Автор работы: Пользователь скрыл имя, 27 Октября 2013 в 20:24, курс лекций
Конкурсное право – система правовых норм, регулирующих отношения в области несостоятельности (банкротства), а также комплексный правовой институт, регулирующий отношения должника, в течение определенного времени не исполняющего обязательства определенного размера, его кредиторов и третьих лиц; регламентирующий особое состояние должника, предполагающее
Общие положения о несостоятельности 3
Субъекты конкурсного права 25
Наблюдение как стадия конкурсного процесса 47
Финансовое оздоровление 59
Внешнее управление 66
Конкурсное производство 97
Мировое соглашение 108
Особенности банкротства некоторых категорий должников 117
9. Неправомерные действия при банкротстве 143
10. Процессуальные гарантии обеспечения и защиты прав
и интересов субъектов конкурсных отношений 153
11. Подведомственность и подсудность дел о несостоятельности. Возбуждение арбитражного судопроизводства по делам
о несостоятельности 162
12. Подготовка дел о несостоятельности к судебному разбирательству.
Судебное разбирательство дел о несостоятельности. 170
13. Пересмотр и исполнение судебных актов по делам
о несостоятельности 175
14. Список нормативных актов и литературы 180
Уголовная ответственность арбитражного управляющего может наступить при совершении им преступлений по общим основаниям, предусмотренных уголовным законодательством. Это прежде всего преступления в сфере экономической деятельности, а также преступления против интересов службы в коммерческих организациях (гл. 22, 23 УК РФ).
Анализируя
правовой статус арбитражного управляющего
, многие ученые высказывают мнение
«о возможности передачи в отдельных
случаях управления имуществом должника
организациям (юр. лицам) профессионально
занимающимся антикризисным управлением.
Заслуживает внимания и противоположная
точка зрения, принадлежащая В.В.Голубеву,
который высказывает опасение, что
при «переходе функций
В настоящее
время одним из дискуссионных
явл. вопрос об особенностях правового
регулирования арбитражного управления
по отношению к другим видам управленческой
деятельности: управление юридическим
лицом и доверительное
Вопрос № 2. Саморегулируемая оргнизация арбитражных управляющих.
Статус
саморегулируемой организации
Статус саморегулируемой организации в соответствии со ст. 21 Закона о банкротстве приобретается некоммерческой организацией при выполнении ею следующих условий.
Она должна объединять не менее 100 арбитражных управляющих
Члены такой организации должны участвовать не менее чем в ста (в совокупности) процедурах банкротства, в том числе не завершенных на дату включения в единый государственный реестр саморегулируемых организаций арбитражных управляющих.
За счет
взносов членов должен быть сформирован
компенсационный фонд или общество
взаимного страхования в
Саморегулируемые
организации арбитражных
Саморегулируемые
организации арбитражных
Вопрос № 3. Арбитражный суд в делах о несостоятельности.
Дела о несостоятельности (банкротстве) юридических лиц и граждан, в том числе зарегистрированных в качестве индивидуальных предпринимателей, рассматриваются арбитражным судом (ст. 6, 32 Закона о банкротстве).
Законодатель наделяет арбитражный суд функциями организационного и контрольного характера.
Полномочия
организационного характера представляют
собой совокупность действий арбитражного
суда, осуществляемых в рамках подготовки
и проведения судебного разбирательства.
В частности арбитражный суд
принимает заявление о
В рамках подготовительных мероприятий арбитражный суд рассматривает жалобы и ходатайства лиц, участвующих в деле о банкротстве, устанавливает обоснованность требований кредиторов. Судебное заседание по проверке обоснованности требований заявителя к должнику проводится не менее чем через 15 дней и не более через 30 дней с даты вынесения определения о признании должника банкротом.
Помимо этого
арбитражный суд может
Одним из полномочий судьи на данном этапе является также принятие мер для примирения сторон.
При подготовке дела к судебному разбирательству арбитражный суд вправе по ходатайству лица, участвующего в деле, принять меры по обеспечению требований кредиторов, а именно: наложить арест на имущество должника, запрещение должнику и другим лицам совершать определенные действия и т.д.
Закон о несостоятельности (банкротстве) наделяет арбитражный суд существенными полномочиями по осуществлению контроля за законностью действий участников процесса о несостоятельности.
Так, арбитражный суд проверяет обоснованность возражений должника по требованию кредиторов (ст. 47 Закона), освобождает внешнего управляющего от исполнения обязанностей, признает недействительными определенные сделки должника (ст. 103 Закона), отстраняет арбитражного управляющего от исполнения обязанностей (ст. 98, 145 Закона) и т.д.
Арбитражный
суд рассматривает заявления
арбитражных управляющих и
Ряд определений
арбитражного суда могут быть обжалованы.
Например, определения, вынесенные по
результатам рассмотрения заявлений
и ходатайств арбитражного управляющего,
в том числе о разногласиях,
возникших между ним и
Могут быть обжалованы также определения, устанавливающие размер требований кредиторов (ст. 61 Закона), определения о включении или об отказе во включении требований кредиторов в реестр требований кредиторов (п.5 ст. 71, п. 6 ст. 100 Закона о банкротстве).
Тема № 3. НАБЛЮДЕНИЕ как стадия конкурсного процесса.
Лекция № 6.
Вопросы лекции:
Вопрос № 1. Характеристика процедуры наблюдения.
С момента принятия арбитражным
судом заявления о признании
должника банкротом вводится наблюдение. Основной
целью данной процедуры является сохранение
имущества должника, пресечение попыток
должника “распродать”, “спрятать”
или “спустить” имеющееся у него имущество.
На стадии наблюдения происходит процедура
установления размера требований кредиторов.
Введение наблюдения не является основанием
для отстранения руководителя должника
и иных органов управления должника. Арбитражный
суд вправе отстранить руководителя должника
от должности в случае, если он не принимает
необходимых мер по обеспечению сохранности
имущества должника, чинит препятствия
временному управляющему при исполнении
его обязанностей. В этих случаях исполнение
обязанностей руководителя должника возлагается
на временного управляющего. (Ст. 58.4)
Наблюдение оканчивается либо заключением
мирового соглашения, либо введением внешнего
управления, либо открытием конкурсного
производства.
С момента вынесения арбитражным судом
определения о принятии заявления о признании
должника банкротом:
-имущественные требования к должнику
могут быть предъявлены только на основании
и в порядке, предусмотренном настоящим
Федеральным законом;
-по ходатайству кредитора приостанавливается
производство по делам, связанных с взысканием
с должникам денежных средств и иного
имущества (не связанные с процессом банкротства);
-приостанавливается исполнение исполнительных
документов по имущественным взысканиям,
за исключением документов, выданных на
основании судебных решений о взыскании
задолженности по заработной плате, выплате
вознаграждений по авторским договорам,
алиментов, а также возмещения вреда, причиненного
жизни и здоровью, и морального вреда,
вступивших в законную силу до момента
принятия арбитражным судом заявления
о признании должника банкротом;
-запрещается удовлетворять требования
участника должника - юридического лица
о выделении доли (пая) в имуществе должника
в связи с выходом из состава его участников.
Определение арбитражного суда направляется
в банки и иные кредитные организации,
с которыми должник имеет договор банковского
счета, а также в суд общей юрисдикции,
главному судебному приставу по месту
нахождения должника, в налоговые и иные
уполномоченные органы.
Законодатель существенно ограничил полномочия
органов управления должника. Так, исключительно
с согласия временного управляющего органы
управления могут совершать сделки, связанные
с:
-распоряжением недвижимого имущества
(аренда, залог, вклад в уставный капитал,
иным образом);
-распоряжением иным имуществом должника,
балансовая стоимость которого составляет
более 10 процентов балансовой стоимости
активов должника;
-получением и выдачей займов (кредитов),
выдачей поручительств и гарантий, уступкой
прав требований, переводом долга, а также
с учреждением доверительного управления
имуществом должника;
-с участием в ассоциациях, союзах, холдингах,
ФПГ и иных объединениях.
Органы управления должника не вправе
принимать решения:
-о реорганизации и ликвидации должника;
-о создании юрлиц или об участии в иных
юрлицах;
-о создании филиалов и представительств;
-о выплате дивидендов;
-о размещении облигаций и иных эмиссионных
ценных бумаг;
-о выходе из состава участников, приобретении
у акционеров ранее выпущенных акций.
С момента временного наблюдения аресты
имущества должника и иные ограничения
должника по распоряжению принадлежащим
ему имуществом могут быть наложены исключительно
в рамках процесса о банкротстве.
Вопрос № 2 Права и обязанности временного управляющего в процедуре наблюдения.
Временный управляющий назначается
арбитражным судом из числа кандидатур,
предложенных кредиторами, а при отсутствии
указанных предложений из числа лиц, зарегистрированных
в арбитражном суде в качестве арбитражных
управляющих. При отсутствии указанных
лиц кандидатура временного управляющего
предлагается государственным органом
по делам о банкротстве и финансовому
оздоровлению по запросу арбитражного
суда в недельный срок с момент получения
указанного запроса.
Права временного управляющего:
-предъявлять в арбитражный суд от своего
имени требования о признании недействительными
сделок, а также о применении последствий
недействительности ничтожных сделок,
заключенных или исполненных должником
с нарушением требований настоящего Федерального
закона;
-обращаться в арбитражный суд с ходатайством
о принятии дополнительных мер по обеспечению
сохранности имущества должника (в том
числе, о запрете совершать сделки без
его согласия, не предусмотренные перечнем
выше);
-получать любую информацию и документы,
касающиеся деятельности должника.
Временный управляющий обязан:
-принимать меры по обеспечению сохранности
имущества должника;
-проводить анализ финансового состояния
должника;
-определять наличие признаков фиктивного
банкротства и преднамеренного банкротства;
-устанавливать кредиторов должника и
определять размеры их требований, уведомлять
кредиторов о возбуждении дела о банкротстве;
-созывать первое собрание кредиторов.
Анализ финансового состояния должника
проводится в целях определения достаточности
принадлежащего должнику имущества для
покрытия судебных расходов, расходов
на выплату вознаграждения арбитражному
управляющему, а также возможности или
невозможности восстановления платежеспособности
должника. Если имущества окажется недостаточно для покрытия
судебных расходов, кредиторы вправе
принять решение о введении внешнего управления
только при определении источника покрытия
судебных расходов. Если источник покрытия
судебных расходов не определен, проголосовавшие
за решение о введении внешнего управления
кредиторы несут солидарную обязанность
по покрытию указанных расходов.
Временный управляющий определяет дату
проведения 1-ого собрания кредиторов
(не позднее 10 дней до даты проведения
заседания арбитражного суда, установленной
в определении о признании должника банкротом)
и уведомляет об этом всех выясненных
кредиторов. Участниками 1-ого собрания
кредиторов с правом голоса являются конкурсные
кредиторы, налоговые и иные уполномоченные
органы:
-требования которых признаны установленными
и направлены временному управляющему;
-размер требований которых установлен
арбитражным судом в связи с возражениями
должника по требованиям кредиторов до
проведения 1-ого собрания.
Временный управляющий, руководитель
должника и представитель работников
должника присутствуют на 1-ом собрании
кредиторов без права голоса.
Размер денежных обязательств по требованиям
кредиторов считается установленным,
если этот размер подтвержден вступившим
в законную силу решением суда, либо подтвержден
документами, свидетельствующими о признании
должником этих требований, а также если
кредитор заявил свои требования (в месячный
срок с момента получения уведомления
о принятии арбитражным судом заявления),
а должник не представил на них свои возражения
в арбитражный суд, временному управляющему
и кредитору в недельный срок с момента
получения должником требований. Установление
размера требований кредиторов осуществляется
для целей участия в 1-ом собрании кредиторов,
так как конкурсные кредиторы и уполномоченные
органы обладают числом голосов, пропорциональным
сумме требований каждого из них, признанных
в соответствии с Федеральным законом
установленными.
При наличии возражений должника по требованиям
кредиторов, налоговых или иных уполномоченных
органов арбитражный суд проверяет (не
позднее 1 месяца до установленного срока
рассмотрения дела о банкротстве) обоснованность
возражений должника. Должник, арбитражный
управляющий и кредитор (или уполномоченный
орган), по требованию которого рассматривается
возражение, извещаются арбитражным судом.
По результатам рассмотрения обоснованности
возражений должника выносится определение
с указанием размера требований.
Арбитражный управляющий ведет реестр
требований кредиторов (Ст. 15). В нем указываются
сведения о каждом кредиторе, размере
его требований по денежным обязательствам
и (или) обязательным платежам, об очередности
удовлетворения каждого требования.
Разногласия между заинтересованными
лицами и конкурсным управляющим рассматриваются
арбитражным судом.
На 1-ом собрании кредиторов рассматриваются
следующие вопросы:
-принятие решения о введении внешнего
управления (указывается предлагаемый
срок внешнего управления и кандидатура
внешнего управляющего);
-принятие решения о признании должника
банкротом и об открытии конкурсного производства;
-определении количественного состава
комитета кредиторов (в состав комитета
кредиторов может быть включено не более
11 представителей конкурсных кредиторов;
если количество конкурсных кредиторов
менее 50, решением собрания кредиторов
может быть предусмотрено возложение
функций комитета кредиторов на собрание
кредиторов);
-решение иных вопросов.
Комитет кредиторов представляет интересы
конкурсных кредиторов и осуществляет
контроль за действиями внешнего и конкурсного
управляющего.
Выборы комитета кредиторов осуществляется
кумулятивным голосованием. Избранными
в состав комитета кредиторов считаются
кандидаты, набравшие наибольшее число
голосов. Члены комитета могут из своего
состава избирать председателя комитета
кредиторов (если в комитете более 5 человек-председатель
избирается в обязательном порядке).
Протокол 1-ого собрания кредиторов представляется
временным управляющим в арбитражный
суд не позднее чем в недельный срок с
даты проведения собрания.
Если иное не предусмотрено настоящим
Федеральным законом, собрание кредиторов
правомочно независимо от числа представленных
на нем голосов конкурсных кредиторов
при условии, что о времени и месте проведения
собрания кредиторов конкурсные кредиторы
были надлежащим образом уведомлены. (Ст.12.4)
Порядок принятия решения собранием кредиторов
(Ст. 14):
1. Решение собрания кредиторов по вопросам,
поставленным на голосование, принимаются
большинством голосов от числа голосов
конкурсных кредиторов, присутствующих
на собрании кредиторов, если иное не предусмотрено
настоящим Федеральным законом.
2. Большинством голосов от общего числа
голосов конкурсных кредиторов собранием
кредиторов принимаются следующие решения:
-о введении и продлении внешнего управления
либо об обращении в арбитражный суд с
ходатайством о признании должника банкротом
и об открытии конкурсного производства;
-об обращении в арбитражный суд с ходатайством
об отстранении арбитражного управляющего.
3. Если на собрании не представлено необходимого
для принятия решения числа голосов, созывается
повторное собрание кредиторов, которое
правомочно принимать такое решение большинством
голосов от числа голосов конкурсных кредиторов,
присутствующих на собрании, при условии,
что о времени и месте проведения собрания
кредиторов конкурсные кредиторы были
надлежащим образом уведомлены.
Арбитражный суд на основании решения
1-ого собрания кредиторов:
-принимает решение о признании должника
банкротом и об открытии конкурсного производства;
-выносит определение о введении внешнего
управления;
-утверждает мировое соглашение.
Если 1-ое собрание кредиторов не приняло
решения или не представило протокол в
срок, то арбитражный суд при наличии признаков
банкротства принимает решение об открытии
конкурсного производства или о введении
внешнего управления, если: 1) решение 1-ог
собрания кредиторов об открытии конкурсного
производства принято в ущерб большинству
кредиторов и установлена реальная возможность
восстановления платежеспособности должника,
и 2) если после проведения 1-ого собрания
появились обстоятельства, дающие основание
полагать, что платежеспособность должника
может быть восстановлена.
Временный управляющий продолжает исполнять
свои обязанности до момента назначения
внешнего управляющего или конкурсного
управляющего.
По окончании наблюдения временный управляющий
представляет в арбитражный суд отчет
о своей деятельности, сведения о финансовом
состоянии должника и предложения о возможности
или невозможности восстановления платежеспособности.
Вопрос № 3. Статус руководителя должника юридического лица в процедуре наблюдения.
Одной из проблем
касающихся осуществления процедуры
наблюдения, является возможный конфликт
между полномочиями руководителя должника
и временного управляющего на данном
этапе. Согласно ст.66 Закона о банкротстве
руководитель должника продолжает осуществлять
свои полномочия с учетом ограничений,
указанных в этой статье. Руководителю
должника не разрешается осуществлять
корпоративную реорганизацию