Лекции по банкротству

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 27 Октября 2013 в 20:24, курс лекций

Краткое описание

Конкурсное право – система правовых норм, регулирующих отношения в области несостоятельности (банкротства), а также комплексный правовой институт, регулирующий отношения должника, в течение определенного времени не исполняющего обязательства определенного размера, его кредиторов и третьих лиц; регламентирующий особое состояние должника, предполагающее

Содержание

Общие положения о несостоятельности 3
Субъекты конкурсного права 25
Наблюдение как стадия конкурсного процесса 47
Финансовое оздоровление 59
Внешнее управление 66
Конкурсное производство 97
Мировое соглашение 108
Особенности банкротства некоторых категорий должников 117
9. Неправомерные действия при банкротстве 143
10. Процессуальные гарантии обеспечения и защиты прав
и интересов субъектов конкурсных отношений 153
11. Подведомственность и подсудность дел о несостоятельности. Возбуждение арбитражного судопроизводства по делам
о несостоятельности 162
12. Подготовка дел о несостоятельности к судебному разбирательству.
Судебное разбирательство дел о несостоятельности. 170
13. Пересмотр и исполнение судебных актов по делам
о несостоятельности 175
14. Список нормативных актов и литературы 180

Вложенные файлы: 1 файл

Lektsii_po_bankrotstvu_.docx

— 232.13 Кб (Скачать файл)

Изменения в график могут  быть внесены в 2 случаях:

Нарушение должником сроков погашения задолженности, предусмотренной  графиком;

Включение в реестр требований  кредиторов новых требований, размер которых превышает более чем  на 20% совокупный размер требований, погашение  которых предусмотрено графиком.

 

Вопрос 5. Завершение финансового оздоровления.

Процедура финансового оздоровления может завершаться по разному:

  1. окончание финансового оздоровления.
  2. досрочное прекращение финансового оздоровления.
  3. досрочное окончание финансового оздоровления.

При окончании и досрочном  окончании фин. оздоровления прекращается производство по делу о банкротстве  должника.

Досрочное прекращение финансового  оздоровления влечет за собой либо введение внешнего управления, либо открытие конкурсного производства.  
Основания для досрочного прекращения фин. оздоровления:  между заинтересованными лицами не достигнуто соглашение о предоставлении обеспечения; нарушение должником сроков, предусмотренных графиком погашения задолженности.

В случае, если требования кредиторов, включенные в реестр требований кредиторов, не удовлетворены на дату рассмотрения отчета должника или указанный отчет  не представлен административному  управляющему не позднее чем за месяц  до истечения установленного срока  финансового оздоровления, административный управляющий созывает собрание кредиторов, которое полномочно принять одно из решений:

Об обращении с ходатайством в арбитражный суд о введении внешнего управления;

Об обращении с ходатайством в арбитражный суд о признании  должника банкротом и об открытии конкурсного производства.

По итогам рассмотрения результатов  финансового оздоровления, а также  жалоб кредиторов арбитражный суд  принимает один из судебных актов:

Определение о прекращении  производства по делу о банкротстве  в случае, если непогашенная задолженность  отсутствует и жалобы кредиторов признаны необоснованными;

Определение о введении внешнего управления в случае наличия возможности  восстановить платежеспособность должника;

Решение о признании должника банкротом и об открытии конкурсного  производства в случае отсутствия оснований  для введения внешнего управления и  при наличии признаков банкротства.  

  

 

Тема № 5. Внешнее  управление.

Лекция № 8.

Вопросы лекции:

  1. Понятие и правовые последствия введения процедуры внешнего управления.
  2. Полномочия внешнего управляющего.
  3. План внешнего управления.
  4. Мероприятия по восстановлению платежеспособности должника.
  5. Завершение внешнего управления.

 

 

Вопрос № 1. Понятие  и правовые последствия введения процедуры внешнего управления.

 

Внешнее управление (судебная санация) - судебная процедура, определенная  ст. 2 Закона как «процедура банкротства, применяемая  к должнику в целях восстановления его платежеспособности, с передачей  полномочий по управлению должником  внешнему управляющему».

Внешнее управление начинается с момента, когда Арбитражный  суд выносит определение о  введении внешнего управления. Этому  предшествует период наблюдения и отчет  временного управляющего о финансовом положении должника, а также решение  кредиторов, принимаемое на первом собрании, которое проводится согласно ст. 65 Закона.

Закон устанавливает три  случая введения внешнего управления Арбитражным судом.

Первым основанием для  применения названной процедуры  служит решение кредиторов о введении внешнего управления (ст. ст. 67, 68). В  этом случае Арбитражный суд связан решением собрания кредиторов и не вправе изменить его, применив к должнику иную процедуру. Таким образом, независимо от того, сделан ли временным управляющим  в анализе финансового состояния  вывод о возможности восстановить платежеспособность должника или об отсутствии такой возможности, суд  своим определением лишь подтверждает волю кредиторов.

С экономической точки  зрения может показаться нецелесообразной такая правовая конструкция, когда  по вопросу введения внешнего управления принимается во внимание только мнение кредиторов. Однако в ней имеется  определенный смысл.

Во-первых, кредиторы однажды  рискнули своими ресурсами, вложив их в должника, и поэтому должны обладать существенными правами по принятию решений о его дальнейшей финансовой реабилитации.

Во-вторых, выводы временного управляющего о невозможности восстановить платежеспособность должника не всегда бесспорны. Расходы временных и  материальных ресурсов на экспертизу финансового состояния (которые, как  правило, относятся на расходы должника) зачастую нецелесообразны, а при  маленьком бизнесе могут стать  просто губительными.

В-третьих, предоставление дополнительного  шанса может стать толчком  к активизации деятельности должника и полному расчету с кредиторами.

При этом кредиторы, приняв указанное решение, рискуют незначительно, так как срок внешнего управления может быть сокращен или прекращен  судом по ходатайству собрания кредиторов (ст. ст. 68 (5), 83 (4).

Например, после введения внешнего управления следующее решение  кредиторов будет основано на плане, представленном внешним управляющим. Если внешний управляющий в течение  первого месяца приходит к выводу, что перспектива восстановления платежеспособности отсутствует, он указывает  на это в плане внешнего управления и рекомендует открыть конкурсное производство.

Во втором случае суд уполномочен  выносить определение о внешнем  управлении вразрез  мнению собрания кредиторов о признании должника банкротом и введении конкурсного  производства.

Определение суда, противоречащее решению собрания кредиторов, принимается  при стечении двух обстоятельств. Первое – у должника должна быть реальная возможность восстановить свою платежеспособность (вывод, вытекающий из анализа финансового  состояния, проведенного временным  управляющим). Второе обстоятельство –  решение принято собранием в  ущерб большинству кредиторов по их количеству, а не по сумме голосов-требований. Такой порядок применения экономического критерия  «платежеспособность» установлен  ст. 67 (3) Закона.

Последний случай, когда  суд вправе не удовлетворить ходатайство  собрания кредиторов о конкурсном производстве и применить к должнику внешнее  управление, описан в Законе следующим  образом: «если после проведения первого собрания кредиторов появились  обстоятельства, дающие достаточные  основания полагать, что платежеспособность должника может быть восстановлена».

Необходимо обратить внимание - это не те обстоятельства, которые  существовали ранее, но о которых  не было известно, а обстоятельства, которые появились уже после  того, как прошло собрание кредиторов.  И они коренным образом меняют финансовую ситуацию  должника. Это  могут быть реальные долгосрочные инвестиции, подтвержденные заключенным договором. Это может быть финансовая помощь, оказанная должнику его учредителями (например, внесение дополнительных взносов  в уставный капитал, долгосрочные финансовые вложения и т. п.). Это может быть договор между должником и  крупным кредитором (кредиторами) о  скидке с долга, о новации обязательства, об исполнении обязательства третьими лицами. Существуют и другие варианты. Арбитражным управляющим необходимо иметь в виду, что подлинность  и реальность этих обстоятельств  должна быть удостоверена судом.

Внешнее управление вводится на срок не более двенадцати месяцев, который может продлеваться не более  чем на шесть месяцев (ст. 68). Закон  предусматривает более продолжительный  срок  внешнего управления для отдельных  категорий должников. Для градообразующих  организаций - до десяти лет, и для  сельскохозяйственных организаций - до двадцати одного месяца (а в случаях, предусмотренных ст. 140, - до 33 месяцев). Следует обратить внимание на то, что  ст. 84 обязывает Арбитражный суд  продлевать срок, «если имеются достаточные  основания полагать, что продление  срока внешнего управления или осуществление  утвержденного плана внешнего управления приведет к восстановлению платежеспособности должника». Внешний управляющий  обязан обосновать необходимость (или  наоборот отсутствие таковой) продления  срока внешнего управления. Суд при  этом может сокращать срок внешнего управления по ходатайству собрания кредиторов или внешнего управляющего.

Последствия введения процедуры внешнего управления.

Последствия введения внешнего управления изложены в ст. 94 Закона. Основные из них:

  • переход к внешнему управляющему полномочий по управлению должником;
  • введение моратория на удовлетворение требований кредиторов по денежным обязательствам и обязательным платежам;
  • приостановление реализации прав кредиторов по обеспечению своих индивидуальных требований. Например, снимаются ранее принятые ограничения по распоряжению имуществом должника, а новые ограничения по сделкам с активами могут вводиться только в рамках внешнего управления.

 

Вопрос № 2. Полномочия внешнего управляющего

Внешний управляющий назначается  определением Арбитражного суда, которое  обычно выносится одновременно с  введением внешнего управления. Определение  арбитражного суда о назначении внешнего управляющего подлежит немедленному исполнению ( ст.96 Закона о банкротстве). Кандидатура  внешнего управляющего представляется в арбитражный суд саморегулируемой организацией арбитражных управляющих  в порядке, предусмотренном ст. 45 Закона о банкротстве.

Обязанности внешнего управляющего делятся на три категории:

   1. Обязанности по восстановлению  платежеспособности организации

Вышеуказанные обязанности  включают:

  • разработку и представление на утверждение собранию кредиторов плана внешнего управления;
  • реализацию плана внешнего управления (подразумеваются способы и методы, не указанные в Законе);
  • представление собранию кредиторов отчета по итогам реализации плана внешнего управления.

   2.Обязанности управляющего как  руководителя должника

Вышеуказанные обязанности  включают:

  • принятие в ведение имущества должника и проведение его инвентаризации;
  • открытие специального счета в банке;
  • ведение бухгалтерского, финансового, статистического учета и отчетности;
  • принятие мер по взысканию задолженности перед должником.

   3. Обязанности по определению  действительной суммы обязательств  должника

Вышеуказанные обязанности  включают:

  • ведение реестра требований кредиторов;
  • рассмотрение требований кредиторов;
  • заявление возражений по требованиям кредиторов.
  • Определение размеров требований кредиторов
  • В обязанности внешнего управляющего скорее входит обеспечение должного получения и регистрации требований кредиторов в реестре кредиторов. Кредиторы могут предъявлять требования (на почтовый адрес должника) в любое время в ходе внешнего управления. В интересах внешнего управляющего - обеспечить скорейшую классификацию требований кредиторов для внесения в реестр. Внешнему управляющему предстоит рассмотреть  требования кредиторов и внести соответствующую запись в реестр не позднее, чем через две неделе после их получения, или отказать в признании требований кредитора. Он обязан уведомить кредитора о результатах рассмотрения в месячный срок со дня получения требования (ст. 100 Закона). Если управляющий не представил возражения по заявленным требованиям в течение одного месяца, то такие требования считаются установленными. Кредиторы имеют право представлять возражения в Арбитражный суд в течение одного месяца. Суд рассматривает возражения. Если кредитор пропустил сроки представления в Арбитражный суд возражений по результатам рассмотрения внешним управляющим его требований, то суд отклонит просроченное возражение. Но ничто не мешает кредитору вновь направить внешнему управляющему требование, получить не удовлетворяющий его ответ и вовремя обратиться с возражением в Арбитражный суд.
  • Кредиторы могут продолжать предъявлять требования на протяжении всего периода внешнего управления, но процесс согласования и возражений не может продолжаться после завершения внешнего управления. Суд отклонит возражение кредитора по результатам рассмотрения внешним управляющим требования кредитора, если оно будет подано после прекращения дела о банкротстве. Юридические основания общие – рассмотрение требований производится в рамках дела о банкротстве.
  • Во внешнем управлении реестр закрывается в момент утверждения судом отчета внешнего управляющего при переходе к расчетам с кредиторами.

   Права управляющего.

 

Внешнему управляющему предоставлен ряд конкретных прав с целью содействия процессу восстановления платежеспособности должника, а именно:

  • распоряжаться имуществом должника (с учетом определенных ограничений);
  • заключать от имени должника мировое соглашение;
  • заявлять от имени должника отказ от исполнения определенных договоров, заключенных должником;
  • подавать заявление в Арбитражный суд о признании недействительными сделок должника, в том числе тех сделок, которые должник осуществил после введения процедуры наблюдения;
  • действовать в качестве организатора торгов по продаже части имущества или целиком всего предприятия должника или привлекать для этого специализированные организации;
  • участвовать в собрании кредиторов без права голоса;
  • подавать ходатайство в Арбитражный суд о продлении или сокращении установленного срока внешнего управления в пределах сроков, предусмотренных Законом;
  • привлекать для обеспечения своих полномочий на договорной основе иных лиц с оплатой их услуг из средств должника или из иных источников.

   Ограничения в действиях внешнего управляющего

 

Законом предусмотрены ограничения  по распоряжению имуществом должника. Ряд сделок внешний управляющий  вправе заключать только с согласия собрания кредиторов или комитета кредиторов (ст. 101 Закона). К ним относятся:

  • сделки с недвижимым имуществом должника и сделки, влекущие распоряжение имуществом, балансовая стоимость которого превышает 10% балансовой стоимости всех активов должника на момент ее заключения (крупные сделки);
  • сделки, в совершении которых имеется заинтересованность (подразумевается сделка, стороной которой в соответствии со ст. 19 Закона выступает заинтересованное лицо в отношении внешнего управляющего или конкурсного кредитора).

 

В ходе внешнего управления может возникнуть ситуация, когда  новые обязательства должника, возникшие  в период внешнего управления, превысят 20 процентов суммы требований кредиторов, указанных в реестре требований кредиторов. В таком случае новая  сделка, которая влечет дополнительные денежные обязательства для должника, совершается управляющим только с согласия собрания или комитета кредиторов (ст. 101 Закона).

Однако, если названные выше сделки предусмотрены планом внешнего управления, утвержденным собранием  кредиторов, то арбитражный управляющий  вправе совершать их без дополнительного  согласования  собранием или комитетом  кредиторов.

Информация о работе Лекции по банкротству