Автор работы: Пользователь скрыл имя, 20 Ноября 2013 в 18:52, контрольная работа
Врожденные рефлексы – дар природы, необходимые малышу для выживания вне организма мамы, которые помогают новорожденному в приспособлении к жизни в окружающем его мире. Еще в родильном доме, сразу после рождения малыша, врач-неонатолог проверяет врожденные рефлексы и дает оценку развитию нервной системы. Если физиологические рефлексы хорошо развиты и мышечный тонус в норме, значит у ребенка все в порядке.
Здоровый ребенок при рождении должен иметь полный набор физиологических рефлексов, которые исчезают к 3-4 месяцам.
Самым существенным новообразованием раннего возраста является появление у ребенка собственного «Я». «Я» по определению Д.А. Леонтьева – «это форма переживания человеком своей личности, в которой личность открывается сама по себе» [1993, с.40]. С понятием «Я» в психологии связаны такие термины, как Я-концепция, самосознание, самооценка, самоактуализация. Согласно исследованиям Амстердама, к 1,5 годам месяцам дети самостоятельно устанавливают связь между своим отражением в зеркале и собой (если незаметно поставить на носу ребенка метку губной помадой, он укажет на свой нос, а не отражение в зеркале). К 2 годам ребенок осознает не только свою внешность в зеркале, но и сознание своих действий (прихорашивание перед зеркалом). К концу второго года в речи детей появляется все больше упоминаний о себе. Они знают свое имя и произносят его, часто описывая свои потребности в третьем лице. Около 2 лет у ребенка появляется распространение понятия «Я» на то, что ему принадлежит (понятие «собственничество»). По мнению Г. Крайг, в этом возрасте детям необходимо упрочить понятие собственности, чтобы придать завершенность своему определению «Я». Ранний возраст – период, когда ребенок усваивает социальные нормы, начинает контролировать свои побуждения, стремясь к все большей автономии от взрослых.
С развитием личности ребенка,
его стремлением к
Период раннего детства с точки зрения возрастных кризисов рассматривается и в западных теориях возрастного развития. З. Фрейд, автор психоаналитической теории развития, считал источником психического развития влечения и инстинкты. По З. Фрейду на период раннего детства приходится анальная стадия психосексуального развития. Суть кризиса состоит в том, что инстинктивные влечения (в данном случае получение чувственного наслаждения от процессов выделения) вступают в противоречие с требованиями реальности (запреты и требования родителей). В результате конфликта у ребенка возникают негативные эмоции. Впервые З. Фрейд высказал идею о том, что эмоции могут влиять и на физическое состояние человека, вызывая такие заболевания, как гипертензии и язвы, и на его психику, что находит выражение в навязчивых ритуалах и психосоматических нарушениях.
По мнению Э. Эриксона, на этой стадии возрастного развития ребенок оказывается перед выбором - быть автономным и самостоятельным, имея волю, либо испытывать стыд и сомнение за свою неспособность справляться со своими противоречивыми стремлениями, встречая порицание культуры, социума в котором он оказался. Закрепление того или другого накладывает отпечаток на всю последующую жизнь человека и живо проявляется в ситуациях, где он должен проявить самостоятельность и встать перед сложными дилеммами выбора.
Развитие самосознания в раннем возрасте связано с появлением эмоций самосознания: смущение, сочувствие, зависть, гордость, стыд и вина. М. Льюис в качестве предшественника стыда рассматривает смущение, возникающее в процессе развития относящегося к себе поведения. Согласно его теории эмоционального развития, чувства гордости, стыда и вины начинают проявляться примерно в 3 года, и этому предшествует формирование способности оценивать соответствие чьего-либо поведения стандарту (табл. 1).
Таблица 1
Развитие эмоций самосознания детей раннего возраста по М. Льюису
Возраст |
|||||||
Сознание, как при относящемся к себе поведении |
|||||||
1,5 года |
|||||||
Смущение, зависть, сочувствие |
|||||||
Усвоение и использование |
|||||||
с 2,5 до 3 лет |
|||||||
Гордость, стыд, вина |
|||||||
Согласно теории А. Сроуфа, окончательное формирование чувств вины и гордости происходит в дошкольном периоде, а прототипами этих эмоций считаются стыд или превозношение себя (при позитивной самооценке). По А. Сроуфу, для возникновения стыда и позитивной самооценки необходимо лишь ощущение себя как плохого или хорошего, проявляющееся в виде реакции на порицание или похвалу воспитателя. Большинство исследователей приходят к согласию в том, что дети старше 2 лет способны давать оценку адекватности своего поведения требуемому стандарту. При несоответствии этому стандарту они, вероятно, испытывают стыд, а при соответствии - гордость.
В формировании эмоций самосознания определяющую роль играют реакции родителей – одобрение или неодобрение поведения ребенка. Р.Х. Шакуров указывает, что сначала переживания гордости неустойчивы и возникают лишь при прямой оценке ребенка взрослым. По мере повторения положительных оценок, направленных на одни и те же качества, гордость становится устойчивой и постоянной. Складывается потребность всегда получать и сохранять положительную оценку взрослого, удовлетворяющую самолюбие ребенка, что говорит о возникновении первых зачатков чувства собственного достоинства. С его появлением усложняются реакции ребенка на внешнюю оценку. Когда новая оценка противоречит старой, возникает сопротивление ребенка. Поэтому в течение длительного времени он продолжает гордиться тем качеством, которое положительно оценивалось в прошлом, несмотря на отрицательную оценку его в настоящем. Под влиянием новой оценки, если она сохраняется достаточно долго, соответствующим образом перестраивается детская гордость. А чувство, вызванное эпизодической, кратковременно действовавшей оценкой, неустойчиво.
Как отмечают
многие авторы, полное
усвоение правил, установленных
родителями, и социальных
ценностей, а также
развитие индивидуальных
моральных принципов
происходит в процессе
социализации на протяжении
не первых трех, а
первых двадцати лет
жизни. Однако начальные
стадии социализации
наблюдаются при
первых попытках саморегуляции ребенка
Автор одной из первых периодизаций развития эмпатии, Мартин Хофман, впервые связал развитие эмпатии с эмоциями самосознания (табл. 2).
Таблица 2
Этапы развития эмпатии в детском возрасте по М. Хофману
№ |
Этапы |
Возраст появления |
Характеристики |
1 |
Глобальная эмпатия |
На первом году |
Другие не воспринимаются как отличные от себя, следовательно, страдание другого смешивается с собственными неприятными переживаниями. Ребенок, таким образом, реагирует на произошедшее с другим ребенком так же, как бы он реагировал на произошедшее с ним |
2 |
«Эгоцентр ическая» эмпатия |
На втором году |
Ребенок уже осознает, что страдает не он, а другой, но внутреннее состояние другого предполагается точно таким же, как свое |
3 |
Эмпатия на чувства другого |
Между вторым и третьим годом |
Ребенок начинает осознавать, что другие испытывают и другие чувства, и реагирует на них неэгоцентрическим образом |
4 |
Эмпатия на жизненную ситуацию другого |
Позднее детство |
Ребенок начинает воспринимать чувства других не только как ситуативные реакции, но и как выражение более общего отношения. Эмпатически вызванная реакция сочетается с представлением общей ситуации другого, и ребенок по-разному реагирует в случае временного и длительного страдания |
Накопление собственного опыта помогает ребенку понять, когда другому больно или когда другой голоден. В возрасте 2-3 лет дети оказывают самостоятельно посильную помощь пострадавшему, утешают плачущего, привлекают к участию в удовольствии, нередко делятся сладостями, игрушками. Возрастает избирательное отношение к товарищам, выражаясь в явных предпочтениях.
Развитие эмпатии связано с процессом развития распознавания и понимания эмоций детьми. Первые навыки распознавания эмоций дети демонстрируют еще в младенчестве, в частности они реагируют на эмоциональную экспрессию матерей. В раннем детстве происходит дальнейшее развитие умения различать эмоции. В ряде исследований было выявлено, что дети успешно различают мимические выражения эмоций счастья, гнева, печали и страха. Ребенок начинает различать эмоциональные состояния по их внешнему проявлению, через мимику, жесты, позу. Более понятными для детей оказываются базовые эмоции (радость, гнев, печаль, страдание и т.д.) и их оттенки. Развитию эмоций и чувств способствуют все виды деятельности ребенка, а также общение со взрослыми и сверстниками.
Дети очень чувствительны к восприятию родительских эмоций. Теория социального научения говорит о подражании ребенком эмоциональным характеристикам родительского поведения. Ребенок имитирует эмоции родителей, подражает экспрессивным средствам выражения чувств, демонстрируемых родителем, усваивает эффективные или неэффективные паттерны родительского поведения в эмоционально трудных ситуациях.
Важное направление развития эмоциональной сферы в раннем возрасте заключается в том, что ребенок учится описывать свои эмоции. Это происходит во многом таким же образом, как и приобретение навыков рассказывать о множестве других предметов, интересующих детей и вызывающих у них любопытство. Слова, обозначающие эмоции, появляются в речи большинства детей в возрасте около 1,5 лет месяцев. Бредертон с коллегами установила, что между 1,5 и 3 годами дети учатся, во-первых, относить к какой-либо категории свои эмоции и эмоции других людей; во-вторых, ссылаться на прошлые и будущие эмоции и, в-третьих, обсуждать причины и последствия эмоций.
Ведущее направление в развитии эмоций дошкольников связано с изменением их динамики и содержания, эмоции и чувства становятся устойчивыми, приобретают большую глубину, формируются высшие чувства - моральные, эстетические, познавательные.
На разных этапах развития человека проявление эмоций носит разнообразный характер. Как указывает К. Изард, индивидуальные различия в проявлениях эмоций связаны и с генетическими факторами, и с особенностями внешней среды, в которой воспитывается ребенок.
По мнению А.В. Запорожец и А.А. Люблинской, для детей раннего возраста характерно запаздывание эмоциональных реакций на ситуацию Сами эмоции характеризуются неустойчивостью, кратковременностью, импульсивностью. Эмоции оказывают сильное влияние на все поведение ребенка: под влиянием переживаний (положительных и отрицательных) он может терять аппетит, плохо спать, часто плакать. Ребенок действует под влиянием сиюминутно возникшей эмоции, чувства выполняют побуждающую роль, являясь мотивом поведения, которое поэтому импульсивно.
Важное направление развития эмоциональной сферы у дошкольника - это появление способности управлять чувствами, т.е. произвольность поведения. Развитие языка и познания, несомненно, связано с появлением у ребенка способности контролировать эмоции и следить за ними. Несмотря на то, что ученые трактуют этот термин по-разному, понятие регуляции эмоций обычно употребляется для обозначения процессов, посредством которых дети контролируют и регулируют свои эмоциональные состояния и выражения этих состояний при адаптации к различным социальным ситуациям и требованиям. В отечественной психологии теория аффективной регуляции была разработана в школе К.С. Лебединской, В.В. Лебединского, О.С. Никольской на модели раннего детского аутизма. Сложноорганизованная, многоуровневая система аффективной регуляции лежит в основе всей психической деятельности ребенка. Аффективная система начинает формироваться на самых ранних этапах развития ребенка.
Базовая аффективная регуляция может быть представлена в виде структуры, состоящей из четырех уровней. 1). Уровень полевой реактивности (аффективной пластичности). Этот уровень участвует в решении базальных задач адаптации организма к внешнему миру. Смысл этого уровня - организация аффективной преднастройки организма к активному контакту с окружающим миром. Данный уровень является наиболее «примитивным» механизмом регуляции, но во многом определяет человеческое поведение в среде, обеспечивая индивиду безопасность и эмоциональный комфорт. В то же время первый уровень вносит важный вклад в процесс творческого решения тех или иных задач. 2). Уровень аффективных стереотипов. В раннем возрасте этот уровень играет важнейшую роль в отработке приспособительных реакций ребенка - пищевых, оборонительных, установления физического контакта с матерью. В дальнейшем он становится компонентом сложных форм адаптации, которые определяют полноту и своеобразие чувственной жизни человека. 3). Уровень аффективной экспансии. Приспособительной, смысловой задачей этого уровня является овладение неизвестной (следовательно, опасной) ситуацией; поиск путей преодоления трудностей; получение положительных тонизирующих переживаний, если преодоление удалось. Этот уровень позволяет ребенку адекватно оценивать свои силы, рождает потребность в столкновении с препятствием, а также дает информацию о границах собственных возможностей. 4). Уровень аффективного (эмоционального) контроля. Смысловой задачей этого уровня является налаживание: эмоционального взаимодействия с другими людьми: формирование правил, норм взаимодействия с ними. С этого уровня обеспечивается контроль социума; над индивидуальной аффективной жизнью, приводится в соответствие с требованиями и нуждами окружающих. Каждый уровень имеет свою смысловую задачу, свои механизмы регуляции, вносит свой вклад в общую тонизацию всей психической деятельности. Эти уровни не могут подменить друг друга, и ослабление или усиление функционирования какого-либо из них может привести к общей дезадаптации системы в целом. В процессе развития ребенка механизмы аффективной регуляции преобразуются, совершенствуются, включаясь в единый процесс адаптации в наиболее широком смысле этого понятия. Недостаточная стимуляция психической активности ребенка приводит к появлению у ребенка специфических трудностей в адаптации, а дисфункция какого-либо уровня способствует формированию общей дезадаптации ребенка.