Автор работы: Пользователь скрыл имя, 08 Декабря 2013 в 21:58, курсовая работа
Мировая практика убедительно свидетельствует, что даже в странах с развитой
рыночной экономикой малое предпринимательство оказывает существенное влияние
на развитие народного хозяйства, решение социальных проблем, увеличение
численности занятых работников». По численности работающих, по объему
производимых и реализуемых товаров, выполняемых работ и оказываемых услуг
субъекты малого предпринимательства в отдельных странах занимают ведущую
роль. В принятых в Российской Федерации в течение 1991 - 1995 гг.
законодательных и нормативных актах указывается, что развитие в стране малого
предпринимательства является одним из направлений экономической реформы,
способствующих развитию конкуренции, наполнению потребительского рынка
товарами и услугами, созданию новых рабочих мест, формированию широкого слоя
собственников и предпринимателей.
1.Малое предпринимательство: роль, проблемы, перспективы развития. Сущность и
критерии определение субъектов малого предпринимательства.
1.2 Место малого предпринимательства в экономике промышленно развитых стран.
1.3 Субъекты малого предпринимательства.
1.4 Система государственной поддержки и регулирования малого
предпринимательства.
1.4.1. Государственная поддержка малого предпринимательства в промышленно
развитых странах.
2. Налогообложение субъектов малого предпринимательства.
2.1. Развитие малого предпринимательства в г. Набережные Челны.
2.2. Налогообложение субъектов малого предпринимательства на примере малых
предприятий Тукаевского района г. Набережные Челны.
2.3. Налоговая нагрузка на субъекты малого предпринимательства: проблемы,
пути решения.
перспективы», сформулированы основные проблемы частного бизнеса в нашей
стране: налоги; законодательство; инфляция; экономическая ситуация в целом;
поставки, дефицит; трудности получения кредита и высокая кредитная ставка;
неплатежеспособность партнеров, клиентов; несовершенство банковской системы;
политическая ситуация; бюрократия; недостаток производственных площадей,
офисов; действия правительства, властей; коррупция, взятки; недостаток
материальной базы; финансовая политика государства; действия Центрального
банка России; сбыт; поиск клиентов, потребителей; высокие цены на сырье и
материалы; монополия государства, госпредприятий; трудности с арендой; разрыв
экономических связей; недостаток информации; недостаток культуры, опыта;
необязательность партнеров; проблемы собственности; кадровые проблемы;
недостаток собственных
громоздкая отчетность; нет льгот; рэкет; невыгодность инвестиций;
конкуренция; несовершенство рынка; недоверие западных партнеров;
отрицательное отношение к предпринимателям. Только перечисление проблем, с
которыми сталкиваются отечественные предприниматели, свидетельствует, что
пока не сформированы условия, необходимые для развития предпринимательства
вообще, а малого в особенности.
1.Малое предпринимательство: роль, проблемы, перспективы развития.
1.1 Сущность и критерии определение субъектов малого предпринимательства.
Как явствует из самого определения, «малое предпринимательство» – это
предпринимательская деятельность, осуществляемая субъектами рыночной
экономики при определенных, установленных законами, государственными органами
или другими представительными организациями критериях (показателях),
конституциирующих сущность этого понятия.
Как показывает мировая и отечественная практика, основным критериальным
показателем, на основе которого предприятия (организации) различных
организационно-правовых форм относятся к субъектам малого
предпринимательства, является в первую очередь средняя численность
работников, занятых за отчетный период на предприятии (организации). В ряде
научных работ под малым
осуществляемая относительно небольшой группой лиц, или предприятия,
управляемые одним собственником. Как правило, наиболее общими критериальными
показателями, на основе которых субъекты хозяйственной деятельности относятся
к субъектам малого предпринимательства, является численность персонала
(занятых работников), размер уставного капитала, величина активов, объем
оборота (прибыли, дохода). По данным Мирового банка, общее число показателей,
по которым предприятие
превышает 50. Однако наиболее часто применяемыми критериями являются
следующие: средняя численность занятых на предприятии работников, ежегодный
оборот, полученный предприятием, как правило, за год, и величина активов.
Однако почти во всех развитых странах
первым критерием отнесения
к субъектам малого предпринимательства является численность работающих.
Приведем критерии отнесения предприятий к субъектам малого
предпринимательства, которые применяются в странах с развитой рыночной
экономикой. Так, в Великобритании, например, отнесение предприятий к малым
основывается на данных оборота и численности занятых. К мельчайшим относятся
фирмы с числом занятых от 1 до 24 человек, к мелким – от 24 до 99 человек.
При этом в обрабатывающей промышленности малым считается предприятие с
занятостью ниже 200 человек, в то время как в розничной торговле – это
предприятия с оборотом не выше 400 000 фунтов стерлингов. Согласно Закону о
компаниях, в Великобритании малое предприятие должно соответствовать двум из
следующих критериев:
оборот не более 2 300 000 ЭКЮ;
активы не более 1 500 000 ЭКЮ;
средняя численность занятых - до 50 человек.[9]
Во Франции малыми считаются предприятия, на которых численность занятых не
превышает 500 человек и годовой оборот до взимания налогов, оцененный на
момент закрытия итогового баланса, ниже 200 000 000 франков. Причем в
различных отраслях экономики размер фирмы оценивается по-разному. Если в
сельском хозяйстве и пищевой промышленности фирмы с занятостью свыше 200
человек считаются крупными, то в отрасли, производящей оборудование, фирмы с
занятостью до 500 человек относятся к категории малых предприятий.
В Швеции к малым и средним предприятиям относятся предприятия с численностью
до 200 чел. Однако для классификации малых и средних предприятий применяются
и следующие показатели:
стадии роста (начальная, выживание, рост);
отраслевая принадлежность;
географическая сфера
масштабы);
специфические характеристики владельцев и управляющих (например, женщины-
предприниматели, иностранцы и т. д.);
типы проблем, характерные для предприятии (например, их финансирование,
управление качеством и др.). [19]
В российской практике существование малого предпринимательства было разрешено
в 1988 г. В этот период к числу малых отнесли государственные предприятия, на
которых среднее число ежегодно занятых не превышало 100 чел. В соответствии с
более поздними нормативными актами, в частности, с постановлением Совета
Министров СССР, принятым в августе 1990 г., к числу малых стали относиться
предприятия с числом ежегодно занятых, не превышающим: в промышленности - 200
чел., в науке и научном обслуживании - 100 чел., в других отраслях
производственной сферы - 50 чел., в отраслях непроизводственной сферы - 25
чел., в розничной торговле - 15 чел. Наряду с этим учитывался и объем
хозяйственного оборота, право на определение количественного значения
которого предоставлялось
оборота практически так и не была установлена.
Принцип отнесения предприятия к малому по численности работников сохранился и
в российском законодательстве. Первоначально этот критерий определен
постановлением Совета Министров РСФСР «О мерах по поддержке и развитию малых
предприятий в РСФСР» от 18 июля 1991 г. № 406, а затем Указом Президента
Российской Федерации «О некоторых изменениях в налогообложении и во
взаимоотношениях бюджетов различных уровней» от 22 декабря 1993 г. № 2270.
Показатели численности
непроизводственной сферы, где численность работников не должна превышать 15
чел. Но при этом в соответствии с постановлением Комитета Российской
Федерации по статистике «Об утверждении единовременной государственной
статистической отчетности о деятельности малых предприятий» малыми считались
предприятия всех отраслей экономики независимо от организационно-правовой
формы и формы собственности, имеющие
среднесписочную численность
в промышленности, строительстве и на транспорте - 50 чел.; в сельском
хозяйстве и в инновационной деятельности - 30 чел.; в науке и научном
обслуживании - 15 чел.; в розничной торговле, общественном питании и бытовом
обслуживании - 15 чел.; в оптовой торговле, остальных отраслях и других видах
деятельности - до 25 чел. [1] Такое расхождение в количественном определении
показателей не могло не сказаться на результатах статистической отчетности.
В соответствии с Федеральным законом Российской Федерации «О государственной
поддержке малого предпринимательства в Российской Федерации» от 14 июня 1995
г. № 88-ФЗ под субъектами малого предпринимательства понимаются коммерческие
организации, в уставном капитале которых доля участия Российской Федерации,
субъектов Российской Федерации, общественных и религиозных организаций
(объединений), благотворительных и иных фондов не превышает 25%, доля,
принадлежащая одному или нескольким юридическим лицам, не являющимся
субъектами малого предпринимательства, не превышает 25% и в которых средняя
численность работников за отчетный период не превышает предельных уровней:
в промышленности - 100 чел.;
в строительстве - 100 чел.;
на транспорте - 100 чел.;
в сельском хозяйстве - 60 чел.;
в научно-технической сфере - 60 чел.;
в оптовой торговле - 50 чел.;
в розничной торговле и бытовом обслуживании населения - 30 чел.;
в остальных отраслях и при осуществлении других видов
деятельности - 50 чел.
В Федеральном Законе РФ «О государственной поддержке малого
предпринимательства в Российской Федерации» установлено, что под субъектами
малого предпринимательства
предпринимательской деятельностью без образования юридического лица.
В соответствии со ст. 50 ГК РФ юридические лица подразделяются на
коммерческие и некоммерческие организации. Коммерческими организациями
являются юридические лица, преследующие в качестве своей основной цели
извлечение прибыли, а некоммерческими организациями - не имеющие извлечение
прибыли в качестве основной цели и не распределяющие полученную прибыль между
участниками. Однако некоммерческие организации могут осуществлять
предпринимательскую деятельность лишь постольку, поскольку это служит
достижению целей, ради которых они созданы, и соответствующую этим целям.
Следовательно, в соответствии с гражданским законодательством субъектами
малого предпринимательства
организации и индивидуальные предприниматели, имеющие право создавать малые
предприятия в различных организационно-
ниже.
Итак, российским законодательством установлен один из важнейших показателей,
на основе которого предприятия (организации) относятся к субъектам малого
предпринимательства, - это численность работающих. Поэтому правильность
определения численности работающих
на предприятии имеет
значение как для отнесения
предприятия к категории субъек
предпринимательства, так и для получения им права на соответствующую
поддержку.
В соответствии с законодательством средняя за отчетный период численность
работающих малого предприятия определяется с учетом всех его работников, в
том числе работающих по договорам гражданско-правового характера и по
совместительству с учетом реально отработанного времени, а также работников
представительств, филиалов и других подразделений указанного юридического
лица.
1.2 Место малого
Малое предпринимательство играет исключительно важную роль в экономической и
социальной жизни развитых капиталистических стран.
Так, в США в 1986-1990 гг. небольшие фирмы производили более 40% валового
национального продукта и половину валового продукта частного сектора.
В отдельных сферах экономики малые предприятия доминируют. Так, на их долю
оптовой торговле приходится - 86% валового продукта частного сектора, в сфере
обслуживания - 81%, в строительстве - 80%, в финансовой сфере - 60%, в
розничной торговле - 55%, в обрабатывающей промышленности - 21%. [17]
На малые фирмы в указанный период приходилась почти половина всех занятых в
частном секторе: - 12 млн. чел. в сфере обслуживания; - 10,1 в розничной
торговле; -4,4 в оптовой; в обрабатывающей промышленности заняты - 8; в
строительстве -4,3; на транспорте - 2; в добывающей промышленности - 0,5; в
сельском хозяйстве - 0,8; 3,2 млн. чел. было занято финансовой деятельностью.
Особо важную роль малый бизнес играет в решении проблем занятости: в 80-е
годы 80% всех новых рабочих мест были созданы мелкими фирмами. Более 100 млн.
американцев прямо или косвенно зарабатывают средства к существованию
благодаря малому предпринимательству. Государство же получает миллиардные
суммы доходов в виде налогов на прибыль мелких фирм.
Процесс развертывания малых
и экономическими механизмами, действующими в той или иной стране. По этой
причине при оперировании цифровыми показателями и сравнении опыта развитых
капиталистических стран с процессом формирования малой экономики в России
следует помнить о различиях в уровнях развития институциональной и
производственной
хозяйства, т.е. необходимо учитывать социокультурные особенности
используемого опыта.
Приведем для примера
показатели: плотность занятых в отдельных отраслях, а также общее количество
частных предприятий и их распределение по отраслям (см. табл. 1.2.1).
Отраслевая классификация в США (1986-1987 гг.)
Отрасль
Вклад в нац. Доход
Занятость
Предприятия
частного сектора
млрд. долл. % тыс. Чел. % тыс. %
Сельское хозяйство,
лесная промышленность 95 2