Лекции по банкротству

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 27 Октября 2013 в 20:24, курс лекций

Краткое описание

Конкурсное право – система правовых норм, регулирующих отношения в области несостоятельности (банкротства), а также комплексный правовой институт, регулирующий отношения должника, в течение определенного времени не исполняющего обязательства определенного размера, его кредиторов и третьих лиц; регламентирующий особое состояние должника, предполагающее

Содержание

Общие положения о несостоятельности 3
Субъекты конкурсного права 25
Наблюдение как стадия конкурсного процесса 47
Финансовое оздоровление 59
Внешнее управление 66
Конкурсное производство 97
Мировое соглашение 108
Особенности банкротства некоторых категорий должников 117
9. Неправомерные действия при банкротстве 143
10. Процессуальные гарантии обеспечения и защиты прав
и интересов субъектов конкурсных отношений 153
11. Подведомственность и подсудность дел о несостоятельности. Возбуждение арбитражного судопроизводства по делам
о несостоятельности 162
12. Подготовка дел о несостоятельности к судебному разбирательству.
Судебное разбирательство дел о несостоятельности. 170
13. Пересмотр и исполнение судебных актов по делам
о несостоятельности 175
14. Список нормативных актов и литературы 180

Вложенные файлы: 1 файл

Lektsii_po_bankrotstvu_.docx

— 232.13 Кб (Скачать файл)

    Руководитель  должника в течение 10 дней с  даты вынесения определения о  введении наблюдения обязан обратиться  к учредителям (участникам) должника  с предложением провести общее  собрание учредителей (участников) должника, к собственнику имущества  должника – унитарного предприятия  для рассмотрения вопросов об  обращении к первому собранию  кредиторов должника с предложением  о введении в отношении должника  финансового оздоровления, проведении  дополнительной эмиссии акций  и иных предусмотренных настоящим  федеральным законом вопросов. (п. 4 ст. 64 Закона о банкротстве) 

Арбитражный суд по ходатайству временного управляющего может отстранить руководителя должника в случае нарушения требований настоящего Федерального закона.

 

Вопрос  № 4. Полномочия арбитражного суда при  оценке результатов наблюдения.

Согласно  ст. 62 Закона о банкротстве наблюдение вводится по результатам рассмотрения арбитражным судом обоснованности требований заявителя в порядке, предусмотренного ст. 48 Закона о банкротстве. Наблюдение д.б. завершено с учетом сроков рассмотрения дела о банкротстве, предусмотр. Ст. 51 Закона о банкротстве, т.е в срок не превышающий 7 месяцев  с даты поступления заявления  о признании должника банкротом  в арбитражный суд.

 Процесс  завершения наблюдения имеет  две стадии. Во-первых, первое собрание кредиторов принимает соответствующее решение, что является основанием для принятия арбитражным судом судебного акта.

 В том случае, если первое  собрание кредиторов не приняло  решения о применении в отношении  должника одной из процедур  банкротства, арбитражный суд  должен отложить рассмотрение  дела с учетом общего семимесячного  срока рассмотрения дела о  банкротстве. Однако, если сроки  рассмотрения дела не позволяют  отложить судебное заседание,  арбитражный суд принимает решение  о введении одной из последующих  процедур банкротства в зависимости  от оценки состояния должника, сделанной в результате проведения  наблюдения: либо о введении финансового  оздоровления если имеется ходатайство  учредителей должника, собственника  имущества должника- унитарного  предприятия, уполномоченного государственного  органа, а также третьих лиц,  при условии предоставления обеспечения  исполнения обязательств должника  в соответствии с грфиком погашения  задолженности, размер которого  должен превышать размер обязательств  должника, включенных в реестр  требований кредиторов на дату  судебного заседания, не менее  чем на 20%. При отсутствии оснований  для введения финансового оздоровления, арбитражный суд выносит определение  о введении внешнего управления, если у арбитражного суда есть  основания полагать, что платежеспособность  должника м.б. восстановлена. При  наличии же признаков банкротства  и при отсутствии оснований  для введения финансового оздоровления  или внешнего управления, принимает  решение о признании должника  банкротом.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Тема 4. Финансовое оздоровление.

Лекция  № 7.

 

Вопросы лекции:

  1. Общая характеристика процедуры финансового оздоровления.
  2. Полномочия административного управляющего в процедуре финансового оздоровления.
  3. План финансового оздоровления.
  4. Удовлетворение требований кредиторов в ходе процедуры финансового оздоровления.
  5. Завершение финансового оздоровления

 

 

Вопрос 1. Общая  характеристика процедуры финансового  оздоровления.

Финансовому оздоровлению посвящены  ст. 76-92 Закона о банкротстве, объединенные в гл. 5 «Финансовое оздоровление»а также некоторые другие нормы, расположенные  в других главах закона, в частности  ст.69.

Процедура финансового оздоровления вводится арбитражным судом на основании  решения собрания кредиторов, если имеется ходатайство учредителей (участников) должника, собственника имущества  должника – унитарного предприятия, а также третьего лица или третьих  лиц при условии предоставления обеспечения исполнения обязательств должника. Размер такого обеспечения  должен превышать размер обязательств должника не менее чем на 20 процентов.

Процедура финансового оздоровления не является обязательной в деле о  банкротстве. Все зависит от намерений  кредиторов, от того согласятся ли они  на реструктуризацию задолженности  или нет.

Процедура финансового оздоровления вводится определением арбитражного суда, которое может быть обжаловано. Закон  не предусматривает порядка обжалования, но вместе с тем в п. 14 Постановления  Пленума ВАС РФ от 8 апреля 2003 г. № 4 « О некоторых вопросах, связанных  с введением в действие Федерального закона « О несостоятельности (банкротстве)»  отмечено, что судебные акты, допускающие  окончание дела по существу, должны обжаловаться по общим правилам разд. VI АПК РФ, а не нормами ч.3 ст. 223 АПК РФ и ст. 61 Закона о банкротстве 2002 г.

Согласно п. 6 ст. 80 Закона о банкротстве финансовое оздоровление вводится на срок не более чем 2 года. (п.6 ст. 80 Закона).

Ст. 77 Закона о банкротстве  урегулированы требования к ходатайству  учредителей (участников) должника или  собственника имущества должника –  унитарного предприятия о введении финансового оздоровления. Во-первых решение об обращении с таким  ходатайством принимается на общем  собрании большинством голосов учредителей (участников) должника, принявших участие  в данном собрании, или органом, уполномоченным собственником имущества должника- унитарного предприятия. Для принятия решения достаточно простого большинства  голосов. Но обеспечение вправе предоставить только лица, голосовавшие за принятие решения на общем собрании, либо они должны организовать предоставление такого обеспечения. Во-вторых, между  лицами, предоставившими обеспечение, должно быть подписано соглашение о  порядке и условиях предоставления такого обеспечения. Если с ходатайством о предоставлении обеспечения обращается 3 лицо (лица) оно обязано предоставить обеспечение. В этом случае требуется  согласие должника на подачу такого ходатайства. В качестве обеспечения могут  быть предоставлены залог (ипотека), банковская гарантия, государственная  или муниципальная гарантия, поручительство и иные способы. Вместе с тем в  качестве предмета обеспечения не могут  выступать имущество и имущественные  права, принадлежащие должнику на праве  собственности или праве хоз. ведения. Кроме того, исполнение должником  обязательств не может быть обеспечено удержанием, задатком или неустойкой (п.1 ст. 79 Закона о банкротстве).

Соглашение о предоставлении обеспечения , имеет как правило  возмездный характер. В случае удовлетворения требований кредиторов этими лицами их собственные требования к должнику погашаются последними после прекращения  производства по делу о банкротстве  либо в ходе конкурсного производства в составе требований кредиторов третьей очереди. Если в отношении  должника вводятся последующие процедуры  банкротства, требования указанных  лиц вносятся в реестр требований кредиторов на общих основаниях. Лицо или лица, предоставившие обеспечение  исполнения должником обязательств в соответствии с графиком погашения  задолженности, несут ответственность  за неисполнение должником указанных  обязательств в пределах стоимости  имущества и имущественных прав, представленных в качестве обеспечения  исполнения должником указанных  обязательств. Права кредиторов реализуются  путем предъявления требований о  погашении долгов к лицам, предоставившим такое обеспечение. Если лица, предоставившие обеспечение, не удовлетворяют требования кредиторов добровольно, то тогда действует  механизм удовлетворения требований, предусмотренный для отдельных  способов обеспечения обязательств законом. Например, взыскание на заложенное имущество обращается в порядке, предусмотренном ст . 349 ГК РФ. 

С моментом введения финансового  оздоровления наступают определенные правовые последствия:

- отменяются ранее принятые  меры по обеспечению требований  кредиторов;

- аресты на имущество  должника и иные ограничения  должника в части распоряжения  принадлежащим ему имуществом  могут быть наложены исключительно  в рамках процесса о банкротстве;

- запрещается выплата  дивидендов и иных платежей  по эмиссионным ценным бумагам;

- органы управления должника  ограничиваются в распоряжении  своими средствами. Так, должник  не вправе без согласия собрания (комитета) кредиторов совершать  сделки, в отношении которых у  него имеется заинтересованность  или которые связаны с приобретением,  отчуждением имущества должника, балансовая стоимость которого  составляет более 5 процентов  балансовой стоимости активов  должника, сделки, которые влекут  за собой выдачу займов, кредитов, поручительств и гарантий, а также  учреждение доверительного управления  имуществом должника (п.3 ст. 82 Закона).;

- должник не вправе  совершать определенные сделки  без согласия административного  управляющего. К их числу следует  отнести сделки, которые влекут  за собой увеличение кредиторской  задолженности более, чем на 5 процентов суммы требований кредиторов, уступку прав требований, перевод  долга, получение займов, кредитов  и т.д.

 

Вопрос № 2. Полномочия административного управляющего.

Одновременно с введением  процедуры финансового оздоровления арбитражный суд назначает административного  управляющего.

Административный управляющий  имеет право:

- обращаться в арбитражный  суд с ходатайством об отстранении  руководителя должника

- вправе предъявлять требования  о признании недействительными  сделок и решений, заключенных  или исполненных должником с  нарушением требований законодательства  и т.д.;

- требовать получения  информации от должника о его  текущей деятельности.

Одной из основных обязанностей административного управляющего является осуществление контроля за ходом  выполнения плана финансового оздоровления и графика погашения задолженности.

Административный управляющий  обязан также:

- вести реестр требований  кредиторов

- созывать собрание кредиторов

- предоставлять на рассмотрение  собрания (комитету) кредиторов информацию  о ходе выполнения плана финансового  оздоровления;

- осуществлять контроль  за своевременностью и полнотой  перечисления денежных средств  на погашение требований кредиторов;

Не позднее, чем за месяц  до истечения срока финансового  оздоровления должник обязан предоставить административному управляющему отчет  о результатах проведения финансового  оздоровления. На основании представленного  должником отчета административный управляющий составляет заключение и направляет его кредиторам и  в арбитражный суд.

 

Вопрос 3. План финансового  оздоровления.

План финансового оздоровления должен включать в себя положения, касающиеся общей характеристики должника, источников получения средств должником, мероприятия  по восстановлению платежеспособности и поддержке эффективности его  хозяйственной деятельности.

Эти мероприятия могут  носить различный характер:

Экономического характера (ликвидация убыточных производств, перепрофилирование производства, продажа  части имущества и тд.)

Организационно-управленческого  характера ( применение наиболее оптимальной  модели управления, привлечение профессиональных менеджеров – управленцев и т.д.)

Финансового характера (определение  источников финансирования, форм инвестиций, рациональное и выгодное использование  полученных средств и т.д.)

Информационного характера (дополнительная реклама о выпускаемой  продукции, определение преимуществ, которые получают потребители этой продукции и т.д.).

Одной из важнейших составных  частей плана финансового оздоровления является определение источников получения  средств должником, к которым  могут быть отнесены вклады учредителей (участников), как направленные так  и не направленные на увеличение уставного  капитала.

Один из наиболее реальных способов – привлечение инвестиций путем увеличения размера уставного  капитала. Закон запрещает увеличение уставного капитала для покрытия понесенных обществом убытков (ст. 100 ГК РФ), но не препятствует увеличению уставного капитала в целях погашения  задолженности общества-эмитента. В  эмиссии доп. Акций м.б. заинтересованы и конкурсные кредиторы.

На практике возникает  проблема, связанная с ответом  на вопрос о порядке утверждения  плана финансового оздоровления и графика погашения задолженности. Закон о банкротстве 2002 г. (ст. 84) упоминает  лишь об утверждении плана финансового  оздоровления собранием кредиторов и не содержит положений, касающихся необходимости утверждения собранием  кредиторов  графика погашения  задолженности. Однако законодатель в  ст. 15 п.2 Закона о банкротстве, определяя  компетенцию собрания кредиторов, к  вопросам, принимаемым большинством от общего количества голосов относит  и утверждение графика погашения  задолженности.

 

Вопрос 4. Удовлетворение требований кредиторов в ходе процедуры  финансового оздоровления.

Порядок, сроки, последовательность удовлетворения требований кредиторов должны быть четко зафиксированы  в графике погашения задолженности. Предельный срок погашения долгов –  не позднее чем за месяц до окончания  установленного судом срока финансового  оздоровления.

Требования кредиторов первой и второй очередей должны быть удовлетворены  в течение 6 месяцев со дня введения финансового оздоровления. Но в пределах этого же срока могут быть удовлетворены  требования кредиторов других очередей, если у должника есть такие возможности. Что касается задолженности по обязательным платежам, то согласно ст. 64 НК РФ налогоплательщику  может быть предоставлена отсрочка или рассрочка по уплате налогов  и сборов на срок от одного до шести  месяцев. Сроки погашения задолженности  по обязательным платежам также должны устанавливаться в графике погашения  задолженности.

П.4 ст. 84 Закона предусматривается  пропорциональное погашение требований кредиторов в установленной очередности. Это означает, что требования кредиторов каждой очереди удовлетворяются  путем оплаты требований всех кредиторов данной очереди одновременно. Если должник не в состоянии погасить требования всех кредиторов данной очереди  в полном объеме, то он обязан осуществить  выплаты каждому кредитору очереди  пропорционально отношению размера  требования каждого кредитора к  сумме требований всех кредиторов данной очереди.

Разработка графика погашения  задолженности осуществляется должником. Подготовленный проект согласовывается  с учредителями (участниками) должника, уполномоченный представитель которых  визирует график. Если это унитарное  предприятие, то график согласовывается  с собственником имущества и  визируется им. График погашения задолженности  утверждается арбитражным судом, о  чем суд выносит определение.

Информация о работе Лекции по банкротству