Автор работы: Пользователь скрыл имя, 08 Декабря 2013 в 21:58, курсовая работа
Мировая практика убедительно свидетельствует, что даже в странах с развитой
рыночной экономикой малое предпринимательство оказывает существенное влияние
на развитие народного хозяйства, решение социальных проблем, увеличение
численности занятых работников». По численности работающих, по объему
производимых и реализуемых товаров, выполняемых работ и оказываемых услуг
субъекты малого предпринимательства в отдельных странах занимают ведущую
роль. В принятых в Российской Федерации в течение 1991 - 1995 гг.
законодательных и нормативных актах указывается, что развитие в стране малого
предпринимательства является одним из направлений экономической реформы,
способствующих развитию конкуренции, наполнению потребительского рынка
товарами и услугами, созданию новых рабочих мест, формированию широкого слоя
собственников и предпринимателей.
1.Малое предпринимательство: роль, проблемы, перспективы развития. Сущность и
критерии определение субъектов малого предпринимательства.
1.2 Место малого предпринимательства в экономике промышленно развитых стран.
1.3 Субъекты малого предпринимательства.
1.4 Система государственной поддержки и регулирования малого
предпринимательства.
1.4.1. Государственная поддержка малого предпринимательства в промышленно
развитых странах.
2. Налогообложение субъектов малого предпринимательства.
2.1. Развитие малого предпринимательства в г. Набережные Челны.
2.2. Налогообложение субъектов малого предпринимательства на примере малых
предприятий Тукаевского района г. Набережные Челны.
2.3. Налоговая нагрузка на субъекты малого предпринимательства: проблемы,
пути решения.
Добывающая
промышленность 85 2 721 1 251
Строительство 219 5 4998 5
Обрабатывающая
промышленность 852 19 19065
Оптовая и розничная торговля 740 16
Финансы, недви-
жимость 775 17 6549 6 2272 13
Транспорт, связь 402 9 5385 5 721 4
Услуги 794 17 24196 23 6220 36
Государственный
сектор 535 12 17015 16
Иностранный 30 1
Итого 4527 100 105518 100
Национальные особенности
малых и средних фирм в производственные структуры. В западноевропейских
источниках выделяется несколько видов такого включения.
В Германии 2 млн. мелких и средних фирм производят до 50% ВВП и обеспечивают
66% занятости. Эти фирмы не уступают крупным в организации менеджмента,
подготовки кадров, нововведениях. Государство поощряет частные банки на
расширении возможностей финансирования мелких и средних компаний в целях
оказания им поддержки и содействия развитию.[27]
В Италии малые и средние компании, число которых превышает средние
показатели по ЕС, образуют основу обновления экономики страны. Они уже
доказали свою способность обеспечить
высокий уровень
экспортной продукции.
Во Франции малые и средние фирмы чаще всего встречаются в аграрно-
продовольственном секторе, подрядных работах, в издательском деле, авиа- и
судостроении.
В Португалии малые и средние фирмы производят основную массу промышленной
продукции. Уже в 1982 г. компании с числом занятых менее 10 чел. составляли
здесь 70% всех промышленных компании, а фирмы с числом занятых 500 чел. -
лишь 0,4%. [19]
В пределах одной страны на отраслевую структуру малого предпринимательства
оказывают влияние региональные особенности развития экономики. Так,
например, в Италии действуют три различные региональные экономические
модели.
Первая сложилась на Северо-западе страны, центрами которого являются такие
крупные города, как Милан, Турин, Генуя. Для этого региона характерно обилие
крупных промышленных предприятий, специализирующихся на массовом
производстве или непрерывных технологических процессах. Соответственно здесь
развитие малых и средних предприятий подчинено крупной промышленности
Растущее взаимодействие малых
и крупных предприятий
само производство. Оно охватывает все виды деятельности, обслуживающие
промышленность - финансовую и технологические сферы, проектирование и
инновации, снабжение и сбыт.
Второй экономический регион Италии
- Северо-восточный и
включая области Тоскана (Флоренция), Эмилия - Романья и Венето. В этом
регионе малые и средние предприятия развивались достаточно автономно.
Промышленные зоны, в которых располагаются сотни и тысячи мелких предприятий
традиционных для Италии производств (керамическая плитка, одежда, обувь,
трикотаж и т.п.), высоко специализированы.
Третья экономическая модель сложилась на Юге Италии - на территории от
Неаполя до Сицилии, где традиционно низкий уровень экономического развития и
социальная
поныне. Попытки правительства провести индустриализацию региона путем
строительства государственных предприятий и привлечения сюда частного
капитала не дали желаемого результата. Постоянная миграция молодых и наиболее
энергичных людей в другие области страны препятствует развитию малого
бизнеса.
Таким образом, становление и развитие различных форм предпринимательства во
многом - следствие специфических особенностей регионов. Наряду с этим
жизнеспособность малых
социальной и
той же Италии, малое предпринимательство обусловлено социальной организацией
общества, поэтому надежды на возможность построения системы устойчивого
развития малого и среднего бизнеса с помощью лишь экономических мер
воздействия недостаточны.
1.3 Субъекты малого
В соответствии с законодательством малые предприятия как субъекты малого
предпринимательства не являются особой организационно-правовой формой,
так как ведущим критерием
малого предпринимательства
период.
Субъектами малого предпринимательства могут быть граждане (физические) и
юридические лица.
Физические лица (граждане) могут быть участниками малого предпринимательства
как непосредственно физические лица, участвующие в создании хозяйственных
обществ, и как физические лица, занимающиеся предпринимательской
деятельностью без образования юридического лица, являющиеся учредителями
хозяйственных товариществ и обществ.
Право граждан (физических лиц) заниматься предпринимательской деятельностью
установлено Конституцией Российской Федерации, гражданским
законодательством. Так, в соответствии со ст. 34 Конституции РФ каждый имеет
право на свободное использование своих способностей и имущества для
предпринимательской и иной не запрещенной
законом экономической
Индивидуальным
Российской Федерации. В соответствии со ст. 21 ГК РФ способность гражданина
своими действиями приобретать и осуществлять гражданские права, создавать
для себя гражданские обязанности и исполнять их (гражданская дееспособность)
возникает в полном объеме с наступлением совершеннолетия, то есть по
достижении
Гражданские права и обязанности возникают в первую очередь из оснований,
предусмотренных законами и иными правовыми актами. В соответствии со ст. 8 ГК
РФ гражданские права и
1) из договоров и иных сделок,
предусмотренных законом, а
и иных сделок, хотя и не предусмотренных законом, но не противоречащих ему;
2) из актов государственных
которые предусмотрены законом в качестве основания возникновения гражданских
прав и обязанностей и т. д.
Вышеуказанные положения гражданского законодательства очень важны для
осуществления прав граждан на занятие предпринимательской деятельностью.
Характерно, что в п. 2 ст. 1 ГК РФ говорится, что граждане (физические лица)
и юридические лица свободны в установлении своих прав и обязанностей на
основе договора и в определении любых не противоречащих законодательству
условиях договора. Очень важным является установленное ГК РФ положение, что
гражданские права могут быть ограничены на основании федерального закона и
только в той мере, в какой это необходимо в целях защиты основ
конституционного строя, нравственности, здоровья, прав и законных интересов
других лиц, обеспечения обороны страны и безопасности государства.
Так, в соответствии со ст. 9 Закона РФ «О конкуренции и ограничении
монополистической деятельности на товарных рынках» в редакции Федерального
закона от 25 мая 1995 г. № 83-93 должностным лицам органов государственной
власти и государственного управление запрещается:
заниматься самостоятельно предпринимательской деятельностью;
иметь в собственности предприятия;
самостоятельно или через
им акций, вкладов, паев, долей при принятии решений общим собранием
хозяйственного товарищества и общества;
занимать должности в органах управления хозяйствующего субъекта.
В ряде законодательных актов
предпринимательской деятельностью работникам, связанным со службой в других
органах государственной власти и управления.
Гражданским кодексом РФ установлено следующее содержание правоспособности
граждан: они могут иметь имущество в собственности, наследовать и завещать
имущество; заниматься предпринимательской и любой иной не запрещенной законом
деятельностью; создавать юридические лица самостоятельно или совместно с
другими гражданами и юридическими лицами; совершать любые не противоречащие
закону сделки и участвовать в обязательствах; избирать место жительства;
иметь права авторов произведений науки, литературы и искусства, изобретений
и иных охраняемых законом результатов интеллектуальной деятельности; иметь
иные имущественные и личные неимущественные права.
Таким образом, дееспособным гражданам законодательством установлены права и
определенные гарантии для занятия
предпринимательской
любого предмета деятельности, не запрещенной законом.
В соответствии с п. 1 ст. 23 ГК РФ гражданин вправе заниматься
предпринимательской деятельностью без образования юридического лица с момента
государственной регистрации в
качестве индивидуального предпринимател
качестве индивидуального
заниматься
дополнительной деятельности (в соответствии с законодательством).
Права индивидуального
законодательством значительно расширены, так как к предпринимательской
деятельности граждан, осуществляемой без образования юридического лица,
применяются правила ГК РФ, которые регулируют деятельность юридических лиц,
являющихся коммерческими организациями, если иное не вытекает из закона,
иных правовых актов или существа правоотношения. Это означает, что все права
и обязанности, которые имеют и несут коммерческие организации, приобретает и
индивидуальный
работников на основе договоров гражданско-правового характера (договора
подряда, комиссии, поручения и др.), заниматься всеми видами деятельности,
которые не запрещены законом, а
также при получении
как уже говорилось выше, в соответствии с Федеральным законом «О
государственной поддержке малого
предпринимательства в
может получать все виды поддержки
и льгот, установленные за
для субъектов малого предпринимательства.
Чтобы гражданин (физическое лицо) стал по закону индивидуальным
предпринимателем, он должен в этом качестве зарегистрироваться и получить
соответствующее свидетельство.
В соответствии с законодательными и нормативными актами индивидуальный
предприниматель должен стать на учет в налоговом органе по месту своей
регистрации — месту своего постоянного жительства, а также
зарегистрироваться у
обязательного медицинского страхования, социального страхования, а также для
отчисления средств в Фонд занятости при условии, что индивидуальный
предприниматель будет использовать наемных работников.
При постановке на учет в налоговом органе предприниматель должен выбрать
систему налогообложения, учета и отчетности и указать, что будет привлекать
работников на основе договоров
гражданско-правового харак
Для осуществления
предприниматель в любой кредитной организации (банке) может открыть
расчетный, текущий, ссудный, депозитный, валютный счет.
Индивидуальный
органу Книгу учета доходов и расходов, в которой указываются следующие
реквизиты: фамилия, имя, отчество индивидуального предпринимателя; вид
осуществляемой деятельности; местонахождение (адрес постоянного места
жительства); номер расчетного и иных счетов, открытых предпринимателем в
банковских организациях.
В данном разделе кратко изложен механизм функционирования индивидуальных
предпринимателей, но следует еще раз указать, что к предпринимательской
деятельности граждан, осуществляемой без образования юридического лица,
применяются правила Гражданского Кодекса РФ, которые регулируют деятельность
юридических лиц, являющихся коммерческими организациями. Федеральным
законом «О государственной поддержке малого предпринимательства в Российской
Федерации» коммерческие организации и физические лица, осуществляющие
предпринимательскую деятельность без образования юридического лица, отнесены
к единой категории «субъекты малого предпринимательства» и все формы и меры
поддержки установлены для них как для субъектов малого предпринимательства,
однако юридические лица как коммерческие организации имеют определенные
отличительные признаки, конституциирующие их в этом качестве.
Коммерческими организациями являются юридические лица, преследующие
извлечение прибыли в качестве основной цели своей деятельности, что
соответствует законодательному определению сущности важнейшего понятия