Влияние средств массовой информации и средств массовой коммуникации на формирование личности подростка

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 16 Ноября 2013 в 21:28, дипломная работа

Краткое описание

Цель исследования – сформировать условия эффективного развития подростка под влиянием средств массовой информации.
Объектом нашего исследования является процесс развития личности подростка.
Предметом исследования является средства массовой информации как социокультурный фактор развития личности подростка.
Гипотеза исследования: СМИ как социокультурный фактор развития личности будет позитивно влиять на развитие подростков при соблюдении следующих условий:
1 Контроль со стороны родителей и школы за потреблением СМИ;
2.Учет возрастных и индивидуальных особенностей подростков;

Содержание

Введение

Глава І. Психолого – педагогические основы проблемы влияния СМИ и СМК на развитие личности подростка…………………..

1.1. Историографический анализ состояния исследуемой проблемы
1.2. Характеристика СМИ и СМК, их влияние на развитие личности подростка………………………………………………………………..

Глава ІІ. Опытно-экспериментальная работа по выявлению эффективности влияния СМИ и СМК на развитие личности подростка………………………………………………………………..

Констатирующий этап эксперимента……………………………
Реализация программы условий позитивного влияния СМИ на развитие личности подростка ……………………………………

Заключение………………………………………………………………

Литература……………………………………

Вложенные файлы: 1 файл

курсовая СМИ.doc

— 411.50 Кб (Скачать файл)

23 июня 2009 года на заседании Совета безопасности Российской Федерации обсуждалась Доктрина информационной безопасности страны, которая была утверждена Президентом РФ (09.09.2009 г.;№Пр-1895). Этот документ определил, что под информационной безопасностью Российской Федерации понимается состояние защищённости её национальных интересов в информационной сфере, определяющейся совокупностью сбалансированных интересов личности, общества и государства и обозначил виды и источники угроз, а также основные задачи и методы обеспечения информационной безопасности государства [12;48].

Действительно, в демократическом  государстве средства массовой информации должны обладать правом свободно получать информацию и также свободно передавать её конечному потребителю: читателю, слушателю, зрителю. Однако, как  отмечает исследователь данного вопроса С.П.Расторгуев, «неограниченная свобода самовыражения для нескольких монополистов СМИ неизбежно приведёт к гибели общества.

В Доктрине указывается, что одним из внутренних источников угроз информационной безопасности РФ является снижение эффективности системы образования и воспитания, и что наибольшую опасностьпредставляет не способность современного гражданского общества России обеспечить формирование у подрастающего поколения и поддержанию в обществе общественно-необходимых нравственных ценностей, патриотизма и гражданской ответственности за судьбу страны. Любое информационное воздействие предполагает наличие двух сторон субъекта, который передаёт информацию, и объекта, принимающего её. Гарантируя средствам массовой информации свободу слова, необходимо подумать об объекте, который имеет право принять или отклонить предлагаемую информацию. Ни советская, ни современная российская школа не ставили перед собой задачу научить подростка селекции поступающей информации.

Большое значение имеет и то, что  СМИ заговорили на языке подростков. У взрослого человека могут вызвать  улыбку попытки 45-летней «тёти» вести  себя как тинэйджер, но то, что она  говорит, имеет для подростков очень большое значение потому, что она говорит не как учитель на уроке, а так, как они сами.

Если подросток на уроке не может  воспроизвести учебную инфорамацию, переданную ему учителем или зафиксированную  в учебнике, то ему грозит как  минимум двойка. Если же не воспринята или забыта информация из газетной статьи, то журналист двойку не поставит.

Анализ сообщений средств массовой информации может самого стойкого человека повергнуть в ужас. Не имея достаточных знаний о предмете своего репортажа, журналисты зачастую говорят о нём с такой уверенностью, что у людей складывается впечатление, будто они слушают крупного специалиста в данной области. Незнания и ошибки одного человека, растиражированные СМИ, могут стать, в конечном счёте, заблуждениями миллионов людей. В результате возникает ложная кртина мира, в которой превалирует угроза и опасность. В её изображении мир открывается развёрнутым в своих трагедиях, в своей неприглядности. И эмоциональная палитра у человека складывается из страха, ужаса, обид, разочарований, чувства непосредственной угрозы, опасности и, наконец, завести – ее провоцируют скандальные рассказы из жизни сильных мира сего [53]. В конечном результате суммирования отрицательных воздействий возникает мнительно – тревожный тип личности – агрессивный или безразлично-агрессивный, считает Л.М.Князева. Это сопровождается торможением нравственной, интеллектуальной, творческой активности человека; замедляется или даже пресекается его личный рост и формирование независимойц индивидуальности, сказанное выше имеет прямое отношение к педагогике и к системе образования.

Промышленное использование современных  информационных технологий для управления людьми настоятельно требует системного формирования механизмов обеспечения индивидуальной информационной безопасности на этапе школьного образования. Человек должен отдавать себе отчёт в том, что опасность может представлять не столько недостаток какой-либо информации, сколько сама информация, если она направлена на искажение существующей модели мира. Подросткам, предстоит разобраться в непростых проблемах современной культурной жизни, выработать верные критерии оценки тех или иных духовных явлений. Активную помощь в этом призваны оказать им семья, школа, литература и искусство, и все виды массовой информации и пропаганды.

 

 

ГЛАВА ІІ. ОПЫТНО-ЭКСПЕРИМЕНТАЛЬНАЯ  РАБОТА ПО ВЫЯВЛЕНИЮ ЭФФЕКТИВНОСТИ ВЛИЯНИЯ СМИ НА РАЗВИТИЕ ЛИЧНОСТИ ПОДРОСТКА

 

2. 1. КОНСТАТИРУЮЩИЙ ЭТАП  ЭКСПЕРИМЕНТА

 

Теоретические посылки, выявленные нами в первой главе, послужили основой для организации опытно-экспериментальной работы.

Целью которой стало выявление эффективности влияния СМИ на социокультурное развитие подростка.

В эксперименте принимали участие 19 человек 15 – 16 лет, учащиеся 9 класса «А» и «Б» МОУ НОШ №40 ст. Ленинградской, Краснодарского края, и их родители. На этом этапе нами при помощи социального педагога-психолога школы была выявлена степень приобщенности подростков к СМИ. С этой целью были предложены следующие методы:

1. Анкетирование среди  подростков с целью выяснения  степени влияния средств массовой  информации на формирование нравственных  установок, а также определения количества времени, отводимого ими на просмотр передач, чтение газет и журналов; определение мотивации выхода в Интернет;

2. Анкетирование среди  родителей учащихся с целью  выяснения мнений родителей о  качестве телевизионной продукции.

3. Анализ газет и  журналов для подростков для  выяснения качества содержания печатной продукции;

4. Анализ телевизионных  программ с целью выяснения качества содержания и количества отечественных и зарубежных передач, а также определение времени трансляции по каналам ОРТ, РТР, НТВ, СТС, Ren – TV.

5. Анализ работы подростков  в сети Интернет, в интернет  – клубе «Сфера» ст. Ленинградской.

Перед проведением данной работы были поставлены задачи, которые исходили из последовательности данного эксперимента:

  1. выявление условий влияния средств массовой информации на социальное воспитание;

2)разработка  уровней подверженности влиянию  средств массовой информации на социальное воспитание подростков;

  1. диагностика наличного уровня подверженности влиянию средствам массовой информации.

Нами была предложена анкета подросткам с целью выяснения  степени влияния СМИ на формирование нравственных установок школьников. А также количество времени, отводимого ими на чтение газет и журналов и просмотр телепередач:

1. Какими средствами массовой информации вы предпочитаете пользоваться:  пресса, телевидение, Интернет?

2. Какие журналы, газеты  вы любите читать?

3. Какие ТВ программы  вам нравятся: развлекательные, познавательные, информационные?

4. Какие фильмы вас  привлекают больше: зарубежные или  отечественные?

5. Сколько времени  вы тратите на просмотр передач  и фильмов?

6. Ограничивают ли  время просмотра ТВ ваши родители?

7. С какой целью  вы пользуетесь СМИ: с целью  получения информации, развлечения  или отдыха?

8. Имеете ли вы возможность  выхода в Интернет?

9. Если вы пользуетесь  Интернетом, то с какой целью?

На первый вопрос все  подростки ответили, что предпочитают телевидение, как средство получения информации.

На вопрос, «Какие журналы, газеты вы любите читать?» 73% подростков ответили, что им нравится читать молодежные журналы, такие как «Ровесник», «Бумеранг», «Молоток», среди которых есть и «Спид–Инфо», «Экспресс–газета», и т.п. Другие 27% отдали предпочтение таким журналам как «Вокруг света», «Чудеса и приключения», «Юный натуралист», «Фис» и другие. Из этого следует, что учащиеся любят ту прессу, которая выполняет не познавательную, а развлекательную функцию. Но некоторые все же предпочитают читать газеты и журналы, которые способствуют их общему развитию.

На вопрос, «Какие ТВ программы  вам нравятся?» практически все  подростки ответили, что им нравится смотреть и развлекательные и научно-познавательные (78%) и лишь 22% ответили, что иногда смотрят информационные, что говорит о том, что у детей более важным является желание развлечься, чем получить информацию об окружающем их мире.

На 4-ый вопрос, «Какие вас  фильмы привлекают больше зарубежные или отечественные?». Большинство подростков отдали предпочтение зарубежным фильмам 75%, в основном это боевики, комедии, фантастика, а иногда исторические. Остальные 25% опрошенных ответили, что их больше привлекают отечественные фильм такие как, «Бриллиантовая рука», «Особенности национальной охоты», «Брат» и другие. Зарубежные фильмы детям нравятся больше, потому что они насыщены спецэффектами, которые привлекают внимание детей.

На вопрос, «Сколько времени  вы тратите на просмотр передач и  фильмов? из этого вопроса стало ясно, что дети 15лет смотрят телевизор более 4-х часов в день(89%), что намного меньше времени отводимого на выполнение домашнего задания. Это говорит о том, что учащиеся не стараются ограничить себя во времени просмотра телепрограмм, а на выполнение уроков отводится совсем немного времени.

На вопрос, «Ограничивают  ли время просмотра ТВ ваши родители?» 67% учащихся ответили, что родители ограничивают время просмотра, если они дома и 33% ответили, что родители не контролируют время просмотра ТВ и они могут провести у телеэкранов столько времени, сколько захотят. Из этого следует, что родители недостаточно серьезно относятся к влиянию телевидения на развитие ребенка, не контролирует время просмотра и содержания телепередач.

На следующий вопрос, «С какой целью вы пользуетесь СМИ?» 72% ответили, что пользуются СМИ с целью развлечения и только 28% ответили, что от «общения» со СМИ стараются извлекать какую-либо информацию. Мальчики чаще, чем девочки относят к категории важной информации о спорте и компьютерных играх. Девочки чаще называют информацию о моде, здоровье, кинозвездах, певицах. Это говорит о том, что детей больше интересует информация, которая дала бы им возможность развлечься и отдохнуть, а не получить новые знания о науке, технике, экономике.

На вопрос, «Имеете ли вы возможность выхода в Интернет?» 35% ответили, что имеют компьютер дома и подключают Интернет сети, либо регулярно посещают Интернет-клуб 65% ответили, что не имеют возможности в Интернет.

На 9-й вопрос «Если  вы пользуетесь Интернетом, то с какой целью?». Практически все подростки, имеющие выход в сеть, ответили, что им нравится общаться в молодежных чатах (57%), заводить новые знакомства, пользоваться электронной почтой, получать готовую информацию (рефераты) по предмету.

На основе проведенного опроса можно сделать вывод, что среди источников получения информации, среди подростков лидирует телевидение. Полученные данные свидетельствуют, что в сообщения СМИ учащиеся не ищут новые знания, а на первое место у них выходит желание развлечься. Также из результатов проведенного опроса стало ясно, что немногие подростки имеют возможность выхода в Интернет и работают с ним либо для получения какой-либо школьной информации, либо для развлечения.

Чем старше становится ребенок, тем больше он начинает проводить времени у телеэкранов, что отвлекает его от выполнения домашнего задания.

В анкетировании приняли  участие 15 родителей учащихся школы, так как целью исследования являлось выяснение представлений родителей о качестве телевизионной и печатной продукции.

Родителям было предложено несколько вопросов:

1. Ваше отношение к  влиянию СМИ на развитие подростка:  отрицательное или положительное?

2. Покупаете или выписываете  ли вы подростковые журналы  и газеты?

3. Следите ли вы  за тем, что смотрит ваш подросток по телевизору?

4. Ограничиваете ли  вы время просмотра подростком  телепередач?

5. Согласны ли вы  с мнением, что сегодняшнее  телевидение способствует агрессивности?

6. Ваше отношение к  влиянию рекламы на подростка:  отрицательное, положительное, нейтральное?

7. Если у вас есть  доступ к Интернету, то с  какой целью подросток пользуется им?

8. Как вы считаете, в чем состоит отрицательное  влияние телевидения на развитие  подростка?

На первый вопрос, 79% родителей  считают, что СМИ могут воздействовать как положительно, так и отрицательно на развитие их детей, в то время как 23% считают, что нынешние СМИ могут оказать лишь отрицательное воздействие на развитие подрастающего поколения. Из этого следует, что в основном родители осознают, что СМИ могут сыграть негативную роль в развитии ребенка.

На 2-й вопрос, «Покупаете ли вы подростковые журналы, газеты?»  только 34% из опрошенных ответили, что  регулярно покупают или выписывают своим детям прессу, а остальные 66% ответили, что если подросток  интересуется каким-либо журналом, то либо берет его в библиотеке, либо покупает его сам. Это свидетельствует о том, что не многие родители могут позволить выписывать журналы, т.к. они являются недоступными по своей цене или подросток не интересуется юношеской прессой, а предпочитают читать то, что покупают родители для себя.

На вопрос, «Следите ли вы за тем, что смотрит ваш подросток по телевизору?» 65% родителей ответили, что иногда следят за тем, что подросток  смотрит  по  ТВ.35%  ответили, что регулярно смотрят за тем, чтобы передачи и фильмы соответствовали их возрасту. Это говорит о том, что многие родители не всегда могут проконтролировать просматриваемые подростком передачи и фильмы, которые могут отрицательно воздействовать на их развитие.

Из ответа на вопрос, «Ограничиваете ли вы время просмотра подростком телепередач?» стало ясно, что многие родители стараются ограничивать время, отводимое подросткам, а просмотр телепередач и фильмов (78%) и только 22% замечают, что не могут проконтролировать то, чем занимаются в свободное время, и они могут смотреть телевизор сколько захотят. Это значит, что не все родители могут, а может быть не хотят ограничивать время, отводимое подростку на просмотр различных программ, которые могут не соответствовать их возрасту и отрицательно воздействовать на личность.

Информация о работе Влияние средств массовой информации и средств массовой коммуникации на формирование личности подростка