Предметная игра
постепенно перерастает в сюжетно-отобразителъную,
когда ребенок воспроизводит в действиях
свои собственные наблюдения повседневной
жизни. Дети раннего возраста сначала
действуют с предметами, а потом осознают
смысл предмета в игре и дают предметам
игровые названия. В наших наблюдениях
Андрей, 15 месяцев, многократно в течение
дня пытается организовать общение с взрослым
по определенному «сценарию»: он приносит
пеленку, подходит к матери, дергает ее
руку вниз и настойчиво, делая в воздухе
похлопывающие движения ладошкой, повторяет:
«Бай-бай!» Укладывает мать на диван, снимает
с нее очки, кладет их аккуратно на тумбочку,
тычет пальцем в глаза — «закрывай», укрывает
ее, в основном голову, простынкой, садится
рядом сам, покачивается, похлопывает
рукой и напевает: «Бай-бай». Заглядывает
под простынку, проверяет, закрыты ли глаза.
В конце второго — начале третьего года
жизни в поведении ребенка можно наблюдать
феномен «роль в действии». Ребенок, воспроизводя
действия конкретного взрослого из своего
окружения, не осознает этого, но охотно
соглашается, когда ему это сообщают («Ты
ведешь машину как папа. Миша — папа»).
Позже он сам замечает сходство своих
действий с действиями взрослого и называет
себя его именем. Роль как один из конституирующих
моментов сюжетно-ролевой игры рождается
в раннем детстве из фактически производимых
ребенком в игре действий имитационного
характера. Полуторагодовалый мальчик
берет сломанную электробритву, втыкает
вилку в дырочки детского кресла, долго
водит бритвой по щекам, приговаривая:
«Я - папа». Перечисленные этапы развития
предметной игры составляют одновременно
предпосылки сюжетно-ролевой игры: переименование
предметов, отождествление ребенком своих
действий с действиями взрослого, называние
себя именем другого человека. Со стороны
взрослых ребенку необходима помощь, живой
интерес, практические советы. Взрослый
своими предложениями постепенно усложняет
и вносит разнообразие в игру; обеспечивает
материальную сторону игры: подбирает
игрушки и материалы (посуду, мебель, лоскуты,
одежду, инструменты и т.д.). Другой новый
вид деятельности, складывающийся на основе
предметной, — рисование, изобразительная
деятельность. Рождаясь как «действие
черкания» карандашом, рисование в раннем
детстве проходит несколько стадий: каракули;
узнавание предмета в случайном сочетании
линий; наконец, изображение по замыслу,
по словесно сформулированному намерению
(собственно изобразительная деятельность).
«Мила (1; 8) занимается с карандашом и бумагой
и вдруг обращается ко мне: «Мама, что?»
Я не понимаю. Вопрос не относится к тому,
что она нарисовала. Мила смотрит пристально
на меня и затем вокруг. Такое впечатление,
что она не знает, что делать дальше. Проверяю
эту догадку: «Нарисуй котика». Мое предложение
сразу вызывает активное чёрканье. Через
несколько секунд снова: «Мама, что?» «Нарисуй
собачку», — говорю я». Рисование — это
знаковая, символическая деятельность,
поскольку любое, самое несовершенное
изображение представляет собой знак
предмета. Требуется руководство и помощь
со стороны взрослых, чтобы стимулировать
переход от черкания как орудийного действия
карандашом к изображению. Для дальнейшего
развития изобразительной деятельности
необходимо обогащать восприятия и представления
ребенка и формировать графические образы.