Автор работы: Пользователь скрыл имя, 20 Ноября 2013 в 18:52, контрольная работа
Врожденные рефлексы – дар природы, необходимые малышу для выживания вне организма мамы, которые помогают новорожденному в приспособлении к жизни в окружающем его мире. Еще в родильном доме, сразу после рождения малыша, врач-неонатолог проверяет врожденные рефлексы и дает оценку развитию нервной системы. Если физиологические рефлексы хорошо развиты и мышечный тонус в норме, значит у ребенка все в порядке.
Здоровый ребенок при рождении должен иметь полный набор физиологических рефлексов, которые исчезают к 3-4 месяцам.
При опоре на стопы во время легкого наклона тела ребёнка вперёд, новорождённый делает шаговые движения.
Этот рефлекс в норме хорошо вызывается у всех новорожденных и исчезает к 2 месяцам жизни.
Тревожными признаками являются отсутствие рефлекса автоматической ходьбы или ходьба на «цыпочках» с перекрестом ног.
У новорожденных с внутричерепной травмой, родившихся в асфиксии, в первые недели жизни реакция автоматической походки часто угнетена или отсутствует. При наследственных нервно-мышечных заболеваниях автоматическая походка отсутствует из-за резкой мышечной гипотонии. У детей с поражением ЦНС автоматическая походка задерживается надолго.
18. Рефлекс ползания по Бауэру
К стопам новорожденного, уложенного на живот, приставляется рука. Рукой слегка давим на подошвы малыша — в ответ ребенок рефлекторно отталкивается от нее ногами и выполняет движения ползанья.
Рефлекс ползания в норме вызывается у всех новорожденных. Ползающие движения у новорожденных становятся выраженными на 3-4-й день жизни и сохраняется до 4 месяцев, а затем угасает. Следует обратить внимание на асимметрию рефлекса.
Рефлекс угнетен или отсутствует у детей, родившихся в асфиксии, а также при внутричерепных кровоизлияниях, травмах спинного мозга. При заболеваниях ЦНС ползающие движения сохраняются до 6-12 месяцев.
19. Защитные рефлексы
а)Верхний защитный рефлекс. Если новорожденного положить на живот, то происходит рефлекторный поворот головы в сторону и он пытается ее приподнять, как бы обеспечивая себе возможность дышать.
Защитный рефлекс у здоровых новорожденных выражен с первого дня жизни постоянно, а после полутора мес ребенок пытается удерживать голову сам. У детей с поражением ЦНС защитный рефлекс может отсутствовать. Снижение или исчезновение этого рефлекса может быть либо при особо сильном поражении верхних шейных сегментов спинного мозга, либо при патологии головного мозга. И, если не повернуть пассивно голову ребенка в сторону, он может задохнуться. У детей с церебральным параличом при усилении экстензорного тонуса наблюдается продолжительный подъем головы и даже запрокидывание ее назад.
б)«Утиный» рефлекс. При попадании струи воды или воздуха на область носа новорожденный задерживает дыхание.
в)Зрачковый рефлекс. Яркий свет вызовет сужение зрачка
г)Мигательный рефлекс Если подуть в личико малыша, то он прищурит глазки.
20. Рефлекс отдергивания ноги
В положении новорожденного на спине, когда нижние конечности его расслаблены, поочередно наносят укол иглой на каждую подошву. Происходит одновременное сгибание бедер, голеней и стоп.
Рефлекс должен вызываться одинаково с обеих сторон (симметричен).
Рефлекс может быть ослаблен у детей, родившихся в ягодичном предлежании, при наследственных и врожденных нервно-мышечных заболеваниях, миелодисплазиях.Снижение рефлекса часто наблюдается при парезах ног. Отсутствие рефлекса свидетельствует о повреждении нижних отделов спинного мозга ребенка.
21. Перекрестный рефлекс экстензоров.
В положении новорожденного на спине, разгибаем одну ногу и в области подошвы наносим укол — в ответ происходит разгибание и легкое приведение другой ноги.
При отсутствии рефлекса можно предполагать патологию поясничного утолщения спинного мозга.
22. Шейно-тонические рефлексы или позотонические рефлексы
Виды позотонических рефлексов новорожденного
ребенка
• Асимметричный шейный тонический рефлекс
(Магнуса — Клейна)
Проявляется при пассивном повороте головы ребенка в сторону. Происходит разгибание рук и ног на стороне, к которой обращено лицо ребенка, и сгибание противоположных. Рука, к которой повернуто лицо малыша, выпрямляется. В этот момент повышается тонус разгибателей плеча, предплечья, кисти — поза «фехтовальщика», а в мышцах руки, к которой обращен затылок, повышается тонус сгибателей.
• Симметричные тонические шейные рефлексы
При пассивном сгибании головы новорожденного ребенка увеличивается мышечный тонус сгибателей в руках и разгибателей в ногах. В тоже время, когда малыш разгибает голову, проявляется обратный эффект — разгибаются руки и сгибаются ноги.
Асимметричные и симметричные
шейные рефлексы новорожденного выражены
у новорожденных постоянно.
У недоношенных детей они слабо выражены.
• Лабиринтный тонический рефлекс
В положении ребенка лежа на животе,
увеличивается тонус в
Рефлекс Ландау
Придайте ребенку «положение пловца»
— поднимите малыша в воздух так,
чтобы его лицо смотрело вниз, и
он тут же поднимет голову, а затем
и выпрямит (или даже выгнет) спину,
а также разогнет ноги и руки —
ласточка, от 6 месяцев до полутора лет
1.асимметричный шейный топический рефлекс
Магнуса – Клейна;
2.симметричные шейные тонические рефлексы;
3.тонические лабиринтные рефлексы;
4. рефлекс Ландау.
Эти рефлексы в норме исчезают в первые 2-3 месяца. Так по мере угасания безусловных и шейно-тонических рефлексов ребенок начинает удерживать голову, сидеть, стоять, ходить и осуществлять другие произвольные движения. Задержка обратного развития тонических рефлексов (свыше 4 месяцев) свидетельствует о поражении центральной нервной системы новорожденного. Сохраняющиеся тонические рефлексы препятствуют дальнейшему развитию движений ребенка, формированию тонкой моторики.
В последние годы говорят о наличии плавательног
Проблемы с рефлексами
— первые симптомы патологии центральной
нервной системы. Если вас насторожили
какие-то отклонения от нормы, то не стесняйтесь
обращаться к врачу. Повторный осмотр
обязательно должен состояться спустя
назначенное время — оно может
быть различным в зависимости
от предполагаемого характера
Все виды деятельности способствуют
развитию основных познавательных процессов:
восприятия, памяти, внимания, мышления.
По сравнению с дошкольным возрастом
качественно меняется содержание этих
процессов и их форма.
Внимание. Преобладающим видом внимания
в начале обучения является непроизвольное
внимание. Им бывает трудно сосредоточиться
на неясном, непонятном, неосмысленном
материале. В 1-3 классах происходит бурный
процесс формирования произвольности
в целом и произвольного внимания в частности.
Самоорганизация ребенка есть следствие
организации, первоначально создаваемой
и направляемой взрослыми, учителем. Общее
направление в развитии произвольности
внимания состоит в переходе от достижения
цели, поставленной взрослым, к постановке
и достижению собственных целей.
Восприятие. Восприятие также характеризуется
непроизвольностью, хотя элементы произвольности
восприятия встречаются уже в дошкольном
возрасте. Дети приходят в школу с достаточно
развитыми процессами восприятия: у них
наблюдается высокая острота зрения и
слуха, они хорошо ориентируются на многие
формы и цвета. Но у первоклассников еще
отсутствует систематический анализ самих
воспринимаемых свойств и качеств предметов.
При рассматривании картинки, чтении текста
они часто перескакивают с одного на другое,
пропуская существенные детали. В целом
развитие восприятия характеризуется
нарастанием произвольности. Там, где
учитель учит наблюдению, ориентирует
на разности в целом, и в учебном материале
в частности.
Память. Память тоже характеризуется непроизвольностью.
Младший школьник легче запоминает то,
что ярко, необычно, что производит эмоциональное
впечатление.
Легче всего ребенку запомнить
то, что включено в его активную
деятельность, то, с чем он непосредственно
действовал, а также то, с чем
непосредственно связаны его
интересы и потребности. Уже в 1 классе
у детей вырабатывается осознание
и различение мнемических задач: что-то
нужно запомнить буквально, что-то выучить
механически, что-то пересказать своими
словами и т.п. Также в младшем школьном
возрасте ребенок овладевает приемами
запоминания. Первоначально школьники
пользуются самыми простыми способами
– длительным рассматриванием материала,
многократным повторением материала при
расчленении его на части, как правило,
не совпадающие со смысловыми единицами.
Лишь немногие дети могут самостоятельно
перейти к более рациональным приемам
произвольного запоминания, большинству
требуется специальное обучение, главное
направление которого – формирование
осмысленного запоминания. Можно отметить
также, что младшие школьники лучше запоминают
наглядный материал и значительно хуже
– словесный. В целом и произвольная, и
непроизвольная память претерпевают существенные
качественные изменения, и к 3 классу память
становится более продуктивной.
Мышление. В развитии мышления младших
школьников выделяют две основные стадии.
На первой стадии (1-2 классы) их мышление
во многом похоже на мышление дошкольников:
анализ учебного материала производится
по преимуществу в наглядно-действенном
и наглядно-образном плане. Дети судят
о предметах и явлениях по их внешним отдельным
признакам, односторонне, поверхностно.
Умозаключения их опираются на наглядные
предпосылки, данные в восприятии, и выводы
делаются не на основе логических аргументов,
а путем прямого соотношения суждения
с воспринимаемыми сведениями.
Именно поэтому так
важен в начальной школе
К 3 классу мышление переходит в качественно
новую, вторую стадию, требующую от учителя
демонстрации связей, существующих между
отдельными элементами усваиваемых сведений.
К 3 классу дети овладевают родо-видовыми
соотношениями между отдельными признаками
понятий, т.е. классификацией, формируется
аналитико-синтетический тип деятельности,
осваивается действие моделирования.
Это значит, что начинает формироваться
формально-логическое мышление.
Воображение. Воображение в своем развитии
проходит также две стадии. На первой воссоздаваемые
образы весьма приблизительно характеризуют
объект, бедны деталями, малоподвижны
– это воссоздающее (репродуктивное) воображение.
Вторая стадия характеризуется значительной
переработкой образного материала и созданием
новых образов – это продуктивное воображение.
В 1 классе воображение опирается на конкретные
предметы, но с возрастом на первое место
выступает слово, дающее простор фантазии.
Речь. Одной из функций речи, которые выступают
на первый план, становится коммуникативная.
Речь младшего школьника разнообразна
по степени произвольности, сложности,
планирования, но его высказывания весьма
непосредственны. Особенностью является
также формирование письменной речи, хотя
она во многом беднее устной, однообразнее,
но при этом более развернутая.
Развитие ребенка в период младенчества.
Жизнь младенца целиком
и полностью зависит от ухаживающего
за ним взрослого: питание, перемещение
в пространстве, даже переворачивание
с боку на бок осуществляется не
иначе, как в помощью взрослого. В период
новорожденности ребенок обладает чувствительностью:
различает соленый, горький, сладкий вкус;
реагирует на звуковые раздражители. Важные
события в психической жизни ребенка -
возникновение слухового и зрительного
сосредоточения. Слуховое сосредоточение
появляется на 2-3 неделе. Резкий звук, например,
хлопнувшей двери, вызывает прекращение
движений, ребенок замирает и замолкает.
Позже, на 3-4 неделе, такая же реакция возникает
на голос человека. В это время ребенок
не только сосредоточивается на звуке,
но и поворачивает голову в сторону его
источника. Зрительное сосредоточение,
появляющееся на 3-5 неделе, внешне проявляется
так же: ребенок замирает и задерживает
взгляд (разумеется, недолго) на ярком
предмете. Новорожденный, приобретя способность
реагировать на голос ухаживающей за ним
матери, видеть ее лицо, устанавливает
с ней эмоциональные связи. Примерно в
1 месяц ребенок, увидев маму, останавливает
взгляд на ее лице, вскидывает руки, быстро
двигает ногами, издает громкие звуки
и начинает улыбаться. Эта бурная эмоциональная
реакция называется "комплексом оживления".
В интервале от 2,5-3 мес. до 5,5-6 мес. появляется
своеобразная, постоянная и четкая реакция
ощупывания своих рук. Становится возможным
хватание, ощупывание груди матери во
время сосания и произнесение слогов.
Динамика формирования хватания такая:
на 10–14-й неделе – ощупывание своих
рук; на 13-16-й неделе – ощупывание других
предметов; на 11-17-й неделе – реакция рассматривания
своих рук; на 15-18-й неделе – реакция удержания
схваченного предмета; но 17-20-й неделе
– собственно хватание; на 17-23-й неделе
– хватание ног; на 18-21-й неделе – хватание
предметов при их приближении; на 20-24-й
неделе – размахивание погремушкой из
стороны в сторону.
Во втором полугодии появляются повторные,
цепные реакции и реакция подражания.
Повторные реакции – это похлопывание
рукой, предметом, постукивание предметом
о предмет, раскачивание сидя, трясение
перильцев кроватки, похлопывание ногой,
произнесение повторных слогов. Цепные
реакции – ползание, сажание, вставание,
ходьба. Подражание – это движения рук
ребенка, подражающие действиям взрослых
(«ладушки», «до свидания», «полетели,
на головушку сели» и т.д.); движения головы
(покачивание); движения ног (топание),
а также речь и модуляции голоса. Если
повторные и цепные реакции появляются
вместе, то реакции подражания – несколько
позже. Во втором полугодии движения рук
и соответствующие действия интенсивно
развиваются. Ребенок размахивает схваченными
им предметами, стучит, бросает и снова
подбирает их, кусает, перекладывает из
руки в руку и т.д. После 7 месяцев встречаются
«соотносящие» действия: ребенок вкладывает
маленькие предметы в большие, открывает
и закрывает крышки коробочек. После 10
месяцев появляются первые функциональные
действия, позволяющие относительно верно
использовать предметы, подражая действиям
взрослых. Ребенок катает машинку, бьет
по барабану, подносит ко рту чашку с соком.
Но как бы быстро ни развивались моторные
реакции, они все же по темпам значительно
отстают от развития сенсорики.
Сенсорное развитие. Зрительное
восприятие. В течение первых 2 месяцев
жизни у ребенка интенсивно развивается
зрение, в 2-3 нед. появляется конвергенция
глаз, но на предмете остановить взор ребенку
еще очень трудно. В 3-5 нед. возникают очень
кратковременные задержки взора на предмете.
В 4-5 нед. ребенок может следить за предметом
на расстоянии 1-1,5 м, а в 2 мес. научается
следить за двигающимся предметом на расстоянии
2-4 м, в 3 мес. – на расстоянии 4-7 м. В период
от 6 до 10 нед. ребенок может проследить
за предметом, движущимся по кругу (поэтому
полезны движущиеся карусельки с яркими
предметами или картинками). В дальнейшем
устанавливаются различные функциональные
связи глаза с органами движения и другими
органами чувств. К 4 мес. акт смотрения
оказывается уже достаточно сформированным.
Зрительное сосредоточение, появившееся
еще на этапе новорожденности, совершенствуется.
После второго месяца сосредоточение
становится достаточно длительным, к 3
месяцам его продолжительность достигает
7-8 минут. Становится возможным прослеживание
движущихся предметов. В 4 месяца ребенок
не просто видит, но уже смотрит: активно
реагирует на увиденное, двигается и повизгивает.
Ребенок в младенческом возрасте воспринимает
форму предметов, выделяет контур и другие
их элементы. Когда младенцу показывают
картинку с изображением широкой черной
полосы на белом фоне, его взгляд не блуждает
по всему полю картинки, а быстро останавливается
на границе белого и черного пространства.
Если ему показать одновременно две картинки
— однотонную и с вертикальными черными
линиями, он дольше будет смотреть на второе
изображение. Младенец проявляет больше
внимания к изогнутым элементам, чем к
прямолинейным; к фигурам концентрической
формы, к изломам — переходам прямой линии
в изогнутую. Младенцев привлекают контрасты
(в первые два месяца они предпочитают
смотреть именно на контрастные черно-белые
изображения, а не на цветные). На цвет
он может реагировать уже в 3-4 месяца: если
его кормить только из красной бутылочки,
он безошибочно выберет ее среди бутылочек
других цветов. Активный же интерес к цвету
появляется позже, с 6 месяцев. Можно сказать,
что в младенческом возрасте дети уже
способны ориентироваться во многих параметрах
объектов. К 2-3 месяцам младенцы обычно
проявляют интерес к объектам, которые
в какой-то мере отличаются от тех, что
наблюдались ими раньше. Но реакция на
новизну появляется только в относительно
узком диапазоне изменений. Не только
хорошо знакомые, но и совершенно новые
объекты не привлекают надолго внимания
ребенка. Более того, новые, значительно
отличающиеся от ранее увиденных предметы
могут вызвать тревогу, испуг или плач
Слуховое восприятие. Срок появления слуховой
чувствительности у ребенка установить
очень трудно. Первыми реакциями, свидетельствующими
о том, что младенец ощущает звуки, являются
вздрагивания век, рук, непроизвольные
движения лицевых мышц и туловища в ответ
на сильный хлопок у самого уха, стук двери,
шум от упавшего рядом с кроваткой ребенка
ключа и т.д. На 10-12-й день у младенца появляется
реакция на звуки человеческого голоса.
На 2-м мес. ребенок замирает, услышав голос
матери, музыкальные звуки. На 4-м мес. младенец
не только слышит звуки, но и может локализовать
их в пространстве: поворачивает глаза
и голову в сторону звука. В первые несколько
месяцев значительно повышается острота
слуха ребенка, постепенно он начинает
различать все более тихие звуки. После
4-5 мес. у него вырабатывается реакция
дифференцировки звуков: ребенок различает
голоса близких людей. К четырем месяцам
малыш начинает улыбаться, услышав голос
мамы, а в шесть месяцев беспокоится, если
слышит мамин голос, но не видит ее. Во
второй половине первого года жизни эта
дифференцировка становится более тонкой
и точной: младенец различает интонации,
с которыми к нему обращается взрослый.
У 7-9-месячных детей можно наблюдать отчетливо
различную реакцию на веселую и грустную
музыку, на разный темп и ритм. Существеннейшим
приобретением конца 1-го года жизни является
способность к различению звуков человеческой
речи.
Обоняние, тактильное и вкусовое восприятие. Уже к концу 1-го мес.
у младенцев вырабатывается положительный
рефлекс на запах. К концу 3-го мес. дети
отчетливо дифференцируют приятные и
неприятные запахи. Столь же рано своей
мимикой ребенок реагирует на сладкий,
горький и кислый вкус (соленый – значительно
позже).
Ощущения прикосновения у ребенка очень
тонки и обнаруживаются очень рано. Малейшие
складки на пеленке и одежде способны
вызвать отрицательную реакцию – плач,
движения всего тела.
На 3-м мес. выявляется чувствительность
к различению температуры: например, на
температуру воды в ванне в 33 градуса ребенок
реагирует положительно, а уже на 32 – отрицательно.
Память. Познавательное развитие
младенца предполагает включение механизмов
памяти, естественно, простейших ее видов.
Первым появляется узнавание. Уже в раннем
младенчестве дети способны соотносить
новые впечатления с имеющимися у них
образами. Если ребенок, получив новую
куклу, какое-то время рассматривает ее,
на следующий день он может ее узнать.
В 3-4 месяца он узнает ту игрушку, которую
показывал ему взрослый, предпочитая ее
остальным, находящимся в поле его зрения,
4-месячный ребенок отличает знакомое
лицо от незнакомого. Если яркую игрушку
спрятать под одним из двух одинаковых
платков, лишь немногие 8-месячные дети
в состоянии вспомнить через 1 секунду,
где она лежит. К 1 году все дети находят
игрушку через 1-3 секунды после того, как
ее спрятали. Большинство из них вспоминает,
под каким платком она находится, даже
через 7 секунд. Таким образом, после 8 месяцев
появляется воспроизведение — восстановление
в памяти образа, когда перед ребенком
нет сходного объекта.
Решение простейших
познавательных задач в младенчестве
Возраст в месяцах Успехи Неудачи
0-2: Когда на глазах у ребенка прячется
предмет, не наблюдается никаких определенных
действий
1-4: Ребенок прослеживает взглядом движущийся
предмет, который перемещается за экраном.
Может научиться прослеживать предмет
от одного места до другого.Ребенок продолжает
следить за движущимся предметом после
его остановки. Ищет предмет на прежнем
месте, когда видит его перемещение на
новое место.
4-6: Ребенок больше не делает ошибок, характерных
для 2-4 месяцев. Он находит предмет, частично
закрытый платком. Ребенок не может найти
предмет, который полностью закрыт платком.
6-12: Ребенок может найти предмет, полностью
закрытый платком Ребенок ищет предмет
там, где находил его раньше, игнорируя
то место, куда этот предмет спрятали у
него на глазах
Итак, в младенческом возрасте создаются
все необходимые условия для деятельности
ребенка, выходящей за пределы сна, питания,
крика.
Показатели познавательного
развития ребенка в период младенчества
От 0 до 12 месяцев
Развитие ребенка на первом году можно
условно разделить на 5 основных этапов:
I – период новорожденности; II период –
1-3 месяца; III период – 3-6 месяцев; IV период
– 6-9 месяцев; V период – 9-12 месяцев.
I период (период новорожденности)
• Идет формирование зрительных и слуховых
ориентировочных реакций: в возрасте 10
дней ребенок удерживает в поле зрения
движущийся предмет (ступенчатое слежение),
в возрасте 20 дней – неподвижный предмет
(лицо взрослого).
• Прислушивается при сильном звуковом
раздражителе.
• В возрасте 1 мес. – зрительное сосредоточение
и плавное прослеживание движущегося
предмета и длительное слуховое сосредоточение
(прислушивается к звуку игрушки, голосу
взрослого).
• В ответ на ласковое обращение появляется
положительная эмоциональная реакция.
II период (1-3 месяца)
• «Комплекс оживления».
• Длительное зрительное сосредоточение
и прослеживание предмета (во всех направлениях).
• Возникает поисковая реакция: ищущие
повороты головы при длительном звуке.
• Различает интонации голоса взрослого.
• Первые направленные движения руки
к игрушке.
III период (3-6 месяцев)
• Совершенствуется зрительное и слуховое
сосредоточение и прослеживание в любом
положении (лежа на спине, на животе, на
руках у взрослого).
• К 4 мес. локализует звук в пространстве
(поворачивает голову в сторону невидимого
источника звука и находит его).
• По-разному реагирует на лицо знакомого
и незнакомого человека (при виде чужих
людей перестает улыбаться, усиленно и
напряженно их рассматривает, может заплакать).
• Узнает маму, радуется при ее появлении
и кричит после ее ухода.
• К 6 мес. узнает по звучанию свое имя.
• В 4-5 мес. начинает тянуться к игрушке
и захватывает ее, развивается зрительно-моторная
координация.
IV период (6-9 месяцев)
• Возникает понимание обращенной речи
(выделение по голосу близких людей, несколько
знакомых предметов, игрушек, звучащих,
часто называемых и находящихся в определенном
месте).
• Выполняет разученные ранее действия:
«Ладушки», «Дай ручку», «До свидания».
• Осуществляет неспецифические манипуляции
с предметами (перекладывает из руки в
руку, стучит, трясет ими, похлопывает
по ним рукой, тянет в рот, сосет, бросает).
Все действия сопровождаются выразительной
мимикой, разнообразными голосовыми реакциями.
• Появляется готовность к совместной
игровой деятельности.
V период (9-12 месяцев)
• Интенсивно развивается понимание
обращенной речи (по просьбе взрослого
находит и дает предметы и игрушки, отвечает
действием на словесную инструкцию, играет
в «Ладушки», «Прятки», «Догонялки», «Сорока
– ворона»).
• Осуществляет специфические манипуляции
с предметами (резиновую игрушку сжимает,
погремушкой гремит, мяч катает, коробку
с крышкой открывает – закрывает, кольца
снимает со стержня, отталкивает подвешенные
игрушки).
• В 9-10 мес. подражает в действиях другому
ребенку, показывает части лица на другом
человеке. Спокойно относится к высаживанию
на горшок.
• К концу периода складывает пирамидку
из колец с небольшими отверстиями, различает
предметы по форме: кубики, кирпичики,
мячики. Понимает первые обобщения – машинки,
куклы, кубики, мячики. На картинке правильно
показывает знакомые предметы и героев.
Слушает сказки и стихи с одновременным
рассматриванием иллюстраций. Показывает
части своего тела. Голосом сигнализирует
о биологических нуждах. Появляется реакция
торможения при слове «нельзя»