Автор работы: Пользователь скрыл имя, 05 Декабря 2013 в 19:15, курсовая работа
Цель исследования: изучить особенности словесно-логического мышления успевающих и слабоуспевающих студентов.
Объект исследования: словесно-логическое мышление.
Предмет исследования: особенности словесно-логического мышления успевающих и слабоуспевающих студентов.
Дать определение какому-либо понятию означает назвать родовое (более общее) понятие, в которое включается данное понятие, а также найти видовые признаки, т.е. такие качества, которыми обладают все объекты, называемые данным понятием, и не обладают другие объекты, входящие в родовое понятие.
К примеру: МОЗАИКА — это картина, выложенная из цветных камешков или кусочков стекла. «Картина» — это родовое понятие по отношению к понятию «мозаика», а «выложенная из цветных камешков или кусочков стекла» — это видовое отличие;
БАРЩИНА — работа крепостных крестьян в хозяйстве феодала. «Работа крестьян» — родовое понятие, а «в хозяйстве феодала» — видовое отличие.
Родовые и видовые признаки понятия обычно называются существенным, так как они и есть то главное, что мы выражаем с помощью понятия. Остальные признаки называются несущественными, случайными. К примеру, в понятие «архив» включены существенные признаки — «хранилище» и «для документов». Помимо этих признаков, понятие «архив» может обладать и случайными признаками, например «большой», «главный», «военный».
В следующих заданиях проведите анализ понятий, т.е. выделите существенные и случайные их признаки:
1. ФЕОДАЛ — а) богатый; б) владеющий землей; в) жестокий;
г) владеющий крестьянами; д) властный; е) король.
2. БОТАНИКА — а) учебный
предмет; б) наука; в) часть
естествознания; г) скучный урок;
д) сложная наука; е) не
3. ЗОЛОТО — а) металл; б) драгоценный металл; в) имеющий желтый цвет; г) служит для изготовления украшений.
4. АНТАРКТИДА — а) материк;
б) имеющий ледниковый покров;
в) самое холодное место на
земле; г) место обитания
5. СТИХОТВОРЕНИЕ — а) смешное произведение; б) поэтическое произведение; в) короткое произведение; г) хорошее произведение.
6. БРОУНОВСКОЕ ДВИЖЕНИЕ -
а) движение; б) движение газов;
в) беспорядочное движение
7. ТОЧКА — а) маленький
знак; б) знак препинания; в) нужный
знак; г) стоящий в конце
8. ЦВЕТКОВЫЕ РАСТЕНИЯ — а) растения; б) красивые;
в) способны образовывать цветки; г) имеют приятный запах;
д) растут в саду.
9. РЕМЕСЛО — а) основано
на ручном труде; б)
10. ГЛОБУС — а) большой;
б) модель зенемало шара; в)
наглядное пособие по
11. ТЕРМОМЕТР — а) прибор; б) измеряющий температуру;
в) ртутный; г) имеющий стеклянный корпус.
12. СОЮЗ — а) служебная
часть речи; б) необходимое слово
в предложении; в)
13. КОРЕНЬ — а) съедобный; б) орган растения; в) ветвящийся; г) с его помощью растение получает питательные вещества; д) находится в земле.
14. КРЕПОСТНОЙ КРЕСТЬЯНИН - а) лишенный земли;
б) зависящий от феодала; в) лишенный личной свободы; г) нищий; д) слуга.
15. СУБТРОПИКИ — а) переходный климатический пояс;
б) место с хорошей погодой; в) получают большое количество солнечного тепла; г) климатическая область Закавказья.
16. ПЛОЩАДЬ — а) характеристика плоскостной фигуры;
б) зависит от величины сторон; в) геометрическое понятие;
г) земельная.
Упражнение "Построение системы причин"
Задается некоторое событие,
например: «Один человек вдруг
неожиданно грубо ответил на вопрос
другого». Надо назвать как можно
больше возможных причин этого, пользуясь
заданным (или созданным совместно
в группе) алгоритмом причин. Исходить
следует из того, что причины события
могут находиться в субъекте действия,
его объекте и в ситуации. Эта
классификация сразу же задает поиск
причин в трех различных направлениях.
Кроме того, в каждом из этих случаев
причины могут быть преднамеренными
или непреднамеренными, постоянными
или временными, ближайшими или отдаленными
и т.д. Следует рассмотреть
Задание направлено на формирование установки на всесторонний анализ ситуации.
Развивая словесно-логическое мышление через решение логических задач, мы подбирали такие задачи, которые бы требовали индуктивного (от единичного к общему), дедуктивного (от общего к единичному) и традуктивного (от единичного к единичному или от общего к общему, когда посылки и заключения являются суждениями одинаковой общности) умозаключения. Сюда включены задания на формирование умения выделять существенные свойства (признаки) конкретных объектов и абстрагирование от второстепенных качеств, умение отделять форму понятия от его содержания, устанавливать связи между понятиями (логические ассоциации), формирование способности оперирования смыслом.
Таким образом, на формирующем
этапе эксперимента мы провели работу
по развитию словесно-логического мышления
у слабоуспевающих студентов
экспериментальной группы. Для проверки
эффективности реализованных
2.3 Анализ эффективности
реализованных мероприятий по
формированию словесно-
Для проверки эффективности
формирующего этапа эксперимента работы,
было проведено контрольное
Предложенные методики.
Методика 1 “Выделение существенного”
Цель работы: выявить уровень умения находить существенные признаки предметов.
Ход опыта: Из четырех предложенных рядов слов, в каждом из которых пять слов дается в скобках, а одно перед ними, испытуемые должны за 20 секунд выделить два слова, наиболее существенные для слова, стоящего перед скобками. За каждый правильный ответ 1 балл.
Лес (лист, яблоня, охотник, дерево, кустарник)
Город (автомобиль, здание, толпа, улица, велосипед)
Больница (сад, врач, помещение, радио, больные)
Война (аэроплан, пушки, сражения, солдаты, ружья)
Результаты тестирования представлены в таблице 10.
Таблица 10. Уровень сформированности
приема выделять существенное у испытуемых
контрольной и
Уровень сформированности |
Контрольная группа |
Экспериментальная группа | ||
Абсолютное число студентов |
% соотношение |
Абсолютное число студентов |
% соотношение | |
Низкий |
12 |
50% |
6 |
25% |
Средний |
6 |
25% |
6 |
25% |
Высокий |
6 |
25% |
12 |
50% |
Данные таблицы 10 показывают, что испытуемые экспериментальной группы справились намного лучше, чем студенты контрольной группы. Студенты, справившихся с предложенной методикой на высоком уровне, в 2 раза больше в экспериментальной группе, чем в контрольной, а с низким уровнем в 2 раза меньше.
Методика 2. “Сравнение понятий”
Цель работы: установить уровень умения испытуемых сравнивать предметы, понятия.
Материалы: 2 пары сравниваемых понятий.
Ход опыта: Испытуемым представляются два предмета или понятия. Каждый студент должен написать на листе бумаги справа – черты различия, слева – черты сходства. На выполнение задания, состоящего из одной пары слов, дается 4 минуты. За каждый правильный ответ 1 балл.
1. Солнце – луна,
Таблица 11. Предполагаемые ответы
Сходства |
Различия |
Сходства |
Различия |
||
1. Небесные тела. |
1. Солнце светит днем |
1. Транспорт. |
1. Сани используют зимой. |
||
2. Используют в селе. |
2. Телегу используют летом. |
||||
2. Планеты. |
2. Луна светит ночью. |
||||
3. Передвигаются с помощью лошади. |
3. У телеги колеса. |
||||
3. Имеют форму круга. |
3. Луна может менять свою форму. |
||||
4. Сделаны из дерева. |
4. У саней полозья. |
Результаты тестирования отражены в таблице 12.
Таблица 12. Уровень сформированности
приемов сравнения у студентов
контрольной и
Уровень сформированности |
Контрольная группа |
Экспериментальная группа | ||
Абсолютное число студентов |
% соотношение |
Абсолютное число студентов |
% соотношение | |
Низкий |
10 |
41,6% |
2 |
8,6% |
Средний |
6 |
25,1% |
14 |
58% |
Высокий |
8 |
33,4% |
8 |
33,4% |
Проанализировав таблицы, мы выявили, что 41,6% студентов в контрольной группе не умеют сравнивать предметы, и только 8,6% студентов экспериментальной группы оказались на низком уровне.
В контрольной группе испытуемые по-прежнему указывают только сходство или различие, причем и то, и другое не в полном объеме, а в экспериментальной группе в результате проводимой систематической работы студенты овладели умением выделять признаки и сходства, и различия. 91,4% - результат выполненной работы на высоком и среднем уровне.
Методика 3. “Обобщение понятий”
Цель работы: выявить уровень сформированности приема обобщения.
Материалы: 4 пары слов.
Ход опыта: В каждой паре слов испытуемые должны определить, что между ними общего. На каждую пару слов отводится 1 минута. За каждый правильный ответ 1 балл.
Туфли, ботинки (обувь)
Нос, глаз (органы)
Озеро, река (водоемы)
Газ, руда (полезные ископаемые)
Таблица 13. Уровень сформированности
приема обобщения у студентов
экспериментальной и
Уровень сформиро-ванности |
Контрольная группа |
Экспериментальная группа | ||
Абсолютное число студентов |
% соотношение |
Абсолютное число студентов |
% соотношение | |
Низкий |
3 |
13% |
1 |
4,3% |
Средний |
7 |
29% |
7 |
29% |
Высокий |
14 |
58% |
16 |
66,7% |
Данные таблицы 13 показывают, что более половины студентов обеих групп владеют операцией обобщения: в контрольной группе - 58% и в экспериментальной – 66,7%. И лишь 3 студента контрольной группы и 1 студента экспериментальной группы справились с заданием на низком уровне.
Методика 4. “Классификация понятий”
Цель работы: выявить уровень сформированности приема классификации.
Материал: 5 групп слов.
Ход опыта: Испытуемым предлагается 5 групп слов. Каждая группа состоит из пяти слов, четыре из которых объединены общим признаком. Пятое слово к ним не подходит. Надо найти и подчеркнуть это слово. На работу отводится 3 минуты. За каждый правильный ответ 1 балл.
Информация о работе Выявление логического аспекта мышления на основе двух возрастных групп