Девиантное поведение

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 21 Мая 2012 в 12:58, дипломная работа

Краткое описание

Девиантное поведение, понимаемое как нарушение социальных норм, приобрело в последние годы массовый характер и поставило эту проблему в центр внимания социологов, социальных психологов, медиков, работников правоохранительных органов, педагогов.
В настоящее время среди исследователей наблюдается повышенный интерес к проблеме девиантного поведения. Научное изучение отклонений осуществляется в психологии, криминологии, психопатологии, социологии. В стадии становления находится новая научная дисциплина - психология девиантного поведения. Объяснить причины, условия и факторы, детерминирующие это социальное явление, стало насущной задачей. Ее рассмотрение предполагает поиск ответов на ряд фундаментальных вопросов, среди которых вопросы о сущности категории "норма" (социальная норма) и об отклонениях от нее.

Содержание

ВВЕДЕНИЕ……...…………………………………………………...…………...
4
Глава 1
ПСИХОЛОГИЧЕСКИЕ ПОДХОДЫ К ОБЬЯСНЕНИЮ ДЕВИАНТНОГО ПОВЕДЕНИЯ…………….………………………...
8

1.1
Основные теоретические подходы ……………………………………
8

1.2
Классификация девиантного поведения………………………………
14

1.3
Теоретические основы формирования девиантного поведения в подростковом возрасте ...........................................................................
27

1.4
Основы групповой психокоррекции девиантного поведения подростков, ее преимущества по сравнению с другими методами работы. …………………………………………………………………..
37

1.5
Организация культурно-досуговой деятельности с подростками девиантного поведения……………………..………………………….
45
Глава 2
ПРАКТИЧЕСКАЯ ЧАСТЬ. КОРРЕКЦИЯ ДЕВИАНТНОГО ПОВЕДЕНИЯ ПОДРОСТКОВ………………………………………...
52

2.1
Диагностика социально-психологических факторов риска в подростковой среде, влияющих на возникновение девиантного поведения ……………………………………………………………….
53

2.2
Анализ результатов диагностики……………………………………...
63

2.3
Коррекция девиантного поведения……………………………………
67

2.4
ВЫВОДЫ ….…………………………………………………………...
74
ЗАКЛЮЧЕНИЕ…………………………………………………………………...
76
БИБЛИОГРАФИЧЕСКИЙ СПИСОК……………………

Вложенные файлы: 1 файл

Девиантное поведение.doc

— 966.50 Кб (Скачать файл)

     Вопросы для обсуждения после 1 и 2 задания: Изменилось ли ваше самочувствие? Если «да», то как? Назовите чувство, которое было до выполнения заданий и после них. Как вы думаете, почему изменилось ваше настроение?

     Задание «Принятие правил»

     Ведущий предлагает заключить договор о  совместной работе, опираясь на некоторые правила, которые помогут во взаимодействии участников группы друг с другом.

     Предлагаются  следующие правила:

  1. Правило равных возможностей: называем друг друга по имени, на «ты».
  2. Правило 5 «не»: не критикуй, не оценивай, не перебивай, не осуждай, не советуй.
  3. Правило конфиденциальности рассказываемых ситуации, случаев из жизни.

     Подросткам  предлагается дополнить список правил, затем они принимаются голосованием, участники ставят подписи под ними. Правила вывешиваются и действуют на протяжении всего периода работы группы.

     Оборудование: ватман, фломастеры.

     Упражнение  «Что моя вещь знает  обо мне»

     Цель: расширение личностного пространства участников группы, самораскрытие, повышение внутри группового доверия.

     Процедура проведения: участникам предлагается выбрать один предмет из своих вещей, с которыми они пришли на занятие. Далее один участник берет этот предмет в руку (это может быть ручка, часы, блокнот и т. п.) и от лица этого предмета рассказывает о своем хозяине, начиная предложение словами «Я-блокнотик Маши, я с ней дружу давно и могу кое - что о ней рассказать и вам.» На протяжении рассказа участники группы могут задавать вопросы, например: «Что любит хозяйка предмета? Чего терпеть не может? О чем мечтает?»

     Эту процедуру выполняют последовательно  все участники группы.

     Вопросы для обсуждения: Удалось ли ближе узнать друг друга?

     О чем легче было говорить - о своих  положительных сторонах или о  трудностях?

     Какой опрос от участника группы был для вас самым интересным и почему?

     Упражнение  «Задай свой ритм»

     Цель: снижение психоэмоционального напряжения, развитие чувства сплоченности.

     Процедура проведения: участники сидят в кругу, ведущий предлагает каждому по очереди отстучать ритм ладошками, задача остальных - уловить ритм и присоединиться к нему.

     Вопросы для обсуждения: Какие чувства могут возникать у людей, которые не могут уловить ритм?

     Как вы ориентировались, в какой момент необходимо присоединиться к другим?

     Релакс - упражнение «Цветок»

     Цель: саморегуляция психологического состояния.

     Процедура проведения: сначала проводиться одна из схем поэтапного расслабления, затем следует инструкция: «Представьте цветочный горшок с землей. У Вас на ладони - семечко цветка. Вы сажаете его в землю - и цветок начинает расти. Вот появляется стебель, он вытягивается... Листья... Бутон... Наконец, бутон раскрывается, и вы видите свой чудесный цветок. Рассмотрите его внимательно и отметьте, какие чувства он у вас вызывает. Вы берете горшок с цветком и уносите его в место, про которое никто не знает, кроме вас. Попрощайтесь со своим цветком. Вам пора возвращаться, но вы всегда сможете прийти к нему, когда вам будет грустно. Ваше дыхание становиться глубоким и энергичным. Вы отдохнули и чувствуете прилив сил. Откройте глаза, по-тянитесь. Вы вернулись из своего путешествия».

     Оборудование: аудиокассета.

     Вопросы для обсуждения: Какое ваше настроение, удалось ли вам расслабиться? Если нет, то, что помешало?

     Какие чувства, образные представления возникли в ходе релаксации?

     Знаете  ли вы другие способы расслабления? Назовите их? Для чего необходимо  овладевать различными приемами релаксации?

     Подведение  итогов занятия. Упражнение «Волшебный мяч»

     Участники, сидя в круге, обмениваются впечатлениями о том, что понравилось или не понравилось и почему. В этой части занятия подростки могут получить или дать обратную связь отдельным участникам тренинга.

     Процедура проведения: упражнение проводят в 2 этапа.

     1 этап - подростки бросают мяч друг другу по желанию, начиная предложение со слов обращения, называя имя того, кому направлен мячик, и продолжая: «Ира, на сегодняшнем занятии для меня самым полезным было.»

     2 этап - текст предложения звучит так: «Саша, на следующем занятии я хотел бы.»

     Ведущий следит, чтобы мяч побывал в 1-м и 2-м этапах у всех участников.

     Занятие 2. Установление доверительного контакта в группе

     Цель: преодоление недоверия, установление контакта, создание предпосылок для свободного выражения чувств.

     Упражнение  «Давайте поздороваемся»

     Цель: создание непринужденной, доброжелательной атмосферы в группе.

     Процедура проведения: подростки по сигналу ведущего хаотично двигаются по комнате и здороваются со всеми, кто встречается на их пути. Здороваться надо определенным способом: один хлопок - здороваемся за руку, два хлопка – здороваемся плечиками, три хлопка - здороваемся спинами. Упражнение выполняется без использования речи.

     Тематическая  беседа с подростком «Нити доверия»

     Ведущий организует беседу о доверии. Участники  отвечают на предложенные вопросы ведущего:

     Что такое доверие? Доверяете ли вы людям  или нет? Что необходимо для доверия? Если не доверяете, то почему? Приведите  примеры из собственного опыта. Что нужно для доверия?

     Упражнение  «Проведи партнера»

     Цель: развитие чувства доверия участников друг к другу.

     Процедура проведения: участники сооружают из оборудования препятствия, затем разбиваются на пары, в которых один - ведомый (закрывает глаза), другой - поводырь. Задача поводыря - провести ведомого через препятствия так, чтобы последний чувствовал себя как можно более комфортно и защищено, а также познакомил с окружающим миром. Затем участники меняются ролями.

     Вопросы для обсуждения: Оцените от 1 до 10 баллов степень доверия к партнеру. (1 -минимальный, 10-максимальный) Чем обусловлено твое доверие/недоверие к другому? Стратегия поводыря, как учитывались интересы «ведомого»? Какие чувства ты испытывал, когда был в роли «ведомого»? Что нужно делать, чтобы доверие восстановилось?

     Оборудование: предметы - препятствия - блоки крупного, конструктора «Лего».

         Тематический  рисунок «Доверие - недоверие».

     Цель: создание атмосферы принятия и понимания, развитие чувства близости друг к другу, показать многоаспектность понятия «доверие-недоверие».

     Процедура проведения: 1 фаза - участникам предлагается нарисовать рисунок, на одной стороне которого   изображение ситуации доверия, на другой -недоверия.

     2 фаза - ведущий предлагает рассмотреть  каждый рисунок участника по  следующей схеме:

     1) автор рисунка молчит, а подростки делятся чувствами, которые возникают при взгляде на рисунок, при этом:

     - отмечают сходства и различия правой и левой сторон рисунка, S   дают советы - послания от любой части рисунка автору,

     2) автор отмечает те реакции, послания участников, которые его затронули и дали возможность увидеть ситуацию доверия -недоверия по-новому, обозначить ресурсы по восстановлению доверия.

     Вопросы для обсуждения: Представляется ли вам тема доверия актуальной?  Если да, то почему?

     Если  бы вам предложили составить план действий по восстановлению доверия  к другим людям, чтобы он в себя включал?

         Оборудование: листы ватмана, изосредства.

         Релакс - упражнение «Сад чувств»

         Цель: регуляция психологического состояния.

     Процедура проведения; подросткам предлагается сесть поудобней, закрыть глаза и представить, что они входят в заброшенный сад и становятся садовниками. Далее говориться: «Вам хочется очистить сад от мокрых листьев и веток, Вы берете грабли, садовые инструменты и начинаете работу. Вы подстригаете разросшуюся траву и срезаете старые ветви. Заглядываете в каждый уголок и везде наводите порядок. Сажаете новые кустарники и цветы. Сад наполняется прекрасными звуками; Вы слышите жужжание пчел, пение птиц, отдаленный шум водопада. Вы ощущаете свежий запах сосны, чистого воздуха, благоухание розы, жасмина, лилии и множества других цветов; запах земли. Несколько раз глубоко вдохните, ощущая аромат воздуха. Медленно открывайте глаза, потянитесь. Вы вернулись из своего путешествия».

         Оборудование: аудиокассета.

         Вопросы для обсуждения:

     Оцените свое настроение. Какое оно? Хорошее, плохое, грустное,

     веселое, приподнятое.

     Какую роль сыграло представление «Сада  чувств» в регуляции

     вашего  эмоционального состояния?

     Что помогало регулировать ваше состояние  в лучшую сторону?

         Подведение  итогов занятия.

     Участники, сидя в круге, отвечают на следующие вопросы: Что нового вы почувствовали сегодня на занятии по сравнению с тем, что вы чувствовали перед началом занятий? При каких условиях вы можете говорить о своих чувствах открыто?

     При каких условиях может восстанавливаться  утраченное доверие?

     Занятие 3. Интолерантная  общения, как психотравмирующий источник

         Упражнение  «Приветствие группе»

         Цель: создание позитивного эмоционального фона в группе.

     Процедура проведения: участники группы садятся в круг, ведущий предлагает начать работу с того, что каждый по очереди выскажет пожелание группе на сегодняшний день.

         Упражнение  «Линия жизни»

         Цель: прикосновение к травматическому опыту.

     Процедура проведения: подросткам предлагается нарисовать на листе линию своей жизни от рождения до настоящего момента. На оси координат по горизонтальной линии отмечаются года, а по вертикальной, выше нулевой отметки, - положительные события, а ниже нулевой отметки - отрицательные.

         Вопросы для обсуждения:

     В каком возрасте были отрицательные  события и с чем они

     связаны?

     Как изменилось ваше общение со сверстниками и взрослыми в

     связи с происшедшим?

         Задание «Рассказ о моей трудной  ситуации»

         Цель: отреагирование травматических переживаний.

Информация о работе Девиантное поведение