Выявление логического аспекта мышления на основе двух возрастных групп

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 05 Декабря 2013 в 19:15, курсовая работа

Краткое описание

Цель исследования: изучить особенности словесно-логического мышления успевающих и слабоуспевающих студентов.
Объект исследования: словесно-логическое мышление.
Предмет исследования: особенности словесно-логического мышления успевающих и слабоуспевающих студентов.

Вложенные файлы: 1 файл

КУРСАК.docx

— 113.91 Кб (Скачать файл)

В данной работе мы рассмотрим словесно-логическое мышление (познание с помощью понятий, слов, рассуждений).

Словесно-логическое мышление – вид мышления, осуществляемый при помощи логических операций с  понятиями. Словесно-логическое мышление функционирует на базе языковых средств  и представляет собой наиболее поздний  этап исторического и онтогенетического  развития мышления. Для этого вида мышления характерно использование  понятий, логических конструкций, которые  иногда не имеют прямого образного  выражения (стоимость, честность, гордость). Благодаря словесно-логическому  мышлению человек может устанавливать  наиболее общие закономерности, предвидеть развитие процессов в природе  и обществе, обобщать различный наглядный  материал. В то же самое время  даже самое отвлеченное мышление никогда полностью не отрывается от наглядно-чувственного опыта. Любое  абстрактное понятие имеет у  каждого человека свою конкретную чувственную  опору, которая не может отразить всей глубины понятия, но позволяет  не отрываться от реального мира [5, с. 287].

В основе словесно-логического  мышления лежат законы построения языка, связывающие слова в сложные  системы, дающие возможность осуществлять суждения, в сложные логические системы, овладение которыми позволяет человеку выполнять операции логического  вывода.

Основной единицей языка  считается слово, дающее возможность  анализировать предметы, выделять в  них существенные свойства, относить предметы к определенной категории. Слово, являясь средством абстракции и обобщения, отражает глубокие связи  и отношения, стоящие за предметами внешнего мира.

Слово дает возможность анализировать  предмет, выделять в нем существенные свойства и относить его к вполне определенным категориям. При этом каждое слово сложно по своему значению, причем состоит как из наглядно-образных, так и из отвлеченно-обобщающих составляющих, это позволяет человеку выбирать одно из возможных значений слова, употребив  его либо в конкретном, образном, либо в отвлеченном и обобщающем значении [5, с. 203].

Словесно-логическое мышление формируется постепенно. В ходе обучения происходит овладение приёмами мыслительной деятельности, приобретается способность  действовать «в уме» и анализировать  процесс собственных рассуждений.

Во многом формированию такому произвольному, управляемому мышлению способствует задания, побуждающие  к размышлению.

В процессе решения учебных  задач формируются такие операции словесно-логического мышления как  анализ, синтез, сравнение, обобщение  и классификация.

Анализ как мыслительное действие предполагает разложение целого на части, выделение путём сравнения общего и частного, различения существенного и не существенного в предметах и явлениях.

Овладением анализом начинается с умения выделять в предметах  и явлениях различные свойства и  признаки. Как известно, любой предмет  можно рассматривать с разных точек зрения. В зависимости от этого на первый план выступают та или иная черта, свойства предмета. Умения выделять свойства даётся с  большим трудом. И это понятно, ведь конкретное мышление должно проделывать  сложную работу абстрагирования  свойства от предмета.

Параллельно с овладением приёмом выделения свойств путём  сравнения различных предметов (явлений) необходимо выводить понятие общих  и отличительных (частных), существенных и несущественных признаков, при  этом используется такие операции мышления как анализ, синтез, сравнение и  обобщение. Неумение выделять общее  и существенное может серьёзно затруднить процесс обучения. Умение выделять существенное способствует формированию другого умения - отвлекаться от несущественных деталей. Это действие даётся с не меньшим трудом, чем  выделение существенного [5, с. 287].

В процессе обучения задания  приобретают более сложный характер: в результате выделения отличительных  и общих признаков уже нескольких предметов, дети пытаются разбить их на группы. Здесь необходима такая  операция мышления как классификация. В процессе классификации осуществляется анализ предложенной ситуации, выделяют в ней наиболее существенные компоненты, используя операции анализа и  синтеза, и производит обобщение  по каждой группе предметов, входящих в класс. В результате этого происходит классификация предметов по существенному  признаку [8, с. 46].

Таким образом, словесно-логическое мышление – это вид мышления, помогающий человеку анализировать, сравнивать явления, предметы, ситуации, оценивая предмет, ситуацию, явление, как со своей  точки зрения, так и с других точек зрения. Все операции словесно-логического  мышления тесно взаимосвязаны и  их полноценное формирование возможно только в комплексе. Только взаимообусловленное  их развитие способствует развитию словесно-логического  мышления в целом. Приёмы логического  анализа, синтеза, сравнения, обобщения  и классификации необходимы как  слабоуспевающим, так и успевающим студентам, без овладения ими  не происходит полноценного усвоения учебного материала.

В следующем параграфе  мы рассмотрим особенности словесно-логического  мышления у студентов.

1.2 Особенности словесно-логического мышления студентов 

 

Когда психологи в начале XX в. стали изучать особенности  мышления человека, в качестве одного из основных признаков была выделена связь мышления с речью. Вместе с  тем выявилась непосредственная связь мышления с практическими  действиями.

Исследования отечественных  психологов показали, что существуют чрезвычайно сложные, изменчивые и  многообразные отношения мышления и практического действия, мышления и языка, мышления и чувственного образа. Эти отношения изменяются на разных ступенях возрастного развития и стоят в непосредственной связи с содержанием той задачи, которую человек в данный момент решает. Эти отношения изменяются и в зависимости от упражнений, от тех методов обучения, которые использует педагог.

На понимании роли практического  действия как начальной ступени  процесса развития всех высших форм мышления студентов построена концепция  «поэтапного формирования умственного  действия», разработанная П.Я. Гальпериным. Словесно-логический - высший по уровню развития вид мышления студентов. Этот вид имеет дело с понятиями о предметах и явлениях, он полностью протекает во внутреннем плане и для него обязательной является опора на наглядно воспринимаемую ситуацию [33, с. 264].

Такое мышление студентов  осуществляется по определенным законам, что приводит к истинным решениям обсуждаемых задач. Чаще всего в  роли законов выступают правила  логики мышления студентов.

Проблема формирования словесно-логического  мышления у студентов возникла не сегодня. В своих трудах Н.А. Подгорецкая, Н.Ф. Талызина, А.П. Калошина, Г.И. Харичева и другие обратили внимание на уровни и качество словесно-логического мышления у студентов. Проведенные еще в 90-е годы исследования А.П. Калошиной и Г.И. Харичевой показали, что «трудности, возникающие обычно у студентов при изучении высшей математики, обусловлены не только специфической сложностью самого предмета, сколько недостаточной сформированностью у них общих логических приемов мышления» [24, с. 259].

Анализируя сложную и  многогранную проблему формирования словесно-логического  мышления у студентов в педагогической психологии, нам удалось выявить, что современные процессы демократизации общества и развитие его правовой сферы требуют качественно нового уровня профессиональной подготовки специалистов, связанного в значительной степени с их логико-методологической подготовкой. Отсюда вытекает, что основной задачей профессорско-преподавательского состава вуза является помощь студенту в процессе его становления не только как будущего специалиста, но и как личности, обладающей развитым словесно-логическим мышлением.

Важным показателем словесно-логического  мышления является конкретность, которая  проявляется в точности выражений, умозаключений и применении научного стиля изложения. Мышление логически  культурного человека проявляется  в том, что он отчетливо представляет себе предмет разговора и своих  действий, не уходя в сторону при  решении различного рода проблем.

Потребность в достаточно прочно сформированных умениях студентов  выполнять логические действия постоянно  испытывают преподаватели всех учебных  дисциплин в высшей школе. При  изучении любой дисциплины студенты должны знать определения понятий, составляющих содержание данной науки, уметь классифицировать, доказывать. Однако наши наблюдения показывают, что  большинство студентов не владеют  даже минимумом логических умений, необходимых для успешного обучения в вузе. Многие из них испытывают большие трудности в усвоении материала, заучивают наизусть определения, правила, доказательства, они не могут  дать определения хорошо знакомого  понятия, сделать вывод из данных посылок; затрудняются провести классификацию, несложное рассуждение, установить правильность сделанных умозаключений  и определений.

Психологи и методисты  неоднократно ставили вопрос о необходимости  учитывать возрастные особенности  студентов при формировании у  них словесно-логического мышления. В схеме возрастной периодизации традиционно выделяют следующие  периоды: подростковый возраст (13-16 лет), юношеский возраст (17-21 год), зрелый возраст, который имеет два периода: первый период (22-35 лет — мужчины, 21-35 лет — женщины) и второй (36-60 лет — мужчины, 36-55 лет женщины) [12, с. 324].

В.С. Мухина в своём исследовании возрастных особенностей интеллекта взрослых пришла к выводу, что у взрослых от 18 до 40 лет происходит частая смена подъёмов и спада в развитии мышления. «Спады в мышлении непрерывно сменяются подъёмами примерно через один, два года, но с 26 лет и далее изменения становятся более однонаправленными. До 32 лет происходит постепенный подъём, но с двумя спадами (в 28 лет и 31 год). После 32 лет (точки наивысшего подъёма) уровень мышления постепенно понижается (в 34-35 лет) и поднимается в 39 лет. Так, пики в развитии мышления приходятся на 20 лет, 23 года, 30 лет и 32 года» [35, с. 70-71].

В возрасте 18-21 года уровень  словесно-логического мышления значительно  выше уровня образного и практического. По утверждению В.С. Мухиной, основная функция словесно-логического мышления сводится к переработке и преобразованию получаемой информации, которая осуществляется в три этапа. На первом этапе происходит накопление информации, материал переводится в долговременную память и начинается его первичная мыслительная обработка. На втором этапе происходит преобразование материала на понятийном уровне с помощью абстрагирования и обобщения. Третий этап преобразования происходит на уровне творческого мышления, для которого характерны выдвижение гипотез. В результате возникает подвижность и гибкость взаимосвязей образных, логических и действенных компонентов мышления.

Студенты более успешно  выполняют задания на поиски закономерных связей и отношений на наглядном  словесном материале. Выделение  существенных признаков и на их основе обобщение происходят на более высоком  уровне у тех испытуемых, которые  систематически связаны с умственным трудом. С возрастом усиливается  роль практического мышления.

По мере увеличения общего фонда знаний и возрастания их системности, повышается уровень их абстрагирования и развивается  мышление. В тоже время мыслительная деятельность в юношеском возрасте становится более активной и самостоятельной. Они критичнее относятся к тому, что сообщают преподаватели. Критичность студентов во многом способствует глубине анализа оцениваемого объекта и аргументированности их оценочных суждений.

Советский психолог Р.С. Немов, сравнивая юношей с подростками, отмечал у первых значительное развитие теоретической мысли. Юношескому стилю словесно-логического мышления свойственно отвлеченное теоретизирование, создание абстрактных моделей и увлечение философскими построениями [37, с. 578]. У студентов появляется внутренняя потребность в логическом мышлении. Первокурсники готовы часами спорить об отвлеченных предметах, о которых они пока еще знают недостаточно. По мнению И.С. Кона, отвлеченные рассуждения даже необходимы и полезны, как и бесконечные «почему?» дошкольника. Абстрактная возможность кажется интереснее и важнее действительности потому, что в сфере мысли нет никаких ограничений кроме логических, и поэтому «изобретение, а затем разрушение “универсальных” законов и теорий становится любимейшей умственной игрой» [21, с. 72].

Конечно, отвлеченно-философская  направленность словесно-логического  мышления в юношеском возрасте связана  не только с формально-логическими  операциями, но и с особенностями  эмоционального мира ранней юности.

У студентов обнаруживается способность находить и ставить  проблемы, видеть нестандартный подход к уже известным проблемам, появляется умение включать частные проблемы в  более общие, родовые. Однако, как  справедливо замечает И.С. Кон, если даже все испытуемые со средними умственными способностями обладают гипотетико-дедуктивным мышлением, они «далеко неодинаково применяют эту способность к разным аспектам действительности» [21, с. 478]. Работы советских психологов П.Я. Гальперина и В.В. Давыдова показали, что существует широкий диапазон индивидуальных различий. Некоторые люди обладают гипотетико-дедуктивным мышлением уже в 10-11 лет, другие не способны к нему и во взрослом состоянии; почти половина взрослых не справляется с задачами, правильное решение которых, по Пиаже, свидетельствует о наличии словесно-логического мышления [45, с. 66].

Информация о работе Выявление логического аспекта мышления на основе двух возрастных групп