Воспитание толерантности у младших школьников в ОУ

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 12 Мая 2013 в 00:29, курсовая работа

Краткое описание

За последние десятилетия Россия пережила кризис идейно-нравственных ценностей: обесценивание значимости духовности привело к развитию негативных явлений практически во всех сферах социальных отношений. Сегодня все большее распространение в детской среде получают недоброжелательность, озлобленность, агрессивность. Причин этому много. Взаимная нетерпимость и культурный эгоизм через средства массовой информации, социальное окружение детей, семью все чаще проникают и в школу. При этом следует учитывать, что российское общество сложно по своему социально-классовому и национальному составу.

Содержание

Введение
Глава 1. Теоретические основы толерантности у младших школьников в ОУ
1.1 Психолого-педагогическая характеристика ребенка младшего школьного возраста
1.2 Анализ понятия «толерантность» в научной литературе
1.3 Направления воспитания толерантности у младших школьников в школе
Глава 2. Опытно-поисковая работа по воспитанию толерантности у младших школьников на примере МБОУ - СОШ № 168 г. Екатеринбурга
2.1 Анализ деятельности МБОУ - СОШ № 168 по воспитанию толерантности у младших школьников в 168 школе
2.2 Диагностика уровня толерантности у младших школьников
2.3 Комплекс мероприятий по воспитанию толерантности у младших школьников
Заключение
Список использованной литературы
Приложения

Вложенные файлы: 1 файл

Воспитание толерантности у младших школьников в ОУ.docx

— 129.17 Кб (Скачать файл)

Приложение 4.

Методические рекомендации.

Изучение толерантности учащихся младших классов с помощью  Анкеты можно проводить и с  одним испытуемым, и с группой. Экспертам раздаются тексты опросника, бланки для ответов, и зачитывается инструкция.

При использовании вопросников  иногда может возникнуть нежелательный  эффект искажения, порождаемый желанием выглядеть лучше в глазах экспериментатора или какой-либо другой бессознательной  установкой. Однако, чтобы результаты обследования были качественными, необходимо создать для обследуемого во время  эксперимента доброжелательную непринужденную обстановку и поддерживать хорошие  взаимоотношения в течение всего  обследования. Самое важное - экспериментатор  должен вызвать у обследуемого желание сотрудничать с ним и отвечать на каждый вопрос искренне.

Обработка результатов.

При обработке результатов Анкеты можно получить сведения как о  развитости того или иного компонента толерантности ребенка, так и  общий показатель толерантности.

Сначала подсчитывают количество совпадений отдельно по компонентам. За каждый ответ  «А» начисляется 1 балл, ответ «Б» - 0 баллов. Результаты, полученные из опроса родителей и педагогов, суммируются, и выводится средний арифметический показатель одного из компонентов толерантности.

Чтобы получить показатель толерантности, нужно суммировать показатели компонентов  толерантности, и сумму разделить  на пять:

Толерантность = КК + Эм + Ас + ЦО + ЭУ

5

Ключ.

 

Коммуникативная компетентность

 

Ценностные ориентации

10А

 

Эмоциональная устойчивость

11А

12А

13А

14А

15А

 

Эмпатия

16А

17А

18А

19А

20А

 

Ассертивность

21А

22А

23А

24А

25А

 
             

Бланк ответов Анкеты экспертной оценки сформированности толерантности младшего школьника.

 

Бланк ответов 

Анкета экспертной оценки сформированности толерантности младшего школьника.

 

ФИ учащегося Возраст  Класс 

 

кк

2 А

2 Б

3 А

3 Б

4 А

4 Б

5 А

5 Б

 

цо

6 А

10А

10Б

 

эу

11 А

11Б

12А

12Б

13А

13Б

14А

14Б

15А

15Б

 

эм

16А

16Б

17А

17Б

18А

18Б

19А

19Б

20А

20Б

 

ас

21А

21Б

22А

22Б

23А

23Б

24А

24Б

25А

25Б

 
                       

Глоссарий

Толерантность. Все словари XX века однозначно указывают прямое толкование/перевод  толерантность -- терпимость (Толковый словарь Ушакова, Большой энциклопедический словарь). Однако в современном языке термин «толерантность» применяется самостоятельно, и специалисты утверждают, что прямого перевода этот термин не имеет.

Толерантность - это обязанность  способствовать утверждению прав человека, плюрализма (в том числе культурного  плюрализма), демократии и правопорядка. Толерантность - это понятие, означающее отказ от догматизма, от абсолютизации  истины и утверждающее нормы, установленные  в международных актах в области  прав человека.

ДЕКЛАРАЦИЯ ПРИНЦИПОВ ТОЛЕРАНТНОСТИ 

Утверждена резолюцией 5.61 генеральной конференции юнеско от 16 ноября 1995 года.

Ценностные ориентации - элементы внутренней (диспозиционной) структуры  личности, сформированные и закрепленные жизненным опытом индивида в ходе процессов социализации и социальной адаптации, отграничивающие значимое (существенное для данного человека) от незначимого (несущественного) через (не) принятие личностью определенных ценностей, осознаваемых в качестве рамки (горизонта) предельных смыслов  и основополагающих целей жизни, а также определяющие приемлемые средства их реализации. … Ц.О. обеспечивают целостность и устойчивость личности, определяют структуры сознания и программы и стратегии деятельности, контролируют и организуют мотивационную сферу, инструментальные ориентации на конкретные объекты и (или) виды деятельности и общения как средство достижения целей. Таким образом, Ц.О. - это прежде всего предпочтения или отвержения определенных смыслов как жизнеорганизующих начал и (не) готовность вести себя в соответствии в ними. … Ц.О. проявляются и раскрываются через оценки, которые человек дает себе, другим, обстоятельствам и т.д., через его умение структурировать жизненные ситуации, принимать решения в проблемных и выходить из конфликтных ситуаций, через избираемые линии поведения в экзистенциально и морально окрашенных ситуациях, через умение задавать и изменять доминанты собственной жизнедеятельности…

Социология: Энциклопедия / Сост. А.А. Грицанов, В.Л. Абушенко,

Г.М. Евелькин, Г.Н. Соколова, О.В. Терещенко., 2003 г.

Эмоциональная устойчивость -- характеризует продолжительность и степень стабильности эмоциональных реакций (эмоциональных состояний).

Словарь по книге "Психология человека от рождения до смерти"/ Под общей  редакцией А.А. Реана, 2002 г.

Ассертивность - термин происходит от английского «assert» -- настаивать на своем, отстаивать свои права. Обычно под ассертивностью понимается естественность и независимость от внешних влияний и оценок, способность самостоятельно регулировать собственное поведение и отвечать за него. Это понятие близко принципу гештальт-терапии: «Я существую не для того, чтобы соответствовать твоим ожиданиям; ты существуешь не для того, чтобы соответствовать моим ожиданиям...»

По определению Ренни Фричи (Fritchie, 1990) ассертивный человек -- тот, кто отвечает за собственное поведение, демонстрирует самоуважение и уважение к другим, позитивен, слушает, понимает и пытается достичь рабочего компромисса.

«Принятие на себя ответственности  за собственное поведение. По своей  сути ассертивность -- это философия личной ответственности. То есть речь идет о том, что мы ответственны за свое собственное поведение и не имеем права винить других людей за нашу реакцию на их поведение.

Демонстрация самоуважения и уважения к другим людям. Основной составляющей ассертивности является наличие самоуважения и уважения к другим людям. Если вы не уважаете себя, то кто тогда будет уважать вас?

Эффективное общение. В данном случае главными являются три следующих  качества -- честность, открытость и прямота в разговоре, но не за счёт эмоционального состояния другого человека. Речь идет об умении сказать то, что вы думаете или чувствуете относительно какого-либо вопроса, не расстраивая при этом своего партнера по общению.

Демонстрация уверенности и  позитивной установки. Ассертивное поведение предполагает развитие уверенности и позитивной установки.

Умение внимательно слушать  и понимать. Ассертивность требует умения внимательно слушать и стремления понять точку зрения другого человека.

Ассертивность помогает нам в процессе поиска и нахождения простых выходов из сложных ситуаций. Именно поэтому умение действовать ассертивно в сложных ситуациях является весьма полезным навыком".

С. Стаут, Управленческий тренинг, СПб, «Питер», 2002 г., с. 218-219.

Эмпатия - (от греч. empatheia - сопереживание) . Внерациональное познание человеком внутреннего мира др. людей (вчувствование) . Эмоциональная отзывчивость человека на переживания другого, разновидность социальных (нравственных) эмоций. Э. как эмоциональный отклик осуществляется в элементарных (рефлекторных) и в высших личностных формах (сочувствия, сопереживания, сорадования). В основе Э. как социального познания и высших форм Э. как эмоционального отклика лежит механизм децентрации. Человеку свойственно испытывать широкий набор эмпатических реакций и переживаний. Сопереживая, человек испытывает эмоции, идентичные наблюдаемым. Однако сопереживание может возникнуть не только по отношению к наблюдаемым, но и воображаемым эмоциям др., а также и по отношению к переживаниям персонажей художественных произведений, кино, театра, литературы (эстетическое сопереживание). При сочувствии человек переживает нечто иное, чем тот, кто вызвал у него эмоциональный отклик. Сочувствие побуждает человека к помощи другому. Чем более устойчивы альтруистические мотивы человека, тем шире круг людей, которым он, сочувствуя, помогает.

Большой психологический словарь. Сост. Мещеряков Б., Зинченко В. Олма-пресс. 2004.

Компетентность коммуникативная - [лат. competens -- надлежащий, способный] -- способность устанавливать и поддерживать необходимые эффективные контакты с другими людьми. В состав компетентности включают некоторую совокупность знаний, умений, обеспечивающих эффективное протекание коммуникативного процесса. К. к. рассматривается как система внутренних ресурсов, необходимых для построения эффективного коммуникативного действия в определенном круге ситуаций межличностного воздействия. Коммуникативный акт включает в себя анализ и оценку ситуации, формирование цели и операционального состава действия, реализацию плана или его коррекцию, оценку эффективности.

Социальная психология.Словарь / Под. ред. М.Ю. Кондратьева //Психологический лексикон. Энциклопедический словарь в шести томах / Ред.-сост. Л.А. Карпенко. Под общ. ред. А.В. Петровского. -- М.: ПЕР СЭ, 2006

Социализация (от лат. общественный) - процесс становления личности в ходе которого и с помощью которого люди обучаются приспосабливаться к социальным нормам, т.е. процесс, делающий возможным продолжение общества и передачу его культуры из поколения в поколение. Социализация рассматривается и как процесс, и как результат. Мудрик А.В., 11, с 8

Толерантность - это способность  человека (или группы) сосуществовать с другими людьми (сообществами), которым присуще иные менталитет, иной образ жизни. Безюлева Г.В., 2, с. 3

Социальный педагог - специалист, оказывающий  помощь ребенку в процессе социализации. Социально-педагогический словарь, 8, с.86

Социально-педагогическая деятельность - профессиональная деятельность, целью  которой является оказание помощи ребенку  в социализации. Социально-педагогический словарь, 16, с.86

Интолерантность основывается на убеждении, что моя система взглядов, мой образ жизни, группа, к которой принадлежу, стоят выше остальных. Это неприятие другого только за то, что он выглядит, думает, поступает иначе, что он иначе существует. Безюлева Г.В., 2, с. 77

Воспитание - относительно осмысленное  и целенаправленное взращивание  человека в соответствии со спецификой характера групп и организаций, в которых оно осуществляется. Социально-педагогический словарь, 16, с.15

Младший школьный возраст (7 - 11 лет) - период интенсивного развития и качественного  преобразования познавательных процессов: они начинают приобретать опосредствованный  характер и становятся осознанными  и произвольными.

Коммуникативная толерантность - это  характеристика отношения личности к людям, показывающая степень отношения  личности к людям, показывающая степень  переносимости ею неприятных или  неприемлемых, по ее мнению психических  состояний, качеств и поступков  и партнеров по взаимодействию.

«Гендер» - социально-биологическая характеристика, с помощью которой люди дают определения «мужчина» и «женщина». Социально-педагогический словарь,


Информация о работе Воспитание толерантности у младших школьников в ОУ