Автор работы: Пользователь скрыл имя, 05 Декабря 2013 в 19:15, курсовая работа
Цель исследования: изучить особенности словесно-логического мышления успевающих и слабоуспевающих студентов.
Объект исследования: словесно-логическое мышление.
Предмет исследования: особенности словесно-логического мышления успевающих и слабоуспевающих студентов.
Действительно, хотя обе
задачи (вооружение студентов системой
знаний и их умственное развитие, включая,
развитие словесно-логического мышления)
решаются вместе, ибо процесс формирования
словесно-логического мышления происходит
только в учебной деятельности (усвоение
и применение знаний), все же каждая
из этих задач имеет самостоятельное
значение и свой путь реализации (знания
можно заучить механически и
воспроизвести их без должного понимания),
в то время как средством
Обучение студентов приемам словесно-логического мышления открывает возможность контроля и управления процессом познания студента, что способствует развитию умения самостоятельно мыслить. Тем самым обучение приемам рационализирует познавательный процесс студентов[15, с. 43].
Многие авторы признают, что для умственного развития существенное значение имеет овладение системой знаний и мыслительными операциями (А.Н. Леонтьев, М.Н. Шардакой, С.Л. Рубинштейн и др.), интеллектуальными умениями (Д.В. Богоявленский, Н.А. Менчинская, В.И. Зыкова и др.), приемами умственной деятельности (Е.Н. Кабанова-Меллер, Г.С. Костюк, Л.В. Занков и др.). Однако вопрос о влиянии приемов словесно-логического мышления на умственное развитие студентов остается не до конца решенным.
В отечественной психолого-
Эффективность и качество
умственного труда при решении
учебных задач находится в
прямой зависимости от уровня сформированности
системы приемов словесно-
Таким образом, приемы умственной деятельности из цели обучения превращаются в средство обучения путем активного и разнообразного их применения. При такой организации обучения возрастают возможности развития содержательного; операционного и мотивационного компонентов словесно-логического мышления.
При выборе приемов для
обучения студентов Е.О. Зейлигер-
Например, приемы абстракции — это способы, которыми студенты осуществляют процессы отвлечения, позволяющие мысленно вычленить и превратить в самостоятельный объект рассмотрения отдельные свойства, стороны или состояния предмета. Абстракция лежит в основе процессов обобщения и образования понятий. Эмпирическому и теоретическому уровням словесно-логического мышления соответствуют формальная и содержательная абстракция.
Показателем того, что прием
умственной деятельности сформирован,
является его перенос на решение
новых теоретических и
Показателем степени обобщения приемов является диапазон их переноса. По степени обобщенности приемы подразделяются на две группы — узкие (или частные) и широкие, которые используются при решении широкого круга задач.
Пока студент овладевает приемом в данном учебном предмете независимо от других учебных дисциплин (межпредметных связей) — прием носит узкий характер.
Так, например, студент может усвоить прием рассмотрения объектов (сезонов) с разных точек зрения на природоведческом материале и независимо от того — на уроках чтения будут изучаться статьи по данному сезону. В этом случае он усваивает два отдельных узких приема, каждый из которых он может применить при решении определенного круга конкретных задач. Студент овладевает широким приемом в том случае, если создаются условия для обобщения аналитических приемов на материале различных учебных дисциплин, т. к. содержание учебных программ в том или ином виде направлено на изучение природоведческого материала средствами данного учебного предмета. Однако методические рекомендации слабо ориентируют педагога на осуществление межпредметных связей, что сдерживает развитие словесно-логического мышления.
Общеизвестно, что приемы абстрагирования играют, важную роль в усвоении знаний. При соответствующем обучении (специально продуманным с точки зрения развития студентов) названные приемы обеспечивают сдвиги в общем развитии студентов [42, с. 234].
Особое значение для полноценного
развития студентов имеет обучение
обобщенным приемам противопоставляющей
абстракций, т. е. процессу сознательного
выделения и расчленения
При обучении студентов приемам
сознательного
Описанный выше прием мыслительной
деятельности в условиях расчленяющей
абстракции оказывает существенное
влияние на общее развитие студентов,
на изменение структуры
Обучение приемам умственной
деятельности имеет большое значение
для устранения перегрузки студентов
и формализма в усвоении знаний,
т. к. главный источник перегрузки и
формализма знаний заключается в
неумении студентов рационально
работать с учебными пособиями, слабая
сформированность приемов словесно-логического
мышления, которые позволяют
Кроме того, использование
приёмов умственной деятельности открывает
перед студентами возможности осмысленного
подхода к решению новых задач,
тем самым рационализируется
вся учебная деятельность студентов.
В теоретическом отношении
Работу над формированием
приемов словесно-логического
На первоначальных ступенях
аналитико-синтетические
В условиях четко управляемого обучения, в котором мыслительные действия и операции являются специальным предметом обучения, обеспечивается своевременный переход от низших ступеней анализа к высшим, и слабоуспевающие студенты быстро изживают отмеченные ошибки [4, с. 23].
В оперировании наглядным
материалом высокого уровня развития
достигают операции сопоставления
и противопоставления признаков, их
абстрагирования и обобщения, включение
и исключение понятий, классов. Под
воздействием обучения у студентов
формируются два основных психологических
новообразования —
Таким образом, рассмотрев теоретические основы проблемы развития словесно-логического мышления, мы пришли к выводам, что в результате целенаправленного обучения, продуманной системы работы можно добиться такого умственного развития слабоуспевающих студентов, которое делает им способным к овладению приемами словесно-логического мышления общими для разных видов работ и усвоения разных учебных предметов, для использования усвоенных приемов при решении новых задач, для предвидения определенных закономерных событий или явлений.
В следующей главе мы рассмотрим
опытно-экспериментальное
2. Опытно-экспериментальное
исследование особенностей
2.1 Диагностика
уровней сформированности
Для исследования особенностей словесно-логического мышления успевающих и слабоуспевающих студентов на базе ГОУ ВПО ИГПИ им. П.П. Ершова города Ишима был проведен эксперимент.
В эксперименте приняли участие студенты 2 курса ИГПИ им. П.П. Ершова города Ишима в количестве 48 человек.
Цель исследования: выявить значимые различия в уровне сформированности словесно-логического мышления успевающих и слабоуспевающих студентов.
Задачи исследования: выявить успевающих и слабоуспевающих студентов, определить уровень словесно-логического мышления студентов, разработать рекомендации по формированию словесно-логического мышления, влияющего на успешность обучения в ВУЗе.
Гипотеза исследования: успешность обучения зависит от общего уровня словесно-логического мышления.
Эксперимент состоял из трех этапов:
1 этап – отбор испытуемых
и распределение их по группам
успевающих и слабоуспевающих;
изучение словесно-логического
2 этап – анализ результатов
проведенных методик по
3 этап – выявление
значимых различий в уровне
словесно-логического мышления
Для отбора успевающих и
слабоуспевающих студентов
информационная активность (сообщения, доклады, конференции, рефераты и т. д.),
участие в изучении нового
материала и закреплении
Информация о работе Выявление логического аспекта мышления на основе двух возрастных групп