Автор работы: Пользователь скрыл имя, 16 Ноября 2013 в 21:28, дипломная работа
Цель исследования – сформировать условия эффективного развития подростка под влиянием средств массовой информации.
Объектом нашего исследования является процесс развития личности подростка.
Предметом исследования является средства массовой информации как социокультурный фактор развития личности подростка.
Гипотеза исследования: СМИ как социокультурный фактор развития личности будет позитивно влиять на развитие подростков при соблюдении следующих условий:
1 Контроль со стороны родителей и школы за потреблением СМИ;
2.Учет возрастных и индивидуальных особенностей подростков;
Введение
Глава І. Психолого – педагогические основы проблемы влияния СМИ и СМК на развитие личности подростка…………………..
1.1. Историографический анализ состояния исследуемой проблемы
1.2. Характеристика СМИ и СМК, их влияние на развитие личности подростка………………………………………………………………..
Глава ІІ. Опытно-экспериментальная работа по выявлению эффективности влияния СМИ и СМК на развитие личности подростка………………………………………………………………..
Констатирующий этап эксперимента……………………………
Реализация программы условий позитивного влияния СМИ на развитие личности подростка ……………………………………
Заключение………………………………………………………………
Литература……………………………………
В этой области различные психологи проводили различные исследования. Первые исследования, посвященные влиянию телевизионных и кинематографических образов насилия на человеческое поведение, были проведены А.Бандурой и его коллегами [4;41]. В этих экспериментах принимали участиеподростки. Им демонстрировались короткометражные фильмы, в которых взрослый весьма враждебным способом обращался с большой куклой Бобо. После просмотра сцен им предлагалось поиграть, кто во что хочет, в течение определенного времени (10–20 мин.), а экспериментатор в это время внимательно следил за подростками, фиксируя их поведение. И оказалось, что часть подростков копировали поведение актера, т.е. имитировали акты агрессии. Эти эксперименты вскоре после их проведения были подвергнуты критике со стороны ученых–социологов и представителей телеиндустрии, подставивших под сомнение их целесообразность и верность интерпретации их результатов. Было, во-первых, отмечено, что подростки в данных экспериментах вели себя агрессивно по отношению к специально для этого предназначенной надувной кукле, а не по отношению к человеческому существу. Поэтому не совсем ясно, можно ли продемонстрированное поведение однозначно считать агрессией – ведь никому не было причинено реального вреда. Во-вторых, материал, по нескольким существенным параметрам отличался от обычного кино - и телепродукции. По этим причинам, утверждалось, что результаты экспериментов, поставленных самим А.Бандурой и аналогичных им, не подводят прочной базы под предположение о том, что сцены насилия, показываемые в теле– и кинофильмах, способны приводить к возникновению агрессивных проявлений в межличностных отношениях.
Столкнувшись с подобной критикой, несколько исследователей незамедлительно начали планировать и проводить эксперименты, преследовавшие три главные цели [36,5].
Во-первых, экспериментаторы старались смоделировать условия, приближенные к реальности.
Во-вторых, участникам показывали более реалистичные сцены насилия. И, наконец, исследователи постарались избавиться от присущего ранним экспериментам точного сходства между обстоятельствами в наблюдаемых эпизодах насилия и условиями потенциального проявления агрессии. Таких экспериментов было проведено множество, и в целом их результаты наводили на мысль, что просмотр сцен насилия в кино или по телевизору провоцирует зрителей на аналогичное поведение [36;10].
Несмотря на то, что эксперименты «второго поколения» позволили устранить некоторые недостатки ранних экспериментов с куклой, они тоже оказались под огнем критики. Они имели следующие недостатки:
1) испытуемый может счесть, что экспериментатор одобряет агрессию, так как их пригласили на просмотр фильма со сценами агрессии;
2) из программ зачастую были вырезаны эпизоды, в них отсутствовал сюжет;
3) просмотр отдельно взятой программы со сценами насилия не вырабатывает опыт, эквивалентный просмотру разнородной мешанины агрессивных и неагрессивных программ за длительный период времени.
С учетом этих критических замечаний был проведен ряд экспериментов, которые можно было бы назвать третьим поколением экспериментов, исследующих влияние наблюдения за сценами насилия на развитие агрессивного поведения. В этих исследованиях изучалось, насколько подростки подвержены влиянию реалистического изображения насилия по телевидению за сравнительно долгий период – от нескольких дней до нескольких десятилетий. Фиксировалось также фактически агрессивное поведение в естественных условиях и в столь же широких временных рамках. Исследования показали, что зависимость между наблюдением насилия и агрессивностью нельзя рассматривать однозначно. Не верно, что, посмотрев свою любимую остросюжетную программу, где герои иногда совершают агрессивные поступки, подростки готовы сорваться и накинутся на любого, кого угораздило встретиться у них на пути. Судя по проценту положительных результатов в большинстве исследований, вероятность более яркого проявления агрессивных наклонностей после просмотра подобных материалов, скорее, всего, невелика. Более того, существует огромное количество факторов, влияющих на количество осуществленных агрессивных действий, так что воздействие любого из них по отдельности очень мола.
В декабре 2007 года по Японии прокатилась волна эпилептических припадков, случавшихся во время демонстрации мультика "Покемон" (сокращение от Pocket Monsters - "карманные монстры"). Утверждалось, что приступы эпилепсии провоцировались мигающим экраном. В "опасной" сцене (а эпилепсию вызывала совершенно определенная сцена) красный фон сменялся голубым. Фотосенситивная (светочувствительная) эпилепсия - это такое состояние, при котором мерцающий свет большой интенсивности вызывает эпилептические приступы. В последнее время появилась информация об увеличении случаев таких приступов, что связывают с массовым увлечением видеоиграми. Телевизор является наиболее мощным фактором, вызывающим приступы у людей с фотосенситивной эпилепсией.
Ученые и школьные работники, представители общественности обеспокоены, что СМИ, новейшие технологии гасят фантазию и воображение подростков, отодвигают на задний план ничем не заменимые при воспитании человеческие контакты. «Где же тут общение?» - спрашивает американский фантаст Р.Брэдбери, описывая оснащенную всяческой техникой школу будущего. Встревоженность писателя не беспочвенно. Уже сегодня телевидение, компьютерные игры нередко заменяют подросткам дружбу с родителями, сверстниками, преподавателями.
Педагоги считают необходимым
тщательно учитывать
Пресса. Особую роль в социально-культурном развитии подростка играет пресса. Она популярна в старших классах и способствует педагогически целесообразному усвоению информации, поступающей из газет и журналов. Большую роль в информационной и просветительской деятельности среди молодежи играют такие газеты и журналы, как «Зеленый мир», «Российская газета», «Родина». Но на прилавках газетных киосков появилось большое разнообразие газет и журналов, которые стали доступные для подростков. Во многом эта печатная продукция или так называемая «желтая» пресса рассчитана на определенный круг потребителей, на более старшее поколение. Зачастую она несет в себе недостоверную или искаженную информацию, которая сказывается на восприятии подростками окружающего их мира. Как отмечает А.А. Погоченков, вся мощь коммерческих информационных СМИ брошена на то, чтобы погубить доброго, отзывчивого работающего человека и низвести его к уровню потребителя. К сожалению, даже в таких известных изданиях как «Литературная газета», «Независимая газета» эти проблемы затрагиваются от случая к случаю.
Фактором развития современного подростка является Интернет, как средство массовой информации.
Все больше и больше Интернет
проникает в нашу повседневную жизнь.
Рост числа находящихся в
Подросткам предоставляется доступ к сети дома, в различных компьютерных клубах. Постепенно к Интернету подключаются общеобразовательные школы, учащиеся могут работать с компьютером не только на уроках, под наблюдением учителя, но и самостоятельно, после занятий.
Интернет позволяет подросткам добывать именно ту информацию, которую они хотят получить, а не то, что им навязывается в СМИ. Правильное восприятие этой информации будет зависеть от того, насколько подростки обучены аналитической работе с ней, обладают ли критическим мышлением. Интернет привлекает подростков возможностями, оперативностью, получения интересующих их сведений (о любимых музыкальных группах, о домашних животных и т.д.). Помочь сформировать общеучебные и общекультурные интеллектуальные навыки работы с информацией должен преподаватель. Речь идет о приобретении учащимися знаний о коммуникациях и СМИ, их использовании для получения различных знаний и творческого самовыражения, об оценке достоверности информации, развитии критического мышления, соотнесении информации и знаний, о правильной организации информационного процесса, оценки и обеспечении информационной безопасности.
Работа в компьютерной сети может представлять новые возможности для углубления и обогащения программы практически в любом предмете в классе. Телекоммуникация способна создавать учебную среду, которая может вовлечь школьников в продуктивную, учебную деятельность. Пока, однако, в число школ, имеющих хотя бы опосредованный доступ к «мировой паутине» мало.
Обычный установленный в школе компьютер, подключенный к Интернету, даст ребятам возможность:
1) Включаться в глобальный
диалог с подростками и
2) Получить прекрасную языковую практику в общении онлайновых электронных конференциях со сверстниками, для которых изучаемый язык – родной;
3) Общаться со сверстниками в любых точках земного шара;
4) Стать участниками или инициаторами проектов, основанных на сотрудничестве многих десятков и тысяч сверстников по всему миру;
5) Получить дополнительные
разъяснения от онлайновых
6) Повысить свою информационную грамотность; понимание того, как наиболее полно использовать возможности мира компьютерных сетей, с которыми им предстоит столкнуться после школы.
Таким образом, нельзя не отметить большой образовательный потенциал Сети Интернет можно использовать как для самообразования, так и в школьном и идополнительном обучении. Итак, что может дать компьютер для образования подростков? Вне сомнения, перспективы Интернета огромны. Якушина Я.В. выделяет некоторые из них:
- интеграция информации, полученной из сети Интернет, в контекст общего базового образования, в систему формируемых в предметных областях знаний и умений;
- создание школьных сайтов, которые могут связать учеников, родителей и учителей между собой для обмена информацией;
- организация дистанционного обучения, которое может решать задачи очного образования дополнять, интенсивно влиять, а также частично заменять его. Учащиеся могут учиться как в одной, так и сразу в нескольких дистанционных школах, получить дипломы или сертификаты по их окончании. Обучение подростков могут координировать как учителя, так и родители;
- создание образовательных проектов, подключение и использование Сети в разных городах и областях России позволит объединить отечественные городские учереждения разных стран между собой, а также станет удобным способом контакта и общения специалистов [38;58].
В то же время родители, педагоги с тревогой отличают, что компьютер все больше вытесняет из жизни подростков книги, общение со сверстниками. Компьютер дает больше возможностей, чем книга, перейти в мир нереального, фантастического.
Подобный «уход» подростков, однако, является скорее не следствием использования компьютеров, а неверных отношений родителей, взрослых, преподавателей с подростками. При правильном стиле общения с подростком компьютер становится союзником при социализации детей, их вхождения в мир взрослых. Иногда информация проникает в сеть стихийно, и проверить ее достоверность не представляется возможным. На многих сайтах нет никаких данных об авторах, организациях, занимающихся разработкой и представлением материала. Это очень существенная проблема, решение которой может частично взять на себя социальный педагог в школе, который предупредит, что сведения, получаемые подростками через сеть не всегда надежны; объяснит различия между достоверной информацией и той, которая предлагается в надежде продать тот или иной продукт. Существует реальная опасность распространения по всему миру лживых утверждений, мошенничества или других негативных явлений. Поскольку Сеть расширяет возможности человека осуществлять свои права или злоупотреблять ими. Очевидно, что люди должны нести значительно большую ответственность за свои действия и за мир, который они создают. Это также необходимо донести до сознания подростков [9;17].
В России число подростков, проводящих время перед монитором компьютера дома или в компьютерном клубе, с каждым днем становится все больше и больше. Во времена Советского Союза достаточно широко была развита инфраструктура так называемого детского и молодежного досуга. Кружки, секции, дома творчества, дома юных техников – их было столько, что в детской среде существовал устойчивый стереотип: не ходить никуда после школы – аномалия. Сегодня такие места не исчезли, но их количество значительно уменьшилось, они стали платными или ребенок о них попросту ничего не знает. И постепенно становится уже исключением подросток, занимающийся какой-либо деятельностью, помимо учебы - ситуация перевернулась. Но современный подросток не может сидеть на месте, ничего не делая, ни чем не занимаясь. И тут появляются компьютерные клубы. Хотя это и платная услуга, но для родительского кармана приемлемо, зато это позволяет обрести ребенку свое увлечение, досуг и т.д. Перечислять бессмысленно, понятно, что появился новый вариант «кружка». Отличие только в том, что клубное времяпровождение по большому счету бессмысленно: кроме затрат, потерянного времени и минутного интереса это ничего не развивает и не открывает нового. Реакцию можно развивать не только в виртуальных гонках, моторику руки отрабатывать не только на монстрах, ориентацию в пространстве – не только в мрачных подземельях или инопланетных лабиринтах. Есть способы другие, но для этого надо что-то организовывать, устраивать, а этим в современной школе никто не хочет заниматься. В связи с этим растет количество компьютерных клубов. Автор статьи «Компьютерные игры: детская забава или педагогическая проблема?» - Новосельцев Виктор Иванович, пишет: «Я не противник игр, сам люблю иногда часик – другой побегать- «пострелять». Но при этом меня всегда очень раздражает, когда я слышу со стороны учителей: «Ах, эти игры!» Извините, а что вы можете предложить взамен, чем ребенка увлечь, чтобы он назавтра пошел не в клуб, а к вам? Ничем? Тогда что воздух сотрясать? Сегодняшняя ситуация с компьютерными играми – это не только социальный, технологический, возрастной феномен. Это еще достаточно серьезный педагогический вопрос. Проблема, свидетельствующая о полном бессилии взрослых, которым остается только разводить руками, потому что сделать они ничего не могут».