Влияние средств массовой информации и средств массовой коммуникации на формирование личности подростка

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 16 Ноября 2013 в 21:28, дипломная работа

Краткое описание

Цель исследования – сформировать условия эффективного развития подростка под влиянием средств массовой информации.
Объектом нашего исследования является процесс развития личности подростка.
Предметом исследования является средства массовой информации как социокультурный фактор развития личности подростка.
Гипотеза исследования: СМИ как социокультурный фактор развития личности будет позитивно влиять на развитие подростков при соблюдении следующих условий:
1 Контроль со стороны родителей и школы за потреблением СМИ;
2.Учет возрастных и индивидуальных особенностей подростков;

Содержание

Введение

Глава І. Психолого – педагогические основы проблемы влияния СМИ и СМК на развитие личности подростка…………………..

1.1. Историографический анализ состояния исследуемой проблемы
1.2. Характеристика СМИ и СМК, их влияние на развитие личности подростка………………………………………………………………..

Глава ІІ. Опытно-экспериментальная работа по выявлению эффективности влияния СМИ и СМК на развитие личности подростка………………………………………………………………..

Констатирующий этап эксперимента……………………………
Реализация программы условий позитивного влияния СМИ на развитие личности подростка ……………………………………

Заключение………………………………………………………………

Литература……………………………………

Вложенные файлы: 1 файл

курсовая СМИ.doc

— 411.50 Кб (Скачать файл)

Как уживаются в одной  рекламе стройные тела и жирная пища? Средства массовой информации широко рекламируют нездоровое питание, одновременно призывая людей терять лишний вес и поддерживать стройную фигуру. С другой стороны, повальное увлечение  телевидением отвлекает людей от занятий физическими упражнениями. Исследования показали, что девочек всех возрастов волнует проблема собственного веса. Многие из них садятся на диеты в достаточно раннем возрасте. Средства массовой информации подчас пропагандируют нереальный внешний вид идеального человека. Часто хорошо сложенный человек, изображения которого демонстрируется на экране или в печатных изданиях, является образом, сложенным из частей разных людей. Этот монтаж создается с использованием дублеров, аэрографов и компьютерной графики.

Насилие. С самого раннего возраста у детей воспитывается отношение к насилию, с которым они идут по жизни. Хотя больше всего уделяется внимание изучению насилия на телевидении, исследователи полагают, что демонстрация насилия другими средствами массовой информации приносит подросткам не меньший вред.

1) некоторая информация  масс-медиа делает детей агрессивными  по отношению к окружающим. Их учат прибегать к насилию вместо поиска компромиссных решений конфликтных ситуаций;

2) насилие на масс-медиа  позволяет детям принимать насилие  реального мира и относится менее бережно к окружающим.

Часто разлагающая работа средств массовой информации не видна  сразу. Дети могут не проявлять навязанных им убеждений, например, до подросткового возраста.

Основы грамотного восприятия средств массовой информации. Родителям следует внимательно относиться к тому, какие телевизионные программы смотрят их подростки, в какие компьютерные игры играют, какие журналы читают. Однако, учитывая тот факт, что средства массовой информации окружают нас повсюду и не могут поддаваться жесткому контролю со стороны родителей, одним из методов фильтрации поступающей информации является развитие у подростков способностей правильно ее анализировать и оценивать. Другими словами, дети должны обладать грамотностью общения с масс-медиа или получить образование масс-медиа.

Также как подростки  учатся относиться критически к доступной  им печатной информации, также они должны поступать с тем, что видят и слышат. Вы можете научить вашего подростка видеть явные и скрытые стороны информации, поступающей из масс-медиа. Как только ваш подросток получит навыки грамотного общения с масс-медиа, он начнет задавать вопросы и думать над тем, что он смотрит, читает или слушает. И ему начнет это нравиться!

Основы  грамотного общения с масс-медиа, которые должен знать ваш подросток, следующие:

1. Все, что мы видим  на экранах наших телевизоров,  читаем на страницах прессы, слушаем по радио и т.д., создано руками обычных людей. Над созданием любого сообщения трудится определенная группа людей, которые решают, каким ему быть, что пускать в эфир, а что можно "вырезать". Любое сообщение преследует конкретную цель.

2. Любой вид средств массовой информации пользуется определенными правилами или говорит на конкретном языке. Например, для привлечения внимания читателей газеты, некоторые заголовки печатаются более крупным шрифтом; звуковые масс-медиа используют музыку для стимулирования определенных человеческих эмоций. Когда подростки будут знать об этих нюансах, они начнут понимать, с какой целью делается то или иное сообщение, и не будут безропотно попадать под влияние.

3. Одно и то же  сообщение будет восприниматься  по-разному разными людьми. То, как человек воспринимает получаемую информацию, зависит от его личного жизненного опыта, возраста, моральных ценностей, воспоминаний и образования.

4. Каждое сообщение  средств массовой информации  несет свои ценности и точку  зрения. Подростки должны уметь сравнивать свои ценности с предлагаемыми. Важно, чтобы подросток знал, что у него есть выбор, принимать или не принимать их.

Ежедневно масс-медиа  предоставляют сообщения. Помимо ответов на вопрос "как и почему создаются сообщения  масс-медиа?", родители или другие взрослые могут помочь подросткам в разном возрасте развивать навыки грамотности восприятия поступающих сообщений. Поиграйте с вашими подростками.

Как создаются сообщения  масс-медиа. Следующие упражнения развлекут ваших подростков и заставят задуматься над тем, кто работает над созданием таких сообщений и почему.

Пусть подросток выберет  какое-нибудь сообщение и ответит  на приведенные ниже вопросы. Наиболее удобны в этом случае телевизионные коммерческие выпуски, так как, обычно, они представлены в краткой форме и содержат убедительные слова и выражения, образы и музыкальное оформление. Также можно поработать над видеоиграми или музыкальными программами.  Выбирать можно бесконечно.

1. Опишите людей, которые  заняты в создании этого сообщения. Это могут быть писатели, фотографы, дизайнеры, профессионалы спецэффектов или каскадеры.

2. В зависимости от  того, какого рода сообщение вы  выбрали, поговорите о выборе используемых визуальных эффектов (освещение, угол съемки, создание образов с помощью компьютерной графики и т.д.). Можно поговорить о звуковом оформлении (какие слова произносятся, кто их произносит, музыкальное сопровождение, спецэффекты и др.). И, наконец, задайте вопросы: Для чего были выбраны все эти эффекты для данного сообщения? Усиливают ли они значение и восприятие предлагаемой информации?

3. Обсудите цели выбранного  сообщения. Какие цели преследуют создатели сообщения: подача информации, побуждение вас к определенным действиям (например, покупка конкретного продукта), просто развлечение и создание хорошего настроения? Часто настоящее значение сообщения спрятано как бы между строк. По мере того, как подросток научится отвечать на подобные вопросы, он получит возможность видеть настоящий смысл предлагаемых сообщений.

4. Что думает ваш подросток об услышанном или увиденном? Согласен он или нет с предлагаемым сообщением и почему? Причины, по которым сообщение может быть принято или отвергнуто, - его достоверность и совпадение с личными моральными ценностями.

-  Игра "Определите спонсоров". Помогите подросткам научиться различать обычные программы и рекламную информацию их спонсоров. Это может быть не так уж просто во время просмотра передач, так как многие рекламные ролики представляют героев любимых телевизионных передач.

- Проведите "тест  вкуса" для сравнения широко  рекламируемых марок с общепринятыми  или не рекламируемыми. Проведите  эксперимент, например, с сухими завтраками или безалкогольными напитками. Посмотрите, могут ли ваш подросток и его друзья определить разницу и какова степень влияния рекламы на их оценки.

- Просмотрите газетные  заголовки, фотографии и расположение  статей на странице в газете  или журнале. Как они влияют  на выбор предмета чтения вашего подростка? Прочтите несколько статей и проанализируйте, насколько их содержание соответствует заголовкам и фотографиям.

- При совместном просмотре  кинофильмов, видеокассет и видеоигр, поговорите с подростком о том, что происходит на экране и насколько происходящее соответствует реальной жизни. Например, сможет ли человек вести автомобиль на бешеной скорости по узкой улице и не расквасить автомобиль?

- При покупке продуктов сравнивайте продукты с рекламными «завлекалочками», знакомыми вашему подростку. Обращайте внимание на ингредиенты, наклейки и упаковку. Говорится ли что-нибудь об этом в рекламе? Дает ли реклама конкретную информацию о продукте? Насколько реальный продукт соответствует рекламной информации или изображению на упаковке?

- Сколько марок пива, сигарет или других подобных продуктов может назвать ваш подросток? Если она назовет хотя бы один, это может стать первым шагом для начала разговора о влиянии рекламы. Обсудите с ним степень риска для здоровья употребление этих продуктов и, что говориться об этом в рекламной информации.

- Смотрите с вашими подростками музыкальные видеоклипы. О чем они? Соответствует ли видео- история словам песен? Какие чувства вызывает у вашего подростка просмотр видео? Замечает ли ваш подросток какие-нибудь стереотипные образы, насилие или эротику? Показаны ли факты тобакокурения, употребления алкогольных напитков или наркотиков? Попробуйте посмотреть видеоклипы с выключенным звуком и посмотрите, насколько отличается их восприятие.

Домашние правила обучения масс-медиа. Начните с самого раннего возраста ребенка, когда большая часть сообщений масс-медиа поступает в домашних условиях. Родители могут помочь подросткам лучше воспринимать эти сообщения.

Составьте план. Заранее спланируйте время, объем и вид получаемой информации масс-медиа так же, как вы планируете любую другую деятельность.

Ограничьте время. Ограничьте время просмотра телевизора, видеомагнитофона, игры на компьютере и путешествий в сети Интернет. Американская академия педиатрии не рекомендует выделять более 1-2 часов в день на просмотр телевидения для старших детей, а детям до 2 лет смотреть телевизор вообще не стоит.

Выделите основные направления  получаемой информации. Помогите подросткам выбрать видеофильмы, программы для просмотра или видеоигры, которые соответствуют их возрасту и интересам. Заведите привычку составлять своеобразный рейтинг передач для просмотра вашими подростками и давать родительские наставления, касающиеся информации, поступающей из масс-медиа. Используйте этот рейтинг в принятии решений, какие сообщения масс-медиа следует узнать вашим подросткам.

Будьте настойчивы и  доступны при постановке правил получения  информации вашими подростками. Если вы не одобряете их выбор, объясните, почему и помогите им выбрать что-то более подходящее по вашему мнению.

Не ставьте телевизоры, видеомагнитофоны, видеоприставки или компьютеры в детской спальне. Поставьте их там, где вы сможете контролировать их использование. Если же все-таки эта техника находится в спальне, вы должны быть в курсе их вкусов. Если у них есть доступ в Интернет, контролируйте их, когда они находятся в режиме онлайн.

Сделайте просмотр совместным семейным занятием. Используете малейшую возможность для совместного просмотра, прослушивания или прочтения информации, интересующей ваших подростков, и дальнейшего ее обсуждения. Научите ваших подростков во время непосредственного получения информации оспаривать ее или ставить под вопрос. Особенно это касается актов насилия, сомнительных фактов, обманчивых соображений или рекламных акций продукции, вредной для здоровья.

Задавайте вопросы вашим подросткам, вызывайте их на дискуссию, старайтесь сформировать жизненную позицию вашего ребенка – быть критичным к увиденному или услышанному из масс-медиа. Сравните, насколько совпадают жизненные ценности, которые вы стараетесь привить вашим детям и те, которые преподносятся с экранов телевизоров или страниц прессы.

После проведенного нами родительского собрания родители должны были в течение месяца поговорить со своими подростками о пользе и вреде средств массовой информации.

 

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

 

Нами была выбрана актуальная тема «Влияние средств массовой информации и средств массовой коммуникации на формирование личности подростка». В рамках нашего исследования нами были выявлены виды и функции средств массовой информации.

Многочисленные психолого-педагогические и социологические исследования показывают всё возрастающую роль СМИ в жизни общества. Значение масс – медиа в жизни подростка не меньше, а может быть даже и больше, чем в жизни взрослого человека. Из этого следует вывод, что СМИ для  современного подростка стали важнейшим источником информации о мире, в котором он живет.

Проблема влияния СМИ  на сознание и поведение людей  была затронута впервые в 70- годы американскими учеными. В нашей  стране она была затронута немного позже и сейчас проблема является  недостаточно разработанной в теории и практике.

Проведенное нами  исследование показало, что средства массовой информации могут воздействовать на развитие подростка как положительно, так и отрицательно, но отрицательных сторон, к сожалению, намного больше. Среди множества свойств сообщений СМИ выделим одно: масс – медиа как источник знаний более привлекательны для подростков, чем школьные уроки. Известен также и большой потенциал Сети Интернет, и перспективы использования Интернет огромны: это и создание школьных сайтов, и организация дистанционного обучения, которое может решать задачи очного образования, давать возможность языковой практики в общении онлайновых электронных конференциях со сверстниками, но все это является доступным не для всех школ, что говорит об экономических проблемах и недостаточном финансировании учебных заведений.

Из проведенного исследования следует, что подростки больше предпочитают читать развлекательную прессу, а среди источников получения информации лидирует телевидение. Полученные данные свидетельствуют о том, что в сообщениях средств массовой информации подростки не ищут новые знания, а на первое место  у них выходит желание развлечься. Также стало известно, что родители осознают как положительное, так и  отрицательное влияния ТВ на детей, однако большинство родителей не в силах что-либо сделать, чтобы изменить ситуацию, связанную с просмотром подростками агрессивных фильмов и передач.

На центральных телеканалах  практически отсутствуют подростковые развивающие передачи. Также из результатов проведенного опроса стало ясно, что немногие подростки имеют возможность выхода в Интернет и работают с ним либо для получения какой-либо школьной информации, либо для развлечения.

Информация о работе Влияние средств массовой информации и средств массовой коммуникации на формирование личности подростка