Выявление логического аспекта мышления на основе двух возрастных групп

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 05 Декабря 2013 в 19:15, курсовая работа

Краткое описание

Цель исследования: изучить особенности словесно-логического мышления успевающих и слабоуспевающих студентов.
Объект исследования: словесно-логическое мышление.
Предмет исследования: особенности словесно-логического мышления успевающих и слабоуспевающих студентов.

Вложенные файлы: 1 файл

КУРСАК.docx

— 113.91 Кб (Скачать файл)

В процессе профессионального  онтогенеза у студентов повышается уровень наблюдательности, развивается  критичность словесно-логического  мышления. Однако, как утверждает С.Е. Пиняева, успехи в профессиональной сфере (например, у студентов заочников в возрасте от 30 — 40 лет) могут привести к развитию и таких проявлений, как преувеличение роли отдельных деталей объекта, чрезмерная подозрительность, всёдозволенность, вынесение поспешных и ложных заключений [46, с. 65].

Для студентов свойственны  максимализм суждений, своеобразный эгоцентризм мышления. На эту особенность  мышления студентов указывает А.Н. Соколов, отмечая, что «…разрабатывая свои теории, юноша ведет себя так, как если бы мир должен подчиняться его теориям, а не теории — действительности» [53, с. 643].

В процессе обучения у студентов  происходит изменение стереотипов, сложившихся в процессе жизненного опыта, и на их месте формируются  новые (научные) понятия и способы  действия. Процессы запоминания все  больше основываются на использовании  различного рода логических вспомогательных  приемов. Экспериментальное исследование особенностей умственной деятельности взрослых, проведенное Ю.Н. Кулюткиным показало, «что организация запоминания посредством логических приемов является для взрослого несравненно более ценной (в смысле надежности, экономичности и успешности), чем механическое заучивание. Поэтому на практике взрослый человек обычно пользуется логико-смысловой памятью» [26, с. 69].

Наши наблюдения показывают, что студенты стараются не просто запоминать тот или иной учебный  материал, а изобретают приемы запоминания; не просто оценивают, а пытаются создать  критерии оценок; не только ищут, а вырабатывают правила поиска; не только анализируют, обобщают или абстрагируют, а широко применяют найденные ими способы анализа, обобщения или абстрагирования в зависимости от характера решаемой задачи. Студенты, особенно старших курсов, не просто воспринимают учебный материал, а пытаются соотнести его со своим жизненным, практическим и производственным опытом, т.е. рассматривают его в контексте тех практических задач, которые возникают или могут возникнуть в процессе их будущей профессиональной деятельности. При этом каждый отдельный элемент знания начинает осознаваться как промежуточное средство для решения последующих задач, т.е. в общей системе и логике отдельно взятой учебной дисциплины.

Постепенно у студентов  формируется собственное мировоззрение  представляющее собой целостную  систему взглядов, знаний, убеждений, опирающееся на логическое и теоретическое  мышление, без чего отдельные знания не складываются в единую систему.

Во многих исследованиях, посвященных изучению личности студента, показывается, что в этот период достигаются многие оптимумы развития интеллектуальных и физических сил, но одновременно проявляются «ножницы»  между этими возможностями и  их действительной реализацией. Заметно  укрепляются такие качества как  самостоятельность, умение владеть  собой. В тоже время студенты редко  могут предвидеть все последствия  своих поступков.

Конечно, сам факт поступления  в вуз укрепляет в молодых  людях веру в собственные силы и способности. Вместе с тем для  успешного обучения в вузе необходим  не только высокий уровень общего интеллектуального развития, в том  числе мышления, но и владение определенным набором логических операций. При  некотором снижении этого уровня на II и III курсах часто возникает  вопрос о правильности выбора вуза, специальности, профессии. К концу III курса вопрос о профессиональном самоопределении окончательно решается, при этом нередко студенты принимают решение не работать в будущем по специальности.

Именно в студенческом возрасте формируется склад словесно-логического  мышления, который характеризует  будущую профессиональную направленность личности.

Гуманитарии должны иметь  не только богатый словарный запас, но и уметь правильно его использовать, точно соотносить конкретные и абстрактные  понятия, иметь в целом высокоразвитое, словесно-логическое мышление. Студенты естественных факультетов должны обладать высокоразвитым логическим и абстрактным  мышлением, способностью управлять  мыслительными процессами, при этом у них должна быть безупречной  логичность суждений.

Как показали исследования, проведенные В.Г. Онушкиным и Ю.Н. Кулюткиным, к начальному периоду взрослости развиваются наиболее общие психологические «механизмы» памяти и мышления, складывается логический аппарат и основные операционные структуры мышления. В результате начинается более успешное освоение, углубление и обогащение представлений и понятий, широкое использование имеющихся знаний на практике для решения возникающих в жизни задач [26, с. 315]. При этом «методы обучения как бы “сближаются” с методами самой практической деятельности» [26, с. 93].

Использование методов и  законов формальной и диалектической логики, методов научного мышления позволяет сформировать у студентов  научный стиль словесно-логического  мышления.

Вооружение студентов  системой научных знаний не обеспечивает, да и не может обеспечить «попутного»  формирования у них научного стиля  словесно-логического мышления. Очевидно, что научный стиль словесно-логического  мышления — это такой уровень  культуры словесно-логического мышления, на который студенты смогут подняться  в результате целенаправленной, систематической, специально организованной работы преподавателей.

Некоторые студенты, не надеясь  на механическую память, стремятся  выяснить сущность явлений, установить связи между ними, обнаружить причинные  зависимости. Однако они плохо усваивают  абстрактные категории и отвлеченные  понятия. Объясняется это тем, что  они имеют конкретный тип мышления, о котором в свое время писала Н.К. Крупская: «Есть два типа мышления: отвлеченное (абстрактное) и образное (конкретное). Абстрактное мышление свойственно, например, философам, известной части математиков, юристам; конкретное — инженерам, изобретателям и другим. Конкретный тип мышления не ниже абстрактного, это только иной тип; человек мыслит не логическими рассуждениями, а живыми образами» [23, с. 139].

Специфика юности заключается  в том, что юноши и девушки  превращаются в зрелые личности, обладающие независимостью суждений, внутренней свободой, самостоятельностью словесно-логического  мышления, имеющие собственную точку  зрения и готовых ее отстаивать. У молодых людей складывается система убеждений, основа мировоззрения  личности, у них развивается критическое  мышление к мнению других людей, способность  к теоретическому мышлению, кроме  того, они овладевают диалектическим методом мышления и одновременно логикой решения практических задач. В самом затруднительном положении  оказываются те студенты, которые  не в состоянии сделать правильный выбор в политике, экономике, самоопределиться в сфере человеческих отношений.

Вместе с тем нужно  всегда помнить, что «возрастной  период юности может ничего не дать человеку в плане развития способности  к рефлексии и духовности. Прожив этот период, выросший человек может  остаться в психологическом статусе  подростка» [23, с. 143]. Чтобы этого  не случилось, важно учить студентов  находить и формулировать проблемы, вырабатывать у них аналитико-синтетические умения, навыки диалектического мышления и способность к теоретическим обобщениям.

Процессы словесно-логического  мышления — внутренние размышления  студентов, где они действуют  с понятиями по законам логики. Это рассуждения или суждения. Суждение — высказывание, содержащее в себе определенную мысль, а рассуждение  — цепочка логически связанных  друг с другом суждений, логически  выстроенная последовательность.

Когда же мы говорим о  мышлении словесно-логическом как особом уровне развития мышления студента, то акцент следует делать не на факте  абстрагирования, а на его степени. Высшей степенью абстрагирования выступает  символизация, которая и должна рассматриваться  в качестве главной отличительной  черты словесно-логического мышления. Словесно-логическое мышление студентов  предполагает опору на понятия, но нельзя не учитывать, что никакая сколь  угодно развитая понятийная система  в принципе не в состоянии описать  все бесконечное разнообразие реального  мира. Причин тут как минимум две: одна вытекает из философского принципа неисчерпаемости предмета познания, вторая кроется в специфических  особенностях самого понятийного мышления. Обобщенное понятие отличается логической ясностью и четкостью, но именно поэтому  оно обычно содержит несравненно  меньше информации об объекте, чем образ  этого объекта [11, с. 56].

Словесно-логическое мышление студентов функционирует на базе языковых средств и символов. Его  физиологическую основу обеспечивает вторая сигнальная система и стратегии  познавательной деятельности, реализуемые  на основе функций левого полушария. Словесно-логическое мышление представляет собой наиболее поздний этап эволюционного  и индивидуального развития мышления студентов.

Словесно-логический вид  мышления студентов реализуется  в абстрактной вербальной форме  с помощью логических операций с  понятиями.

По характеру решаемых задач словесно-логическое мышление студентов может быть разделено  на практическое мышление и теоретическое. Следует, однако, подчеркнуть, что «интеллект у человека един и едины основные механизмы мышления, но различны формы  мыслительной деятельности, поскольку  различны задачи, стоящие в том  или другом случае перед умом человека. Именно в этом смысле можно и должно говорить в психологии о практическом и теоретическом словесно-логическом мышлении [11, с. 56].

Словесно-логическое мышление студентов основано на способности  оперировать утверждениями. Они  могут мысленно представлять и делать выводы о том, что в дальнейшем будет проверено путем эксперимента или наблюдения. На этом этапе студенты приобретают способность к формальному  выражению конкретных идей. Именно в студенческом возрасте развивается  умение длительное время удерживать внимание на логически организованном материале, но оно развивается постепенно и не у всех одинаково. Необходимо не только дать информацию и добиться ее воспроизведения студентом, но и  выделить вместе с ним определенные связи в зависимости от данного  материала. При такой деятельности восприятие насыщается размышлением и  качественно меняется. Очень важно  создавать и развивать у студентов  установку на мышление и отыскание, выделение значительных и существенных связей и причинно-следственных зависимостей. В познавательном процессе важное значение имеют логические приемы анализа  и синтеза. В процессе анализа  предмет познания разделяется на части и далее изучается поэлементно. В процессе последующего синтеза  объединяются расчлененные знания, устанавливаются  взаимосвязи, формируется общее  знание[17, с. 102].

Развитие у студентов  умений пользоваться логическими приемами должно стать задачей преподавателя. От этого зависит не только успеваемость, глубина и прочность знаний, но и возможность дальнейшего развития интеллекта и способностей студентов. Студенческий возраст отличается повышенной интеллектуальной активностью, которая  стимулируется не только естественной возрастной любознательностью студентов, но и желанием развить, продемонстрировать окружающим свои способности, получить высокую оценку с их стороны. В этой связи студенты стремятся брать на себя наиболее сложные и престижные задачи, нередко проявляют не только высокоразвитый интеллект, но и незаурядные способности. Для них характерна эмоционально-отрицательная аффективная реакция на слишком простые задачи.

Студенты могут формулировать  гипотезы, рассуждать предположительно, исследовать и сравнивать между  собой различные альтернативы при  решении одних и тех же задач. Сфера познавательных, в том числе  учебных, интересов студентов выходит  за пределы института и приобретает  форму познавательной самодеятельности – стремления к поиску и приобретению знаний, к формированию полезных умений и навыков. Стремление к самообразованию  – характерная особенность студенческого  возраста.

Таким образом, словесно-логическое мышление студентов характеризуется  стремлением к широким обобщениям. Одновременно с этим складывается новое  отношение к учению, особенно на последних курсах. Выпускников привлекают предметы и виды знаний, где они  лучше могут узнать себя, проявить самостоятельность, и к таким  знаниям у них вырабатывается особенно благоприятное отношение. Вместе с теоретическим отношением к миру, предметам и явлениям у  студентов возникает особое познавательное отношение к самому себе, выступающее  в виде желания и умения анализировать  и оценивать собственные поступки, а так же способность вставать на точку зрения другого человека, видеть и воспринимать мир с иных позиций, чем свои собственные.

Особенности словесно-логического  мышления студентов проявляются  в независимости выбора способа  поведения. Студенты принимают лишь то, что лично им кажется разумным, целесообразным и полезным.

Словесно-логическое мышление студентов неразрывно связано с  речью. Мысль не может ни возникнуть, ни протекать, ни существовать вне языка, вне речи. Мы мыслим словами, которые произносим вслух или проговариваем про себя, т. е. мышление происходит в речевой форме. Люди, одинаково хорошо владеющие несколькими языками, совершенно четко осознают, на каком языке они мыслят в каждый данный момент. В речи мысль не только формулируется, но и формируется, развивается.

В следующем параграфе  мы рассмотрим средства формирования словесно-логического мышления успевающих и слабоуспевающих студентов.

1.3 Средства формирования  словесно-логического мышления успевающих  и слабоуспевающих студентов 

 

В психолого-педагогической литературе много работ, направленных на выявление условий и методов  обучения, оказывающих наибольшее влияние  на развитие словесно-логического мышления студентов в учебном процессе. При этом предполагалось, что усвоение студентами знаний, особенно связей между  явлениями, формирует словесно-логическое мышление и обеспечивает полноценное  умственное развитие. В этом случае не разграничиваются две задачи —  усвоение прочных знаний и обучение студентов умению правильно мыслить. С.Л. Рубинштейн отмечал, что неправомерно подчинять проблему развития словесно-логического мышления проблеме усвоения знаний [51, с. 364].

Информация о работе Выявление логического аспекта мышления на основе двух возрастных групп