Автор работы: Пользователь скрыл имя, 16 Ноября 2013 в 21:28, дипломная работа
Цель исследования – сформировать условия эффективного развития подростка под влиянием средств массовой информации.
Объектом нашего исследования является процесс развития личности подростка.
Предметом исследования является средства массовой информации как социокультурный фактор развития личности подростка.
Гипотеза исследования: СМИ как социокультурный фактор развития личности будет позитивно влиять на развитие подростков при соблюдении следующих условий:
1 Контроль со стороны родителей и школы за потреблением СМИ;
2.Учет возрастных и индивидуальных особенностей подростков;
Введение
Глава І. Психолого – педагогические основы проблемы влияния СМИ и СМК на развитие личности подростка…………………..
1.1. Историографический анализ состояния исследуемой проблемы
1.2. Характеристика СМИ и СМК, их влияние на развитие личности подростка………………………………………………………………..
Глава ІІ. Опытно-экспериментальная работа по выявлению эффективности влияния СМИ и СМК на развитие личности подростка………………………………………………………………..
Констатирующий этап эксперимента……………………………
Реализация программы условий позитивного влияния СМИ на развитие личности подростка ……………………………………
Заключение………………………………………………………………
Литература……………………………………
МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ И НАУКИ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
АРМАВИРСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ ПЕДАГОГИЧЕСКИЙ УНИВЕРСИТЕТ
ПСИХОЛОГО – ПЕДАГОГИЧЕСКИЙ ФАКУЛЬТЕТ
КАФЕДРА СОЦИАЛЬНОЙ, СПЕЦИАЛЬНОЙ ПЕДАГОГИКИ И ПСИХОЛОГИИ
КУРСОВАЯ РАБОТА
ВЛИЯНИЕ СРЕДСТВ МАССОВОЙ ИНФОРМАЦИИ И СРЕДСТВ МАССОВОЙ КОММУНИКАЦИИ НА ФОРМИРОВАНИЕ ЛИЧНОСТИ ПОДРОСТКА
студенткой 5 курса ОЗО, ППФ,
отделения «социальная педагогика»
Дроботовой Татьяной
ст. Ленинградская, 2010
ОГЛАВЛЕНИЕ
Введение
Глава І. Психолого – педагогические основы проблемы влияния СМИ и СМК на развитие личности подростка…………………..
1.1. Историографический анализ 1.2. Характеристика СМИ и СМК, их
влияние на развитие личности подростка………………………………………………………
Глава ІІ. Опытно-экспериментальная
работа по выявлению эффективности влияния
СМИ и СМК на развитие личности подростка………………………………………………………
Заключение……………………………………………………
Литература……………………………………………………
Приложение…………………………………………………… |
3
6
6
10
36
36
53
62
65
68 |
ВВЕДЕНИЕ
Не подлежит сомнению тот факт, что средства массовой информации стали не только неотъемлемой частью культуры современного общества, но и важным институтом социализации личности. Одно из них, а именно телевидение обеспечивает возможность наглядно – образного восприятия, а значит и более сильного эмоционального влияния на индивида. Проблема влияния СМИ на сознание и поведение людей и последствий от его влияния занимает одно из важнейших мест в современной социальной педагогике и социологии. Над ней работают многие известные научные учреждения и организации за рубежом. Эта проблема стала актуальна и в нашей стране. Особенно актуальна проблема влияния ТВ в связи с ростом насилия в современном обществе. Возникла необходимость в изучении взаимосвязи содержания теле – и печатной продукции и агрессивного поведения ее потребителей, особенно детей и молодёжи.
Современная молодёжь уделяет большое внимание СМИ и особенно телевидению. Оно стало намного ярче и разнообразней. На ТВ появилось большое количество мультфильмов и кино зарубежного производства, которые благодаря своим спецэффектам воздействуют на подсознание и психику подростков, таким образом «привязывая» их к телеэкранам. На телевидении практически отсутствуют отечественные детские и юношеские познавательные передачи. Проблема ещё заключается в том, что многие родители не контролируют и не ограничивают просмотр телепередач своих подростков.
На прилавках газетных
киосков также появилось
Данное противоречие помогло сформировать проблему исследования, какими должны быть условия эффективного развития подростка под влиянием средств массовой информации? В этом заключается проблема исследования.
Цель исследования – сформировать условия эффективного развития подростка под влиянием средств массовой информации.
Объектом нашего исследования является процесс развития личности подростка.
Предметом исследования является средства массовой информации как социокультурный фактор развития личности подростка.
Гипотеза исследования: СМИ как социокультурный фактор развития личности будет позитивно влиять на развитие подростков при соблюдении следующих условий:
1 Контроль со стороны
родителей и школы за
2.Учет возрастных и
индивидуальных особенностей
3.Индивидуальное приобщение подростка к СМИ, ограничение в общении с СМИ в случае необходимости.
Задачи исследования:
Методы исследования:
Этапы исследования:
1.Анализ литературных источников, подбор материала, определение научного аппарата исследования;
2. Разработка программы
исследования и методики
3. Анализ, систематизация
и обобщение полученных
4. Формирование основных
теоретических взглядов и
ГЛАВА І. ПСИХОЛОГО-ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ПРОБЛЕМЫ ВЛИЯНИЯ СМИ НА РАЗВИТИЕ ЛИЧНОСТИ ПОДРОСТКА
1. 1. ИСТОРИОГРАФИЧЕСКИЙ АНАЛИЗ СОСТОЯНИЯ ИССЛЕДУЕМОЙ ПРОБЛЕМЫ
Система образования – это система программирования и перепрограммирования общества. Считается, что именно в возрасте от 7 до 20 лет у среднего человека наиболее просто сформировать базовую платформу мировоззрения из основных достижений человечества. Конец ХХ века – это время информационного взрыва, появляются все различные телепередачи, как отечественного, так и зарубежного производства, пресса начинает руководствоваться свободой слова и мысли. Фактически общепризнанным является тот факт, что концепция «свободы печати» служит в значительной мере интересам рекламодателей и большого бизнеса.
Для современной сферы массово – информационных процессов характерные тенденции к концентрации, бюрократизации и монополизации. Но как отвечает в результате исследований Расторгуев С.П., «неограниченная свобода самовыражения для нескольких монополистов СМИ неизбежно приведет к гибели общества».[29;183]
Многочисленные
Рейтинг источников информации у подростков
Таблица 1.
Ранг |
Исследования | ||
Л.М. Баженова, 2000г. |
В.С. Собкин, 2002г. |
Л.С. Зазнобина, 2004г. | |
1 |
Книги |
Телевидение |
Телевидение |
2 |
Журналы |
Книги |
Газеты |
3 |
Телевидение |
Газеты |
Журналы |
4 |
Газеты |
Учебники |
Книги |
5 |
Родители |
Журналы |
Родители |
6 |
Друзья |
Друзья |
Учебники |
7 |
Радио |
Родители |
Учителя |
8 |
Учителя |
Учителя |
Друзья |
9 |
Учебники |
Радио |
Радио |
Результаты исследования
2009 года
Ранг |
Источники информации |
Газеты |
Журналы |
Телевидение | ||||
Юноши |
Девушки |
Юноши |
Девушки |
Юноши |
Девушки |
Юноши |
Девушки | |
1 |
Телевидение |
Московский комсомолец |
Семь дней |
НТВ |
ОРТ | |||
2 |
Радио |
Мир новостей |
Я-молодой |
ТВ-парк |
Сosmo |
ОРТ |
НТВ | |
3 |
Школа |
Журналы |
Я-молодой |
Мир новостей |
Yes! |
ТВ-6 |
РТР | |
4 |
Родители |
Газеты |
СПИД-Инфо |
Мегаполис-Экспресс |
Мото |
ТВ-парк |
РТР |
СТС |
5 |
Журналы |
Школа |
Спорт-Экспресс |
СПИД-Инфо |
Geo |
МК-бульвар |
СТС |
ТВ-6 |
6 |
Ровесники |
Родители |
Советский спорт |
Новая газета |
МК-бульвар |
Geo |
ТВЦ |
Ren-TV |
7 |
Книги |
Старшие |
Мегаполис-Экспресс |
Спорт-Экспресс |
Play-boy |
Наука и жизнь |
Ren-TV |
ТВЦ |
8 |
Газеты |
Ровесники |
Новая газета |
Коммерсант |
Наука и жизнь |
Колесо истории |
М1 | |
9 |
Старшие |
Книги |
Коммерсант |
Советский спорт |
Сosmo |
Мото |
Культура | |
10 |
Интернет |
Колесо истории |
Play-boy |
ТВ-3 |
Полученные данные свидетельствуют о том, что в сообщениях средств массовой информации подростки не ищут новые знания, которые им «не додали в школе». На первое место выходит желания развлечься. Вывод сделан на основе исследований, проведенных в 2009 году центром социологии образования РАО и посвященных изучению мотивов обращения подростков к телевидению [12;51].
Являясь активными потребителями информации масс–медиа, подростки не всегда понимают скрытый смысл сообщения, мотивы и механизмы его создания. Это утверждение основано на результатах эксперимента, который был проведен в 2008 году сотрудниками лаборатории ТСО и медиаобразования при активном участии учителей московских школ.
Проблема «параллельной школы», как называют радио, телевидение, прессу, кинематограф, широко обсуждалось самими СМИ. Поскольку прекратить или ограничить влияние масс – медиа на подростков невозможно, необходимо научить подростков отделять «плевел от зерен», сделать СМИ не соперником, а союзником учителя. Пути решения описанных проблем давно являются предметом научных исследований в России и за рубежом. В 60–е годы в США возникла концепция «визуальной грамотности», авторы которой исходили из того, что в современном мире человек находится под воздействием большого числа символов: человеческой речи, звуков и образов, окружающего мира. Школа должна взять на себя задачу обучения подростков невербальным способом коммуникации и в первую очередь их визуальным формам.
Концепция, возникшая в тот период в Европе, условно может быть названа «оценочной». В ней на первое место выдвигались проблемы развития «иммунных» качеств психики против манипулирования ею средствами масс – медиа. Основной целью автора считают формирования критического мышления, играющего роль «информационной защиты» [12; 54].
Акцентирование
В 1995 году цели были во многом пересмотрены. В этот период проводится различие между изучением коммуникации на основе аудиовизуальных средств, с одной стороны, и освоением различных видов коммуникаций и процессов передачи смысла, с другой.