Влияние средств массовой информации и средств массовой коммуникации на формирование личности подростка

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 16 Ноября 2013 в 21:28, дипломная работа

Краткое описание

Цель исследования – сформировать условия эффективного развития подростка под влиянием средств массовой информации.
Объектом нашего исследования является процесс развития личности подростка.
Предметом исследования является средства массовой информации как социокультурный фактор развития личности подростка.
Гипотеза исследования: СМИ как социокультурный фактор развития личности будет позитивно влиять на развитие подростков при соблюдении следующих условий:
1 Контроль со стороны родителей и школы за потреблением СМИ;
2.Учет возрастных и индивидуальных особенностей подростков;

Содержание

Введение

Глава І. Психолого – педагогические основы проблемы влияния СМИ и СМК на развитие личности подростка…………………..

1.1. Историографический анализ состояния исследуемой проблемы
1.2. Характеристика СМИ и СМК, их влияние на развитие личности подростка………………………………………………………………..

Глава ІІ. Опытно-экспериментальная работа по выявлению эффективности влияния СМИ и СМК на развитие личности подростка………………………………………………………………..

Констатирующий этап эксперимента……………………………
Реализация программы условий позитивного влияния СМИ на развитие личности подростка ……………………………………

Заключение………………………………………………………………

Литература……………………………………

Вложенные файлы: 1 файл

курсовая СМИ.doc

— 411.50 Кб (Скачать файл)

В России под руководством Ю.Н.Усова  в 80-90- годы развивается направление, связанное с формированием у  подростков знаний и умений восприятия экранных произведений искусства. Созданы учебные программы, дидактические материалы. В середине 90-х гг. начинаются исследования возможностей традиционных учебных предметов для формирования у подростков умений работать с информацией масс-медиа. Решение проблем информационной защиты подростков ложится на плечи учителя. Но известно, что учитель работает в состоянии постоянного информационного стресса. Отсюда еще одна сторона информационной безопасности как педагогической проблемы – защита учителя от информационных перегрузок, которая требует незамедлительного решения [12; 55].

Рожденное научно-техническим прогрессом, бурным развитием духовной культуры, телевидение, в свою очередь, стало  одним из мощнейших факторов, способствующих дальнейшему развитию человеческого общества, обеспечению людей всеми видами интересующей их информации в естественных, адекватно отражающих реальную действительность формах [13;75].

 

1. 2.  ХАРАКТЕРИСТИКА  СМИ И ИХ ВЛИЯНИЕ НА РАЗВИТИЕ  ЛИЧНОСТИ ПОДРОСТКОВ

 

Средства массовой информации (СМИ) - представляют собой учреждения, созданные для открытой, публичной передачи с помощью специального технического инструментария различных сведений любым лицам  - это относительно самостоятельная система, характеризующаяся множественностью составляющих элементов: содержанием, свойствами, формами, методами и определенными уровнями организации (в стране, в регионе, на производстве).

К СМИ, в частности, относятся:

1) печатные издания:  газеты, журналы, бюллетени, справочники, листовки и рекламные щиты;

2) электронные (радио,  телевидение, Интернет, видео –  и аудиозаписи, кинематограф;

3) Информационные агентства.

Основными функциями  СМИ являются:

1) коммуникативная - функция  общения, налаживания контакта, которая  называется исходной функцией;

2) непосредственно –  организаторская (в которой наиболее наглядно проявляется роль СМИ как т.н. "четвертой власти" в обществе);

3) идеологическая (социально  - ориентирующая), связанная со стремлением оказать глубокое влияние на мировоззренческие основы и ценностные ориентации аудитории, на самосознание людей, их идеалы и стремления, включая мотивацию поведенческих актов; 

4) культурно-образовательная,  заключающаяся, в том, чтобы,  будучи одним из институтов культуры общества, участвовать в пропаганде и распространении в жизни общества высоких культурных ценностей, воспитывать людей на образцах общемировой культуры, тем самым  способствуя всестороннему развитию человека;

5) рекламно - справочная, связанная с удовлетворением  утилитарных запросов   в связи с миром увлечений разных слоев аудитории (сад, огород, туризм, коллекционирование, шахматы и т.д. и т.п.);

6) рекреативная (развлечения, досуга, снятия напряжения, получение удовольствия).

Отличительные черты  СМИ – это:

1) публичность, т.е. неограниченный круг пользователей;

2) наличие специальных  технических приборов, аппаратуры;

3) непостоянный объем  аудитории, меняющейся в зависимости  от проявленного интереса к той или иной передаче, сообщению или статье.

Человек становится личностью  только в процессе социализации, т.е. общения, взаимодействия с другими людьми.

Развитие личности подростка  осуществляется в действительности, в условиях социализации индивида и целенаправленного воспитания.

Развитие и формирование личности педагога рассматривает через призму 3 факторов:

  • Наследственности;
  • Среды или социального фактора;
  • Воспитания.

Средства развития подростка, обеспечивающие разные виды его активности (умственной, игровой, физической и других), становится основой для самостоятельной деятельности, условием для своеобразности формы самообразования ребенка.

Особую роль в развитии личности подростка играют СМИ, которые  являются разновидностью массового общения людей. Среди СМИ, с которыми сталкиваются дети с младенческих лет, лидирует телевидение.

Возможность наглядно –  образного восприятия, а как следствие  и более сильного эмоционального влияния на человека оказывает телевидение. Оно является мощным средством коммуникации  по охвату населения и возможности воздействовать на сознание людей. Проблема такого влияния занимает одно из важнейших мест в современной социальной психологии. Над ней работают многие известные  научные учреждения и организации (ЮНЕСКО, Европейский институт по изучению средств массовой коммуникации, Национальный институт психического здоровья США и т.д.).

Под телевидением (телевидение от греч. «вдаль», «далеко» и «видение») понимается: 1) собирательное название ряда областей науки  и техники, связанных с передачей и изображения и звука на расстояние; 2) средство массовой аудиовизуальной коммуникации; 3) вид искусства [31;56].

Благодаря возможностям приобщения огромной аудитории к  одновременному восприятию информации телевидение стало колоссальной силой, важным фактором духовной коммуникации. Зритель доверяет первой информации о том или ином событии и не склонен менять точку зрения. Телевидение приобщило зрителей к миру искусств, науки. Интеллектуальный, творческий уровень программ формирует, в частности, эстетическое сознание масс.

Основными  жанрами телевидения являются:

- репортаж (политический, спортивный, сенсационный и т. д.);

- информационные программа; 

- аналитические программы;

- развлекательные программы  (в т.ч. концерты, шоу);

- кино, сериалы, анимация;

- образовательные и  научно-познавательные программы;

- игровые программы и др.

Человек XX-XXI века живет в медиатизированном пространстве, которое составляет его новую среду обитания, реальность современной культуры. Средства массовой коммуникации, новые технологии — (мультимедиа, аудиовизуальные средства коммуникации, синтезаторы и пр.) проникли во все сферы жизни. Медиа стали основным средством производства современной массовой культуры.

Видеокультура представляет собой сложную информационную структуру, включающую в себя различные формы телевизионных и видеотехнологий (антенное, кабельное и спутниковое телевидение, видеофильмы, видеоигры и т.д.), а также некоторые виды современного искусства, основанные на применении телевизионных технологий. Все формы видеокультуры играют важную роль в социализации и формировании ценностных структур человека. Общепризнанным является тот факт, что в большинстве стран мира телевидение занимает первое место среди всех остальных СМИ, поэтому мы и обратимся именно к телевидению как к репрезентативной модели современного медиа, и проанализируем некоторые его особенности, наиболее тесно связанные с формированием эстетических представлений и ценностей.

В отечественной научной  литературе данная проблема, по нашему мнению, разработана явно недостаточно, что во многом связано со сменой культурной парадигмы. В то же время, в зарубежной научной литературе эта проблема освещена гораздо полнее, ей посвящены специальные научные издания. Тем не менее, в 90-х гг. прошлого века появился ряд фундаментальных исследований, посвященных анализу взаимосвязи культуры и СМИ, которое рассматривают последние расширительно, в их различных аспектах (технических, художественных и т.д.

Современными западными  исследователями телевидения выделяются следующие основные проблемы и аспекты этого СМИ:

1. Способ организации  звуков и образов.

2. Природа телевидения  как мощного экономического и  социального института.

3. Взаимоотношение между  человеком и мирами, проецируемыми  на экране.

В наше время телевидение  давно уже перестало быть только средством массовой информации и  развлечения. Оно осваивает все новые сферы деятельности, уверенно проникая в науку, и в промышленное производство.

Телевидение помогает сделать  процесс обучения более наглядным, зрелищно привлекательным, эмоционально насыщенным.

Художественная форма  многих научно – популярных и учебных передач позволяет рассказывать о сложных проблемах науки, техники, литературы и исскуства в занимательной форме [11;41].

Для современного подростка  СМИ является источником самой разнообразной информации по интересующим его проблемам.

Телевидение в целом  оказывает заметное влияние на самые  различные аспекты воспитания и  просвещения подростков. Всеми своими программами оно прямо или  косвенно воздействует на формирование их мировоззрения, формирует эстетический вкус. Особенно большую роль в повышении эрудиции играют такие цикловые передачи как «Умники и умницы», «В мире животных», «Что? Где? Когда», и т.д. Ведущие этих передач, как правило, крупные специалисты в своей области.

Серия передач  «живая природа» интересна не только как  источник познания и средство воспитания, но и как художественно – яркое и выразительное зрелище, в котором жизнь различных животных, их первые шаги после рождения, освоение окружающего мира. Борьба с соперниками и врагами, искусно снятые операторами и режиссерами передач, предстают действительно как целый мир, управляемый своими законами, по своему гармоничный и прекрасный. Эстетическое воздействие передачи усиливается и умело подбираемой музыки отечественных и зарубежных композиторов – классиков. В творчестве, которых особенно ощутимо появилась связь искусства с красотой природы, в которой они находили темы и сюжеты для своих произведений. В результате в наиболее удачных передачах достигается органичный синтез научно – познавательных и художественных, эстетических элементов, что позволяет одновременно воздействовать на ум и на чувство зрителей.

Пожалуй, еще более  широкую аудиторию вот уже  в течение нескольких лет прочно удерживает у экранов телевизоров  программа «Что? Где? Когда?». Важной особенностью этой программы является то, что она основана на самых различных формах связи с телезрителями. Вопросы, на которые предстоит ответить команде эрудитов, попадают на телевидение «опережающей обратной связи», т. е. присылаются любым желающим принять участие в игре – конкурсе в качестве представителя команды зрителей. При этом телевизионные работники отбирают наиболее интересные вопросы и связывают с их авторами. Характерным свойством программы « Что? Где? Когда?», как и ряда других молодежных передач, является ее чисто зрительная привлекательность, порождаемая импровизационностью, непредсказуемостью исхода захватывающего состояния, эмоционально – насыщенной формой организации зрелища с включением музыкальных пауз, интервью с участниками игры и болельщиками. Но особенно важно то воздействие, которое оно оказывает на молодежную зрительную  аудиторию, так же как и программа «Умники и умницы», сказывающиеся в пробуждении нтереса к решению сложных познавательных передач в стремлении быть более широко образованным человеком, способным принять участие в соревнованиях с неменьшим успехом, чем члены команд – победительниц, в стимулировании самостоятельной творческой деятельности [19;38].

Но существует ряд  и отрицательных сторон телевидения, которые оказывают негативное влияние на воспитание подрастающего поколения. Поэтому особенно важно уточнить некоторые тревожные тенденции в этой сфере. В своих отношениях с телевидением подростки проходят 2 стадии, считает Л.С. Зазнобина. Первая из них характеризуется несамостоятельностью выбора программ. Это происходит в дошкольные годы и в первые годы занятий в школе. Переход от контроля и руководства, взрослых к самостоятельному выбору начинается по мере того, как подросток овладевает искусством чтения и обнаруживает в себе способность к собственному открытию многих ранее ему неизвестных истин и фактов. Так постепенно наступает вторая стадия, при которой выбор программ осуществляется самим подростком. Получив доступ к телевидению, он сам решает, какое время посвятить телепросмотрам [13;73].

Работники телевидения и педагоги единодушно признают, что телевидение и школа должны быть союзниками в процессе формирования духовного мира подростка. Однако школьная практика свидетельствует, что пока далеко до широкого и эффективного использования телевидения, в деле эстетического воздействия реализуемого в рамках школы.

Некоторые преподаватели  гуманитарных дисциплин эпизодически используют в своей работе канал «Культура» и передачи, связанные с другими образовательными областями. Но в целом школа игнорируетпроблему влияния на подростков средств массовой информации, мало учитывает в учебной и воспитательной работе то, что наиболее значительные изменения сегодня происходят в информационной области, что практически все  подростки имеют доступ к ТВ, видео, многие дети «общаются» с компьютером. Благодаря широкому распространению СМИ человек оказывается под воздействием множества информационных потоков [17;72].

Большой просветительный  и воспитательный потенциал несут  в себе экологические программы отечественного телевидения, но зачастую они вызывают у подростков чувства страха и неуверенности в будущем («оставшиеся леса или вырубают или загрязняют и они умирают», « на планете вымирают животные», «все на границе уничтожения», «наука установила, что через 45 лет  жизнь на Земле прекратится»).

М.Л. Князева считает, что человек нашего времени живет  в отрицательном информационном поле. Его преследуют плохие новости. И дело не только в общественно – политической ситуации, но и в самих принципах работы с фактами, событиями, их отбора  и подачи на страницах печати и с экрана телевидения [16;97].

По мнению Князевой М.Л. существует некий негласный запрет на положительные эмоции. Это исходит из концепции работы СМИ: информация должна вызывать очень сильный, резкий отклик человека, она должна вывести его из инертного, уравновешенного состояния, взволновать. Работа российских средств массовой информации опирается на западную теорию журналистики, которая утверждает: хорошая новость – это не новость; новость – это то, что задевает человека, обывателя, которого можно затронуть только методом болевого синдрома. В результате возникает ложная картина мира, в которой превалирует опасность и угроза. В ее изображении мир открывается развернутым в своих трагедиях, в своей неприглядности. В конечном результате суммирования отрицательных воздействий возникает мнительно – тревожный тип личности – агрессивный или безразлично – агрессивный. Это сопровождается торможением нравственной, интеллектуальной, творческой активности человека; замедляется или даже пресекается его личностный рост и формирование независимой индивидуальности.

Информация о работе Влияние средств массовой информации и средств массовой коммуникации на формирование личности подростка