Автор работы: Пользователь скрыл имя, 05 Декабря 2013 в 19:15, курсовая работа
Цель исследования: изучить особенности словесно-логического мышления успевающих и слабоуспевающих студентов.
Объект исследования: словесно-логическое мышление.
Предмет исследования: особенности словесно-логического мышления успевающих и слабоуспевающих студентов.
В процессе профессионального
онтогенеза у студентов повышается
уровень наблюдательности, развивается
критичность словесно-
Для студентов свойственны
максимализм суждений, своеобразный
эгоцентризм мышления. На эту особенность
мышления студентов указывает А.Н.
В процессе обучения у студентов происходит изменение стереотипов, сложившихся в процессе жизненного опыта, и на их месте формируются новые (научные) понятия и способы действия. Процессы запоминания все больше основываются на использовании различного рода логических вспомогательных приемов. Экспериментальное исследование особенностей умственной деятельности взрослых, проведенное Ю.Н. Кулюткиным показало, «что организация запоминания посредством логических приемов является для взрослого несравненно более ценной (в смысле надежности, экономичности и успешности), чем механическое заучивание. Поэтому на практике взрослый человек обычно пользуется логико-смысловой памятью» [26, с. 69].
Наши наблюдения показывают, что студенты стараются не просто запоминать тот или иной учебный материал, а изобретают приемы запоминания; не просто оценивают, а пытаются создать критерии оценок; не только ищут, а вырабатывают правила поиска; не только анализируют, обобщают или абстрагируют, а широко применяют найденные ими способы анализа, обобщения или абстрагирования в зависимости от характера решаемой задачи. Студенты, особенно старших курсов, не просто воспринимают учебный материал, а пытаются соотнести его со своим жизненным, практическим и производственным опытом, т.е. рассматривают его в контексте тех практических задач, которые возникают или могут возникнуть в процессе их будущей профессиональной деятельности. При этом каждый отдельный элемент знания начинает осознаваться как промежуточное средство для решения последующих задач, т.е. в общей системе и логике отдельно взятой учебной дисциплины.
Постепенно у студентов
формируется собственное
Во многих исследованиях, посвященных изучению личности студента, показывается, что в этот период достигаются многие оптимумы развития интеллектуальных и физических сил, но одновременно проявляются «ножницы» между этими возможностями и их действительной реализацией. Заметно укрепляются такие качества как самостоятельность, умение владеть собой. В тоже время студенты редко могут предвидеть все последствия своих поступков.
Конечно, сам факт поступления в вуз укрепляет в молодых людях веру в собственные силы и способности. Вместе с тем для успешного обучения в вузе необходим не только высокий уровень общего интеллектуального развития, в том числе мышления, но и владение определенным набором логических операций. При некотором снижении этого уровня на II и III курсах часто возникает вопрос о правильности выбора вуза, специальности, профессии. К концу III курса вопрос о профессиональном самоопределении окончательно решается, при этом нередко студенты принимают решение не работать в будущем по специальности.
Именно в студенческом
возрасте формируется склад словесно-
Гуманитарии должны иметь
не только богатый словарный запас,
но и уметь правильно его
Как показали исследования, проведенные В.Г. Онушкиным и Ю.Н. Кулюткиным, к начальному периоду взрослости развиваются наиболее общие психологические «механизмы» памяти и мышления, складывается логический аппарат и основные операционные структуры мышления. В результате начинается более успешное освоение, углубление и обогащение представлений и понятий, широкое использование имеющихся знаний на практике для решения возникающих в жизни задач [26, с. 315]. При этом «методы обучения как бы “сближаются” с методами самой практической деятельности» [26, с. 93].
Использование методов и
законов формальной и диалектической
логики, методов научного мышления
позволяет сформировать у студентов
научный стиль словесно-
Вооружение студентов
системой научных знаний не обеспечивает,
да и не может обеспечить «попутного»
формирования у них научного стиля
словесно-логического мышления. Очевидно,
что научный стиль словесно-
Некоторые студенты, не надеясь
на механическую память, стремятся
выяснить сущность явлений, установить
связи между ними, обнаружить причинные
зависимости. Однако они плохо усваивают
абстрактные категории и
Специфика юности заключается
в том, что юноши и девушки
превращаются в зрелые личности, обладающие
независимостью суждений, внутренней
свободой, самостоятельностью словесно-логического
мышления, имеющие собственную точку
зрения и готовых ее отстаивать.
У молодых людей складывается
система убеждений, основа мировоззрения
личности, у них развивается критическое
мышление к мнению других людей, способность
к теоретическому мышлению, кроме
того, они овладевают диалектическим
методом мышления и одновременно
логикой решения практических задач.
В самом затруднительном
Вместе с тем нужно всегда помнить, что «возрастной период юности может ничего не дать человеку в плане развития способности к рефлексии и духовности. Прожив этот период, выросший человек может остаться в психологическом статусе подростка» [23, с. 143]. Чтобы этого не случилось, важно учить студентов находить и формулировать проблемы, вырабатывать у них аналитико-синтетические умения, навыки диалектического мышления и способность к теоретическим обобщениям.
Процессы словесно-логического
мышления — внутренние размышления
студентов, где они действуют
с понятиями по законам логики.
Это рассуждения или суждения.
Суждение — высказывание, содержащее
в себе определенную мысль, а рассуждение
— цепочка логически связанных
друг с другом суждений, логически
выстроенная
Когда же мы говорим о
мышлении словесно-логическом как особом
уровне развития мышления студента, то
акцент следует делать не на факте
абстрагирования, а на его степени.
Высшей степенью абстрагирования выступает
символизация, которая и должна рассматриваться
в качестве главной отличительной
черты словесно-логического
Словесно-логическое мышление студентов функционирует на базе языковых средств и символов. Его физиологическую основу обеспечивает вторая сигнальная система и стратегии познавательной деятельности, реализуемые на основе функций левого полушария. Словесно-логическое мышление представляет собой наиболее поздний этап эволюционного и индивидуального развития мышления студентов.
Словесно-логический вид мышления студентов реализуется в абстрактной вербальной форме с помощью логических операций с понятиями.
По характеру решаемых
задач словесно-логическое мышление
студентов может быть разделено
на практическое мышление и теоретическое.
Следует, однако, подчеркнуть, что «интеллект
у человека един и едины основные
механизмы мышления, но различны формы
мыслительной деятельности, поскольку
различны задачи, стоящие в том
или другом случае перед умом человека.
Именно в этом смысле можно и должно
говорить в психологии о практическом
и теоретическом словесно-
Словесно-логическое мышление
студентов основано на способности
оперировать утверждениями. Они
могут мысленно представлять и делать
выводы о том, что в дальнейшем
будет проверено путем
Развитие у студентов
умений пользоваться логическими приемами
должно стать задачей преподавателя.
От этого зависит не только успеваемость,
глубина и прочность знаний, но
и возможность дальнейшего
Студенты могут формулировать
гипотезы, рассуждать предположительно,
исследовать и сравнивать между
собой различные альтернативы при
решении одних и тех же задач.
Сфера познавательных, в том числе
учебных, интересов студентов выходит
за пределы института и
Таким образом, словесно-логическое
мышление студентов характеризуется
стремлением к широким
Особенности словесно-логического мышления студентов проявляются в независимости выбора способа поведения. Студенты принимают лишь то, что лично им кажется разумным, целесообразным и полезным.
Словесно-логическое мышление студентов неразрывно связано с речью. Мысль не может ни возникнуть, ни протекать, ни существовать вне языка, вне речи. Мы мыслим словами, которые произносим вслух или проговариваем про себя, т. е. мышление происходит в речевой форме. Люди, одинаково хорошо владеющие несколькими языками, совершенно четко осознают, на каком языке они мыслят в каждый данный момент. В речи мысль не только формулируется, но и формируется, развивается.
В следующем параграфе мы рассмотрим средства формирования словесно-логического мышления успевающих и слабоуспевающих студентов.
1.3 Средства формирования
словесно-логического мышления
В психолого-педагогической литературе много работ, направленных на выявление условий и методов обучения, оказывающих наибольшее влияние на развитие словесно-логического мышления студентов в учебном процессе. При этом предполагалось, что усвоение студентами знаний, особенно связей между явлениями, формирует словесно-логическое мышление и обеспечивает полноценное умственное развитие. В этом случае не разграничиваются две задачи — усвоение прочных знаний и обучение студентов умению правильно мыслить. С.Л. Рубинштейн отмечал, что неправомерно подчинять проблему развития словесно-логического мышления проблеме усвоения знаний [51, с. 364].
Информация о работе Выявление логического аспекта мышления на основе двух возрастных групп