Автор работы: Пользователь скрыл имя, 21 Мая 2012 в 12:58, дипломная работа
Девиантное поведение, понимаемое как нарушение социальных норм, приобрело в последние годы массовый характер и поставило эту проблему в центр внимания социологов, социальных психологов, медиков, работников правоохранительных органов, педагогов.
В настоящее время среди исследователей наблюдается повышенный интерес к проблеме девиантного поведения. Научное изучение отклонений осуществляется в психологии, криминологии, психопатологии, социологии. В стадии становления находится новая научная дисциплина - психология девиантного поведения. Объяснить причины, условия и факторы, детерминирующие это социальное явление, стало насущной задачей. Ее рассмотрение предполагает поиск ответов на ряд фундаментальных вопросов, среди которых вопросы о сущности категории "норма" (социальная норма) и об отклонениях от нее.
ВВЕДЕНИЕ……...…………………………………………………...…………...
4
Глава 1
ПСИХОЛОГИЧЕСКИЕ ПОДХОДЫ К ОБЬЯСНЕНИЮ ДЕВИАНТНОГО ПОВЕДЕНИЯ…………….………………………...
8
1.1
Основные теоретические подходы ……………………………………
8
1.2
Классификация девиантного поведения………………………………
14
1.3
Теоретические основы формирования девиантного поведения в подростковом возрасте ...........................................................................
27
1.4
Основы групповой психокоррекции девиантного поведения подростков, ее преимущества по сравнению с другими методами работы. …………………………………………………………………..
37
1.5
Организация культурно-досуговой деятельности с подростками девиантного поведения……………………..………………………….
45
Глава 2
ПРАКТИЧЕСКАЯ ЧАСТЬ. КОРРЕКЦИЯ ДЕВИАНТНОГО ПОВЕДЕНИЯ ПОДРОСТКОВ………………………………………...
52
2.1
Диагностика социально-психологических факторов риска в подростковой среде, влияющих на возникновение девиантного поведения ……………………………………………………………….
53
2.2
Анализ результатов диагностики……………………………………...
63
2.3
Коррекция девиантного поведения……………………………………
67
2.4
ВЫВОДЫ ….…………………………………………………………...
74
ЗАКЛЮЧЕНИЕ…………………………………………………………………...
76
БИБЛИОГРАФИЧЕСКИЙ СПИСОК……………………
8) Диагностика агрессивности по тесту Басса-Дарки. По данному опроснику определяются показатели агрессии и враждебности. Агрессивность может варьировать по степени агрессивности и форме проявления: от демонстрации неприязни и недоброжелательности до словесных оскорблений и применения грубой физической силы.
Причем опросник по определению тревожности, опросник Шмишека, опросник «Басса-Дарки», тест самооценки предлагались испытуемым два раза: до проведения коррекционной работы и после, для изучения эффективности коррекционной работы. Исследования проводились индивидуально и были включены в диагностические методы работы с данными подростками.
Результаты диагностики 1 этапа.
Количественный анализ
Таблица 1.
Количественный анализ диагностики подростков до проведения
коррекционной работы
Количество
испытуемых % |
Акцентуиров.
личности |
Нарушенная.
самооценка. |
тревожность | Повыш.
агресс. |
Тест айзенка | ||||||
общая | школьная | самооценочная | межличностная | экст. | интр. | неуст. | |||||
30
чел
100 % |
28чел.
93% |
27чел.
90% |
15 чел 50% | 5 чел 14% | 6 чел 18% | 7 чел 20% | 23ч.
76% |
17ч.
56% |
13ч.
43% |
24ч.
80% |
Сводные
таблицы результатов диагностики представлены
в Приложении 1,2.
Таблица 2
Выраженность акцентуаций в выборке
Всего | гипер. | цикл. | лабил. | сензит. | психос. | шиз. | эпилеп. | истер. | неуст. | |
Признак
акцентуации 12-15 баллов |
49 акц.
32,2% |
5 | 6 | 8 | 4 | 7 | 7 | 6 | 4 | 2 |
Диапазон
тенденций 16-18 баллов |
61 акц.
40,1% |
8 | 11 | 6 | 6 | 3 | 1 | 8 | 7 | 10 |
Диапазон
акцентуированных черт и типов характера
19-24 балла |
42 акц.
27,6% |
13 | 4 | 3 | 10 | - | - | - | 3 | 9 |
Из таблицы 2 видно, что 40,1% всех акцентуаций нашей выборки находятся в диапазоне тенденции акцентуаций характера:
32,2% - в диапазоне - признак акцентуированных черт;
27,6%
- относятся к диапазону
Качественный анализ
1) Анализируя проведение беседы с учителями, социальным педагогом, самими подростками и социально-психологическое анкетирование, можно выделить ряд социальных проблем исследуемых подростков: в данной группе сосредоточен контингент учащихся, которые отмечаются, с одной стороны, отягощенной и часто не вполне ясной наследственностью, а с другой стороны – выраженным депривационным синдромом.
Здоровье детей сильно подорвано различными хроническими заболеваниями, они отстают в физическом, психическом, интеллектуальном развитии. Большинство из них внутренне напряжены, тревожны, ощущают собственную неполноценность, отверженность, имеют склонность к суициду.
Иждивенчество, отсутствие инициативы, поисковых форм поведения ответственности, ответственности и самостоятельности, непонимание материальной стороны жизни, замедленное самоопределение, незнание и неприятие себя как личности, перегруженность отрицательным опытом, негативными ценностями и образцами поведения – таков неполный перечень черт, присущих воспитаннику детского дома.
По социальному статусу – 85%детей из социально неполноценных семей. Пришли из семей, где родители алкоголики или наркоманы ЛРП, проживание в неполных семьях (нет отца), попустительский стиль воспитания.
25%
детей имеют официальный
2) Анализ проведенного социально-психологического анкетирования:
Практически все исследуемые
подростки отмечают наличие
Данное анкетирование ярко показывает наличие факторов риска по злоупотреблению алкоголя, ПАВ у испытуемых подростков.
3) Результаты проведенной проективной методики «Несуществующее животное».
У 80% испытуемых отмечается нестабильность эмоционально-волевой сферы, агрессивность, тревожность, конфликтность. Потребность иметь чувство безопасности, защищенности, нехватка психологической теплоты дома, комфорта. Плохая социальная адаптация. Нежелание впускать в свое «Я». Трудности в межличностных контактах, страх перед будущим.
У
60 % отмечается депрессивный фон настроения,
сильные оппозиционные
У 37% отмечается стремление сохранить личностное равновесие, усиленная защита (обычно с мнительностью) установка, острое переживание отношений с авторитетным лицом.
28%
подростков переживают
25% подростков погружены в себя, застенчивы, игнорируют реальность, ищут наслаждение в фантазиях. Интроверсия, напряженность, отчужденность.
4) Результаты по исследованию тревожности (Приложение 3) Из всех испытуемых 8% имеют низкий уровень тревожности, 33% - средний уровень тревожности и 59% - высокий уровень тревожности. Таким образом, уровень тревожности в этой группе у большего числа испытуемых завышен, что говорит о неуверенности, скованности, волнении, особенно в значимых для группы ситуациях. Стоит заметить, что учащиеся с низким уровнем имеют очень низкие результаты. Подобная не чувствительность к неблагополучию носит, как правило, компенсаторный, защитный характер и препятствует полноценному формированию личности. Школьник как бы не допускает неприятный опыт в сознание. Эмоциональное неблагополучие в этом случае сохраняется ценой неадекватного отношения к действительности, отрицательно сказываясь и на продуктивной деятельности.
Школьная тревожность: 23% имеют низкий уровень тревожности, 45% - средний уровень тревожности и 32% - высокий уровень тревожности. Средний балл по группе 23. Можно заметить, что большой процент имеет низкая школьная тревожность, что говорит о компенсаторной реакции, сильной обеспокоенности, которая замещается полным ее отсутствием.
Самооценочная тревожность: низкий уровень 12%, нормальный уровень – 48%, выше среднего – 40%. Средний балл по группе - 29 баллов. Это говорит, что такие учащиеся несколько обеспокоены своей оценкой, у большинства учащихся данной группы она завышена.
Межличностная тревожность: низкая – 28%, адекватная – 35%, выше среднего – 37%. Средний балл по группе –30. Такие люди тяжелы в общении, стремятся быть лидерами, но из-за недостаточно развитых коммуникативных качеств часто меняют друзей или выбирают управляемых личностей для дружбы.
У детей с повышенной тревожностью чаще, чем у других отмечаются попытки суицида, побеги, бродяжничество, употребление алкоголя и наркотиков, из-за психических травм, под влиянием длительных переживаний и самообвинений.
5) Адаптированный опросник Шмишека (Приложение 4).
В результате проведенного исследования выявлено 28 человек (что составляет 93%) с акцентуациями характера. Причем акцентуации распределились следующим образом: гипертимная – 60%, циклотимная – 56%, тревожная – 53%, неустойчивая – 46%, истероидная – 26% , лабильная – 23%, эпилептоидная – 20%, психастеническая – 6%, шизоидная – 3%.
Необходимо отметить, что в процессе проведения диагностики акцентаций характера с помощью опросника Шмишека и соотнесение его с данными наблюдения и бесед с педагогическими работниками школы было установлено, что:
-
у всех подростков с
- акцентуациями, вызывающими дезадаптацию, а, следовательно, и девиантное поведение являются: гипертимная, неустойчивая, циклотимная.
Учитывая, что в процессе исследования вышеперечисленные акцентуации получили наибольший процент из всех имеющихся у подростков акцентуаций, можно сделать вывод, что у подростков именно они являются одним из главных факторов развития девиантного поведения.
Также можно было заметить, что гипертимная акцентуация является ведущей и в сочетании с многими другими акцентуациями, а именно с тревожной, циклотимной, неустойчивой является основной причиной девиантного поведения.
6) Личностный опросник Г.Айзенка (Приложение 5). В результате проведенного исследования получены следующие результаты: экстравертов – 57% (17 человек), интровертов – 43% (13 человек), эмоционально неустойчивых – 80% (26 человек), эмоционально-устойчивых 20% (4 человека).
Выраженность
параметра экстраверсии или интроверсии
в сочетании с высокой
7) Тест самооценки выявил 90% с неадекватной (84% с заниженной и 6% с завышенной самооценкой), 10% подростков имеют адекватную самооценку.
У
испытуемых подростков с заниженной
самооценкой наблюдается