия и о том, что вырученных средств достаточно для удовлетворения требований кредиторов должника в полном объеме. Если подходить  к вопросу дальнейшего существования  должника, то необходимо отметить следующие  моменты:

  • если бизнес должника продан за сумму, превышающую его обязательства, то дальнейшая судьба должника переходит в руки его собственников;
  • если суммы, вырученной от реализации бизнеса, недостаточно для полного удовлетворения требований кредиторов должника, то вопрос стоит о признании должника банкротом.

 

Если торги не состоялись

Закон предусматривает ситуацию, при которой торги не проводятся. Такое может произойти при  наличии лишь одной заявки на участие  в торгах, либо отсутствии заявок. Согласно п.17 статьи 110 Закона в данном случае предприятие может быть продано  без проведения повторных торгов путем заключения договора купли-продажи.

   Работа с избыточными активами.

Большинство средних и  крупных российских предприятий, созданных  во времена административно–командной  системы хозяйствования, в той  или иной степени обременены  излишними активами. Чаще всего излишними  активами является  имущество, относящееся  к разделу баланса «основные  средства», а именно, - недвижимость, т.е. земельные участки, здания и  сооружения. Неиспользуемая собственность  при этом порождает дополнительные затраты предприятий в виде налога на имущество, расходов на содержание и т.д. Вместе с тем, избавиться от нее и тем самым оптимизировать структуру активов часто оказывается  не так уж просто. Особенно остро  проблема излишних активов встает перед  предприятием на стадии банкротства, в  том числе во время проведения процедуры внешнего управления.

В случае, когда идет речь о продаже части имущества  должника на стадии внешнего управления (ст. 111 Закона), подразумевается избавление от неиспользуемых активов.

Сдача недвижимого имущества в  аренду

Указанный вид сделки может  применяться в следующих случаях:

  • когда объект тяжело продать целиком, более выгодным может оказаться его сдача в аренду частями на определенное время. Это позволит компенсировать затраты на содержание объекта и выждать момент, когда конъюнктура рынка изменится в благоприятную для продажи сторону;
  • возможна ситуация, когда есть только один потенциальный покупатель, но в данный момент у него недостаточно средств для покупки. В этом случае можно заключить с ним договор аренды на необходимый срок, а стоимость уплаченных арендных платежей при заключении в дальнейшем договора купли – продажи учесть в качестве авансовых взносов. В отличие от договора купли – продажи с рассрочкой, договор аренды на срок менее одного года не регистрируется в управлении юстиции, что дает время спокойно зарегистрировать право собственности на недвижимость;
  • аренда также удобна, когда по плану развития предприятия (плану внешнего управления) эти площади потребуются ему в дальнейшем;
  • при очень выгодном расположении объекта возможны ситуации, когда капитализированный эффект от его сдачи в аренду за расчетный период превышает выручку от его продажи.

Основные проблемы при  сдаче в аренду те же, что и  при продаже, т.е. спрос на аренду во многих случаях абсолютно эластичен  и часто имеет только две позиции: «да\нет».

Консервация неиспользуемых объектов

В данном случае речь идет о  консервации имущества с целью  сокращения налогооблагаемой базы. Как  известно, налог на имущество относится  к категории региональных налогов  и подлежит зачислению в областной  и местный бюджеты. Понимая, что  подавляющее большинство российских предприятий владеют избыточным имуществом не по своей воле, в некоторых  субъектах РФ вводят процедуру консервации  неиспользуемых производственных площадей, освобождая тем самым предприятия  от уплаты налога на законсервированное имущество в части, зачисляемой  в региональный бюджет (иногда, по согласованию с муниципалитетом, и в местный). Как временная мера, учитывая изложенные выше сложности с реализацией  недвижимости или ее сдачей в аренду, это, безусловно, полезно, однако в целом  процедура консервации является очень усложненной и формализованной. Так, например, в некоторых субъектах  РФ для получения разрешения на консервацию  имущества предприятия необходимо обратиться в экспертный совет при  администрации области. При выдаче заключения оценивается состояние  предприятия, его способность (неспособность) уплачивать налоги, а также размер «выпадающих» доходов областного бюджета. В случае положительного решения  вопрос выносится на рассмотрение законодательного собрания региона, которое принимает персональное решение по каждому предприятию.

Ясно, что указанная процедура  может быть приемлемой только для  крупных предприятий с большим  количеством неиспользуемых площадей, поскольку предполагает достаточно большие затраты на консервацию. 

Помимо случаев невозможности  продажи или сдачи в аренду, консервация может применяться  также при намерении предприятия  в дальнейшем использовать указанные  площади.

Передача на баланс муниципалитета

Некоторые виды имущества  социального назначения, как то, - жилищный фонд,  детские дошкольные учреждения и объекты коммунальной инфраструктуры, жизненно необходимые  для населенного пункта или даже для всего региона (трубопроводы, линии электропередач, котельные, трамвайные и троллейбусные линии и т.п.), - могут передаваться организацией на баланс муниципалитета.   Передача может происходить как при  введении конкурсного производства, так и в обычном режиме (в  том числе на стадии внешнего управления), однако механизмы передачи при этом разнятся. В случае конкурсного производства, в соответствии со ст. 104 Закона, такое  имущество передается муниципалитету в бесспорном порядке в течение  месяца с момента  получения им уведомления конкурсного управляющего. Муниципалитет несет ответственность  за содержание указанных объектов инфраструктуры и, кроме того, не вправе предъявлять  претензии  к состоянию передаваемого  имущества, но только с учетом Постановления  Конституционного Суда РФ от 16 мая 2000 г. № 8-П.

В других случаях передача такого имущества может производиться  только по индивидуальному согласованию с муниципалитетом. При этом условия  передачи зависят от конкретного  региона. Так, в г. Воронеже для передачи на баланс муниципалитета жилого дома необходимо произвести его капитальный  ремонт, а также дополнительно  передать определенное количество единиц обслуживающей техники (бульдозер, экскаватор и т.п.). В целом, процедура  передачи может затянуться на достаточно длительный срок и ее результат в  первую очередь зависит от отношений  руководства предприятия с руководством муниципального образования.

Следует отметить случаи, когда  имущество может быть передано через  муниципалитет третьему лицу по соглашению о зачете взаимных платежей. Это  возможно, если организация-должник  имеет задолженность в местный  бюджет, готова отдать указанное имущество  в погашение данной задолженности  и есть получатель бюджетных средств, заинтересованный в приобретении соответствующего имущества. Такой механизм может  применяться при окончании внешнего управления путем заключения мирового соглашения с конкурсными кредиторами. В этом случае желательно предварительно подготовить соглашение о взаимозачете с местным бюджетом и заключить его непосредственно после утверждения мирового соглашения Арбитражным судом, чтобы снять опасность повторного банкротства со стороны фискальных органов.

Перепрофилирование

Перепрофилирование активов, в общем, не является способом отчуждения имущества, но может помочь превратить неиспользуемые активы в имущество, приносящее прибыль. Ключевым аспектом в стратегии перепрофилирования является правильный выбор направления  изменений, т.е. понимание того, что  мы хотим получить в итоге. Как  правило, перепрофилированию легче  всего поддаются объекты универсальные, например складские площади. При  этом дешевле всего выбрать для  объекта направление использования, близкое к первоначальному. Диапазон изменений при этом может быть достаточно широк – путем несложных  преобразований склад можно превратить как в выставочный зал для  продажи автомобилей или мебели, так и в пункт по приему цветных  металлов. Конечно, не каждый объект поддается  перепрофилированию, или, точнее, перепрофилированию с разумными затратами. Такой  вид реструктуризации активов в  первую очередь требует от управляющего творческого подхода, однако при  правильной оценке обстановки и расчете  затрат на перепрофилирование способен не только компенсировать затраты на содержание активов, но и приносить  реальный доход.

Внесение имущества в уставный капитал дочерних обществ

На практике реструктуризация активов путем вложения их в качестве доли в уставный капитал дочерних обществ встречается как один из наиболее часто используемых механизмов. Основными причинами этого является простота и высокая универсальность  такой операции. Так, создание дочерней компании может применяться в  следующих случаях:

  • существует план создания отдельного бизнеса в форме совместного предприятия. В самом простом случае один из участников вносит в создаваемое СП недвижимость в форме производственных и иных площадей, а другой -  оборудование или денежные средства;
  • путем выделения отдельных производств в дочерние предприятия уменьшаются риски одновременного банкротства всего бизнеса, повышается финансовая устойчивость и мобильность бизнеса в целом. Таким образом, на стадии внешнего управления можно выделить либо неиспользуемое имущество, либо, напротив, наиболее ликвидное производство, предложив кредиторам обменять свои требования к предприятию на долю в создаваемом дочернем обществе;
  • в случае, если дочернее предприятие создается в виде акционерного общества, процедура позволяет сохранять требуемый контроль над активом путем продажи или покупки части акций, что дает возможность получения дивидендов и в целом позволяет производить операцию продажи актива с легальной минимизацией налогообложения (продажа акций дочерних обществ не облагается НДС);
  • в случае создания дочернего предприятия в форме общества с ограниченной ответственностью такая процедура позволяет сохранить контроль над активом и при необходимости выйти из дочернего общества, забрав свою долю;
  • в крайнем случае (что, конечно, нежелательно), - это способ сократить налог на имущество, если никаких более удачных планов в отношении актива не возникает.

Расчеты по требованиям кредиторов

Внешний управляющий обязан выплачивать денежные суммы по требованиям  кредиторов 1 и 2 очереди в ходе внешнего управления до начала расчетов с кредиторами. Необходимо помнить, что внешнее  управление может завершиться мировым  соглашением только при условии  произведенных расчетов с кредиторами  1 и 2 очереди (ст. 123).

Если внешнее управление завершается решением об окончании  внешнего управления в связи с  восстановлением платежеспособности должника и начинаются расчеты с  кредиторами, то в обязанности внешнего управляющего входят выплаты по  требованиям кредиторов в соответствии с очередностью, установленной ст. 106 Закона.

Информация о работе Лекции по банкротству