Автор работы: Пользователь скрыл имя, 20 Ноября 2013 в 18:52, контрольная работа
Врожденные рефлексы – дар природы, необходимые малышу для выживания вне организма мамы, которые помогают новорожденному в приспособлении к жизни в окружающем его мире. Еще в родильном доме, сразу после рождения малыша, врач-неонатолог проверяет врожденные рефлексы и дает оценку развитию нервной системы. Если физиологические рефлексы хорошо развиты и мышечный тонус в норме, значит у ребенка все в порядке.
Здоровый ребенок при рождении должен иметь полный набор физиологических рефлексов, которые исчезают к 3-4 месяцам.
Развитие речи
Даже новорожденные младенцы
умеют сообщать некую информацию,
им не требуется много времени, чтобы
научиться сигнализировать
В возрасте около года большинство детей произносят первое слово; к полутора годам они соединяют вместе два слова или даже больше, а к двум годам знают более ста слов и способны вести разговор. Хотя словарный запас младенцев еще очень ограничен, а грамматика небезупречна, их не выраженное явно понимание языка и его структуры к концу младенчества поразительно.
Развитие речи предполагает,
что ребенок научается
Первыми словами в пассивном словаре ребенка чаще всего являются: «мама», «папа», имя ребенка, «ку-ку», «бай-бай», «кушать» и «нет». В 8 месяцев дети обычно уже понимают их. Первыми словами активного словаря детей наиболее часто становятся слова «мама», «папа», привет, пока, «ай-ай-ай». Большинство детей выучиваются произносить эти слова к 14 месяцам. Развитие понимания речи и умения воспроизводить ее обычно происходит одновременно, но иногда развитие понимания все же несколько опережает развитие активной речи. Например, мать может сказать 14-месячному ребенку: «Сходи на кухню и принеси печенье», и ребенок действительно вернется с печеньем, хотя сам он не может произнести не только такое длинное предложение, но и словосочетание «принести печенье». Обычно в течение всей жизни человека его пассивный словарь остается большим по объему, чем активный; то есть мы понимаем больше слов, чем употребляем в своей речи.
Средний возраст |
Демонстрируемое ребенком речевое поведение |
12 недель |
Улыбка при обращенной к ребенку речи; гуление. |
16 недель |
Поворачивает голову по направлению к источнику звука человеческого голоса в ответ на него. |
20 недель |
Произносит гласные и согласные звуки во время гуления. |
6 месяцев |
Гуление превращается в лепет, который содержит все звуки человеческой речи. |
8 месяцев |
Повторяет некоторые слоги (например: «ма-ма»). |
12 месяцев |
Понимает некоторые слова; может произнести несколько слов. |
18 месяцев |
Может произносить вплоть до 50 слов. |
24 месяца |
Словарь ребенка состоит более чем из 50 слов; употребляет некоторые фразы, состоящие из двух слов. |
30 месяцев |
Словарь расширяется до нескольких сотен слов; употребляет в своей речи фразы, состоящие из 3-5 слов. |
36 месяцев |
Словарь включает около 1000 слов. |
48 месяцев |
Хорошо освоены главные основополагающие аспекты языка. |
Robert A. Baron, Psychology, copyright © 1995 |
Гуление и лепет. С самых первых минут жизни новорожденные пробуют издавать разнообразные звуки. Они, как правило, начинают с гласных и губных согласных: «а-ба-ба-ба». К 6 месяцам звуковой репертуар младенцев становится значительно богаче и сложнее. Младенцы все лучше и лучше управляют своими голосовыми возможностями: они то намеренно повторяют издаваемые ими звуки, растягивая их, то вдруг затихают, как бы разговаривая сами с собой, что иногда называют итерацией.
Ко 2-му месяцу они начинают произносить ряд согласных, а также издавать щелкающие, булькающие звуки, звуки, напоминающие хрюканье. Это «случайное» производство звуков продолжает нарастать приблизительно до возраста 6 месяцев; затем сфера употребляемых ребенком фонем начинает сужаться и постепенно ограничивается рамками его родного языка.
Где-то после 6 месяцев многим родителям начинает казаться, что их ребенок уже произносит что-то похожее на настоящие слова вроде «ма-ма» и «па-па», и они спешат принять это за свидетельство необычайного развития их необыкновенного ребенка. Однако чаще всего это лишь случайные повторения звуков, лишенные всякого смысла.
Лепеча, малыши попутно постигают способы произнесения звуков, из которых состоят слова их родного языка.
Очевидно также, что «разговоры» родителей с младенцами играют важную роль в овладении устной речью.
Понимание речи. Как уже отмечалось, маленькие дети начинают понимать слова раньше, чем научаются их произносить. Годовалые младенцы способны следовать указаниям взрослых, а их поведение говорит о том, что они понимают значение таких слов, как, например, «до свидания».
Записать и проанализировать речь маленьких детей в целом несложно, но установить, какие понятия связаны для младенца с тем или иным словом, значительно сложнее. Жесты взрослых также часто подсказывают детям, что от них требуется, когда словесные инструкции понимаются недостаточно полно.
Социальная коммуникация. На протяжении 1-го года жизни младенцы усваивают невербальные аспекты коммуникации в процессе общения со своими родителями. Они выучиваются подавать знаки партнерам, соблюдать очередность реплик в диалоге, использовать жесты и обращать внимание на выражение лица. Дети много узнают об общении во время таких простых игр, как прятки.
В самом деле, некоторые родители умеют сделать игру со своими детьми приятным способом обучения различным элементам диалога. Внимание матери и ребенка сосредоточено во время игры на одних и тех же предметах («Смотри: котенок!»), помогает младенцу выучивать названия предметов и действий с ними.
Однако социальная коммуникация ребенка не ограничивается игрой с родителями. К году большинство здоровых детей проявляет живой интерес к другим людям, в том числе и к незнакомым, они также могут реагировать на разные эмоциональные проявления взрослых соответствующим образом.
Слова и предложения. Большинство детей начинает произносить первые слова в конце 1-го годажизни. Сначала их активный словарь пополняется лишь немногими отдельными словами, но ксередине 2-го года этот процесс существенно ускоряется.
Первые слова и их значения. В какой бы точке земного шара ни родился младенец, его первыми высказываниями будут отдельные слова, большей частью существительные, обычно обозначающие людей, предметы и животных. Сначала дети не обладают способностью строить высказывания из нескольких слов. Вместо этого они высказываются холофразами, т. е. одиночными словами, предназначенными для выражения целого ряда значений. Так, слово «мама», произнесенное в различных ситуациях, с различной интонацией и в сопровождении разных жестов, может означать: «Я хочу к маме», «Мама, завяжи мне шнурок» или: «Вот моя мама».
Какие же слова младенец начинает произносить первыми? Имена и названия, т. е. существительные, обозначающие различных людей и предметы, такие как «папа», «соска», «бибика» (машина), составляют значительную часть словаря младенца. Но уже на стадии отдельных слов младенцы используют слова, передающие функции и отношения, такие как «там», «нельзя», «нет», «вот», иногда даже раньше, чем существительные.
Кэтрин Нельсон (Nelson, 1981, 1996) выделила референтный стиль, когда ими используются в основном существительные, и экспрессивный стиль, когда они выучивают в первую очередь глаголы активного залога и местоимения. Два основных вышеупомянутых стиля проявляются у детей старше 18 месяцев, когда их словарный запас составляет около 50 слов.
Категоризация объектов. Первые слова ребенка часто являются примерами расширения значения слова, или семантической сверхгенерализации. Хотя они относятся к некоему конкретному лицу, предмету или ситуации, ребенок расширяет их значение, начиная обозначать данным словом все похожие объекты. Дети склонны расширять, сжимать или накладывать друг на друга категории, которыми они пользуются для определения того, к чему относятся слова, поскольку они часто не имеют общих со взрослыми знаний о культурно обусловленных функциях и свойствах объектов. Поэтому дети могут придавать особое значение таким аспектам объектов, которые взрослые с самого начала игнорировали при их категоризации.
Примеры семантической сверхгенерализации
Слово ребенка |
Первый референт |
Возможные расширения значения |
Свойство |
Птичка |
Воробьи |
Коровы, собаки, кошки, любое движущееся животное |
Движение |
Уна |
Луна |
Оладьи, круглые пятнышки на оконном стекле, круги в книгах, почтовые штемпели на конвертах |
Форма |
Муха |
Муха |
Комочки грязи, пыль, все мелкие насекомые, крошки |
Размер |
Гав-гав |
Собаки |
Все животные, игрушечная собачка, мягкие домашние тапочки, некто в меховой шубе |
Текстура |
Усваивая дополнительные, уточняющие названия объектов, такие как «котенок», «кошка», «лев» и «тигр», дети перезакрепляют слова за более определенными и иерархически организованными категориями.
Речевой взрыв. В возрасте в среднем около 21 месяца происходит «языковой взрыв», когда у детей резко ускоряются темпы расширения их словарного запаса. Создается впечатление, что младенцы обладают внутренней мотивацией к этому; они часто указывают на разные предметы и спрашивают «Что это?», стремятся играть с родителями и другими людьми в игры, связанные с называнием объектов. Кроме того, они начинают активно пытаться произносить те слова, которые слышат. В целом дети могут начать усваивать за неделю больше новых слов, чем узнали за все месяцы, прошедшие с того момента, как начали говорить.
Видимо, этот «взрыв» связан с усовершенствованием навыков категоризации. Повышение внимания к взаимосвязям между словами и сигналами, получаемыми из социального мира, также может являться значимым фактором, влияющим на этот процесс. Дети в этом возрасте обладают способностью и готовностью к усвоению определенных слов, которые совершенно не предназначались для их ушей и были услышаны случайно; естественно, что затем дети произносят эти слова совершенно не к месту, часто приводя родителей в серьезное замешательство.
Телеграфная речь и ранняя
грамматика. Ближе к середине 2-го
года жизни дети начинают связывать
слова между собой. Попытки такого
рода обычно начинаются с соединения
двух слов, обозначающих два понятия:
«папа вижу», «носок снять», «еще сок».
Вскоре появляются имплицитные правила
синтаксиса, и дети начинают постоянно
располагать слова в
В первое время длина составляемых ребенком предложений крайне ограниченна. Сначала они состоят из двух элементов, затем — из трех. На каждом этапе количество слов или идей в каждом предложении ограниченно: дети оставляют только самые информативные слова и опускают все второстепенные. В результате получается то, что Роджер Браун (Brown, 1973) назвал телеграфной речью.
Даже располагая ограниченным словарем и синтаксисом, дети способны передавать многочисленные значения с помощью жестов, интонации и контекста.
Процесс овладения речью включает 4 компонента - подражание, подкрепление, врожденные языковые структуры и когнитивное развитие.
Свои первые слова ребенок выучивает благодаря развитому слуху и подражанию. Фактически, так формируется большая часть словарного запаса маленьких детей: они не могут сами придумывать слова и открывать для себя их смысл.
На детей, безусловно, влияет реакция окружающих взрослых на их попытки заговорить. Улыбки, ласки и повышенное внимание в определенной степени способствуют научению. Дети будут повторять слова, которые помогли им достичь желаемого результата. В случае, когда родители начинают поправлять малыша, они в основном обращают внимание на содержание его высказываний, а не на форму выражения. Если девочка скажет: «Я скушать каша», родители, скорее всего, похвалят ее (конечно, если она сказала правду). В целом, исследования показывают, что родители редко подкрепляют следование их детьми законам синтаксиса.
Ноам Хомский (Chomsky, 1959) убежден, что человек рождается на свет, уже обладая ментальной структурой, предназначенной для овладения языком. Механизм овладения языком (МОЯ) - дети, слыша речь других людей, бессознательно выводят на основании услышанного грамматические правила и, в соответствии с ними, строят собственные высказывания.
Когнитивное развитие. Последняя из четырех основных теорий, объясняющих усвоение языка, ставит во главу угла связи между овладением языком, развивающимися понятиями и отношениями ребенка. Так, ни одна речевая структура не появляется у ребенка до тех пор, пока он не усвоил стоящее за ней понятие. В возрасте от 1 до 4,5 лет дети активно конструируют собственную грамматику, постепенно приближаясь к полной грамматике взрослых. Однако в любом возрасте дети способны выразить в словах лишь те понятия, которыми они уже овладели.
С возрастом усложняются
реакции ребенка на речь взрослого.
Так, в 7-8 мес. малыш поворачивается
к предмету в ответ на вопрос взрослого:
«Где?» Однако связь между словом
и предметом в этом возрасте очень
неустойчива. Если предмет меняет свое
местоположение или ракурс, то младенец
его не узнает. А в 9 мес. ребенок
уже находит несколько знакомых
предметов независимо от их местоположения.
В возрасте 7-8 мес.
младенец выполняет разученные движения
при их назывании взрослым: «Встань», «Сядь»,
«Ладушки», «До свидания» и пр. 9-10-месячный
малыш понимает элементарные поручения
(«Дай маме ложку»), в 10-11 мес. ребенок выбирает
предметы по словесному указанию взрослого.
Связь между предметом и его названием
-важнейшее достижение в развитии речи
младенца. В дальнейшем это даст возможность
действовать с предметами в их отсутствие,
в плане представлений.
На первом году жизни
возникают предпосылки
Развитие предпосылок освоения активной речи также включено в общение со взрослым. На 3-м месяце жизни малыш реагирует на «разговор» взрослого смехом и звуками. В возрасте 2-4 мес. издает характерные согласные звуки («к-к», «х-х»). Около 4 мес. гукание сменяется гулением. Дети произносят высокие певучие звуки наподобие трели с большим напряжением. На 4-м месяце малыш перекликается со взрослым на расстоянии. Причем, звуки он продолжает произносить и после прекращения общения. Важным приобретением является то, что звуки произносятся под контролем слуха. Их произнесение становится самостоятельной деятельностью. На 5-6-м месяце ребенок произносит звуки и производит разнообразные движения, чтобы обратить на себя внимание взрослого, «выразить» ему свои желания. Возникает адресованность звуков взрослому. Они становятся инициативной формой общения, выделившись из общего состава выразительных движений. Ребенок произносит звуки и в самостоятельной деятельности, и как только увидит взрослого.