Основы предпринимательства

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 28 Ноября 2012 в 19:26, курс лекций

Краткое описание

Предметом предпринимательства как учебного курса выступают принципы и методы самоорганизации человека – активного субъекта экономических отношений – в конкретном деловом пространстве (конкретной деловой среде). Самоорганизация делового человека – производителя конкретного товара, продукта, услуги – подразумевает осуществление таким человеком последовательных, логически взаимосвязанных действий, совокупность которых представляет собой целостный процесс делового цикла. Именно предпринимательство выступает в процессе базового учебного курса, дающего возможность получить профессиональное представление о целостности делового цикла, целостном процессе профессиональной активности предпринимателя или руководителя фирмы.

Вложенные файлы: 1 файл

Аветисова А. основы предпринимательства.doc

— 883.50 Кб (Скачать файл)

Лизинг  с частичной выплатой - форма договорных отношений, при которой лизингодатель возвращает себе только часть стоимости оборудования и получает определенную прибыль за оказываемые услуги. Необходимый размер прибыли в таком случае достигается путем заключения ряда подобных договоров (например, оперативный лизинг).

Ливедж-лизинг (ливеридж-лизинг) - форма отношений, при которой в качестве лизингодателя выступает объединение нескольких компаний, фирм, учреждений. Используется при реализации крупных проектов.

Лизинг, включающий дополнительные обязательства, - форма договорных отношений, при которой лизингодатель берет на себя какие-либо дополнительные обязательства (например, техническое обслуживание, ремонт оборудовании, страхование и т.д.).

Чистый  лизинг - форма взаимоотношений партнеров, при которой лизингодатель только передает оборудование, а все проблемы, связанные с его эксплуатацией, ложатся на лизингополучателя.

При заключении сделок на аренду машин и оборудования нередко  используют и другие формы взаимоотношений (наименования сделок):

  • рейтинг - аренда машин и оборудования на краткосрочный период;
  • хайринг - аренда машин и оборудования на среднесрочный период;
  • лизинг - долгосрочная аренда машин и оборудования.

 

 

Условия лизингового  соглашения (договора лизинга)

 

При лизинговой форме  отношений взаимодействуют две  стороны: лизингодатель и лизингополучатель (или пользователь), заключающие между собой договор особого рода лизинговое соглашение (договор о лизинге, лизинговый договор).

Основой лизингового  соглашения выступают основные этапы разрабатываемой на этот случай схемы предпринимательских действий. Логика разработки этой схемы обязательно будет включать в себя следующие элементы (при условии аренды оборудования, уже бывшего в употреблении):

  1. Определение полной стоимости оборудования, представляющего собой предмет лизингового соглашения. Эта величина чаще всего выступает в качестве договорной величины, поскольку трудно определить точную стоимость оборудования на момент его приобретения (меняются цены, действуют скидки с цены и т.д.). Предположим, стороны сошлись на том, что полная стоимость оборудования на момент приобретения составила100 денежных единиц.
  2. Стороны определяют полный нормативный срок службы передаваемого оборудования. Этот показатель чаще всего представляет собой также договорную величину и определяется на основе обычая, т.е. общепринятого, наиболее распространенного толкования какого-либо понятия. В нашем случае допустим, что стороны определили полный нормативный срок службы оборудования в 5 лет.
  3. После этого стороны определяют остаточный нормативный срок службы оборудования. Предположим, стороны договорились о том, что полный нормативный срок службы оборудования составляет 5 лет, но 3 года оно уже функционировало у передающей стороны - лизингодателя. Следовательно, остаточный нормативный срок его службы составляет 2 года (5-3).
  4. Теперь стороны имеют возможность определить остаточную нормативную стоимость оборудования. Расчеты осуществляются по формуле: полная стоимость оборудования минус накопленная амортизация. В нашем случае годовая норма амортизационных отчислений составляет 20 денежных единиц (100:5), а за 3 года функционирования оборудования у лизингодателя накопленный амортизационный фонд составил 60 денежных единиц (20´3). Следовательно, остаточная стоимость оборудования составит 40 денежных единиц (100-60).

 

Можно и по-другому определить остаточную стоимость - как сумму амортизационных отчислений, подлежащих внесению в амортизационный фонд в течение остаточного нормативного срока службы оборудования. Ежегодная норма амортизационных отчислений - 20 денежных единиц, остаточный нормативный срок службы оборудования - 2 года (5 - 3). Следовательно, суммарные амортизационные отчисления (а они равны остаточной стоимости оборудования) составляют 40 денежных единиц. Таким образом, пользователь (лизингополучатель) должен платить лизингодателю 40 денежных единиц, и после этого он может рассчитывать на то, что оборудование перейдет в его полную собственность.

 

  1. Теперь стороны определяют цену товара, который будет передаваться лизингополучателем лизингодателю в качестве арендных платежей. Цена товара определяется на основе обычной практики - в зависимости от существующих в данный момент цен на тот же самый или аналогичный товар. Предположим, в нашем случае стороны пришли к соглашению, что цена одной товарной единицы составляет 5 денежных единиц.
  2. Следовательно, лизингополучатель обязан поставить лизингодателю 8 товарных единиц (40:5) в качестве платы за оборудование (выплата остаточной стоимости оборудования).
  3. Стороны также договариваются, в течение какого срока эти 8 товарных единиц должны быть поставлены. Иными словами, в течение какого срока будет действовать лизинговое соглашение.

В нашем случае возможна поставка всех 8 товарных единиц в течение года. Через год при выполнении этого условия оборудование перейдет в собственность лизингополучателя. Конечно же, возможны различные варианты. К примеру, права собственности могут перейти от одной стороны к другой через год, но лизингополучатель обязался поставлять товар лизингодателю в течение двух, а то и трех лет. Но в таком случае все товары, поставляемые сверх оговоренных 8 товарных единиц, оплачиваются лизингодателем на обычных (торговых) условиях.

Кроме этих условий стороны  должны обязательно оговорить все другие случаи, которые могут оказать воздействие на взаимоотношения сторон или на уровень эффективности сделки. Применительно к нашему примеру в договор будут внесены условия, регулирующие взаимоотношения сторон по поводу ряда расходов. В этих условиях оговаривается, какая из сторон и за чей счет осуществляет:

  • транспортировку оборудования от лизингодателя к лизингополучателю;
  • установку оборудования у лизингополучателя и его пробный пуск;
  • обучение персонала (если такое требуется);
  • поставку запчастей;
  • текущий и капитальный ремонт.

Г. Франчайзинг

 

Франчайзинг (от франц. франшиза - льгота, привилегия) - широко распространенная в мире форма партнерских связей и делового сотрудничества. Содержание франчайзинга сводится к следующему: головная - чаще всего это крупная, авторитетная и достаточно известная рядовому потребителю - компания заключает договор с мелким самостоятельным предприятием (чаще всего создаваемым именно для этой цели) о предоставлении ему исключительного права на выпуск определенных товаров и их сбыт, а также оказание услуг под торговой маркой данной компании на определенном рынке. То же самое кратко можно определить как «работа по лицензии».

 

Активно используют эту  форму такие известные компании, как «Макдональдс», «Кентукки фрайд чиккен» и др. В России франчайзинг активно пропагандирует «Дока-пицца» (г. Тольятти). Впервые эта форма была использована в 1950-е годы американскими автомобильными и нефтяными компаниями.

 

При такой схеме взаимоотношений  участвуют две стороны:

  • франчайзер - головная компания, которая передает какие-то определенные права, включая право на пользование торговой маркой;
  • оператор - мелкая компания, которая по договору получает от франчайзера какие-то определенные права, включая право на пользование торговой маркой. При этом важно отметить, что оператор выступает как самостоятельный производитель, является юридическим лицом, имеет свой расчетный счет, самостоятельный баланс, т.е. ведет дело на свой собственный «страх и риск».

 

Однако оператор осуществляет свой бизнес под вывеской франчайзера, т.е. пользуется его торговой маркой. Эта форма сотрудничества особенно эффективна для вновь возникающих предприятий, поскольку авторитет уже «наработан» франчайзером», на рекламу почти не нужно тратить средств, потребитель уже привык к торговой марке, а следовательно - к товару или услуге.

Франчайзер, как правило, заключает договоры не с одним, а  с множеством операторов, создавая разветвленную сеть торговых и промышленных предприятий, находящихся от него в  сильной зависимости. Зависимость операторов от франчайзеpa сводится к договорным обязательствам, по которым операратор обязуется соблюдать все правила торговли или производства, установившиеся на фирме-франчайзере, т.е. гарантирует фирменное обслуживание (вплоть до соблюдения мелочей, например использования единой униформы служащих, как в сети «Макдональдс»).

Договор, заключаемый  между франчайзером и оператором, содержит помимо указанных и других (обычных для любого договора) условий также положение о платежах (что весьма важно). Учитывая, что второй стороной на таких договорных связях выступает вновь создаваемое или маломощное в финансовом отношении предприятие, франчайзер обычно предусматривает ряд моментов.

  1. Он требует от оператора выплаты первоначального единовременного вознаграждения за право выступать на рынке от его имени, но при этом устанавливает разумную величину такого взноса в зависимости от сферы производства (в США размер взноса колеблется от 2,5 тыс. долл. - компании по торговле недвижимостью - до 150 тыс. долл. - компании по прокату автомобилей). Такой взнос может вноситься частями.
  2. Франчайзер помогает оператору решить вопрос, связанный с капиталовложениями. Он либо передает оператору оборудование, технологию и др., выдает кредит (обычно кредит предоставляется сроком на 2-3 года на льготных условиях), либо обращается в банк за получением кредита для оператора (или же в банк обращается сам оператор, но поручителем выступает франчайзер, что, естественно, облегчает получение кредита).
  3. Франчайзер устанавливает норматив текущих отчислений от прибыли (обычно 2-3%) или текущих платежей (размер их зависит от отрасли и прибыльности предприятия, например в США владелец химчистки платит около 100 долл. в месяц). В договоре предусматриваются и другие формы платежей (за рекламу, к примеру).

По условиям договора франчайзер обязуется оказывать  весь комплекс услуг, связанных с  нормальной организацией производства у оператора:

  • поставка оборудования;
  • передача технологии;
  • поставка сырья;
  • обучение персонала;
  • оказание услуг по бухучету и т.п.

Оператор обязуется соблюдать  требования к качеству товара или услуги, их оформлению, т.е. ко всему, что связано с престижем торговой марки.

Договор, как правило, носит долгосрочный характер, он может  быть расторгнут франчайзером в любое  время, если оператор, по заключению франчайзера, нарушит условия договора, что ведет или может привести к падению авторитета фирмы-франчайзера или негативно скажется на престиже торговой марки, а следовательно, уменьшит число потребителей.

Д. Проектное финансирование

 

Эта форма партнерских  связей в предпринимательстве может быть отнесена и к сфере финансово-кредитных отношений, но поскольку в ее основе - производство, организация производства, мы рассматриваем ее в этом разделе.

Проектное финансирование представляет собой форму партнерских связей в случаях:

а) когда одна из сторон берет на себя обязательство финансировать реализацию предпринимательского проекта другой стороны, а другая сторона обязуется реализовать такой проект в надлежащей форме;

б) когда одна сторона, имеющая разработанный проект, предлагает другой, стороне взяться за его практическую реализацию и обязуется - финансировать все работы, связанные с реализацией этого проекта.

И в том и в другом случае вторая сторона обязуется  осуществить возврат предоставленного ей кредита (финансирования) обычно в товарной форме, как и при лизинге (т.е. теми товарами, которые будут производиться на основе реализованного проекта). Поэтому проектное финансирование и лизинг относят к разряду компенсационных сделок (компенсация осуществляется в форме товаров).

 

Например, Вы владеете правами на заготовку  и обработку древесины. Вам весьма невыгодно заготовлять и продавать древесину в качестве сырья. Невыгодно по той причине, что если Вы продаете сырье и получаете какой-то экономический эффект, который можно выразить коэффициентом, равным 1,0, то при заготовке древесины, ее первичной обработке (удалении коры, например) и продаже такого сырья (с первичной обработкой) этот коэффициент возрастет до 1,7- 1,8. А если Вы осуществляете заготовку сырья, его первичную обработку и производите полуфабрикаты, то коэффициент экономического эффекта увеличивается до 3,5-3,6. Следовательно, выгоднее всего поставлять полуфабрикаты. Но у Вас нет производственных мощностей. В этом случае можно было бы заняться поиском партнера, который был бы заинтересован в получении от Вас полуфабрикатов и финансировал бы Ваш проект по созданию производственного комплекса. В свою очередь Вы бы возвращали кредит в форме поставки полуфабрикатов на полную сумму кредита плюс проценты за пользование кредитом.

 

Весьма существенным моментом при такой форме взаимоотношений выступает то обстоятельство, что права собственности на объект сохраняются за тем предпринимателем, .которого финансирует его партнер.

Е. Лицензирование

 

Основными субъектами такого рода отношений выступают лицензиар (обладатель каких-либо определенных прав) или лицензиат (тот, которому такие права передаются - на постоянной или временной основе).

Лицензиар заключает соглашение с  лицензиатом, по которому последнему могут передаваться права на использование  технологии производственного процесса, товарного знака, патента, торгового секрета и др. в обмен на гонорар или лицензионный платеж. Передача таких прав облегчает лицензиару выход на новый рынок, а лицензиату не приходится начинать «с нуля». Правда, при таких взаимоотношениях права контроля над производством со стороны лицензиара существенно сужаются по сравнению, скажем, с СП.

При подготовке лицензионного  соглашения необходимо учитывать, что  весьма часто в такое соглашение втягиваются и субпоставщики лицензиара. Дело в том, что многие лицензиары сами не производят всех компонентов готового продукта, но покупают их у субпоставщиков, которые обычно изготовляют их на основе чертежей и спецификаций лицензиара. Многие субпоставщики разработали свою собственную технологию и ноу-хау для производства этих компонентов, которые неизвестны лицензиару. Поскольку лицензиар не имеет этой технологии, она не может быть частью его лицензионного соглашения с покупателем. Однако потенциальный лицензиат нуждается в технологии для всех компонентов продукта, включая те, которые лицензиару самому приходится покупать. В этом случае лицензиар может купить все необходимые лицензии у субпоставщиков или оказать содействие партнеру в получении этих лицензий у субпоставщиков.

Информация о работе Основы предпринимательства