Влияние средств массовой информации и средств массовой коммуникации на формирование личности подростка

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 16 Ноября 2013 в 21:28, дипломная работа

Краткое описание

Цель исследования – сформировать условия эффективного развития подростка под влиянием средств массовой информации.
Объектом нашего исследования является процесс развития личности подростка.
Предметом исследования является средства массовой информации как социокультурный фактор развития личности подростка.
Гипотеза исследования: СМИ как социокультурный фактор развития личности будет позитивно влиять на развитие подростков при соблюдении следующих условий:
1 Контроль со стороны родителей и школы за потреблением СМИ;
2.Учет возрастных и индивидуальных особенностей подростков;

Содержание

Введение

Глава І. Психолого – педагогические основы проблемы влияния СМИ и СМК на развитие личности подростка…………………..

1.1. Историографический анализ состояния исследуемой проблемы
1.2. Характеристика СМИ и СМК, их влияние на развитие личности подростка………………………………………………………………..

Глава ІІ. Опытно-экспериментальная работа по выявлению эффективности влияния СМИ и СМК на развитие личности подростка………………………………………………………………..

Констатирующий этап эксперимента……………………………
Реализация программы условий позитивного влияния СМИ на развитие личности подростка ……………………………………

Заключение………………………………………………………………

Литература……………………………………

Вложенные файлы: 1 файл

курсовая СМИ.doc

— 411.50 Кб (Скачать файл)

В ходе исследование было выбрано пять критериев (экстра- и  интровертированность, информационность, агрессия, эмпатия и ежедневное время), по которым определялось влияние СМИ.

На основании проведенного исследования мы сформировали рекомендации учителям и родителям по использованию средств массовой информации как социокультурного фактора развития личности  подростка.

  1. Нужно как можно больше заменять просмотр телепередач общением с семьей. Включая телевизор, следует заняться вместе с подростком. Причем это «что-нибудь» должно быть ему интересно. Общаясь с подростком самое важное интересоваться его желаниями, уважать и любить его.
  2. Можно поиграть с подростком в театр. Главное, здесь помочь подростку пережить настоящие эмоции, развить  добрые чувства и в то же время дать ему возможность провести активно время.
  3. Родителям необходимо контролировать содержание передач, которые смотрят подростки.
  4. Родители должны анализировать вместе с подростком увиденную передачу или прочитанную статью.
  5. Родители должны контролировать время, которое   подросток проводит у экранов телевизоров.
  6. Родителям следует находить время для совместного просмотра телепередач, а также для чтения различных журналов, газет. Необходимо поощрять подростка. Высказывать свою точку зрения по поводу  увиденного или прочитанного.
  7. Очень важно ограничивать просмотр подростком количества ТВ рекламы.
  8. Подростки должны совмещать просмотр телепередач с прогулкой.
  9. Родителям и учителям нужно поощрять подростка учиться разбираться в том, какие передачи помогают ему задуматься, узнать что-то новое.
  10. Учителя должны давать домашнее задание на дом, с учетом использования СМИ, с целью повышения образовательного уровня подростков.

В ходе исследования были использованы различные литературные источники, а также мы проводили различные тесты, анкетирования, беседы с испытуемыми, что позволило сделать определенные выводы о данной проблеме.

Цель и задачи нашего исследования реализованы в полном объеме, выдвинутая гипотеза нашла свое подтверждение в ходе опытно-экспериментальной работы.

 

 

ЛИТЕРАТУРА

 

1. Афанасьева А.И. Агрессивное  телевидение: социально-психологиче-ский анализ феномена. – М.: Социс, 2001, №8.- 97стр.;

2. Африна Е. Школы,  компьютеры, сеть, учителя и учебники.-М.: Народное образование, 2001, №8,  - 156стр.;

3.  Булавинов И. Информация  в надежных руках.-М.; Коммерсант, 2000г.;

4.  Воронов В.В. Педагогика школы в двух словах – М.: Педагогическое общество России, 1999г.-192стр;

5. Грешневиков А. Информационная  война. – М.: Русский мир, 1999г. -  103стр.;

6.  Гриндер М., Лойд  Л. НЛП в педагогике.- М.: Институт  общегуманитарных исследований, 2001г., -  320стр.;

7. Гришаева Н.П. Социально-педагогические  аспекты влияния СМИ на школьников. Начальная школа. 2001, № 8, -  76стр.;

8. Гриняев С.Н. Интеллектуальное  противодействие информационному  оружию. -М.: Синтег, 1999г. -  56стр;

9. Дайсон Э. Жизнь в эпоху Интернета: Relase 2.0. (Перевод с английского). – М.: 2000г.;

10. Ермолаев В.Я. Педагогика  доктора Дубровского. – Анапа, 1993г., -  157стр.;

11. Ефимов Е.М. Школьникам  о телевидении. – М.: Просвещение, 1986г. -  210стр.;

12. Журин А.А. Информационная безопасность как педагогическая проблема. -  М.: Педагогика, 2001г., №4, - 55стр.;

13. Зазнобина Л.С. Школа  и СМИ. Педагогика, 1999г., №5, - 75стр.;

14. Зимняя И.А. Педагогическая  психология. Ростов – на –  Дону: Феникс, 1997г., -  480стр.;

15. Карлин А. Свобода одних не должна ограничивать свободу других. Независимая газета, 2000г. №7, октябрь;

16. Князев М.Л. «Черная  культура» и светлый человек.  Педагогика, 2001, №3

17. Кондратьев Д.Н. Молодежное  вещание на телевидении: проблемы  и тревоги. Педагогика. – М.: 1998г., №4

18.  Карелин А.А. Психологические тесты. - М.: Владос, 2003г.

19. Кушаева Н.А. Возрастная  педагогика. Развитие ребенка от 0-17.- М., 1996г

20. Лосев Д.В., Проваукин  Г.Г. Социальная педагогика. - М.: Владос, 1998г

21.  Малахов Ю.Культпросвет. Российская газета, 2001, №3

22. Мельникова И.А. Вызываем  огонь на себя. Бумеранг, 2001г., №4

23. Назаров М.М. Средства  массовой коммуникации и российское  общество на пороге  ХХІ века. Социально гуманитарные знания, 1999г., №5

24. Пидкасистый П.И. Педагогика. -  М.: Педагогическое общество России, 1989г

25. Погоченков А.А. Проблемы  управления нравственно-эстетическим  воспитанием молодежи. – М.: Социально  гуманитарные знания, 1999г., №6,  26. Плодласый И.П. Педагогика. Новый курс: учебник для студентов педагогических вузов. М.: Владос, 2002г

27. Психолого – педагогический  словарь для учителей и руководителей  общеобразовательных учреждений. Ростов – на – Дону, Феникс, 1998г

28. Радугин А.А. Психология  и педагогика. – М.: Центр, 2000г., -

29. Расторгуев С.П. Очерк на тему информационной войны. – М.: Народное образование. 2008г., №3;

30. Расторгуев С.П. Философия  информационной войны. -  М.: Академия, 2008г

31. Сенько Ю.В., Тамарин  В.Э. Обучение и жизненный познавательный  опыт учащихся.  – М.: Просвещение, 1990г

32. Смирнов В.И. Общая  педагогика в тезисах, дефинициях, иллюстрациях. М.: Педагогическое общество России, 2000г

33. Собкин В.С. Телевидение  и образование. Опыт социологических  исследований 80-90-х годов. Образование и информационная культура. - М.: 2008г.№ 7;

34. Сухов А.Н. Деркач  А.А. Социальная психология. –  М.: Академия,2001г

35. Тупичкина Е.А. Педагогические  теории, системы, технологии. Часть  2. Армавир. Педагогическое общество  России, 1998г

36. Харламов. Педагогика. -  М.: Просвещение, 1997г

37. Хлопьев А.Т. СМИ  как источник информационно –  психологической неустойчивости. –  М.: 1996г

38. Черномыс О. Чем  опасен телевизор. Наш малыш. 1997г., №5,

39. Цымбаленко С.Б. Российские  подростки в информационном мире, 1998, №3;

40. Шакурова М.В. Социальное воспитание в школе. – М., 2004г.,

41. Якушина Е.В. Обучение  подростков целенаправленному поиску  информации и работе  в сети Интернет. Сборник материалов научно практической конференции молодых ученых. Педагогические технологии в средней образовательной школе: проблемы и перспективы». -  М.: 1999г, - 

 

 

 

 

 

 

 

Приложение 1

ШКАЛА ЭКСТРАВЕРТИРОВАННОСТИ - ИНТРАВЕРТИРОВАННОСТИ

А.Н. Лутошкина

Инструкция: «Знаете ли Вы себя? Попытайтесь проверить это. Здесь в столбиках, слева и справа дается описание поведения самых разных людей. В жизни они ведут не одинаково. На кого из них Вы больше похожи? Внимательно прочтите предложение слева, затем справа и в середине листа в одной из граф пометьте «галочкой», насколько похожи ваши качества на качества того или иного человека. Если поведение человека, описанное справа, напоминает Вам Ваше, то «галочку» надо поставить в одной из граф справа. Если же Вы обратите внимание на то, что больше похожи на человека, чьи качества указаны слева, то и отметку поставьте на этой стороне. Если Вы затрудняетесь ответить, то отметку поставьте посередине: «Похож на того и на другого».

Бланк-опросник

1

2

3

4

5

6

7

У него всегда веселое  настроение, он много улыбается и делает веселыми других.

         

Он часто считает  себя несчастным, редко улыбается, мало шутит

Находясь в центре внимания, чувствует себя уверенно

         

Когда на него обращают внимание, чувствует себя неловко, стесняется.

Его настроение часто меняется, он вспыльчив.

         

У него обычно ровное настроение, его трудно вывести из равновесия.

Он быстр, резок в  движениях, жестах, торопится, когда говорит.

         

Движения, жесты, речь замедленны, сдержаны; голос тихий.

Быстро забывает о неудачах и энергично берется за работу.

         

При неудачах сильно волнуется, долго не может взяться за дело.

Он легко знакомится, у него много товарищей.

         

С людьми сходится с трудом, друзей немного.

У него масса планов и  замыслов (ничего, что одни осуществляются, а другие нет).

         

Он долго бьется над  решением одной задачи, пытается докопаться до сути, обязательно найти решение.

Он постоянно стремится  быть с кем-либо, чувствует себя плохо, когда остается один.

         

Он не ждет встреч с  людьми, ему одному бывает лучше, чем с кем-либо.

Он хочет, чтобы его  радости были замечены другими.

         

Все свои чувства стремится переживать в одиночку.

Когда получает замечания, то обязательно спорит, «шумит».

         

Выслушивает замечания  в свой адрес внешне спокойно, старается не спорить.

После выполнения трудного задания сразу может браться за другое.

         

Он быстро устает и долго  чувствует себя усталым.

Быстро забывает обиды  и огорчения.

         

Он долго после неудачи  не может прийти в себя.

Любит подшучивать над  друзьями, не задумываясь, приятно ли им это.

         

Он редко шутит и  часто сам обижается на шутки.

Он любит сразу же приступать к делу, не особенно беспокоясь, что последует за этим.

         

Он любит все продумать  заранее, тщательно спланировать, рассчитать.

Быстро находит выход  из трудного положения.

         

Он долго раздумывает, размышляет, волнуется, прежде чем что-то решить.

Он постоянно ждет новостей, ему не

         

Он  не особенно  стремится  узнать

по себе, когда не работает телевизор, молчит радио, когда неразговорчивы друзья.

         

новости, считает, что без  них спокойнее, можно над чем-нибудь подумать.


ТЕСТ  А. АССИНГЕРА (ОЦЕНКА АГРЕССИВНОСТИ В ОТНОШЕНИЯХ)

Флегматичный  человек редко проявляет себя как интересный собеседник, но и  с чрезмерно агрессивным, набрасывающимся как тигр из засады, неприятно общаться.

Тест А. Ассингера позволяет  определить, достаточно ли человек корректен в отношении с окружающими и легко ли общаться с ним. Для большей объективности ответов можно провести взаимооценку, когда коллеги отвечают на вопросы друг за друга. Это поможет понять, насколько верна их самооценка.

Подчеркните ответ:

I.   Склонны ли Вы искать пути к примирению после очередного служебного конфликта?

  1. Всегда.
  2. Иногда.
  3. Никогда.

И. Как Вы ведете себя в критической ситуации?

  1. Внутренне кипите.
  2. Сохраняете полное спокойствие.
  3. Теряете самообладание.

III. Каким считают Вас коллеги?

  1. Самоуверенным и завистливым.
  2. Дружелюбным.
  3. Спокойным и независтливым.

IV. Как Вы отреагируете, если Вам предложат ответственную должность?

  1. Примете ее с некоторыми опасениями.
  2. Согласитесь без колебаний.
  3. Откажитесь от нее ради собственного спокойствия.

V. Как Вы будете себя вести, если кто-то из коллег без разрешения возьмет с Вашего стола бумагу?

  1. Выдадите ему «по первое число».
  2. Заставите вернуть.
  3. Спросите, не нужно ли ему еще что-нибудь.

VI. Какими словами Вы встретите мужа (жену), если он (она) вернулся с работы позже обычного?

  1. «Что это тебя так задержало?»
  2. «Где ты торчишь допоздна?»
  3. «Я уже начала волноваться».

VII. Как Вы ведете себя за рулем автомобиля?

  1. Стараетесь ли обогнать машину, которая «показала Вам хвост»?
  2. Вам все равно, сколько машин Вас обошло.
  3. Помчитесь с такой скоростью, чтобы никто не догнал Вас.

VIII. Какими Вы считаете свои взгляды на жизнь?

  1. Сбалансированными.
  2. Легкомысленными.
  3. Крайне жестокими.

IX. Что Вы предпринимаете, если Вам не все удается?

АНКЕТА

(ежедневное время,  отводимое на СМИ) Выберите, пожалуйста, один из предложенных ответов  на высказывание.

1. Я часто смотрю телевизор...

  1. часто; иногда; очень редко.

2. Я предпочитаю телепередачи...

  1. развлекательные; 2)познавательные; 3)мне все равно;

3. Я слушаю музыку...

  1. постоянно; 2) по настроению; 3) очень редко;

4. Я предпочитаю слушать музыку...

  1. классическую; 2) «попсу»; 3) (свой вариант ответа) 

5. Я читаю газеты и журналы...

  1. каждый день; 2) только интересные статья; 3) не люблю читать.

6. Меня привлекает в прессе материал...

  1. информационный; 2) развлекательный; 3) (свой вариант ответа) 

7. Я интересуюсь новинками моды...

  1. постоянно; 2) не очень серьезно; 3) нет.

8. В Интернете я бываю...

  1. каждый день; 2) по необходимости; 3) не пользуюсь Интернетом.

9. Я следую тенденциям моды...

1)да; 2) не всегда; 3)нет.

10. Я беру в Интернете...

  1. учебный материал; 2) развлекательный; 3) (свой вариант ответа) 

11. Я посещаю сайт для взрослых...

1)да; 2) иногда; 3)нет.

12. Из средств массовой информации я чаще выбираю.

  1. телевидение; 2) радио; 3) печать; 4) Интернет.

13. Я отвожу ежедневно......ч.

  1. просмотру телепередач ……ч.;
  2. просмотру прессы …….ч.;
  3. прослушиванию радиопередач …….ч.;
  4. работе в сети Интернет       ч.

 

АНКЕТА

(выявление эмпатии  к телегероям)

 

Выберите, пожалуйста, один из предложенных ответов на каждое из высказываний.

1. Я предпочитаю телепередачи...

  1. развлекательные;
  2. познавательные;
  3. мне все равно.

2. Я сопереживаю героям телепередач...

  1. да;
  2. нет;
  3. иногда.

Информация о работе Влияние средств массовой информации и средств массовой коммуникации на формирование личности подростка