Автор работы: Пользователь скрыл имя, 12 Мая 2013 в 00:29, курсовая работа
За последние десятилетия Россия пережила кризис идейно-нравственных ценностей: обесценивание значимости духовности привело к развитию негативных явлений практически во всех сферах социальных отношений. Сегодня все большее распространение в детской среде получают недоброжелательность, озлобленность, агрессивность. Причин этому много. Взаимная нетерпимость и культурный эгоизм через средства массовой информации, социальное окружение детей, семью все чаще проникают и в школу. При этом следует учитывать, что российское общество сложно по своему социально-классовому и национальному составу.
Введение
Глава 1. Теоретические основы толерантности у младших школьников в ОУ
1.1 Психолого-педагогическая характеристика ребенка младшего школьного возраста
1.2 Анализ понятия «толерантность» в научной литературе
1.3 Направления воспитания толерантности у младших школьников в школе
Глава 2. Опытно-поисковая работа по воспитанию толерантности у младших школьников на примере МБОУ - СОШ № 168 г. Екатеринбурга
2.1 Анализ деятельности МБОУ - СОШ № 168 по воспитанию толерантности у младших школьников в 168 школе
2.2 Диагностика уровня толерантности у младших школьников
2.3 Комплекс мероприятий по воспитанию толерантности у младших школьников
Заключение
Список использованной литературы
Приложения
Приложение 4.
Методические рекомендации.
Изучение толерантности
При использовании вопросников
иногда может возникнуть нежелательный
эффект искажения, порождаемый желанием
выглядеть лучше в глазах экспериментатора
или какой-либо другой бессознательной
установкой. Однако, чтобы результаты
обследования были качественными, необходимо
создать для обследуемого во время
эксперимента доброжелательную непринужденную
обстановку и поддерживать хорошие
взаимоотношения в течение
Обработка результатов.
При обработке результатов Анкеты можно получить сведения как о развитости того или иного компонента толерантности ребенка, так и общий показатель толерантности.
Сначала подсчитывают количество совпадений
отдельно по компонентам. За каждый ответ
«А» начисляется 1 балл, ответ «Б»
- 0 баллов. Результаты, полученные из опроса
родителей и педагогов, суммируются,
и выводится средний
Чтобы получить показатель толерантности, нужно суммировать показатели компонентов толерантности, и сумму разделить на пять:
Толерантность = КК + Эм + Ас + ЦО + ЭУ
5
Ключ.
Коммуникативная компетентность |
1А |
2А |
3А |
4А |
5А |
|
Ценностные ориентации |
6А |
7А |
8А |
9А |
10А |
|
Эмоциональная устойчивость |
11А |
12А |
13А |
14А |
15А |
|
Эмпатия |
16А |
17А |
18А |
19А |
20А |
|
Ассертивность |
21А |
22А |
23А |
24А |
25А |
|
Бланк ответов Анкеты экспертной оценки сформированности толерантности младшего школьника.
Бланк ответов Анкета экспертной оценки сформированности толерантности младшего школьника. |
|||||||||||
ФИ учащегося Возраст Класс |
|||||||||||
кк |
1А |
1Б |
2 А |
2 Б |
3 А |
3 Б |
4 А |
4 Б |
5 А |
5 Б |
|
цо |
6 А |
6Б |
7А |
7Б |
8А |
8Б |
9А |
9Б |
10А |
10Б |
|
эу |
11 А |
11Б |
12А |
12Б |
13А |
13Б |
14А |
14Б |
15А |
15Б |
|
эм |
16А |
16Б |
17А |
17Б |
18А |
18Б |
19А |
19Б |
20А |
20Б |
|
ас |
21А |
21Б |
22А |
22Б |
23А |
23Б |
24А |
24Б |
25А |
25Б |
|
Глоссарий
Толерантность. Все словари XX века однозначно указывают прямое толкование/перевод толерантность -- терпимость (Толковый словарь Ушакова, Большой энциклопедический словарь). Однако в современном языке термин «толерантность» применяется самостоятельно, и специалисты утверждают, что прямого перевода этот термин не имеет.
Толерантность - это обязанность
способствовать утверждению прав человека,
плюрализма (в том числе культурного
плюрализма), демократии и правопорядка.
Толерантность - это понятие, означающее
отказ от догматизма, от абсолютизации
истины и утверждающее нормы, установленные
в международных актах в
ДЕКЛАРАЦИЯ ПРИНЦИПОВ
Утверждена резолюцией 5.61 генеральной конференции юнеско от 16 ноября 1995 года.
Ценностные ориентации - элементы внутренней (диспозиционной) структуры личности, сформированные и закрепленные жизненным опытом индивида в ходе процессов социализации и социальной адаптации, отграничивающие значимое (существенное для данного человека) от незначимого (несущественного) через (не) принятие личностью определенных ценностей, осознаваемых в качестве рамки (горизонта) предельных смыслов и основополагающих целей жизни, а также определяющие приемлемые средства их реализации. … Ц.О. обеспечивают целостность и устойчивость личности, определяют структуры сознания и программы и стратегии деятельности, контролируют и организуют мотивационную сферу, инструментальные ориентации на конкретные объекты и (или) виды деятельности и общения как средство достижения целей. Таким образом, Ц.О. - это прежде всего предпочтения или отвержения определенных смыслов как жизнеорганизующих начал и (не) готовность вести себя в соответствии в ними. … Ц.О. проявляются и раскрываются через оценки, которые человек дает себе, другим, обстоятельствам и т.д., через его умение структурировать жизненные ситуации, принимать решения в проблемных и выходить из конфликтных ситуаций, через избираемые линии поведения в экзистенциально и морально окрашенных ситуациях, через умение задавать и изменять доминанты собственной жизнедеятельности…
Социология: Энциклопедия / Сост. А.А. Грицанов, В.Л. Абушенко,
Г.М. Евелькин, Г.Н. Соколова, О.В. Терещенко., 2003 г.
Эмоциональная устойчивость -- характеризует продолжительность и степень стабильности эмоциональных реакций (эмоциональных состояний).
Словарь по книге "Психология человека от рождения до смерти"/ Под общей редакцией А.А. Реана, 2002 г.
Ассертивность - термин происходит от английского «assert» -- настаивать на своем, отстаивать свои права. Обычно под ассертивностью понимается естественность и независимость от внешних влияний и оценок, способность самостоятельно регулировать собственное поведение и отвечать за него. Это понятие близко принципу гештальт-терапии: «Я существую не для того, чтобы соответствовать твоим ожиданиям; ты существуешь не для того, чтобы соответствовать моим ожиданиям...»
По определению Ренни Фричи (Fritchie, 1990) ассертивный человек -- тот, кто отвечает за собственное поведение, демонстрирует самоуважение и уважение к другим, позитивен, слушает, понимает и пытается достичь рабочего компромисса.
«Принятие на себя ответственности за собственное поведение. По своей сути ассертивность -- это философия личной ответственности. То есть речь идет о том, что мы ответственны за свое собственное поведение и не имеем права винить других людей за нашу реакцию на их поведение.
Демонстрация самоуважения и уважения к другим людям. Основной составляющей ассертивности является наличие самоуважения и уважения к другим людям. Если вы не уважаете себя, то кто тогда будет уважать вас?
Эффективное общение. В данном случае главными являются три следующих качества -- честность, открытость и прямота в разговоре, но не за счёт эмоционального состояния другого человека. Речь идет об умении сказать то, что вы думаете или чувствуете относительно какого-либо вопроса, не расстраивая при этом своего партнера по общению.
Демонстрация уверенности и позитивной установки. Ассертивное поведение предполагает развитие уверенности и позитивной установки.
Умение внимательно слушать и понимать. Ассертивность требует умения внимательно слушать и стремления понять точку зрения другого человека.
Ассертивность помогает нам в процессе поиска и нахождения простых выходов из сложных ситуаций. Именно поэтому умение действовать ассертивно в сложных ситуациях является весьма полезным навыком".
С. Стаут, Управленческий тренинг, СПб, «Питер», 2002 г., с. 218-219.
Эмпатия - (от греч. empatheia - сопереживание) . Внерациональное познание человеком внутреннего мира др. людей (вчувствование) . Эмоциональная отзывчивость человека на переживания другого, разновидность социальных (нравственных) эмоций. Э. как эмоциональный отклик осуществляется в элементарных (рефлекторных) и в высших личностных формах (сочувствия, сопереживания, сорадования). В основе Э. как социального познания и высших форм Э. как эмоционального отклика лежит механизм децентрации. Человеку свойственно испытывать широкий набор эмпатических реакций и переживаний. Сопереживая, человек испытывает эмоции, идентичные наблюдаемым. Однако сопереживание может возникнуть не только по отношению к наблюдаемым, но и воображаемым эмоциям др., а также и по отношению к переживаниям персонажей художественных произведений, кино, театра, литературы (эстетическое сопереживание). При сочувствии человек переживает нечто иное, чем тот, кто вызвал у него эмоциональный отклик. Сочувствие побуждает человека к помощи другому. Чем более устойчивы альтруистические мотивы человека, тем шире круг людей, которым он, сочувствуя, помогает.
Большой психологический словарь. Сост. Мещеряков Б., Зинченко В. Олма-пресс. 2004.
Компетентность коммуникативная - [лат. competens -- надлежащий, способный] -- способность устанавливать и поддерживать необходимые эффективные контакты с другими людьми. В состав компетентности включают некоторую совокупность знаний, умений, обеспечивающих эффективное протекание коммуникативного процесса. К. к. рассматривается как система внутренних ресурсов, необходимых для построения эффективного коммуникативного действия в определенном круге ситуаций межличностного воздействия. Коммуникативный акт включает в себя анализ и оценку ситуации, формирование цели и операционального состава действия, реализацию плана или его коррекцию, оценку эффективности.
Социальная психология.Словарь / Под. ред. М.Ю. Кондратьева //Психологический лексикон. Энциклопедический словарь в шести томах / Ред.-сост. Л.А. Карпенко. Под общ. ред. А.В. Петровского. -- М.: ПЕР СЭ, 2006
Социализация (от лат. общественный) - процесс становления личности в ходе которого и с помощью которого люди обучаются приспосабливаться к социальным нормам, т.е. процесс, делающий возможным продолжение общества и передачу его культуры из поколения в поколение. Социализация рассматривается и как процесс, и как результат. Мудрик А.В., 11, с 8
Толерантность - это способность человека (или группы) сосуществовать с другими людьми (сообществами), которым присуще иные менталитет, иной образ жизни. Безюлева Г.В., 2, с. 3
Социальный педагог - специалист, оказывающий помощь ребенку в процессе социализации. Социально-педагогический словарь, 8, с.86
Социально-педагогическая деятельность - профессиональная деятельность, целью которой является оказание помощи ребенку в социализации. Социально-педагогический словарь, 16, с.86
Интолерантность основывается на убеждении, что моя система взглядов, мой образ жизни, группа, к которой принадлежу, стоят выше остальных. Это неприятие другого только за то, что он выглядит, думает, поступает иначе, что он иначе существует. Безюлева Г.В., 2, с. 77
Воспитание - относительно осмысленное и целенаправленное взращивание человека в соответствии со спецификой характера групп и организаций, в которых оно осуществляется. Социально-педагогический словарь, 16, с.15
Младший школьный возраст (7 - 11 лет) - период интенсивного развития и качественного преобразования познавательных процессов: они начинают приобретать опосредствованный характер и становятся осознанными и произвольными.
Коммуникативная толерантность - это характеристика отношения личности к людям, показывающая степень отношения личности к людям, показывающая степень переносимости ею неприятных или неприемлемых, по ее мнению психических состояний, качеств и поступков и партнеров по взаимодействию.
«Гендер» - социально-биологическая характеристика, с помощью которой люди дают определения «мужчина» и «женщина». Социально-педагогический словарь,
Информация о работе Воспитание толерантности у младших школьников в ОУ