Девиантное поведение

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 21 Мая 2012 в 12:58, дипломная работа

Краткое описание

Девиантное поведение, понимаемое как нарушение социальных норм, приобрело в последние годы массовый характер и поставило эту проблему в центр внимания социологов, социальных психологов, медиков, работников правоохранительных органов, педагогов.
В настоящее время среди исследователей наблюдается повышенный интерес к проблеме девиантного поведения. Научное изучение отклонений осуществляется в психологии, криминологии, психопатологии, социологии. В стадии становления находится новая научная дисциплина - психология девиантного поведения. Объяснить причины, условия и факторы, детерминирующие это социальное явление, стало насущной задачей. Ее рассмотрение предполагает поиск ответов на ряд фундаментальных вопросов, среди которых вопросы о сущности категории "норма" (социальная норма) и об отклонениях от нее.

Содержание

ВВЕДЕНИЕ……...…………………………………………………...…………...
4
Глава 1
ПСИХОЛОГИЧЕСКИЕ ПОДХОДЫ К ОБЬЯСНЕНИЮ ДЕВИАНТНОГО ПОВЕДЕНИЯ…………….………………………...
8

1.1
Основные теоретические подходы ……………………………………
8

1.2
Классификация девиантного поведения………………………………
14

1.3
Теоретические основы формирования девиантного поведения в подростковом возрасте ...........................................................................
27

1.4
Основы групповой психокоррекции девиантного поведения подростков, ее преимущества по сравнению с другими методами работы. …………………………………………………………………..
37

1.5
Организация культурно-досуговой деятельности с подростками девиантного поведения……………………..………………………….
45
Глава 2
ПРАКТИЧЕСКАЯ ЧАСТЬ. КОРРЕКЦИЯ ДЕВИАНТНОГО ПОВЕДЕНИЯ ПОДРОСТКОВ………………………………………...
52

2.1
Диагностика социально-психологических факторов риска в подростковой среде, влияющих на возникновение девиантного поведения ……………………………………………………………….
53

2.2
Анализ результатов диагностики……………………………………...
63

2.3
Коррекция девиантного поведения……………………………………
67

2.4
ВЫВОДЫ ….…………………………………………………………...
74
ЗАКЛЮЧЕНИЕ…………………………………………………………………...
76
БИБЛИОГРАФИЧЕСКИЙ СПИСОК……………………

Вложенные файлы: 1 файл

Девиантное поведение.doc

— 966.50 Кб (Скачать файл)

     8) Диагностика агрессивности по тесту Басса-Дарки. По данному опроснику определяются показатели агрессии и враждебности. Агрессивность может варьировать по степени агрессивности и форме проявления: от демонстрации неприязни и недоброжелательности до словесных оскорблений и применения грубой физической силы.

     Причем  опросник по определению тревожности, опросник Шмишека, опросник «Басса-Дарки», тест самооценки предлагались испытуемым два раза: до проведения коррекционной работы и после, для изучения эффективности коррекционной работы. Исследования проводились индивидуально и были включены в диагностические методы работы с данными подростками.

     Результаты  диагностики 1 этапа.

     Количественный  анализ

Таблица 1.

     Количественный  анализ диагностики подростков до проведения

     коррекционной работы

Количество

испытуемых

%

Акцентуиров.

личности

Нарушенная.

самооценка.

 тревожность Повыш.

агресс.

Тест  айзенка
общая школьная самооценочная межличностная     экст. интр. неуст.
30 чел

100 %

28чел.

93%

27чел.

90%

15 чел 50% 5 чел 14% 6 чел 18% 7 чел 20%   23ч.

76%

17ч.

56%

13ч.

43%

24ч.

80%


 

Сводные таблицы результатов диагностики представлены в Приложении 1,2. 
 
 

Таблица 2

    Выраженность  акцентуаций в выборке

  Всего гипер. цикл. лабил. сензит. психос. шиз. эпилеп. истер. неуст.
Признак

акцентуации

12-15 баллов

49 акц.

32,2%

5 6 8 4 7 7 6 4 2
Диапазон

тенденций

16-18 баллов

61 акц.

40,1%

8 11 6 6 3 1 8 7 10
Диапазон  акцентуированных черт и типов характера

19-24 балла

42 акц.

27,6%

13 4 3 10 - - - 3 9

 

     Из  таблицы 2 видно, что 40,1% всех акцентуаций нашей выборки находятся в диапазоне тенденции акцентуаций характера:

     32,2% - в диапазоне - признак акцентуированных черт;

     27,6% - относятся к диапазону акцентуированные  черты и типы характера.

     Качественный  анализ

      1) Анализируя проведение беседы с учителями, социальным педагогом, самими подростками и социально-психологическое анкетирование, можно выделить ряд социальных проблем исследуемых подростков: в данной группе сосредоточен контингент учащихся, которые отмечаются, с одной стороны, отягощенной и часто не вполне ясной наследственностью, а с другой стороны – выраженным депривационным синдромом.

     Здоровье  детей сильно подорвано различными хроническими заболеваниями, они отстают  в физическом, психическом, интеллектуальном развитии. Большинство из них внутренне напряжены, тревожны, ощущают собственную неполноценность, отверженность, имеют склонность к суициду.

     Иждивенчество, отсутствие инициативы, поисковых форм поведения ответственности, ответственности  и самостоятельности, непонимание материальной стороны жизни, замедленное самоопределение, незнание и неприятие себя как личности, перегруженность отрицательным опытом, негативными ценностями и образцами поведения – таков неполный перечень черт, присущих воспитаннику детского дома.

     По  социальному статусу – 85%детей  из социально неполноценных семей. Пришли из семей, где родители алкоголики или наркоманы ЛРП, проживание в неполных семьях (нет отца), попустительский стиль воспитания.

     25% детей имеют официальный статус  сироты и воспитываются на попечении опекунов. Это чаще всего пожилые родители, т.е. бабушка, а также многодетные семьи.

     2) Анализ проведенного социально-психологического анкетирования:

       Практически все исследуемые  подростки отмечают наличие конфликтных  отношений с родителями, родители их редко понимают,100% испытуемых знают о существовании алкоголя, наркотических и токсических веществ, сведения о наркотиках получили от сверстников и старших ребят,80% ребят считают, что каждый может попробовать, а 57% уже употребляли алкоголь, наркотические и токсические вещества, 80% считают, что однократное употребление наркотических веществ не вредно. Проба наркотических веществ происходит в основном  в кругу друзей, с целью проявить свой характер и изменить свое состояние и настроение, дань моде. Способ употребления наркотиков и токсических веществ - курение, ингаляции. В дальнейшем никто из испытуемых не собирается принимать наркотики, во врачебной консультации не нуждаются, у 30% испытуемых знакомые употребляют изредка наркотики, чтобы изменить свое состояние, настроение.

     Данное  анкетирование ярко показывает наличие  факторов риска по злоупотреблению алкоголя, ПАВ у испытуемых подростков.

     3) Результаты проведенной проективной методики «Несуществующее животное».

     У 80% испытуемых отмечается нестабильность эмоционально-волевой сферы, агрессивность, тревожность, конфликтность. Потребность иметь чувство безопасности, защищенности, нехватка психологической теплоты дома, комфорта. Плохая социальная адаптация. Нежелание впускать в свое «Я». Трудности в межличностных контактах, страх перед будущим.

     У 60 % отмечается депрессивный фон настроения, сильные оппозиционные тенденции  с потенциальной агрессивностью, которая может быть направлена или не направлена вовне.

     У 37% отмечается стремление сохранить личностное равновесие, усиленная защита (обычно с мнительностью) установка, острое переживание отношений с авторитетным лицом.

     28% подростков переживают внутриличностный  конфликт, неустойчивое личностное равновесие из-за фрустрации, возникшей в связи с неспособностью удовлетворить базовые потребности

     25% подростков погружены в себя, застенчивы, игнорируют реальность, ищут наслаждение в фантазиях. Интроверсия, напряженность, отчужденность.

     4) Результаты по исследованию тревожности (Приложение 3) Из всех испытуемых 8% имеют низкий уровень тревожности, 33% - средний уровень тревожности и 59% - высокий уровень тревожности. Таким образом, уровень тревожности в этой группе у большего числа испытуемых завышен, что говорит о неуверенности, скованности, волнении, особенно в значимых для группы ситуациях. Стоит заметить, что учащиеся с низким уровнем имеют очень низкие результаты. Подобная не чувствительность к неблагополучию носит, как правило, компенсаторный, защитный характер и препятствует полноценному формированию личности. Школьник как бы не допускает неприятный опыт в сознание. Эмоциональное неблагополучие в этом случае сохраняется ценой неадекватного отношения к действительности, отрицательно сказываясь и на продуктивной деятельности.

     Школьная  тревожность: 23% имеют низкий уровень тревожности, 45% - средний уровень тревожности и 32% - высокий уровень тревожности. Средний балл по группе 23. Можно заметить, что большой процент имеет низкая школьная тревожность, что говорит о компенсаторной реакции, сильной обеспокоенности, которая замещается полным ее отсутствием.

     Самооценочная тревожность: низкий уровень  12%, нормальный уровень – 48%, выше среднего – 40%. Средний  балл по группе  - 29 баллов. Это говорит, что такие учащиеся несколько  обеспокоены своей оценкой, у большинства учащихся данной группы она завышена.

     Межличностная тревожность: низкая – 28%, адекватная – 35%, выше среднего – 37%. Средний балл по группе –30. Такие люди тяжелы в общении, стремятся быть лидерами, но из-за недостаточно развитых коммуникативных качеств часто меняют друзей или выбирают управляемых личностей для дружбы.

     У детей с повышенной тревожностью чаще, чем у других отмечаются попытки  суицида, побеги, бродяжничество, употребление алкоголя и наркотиков, из-за психических травм, под влиянием длительных переживаний и самообвинений.

     5) Адаптированный опросник Шмишека (Приложение 4).

     В результате проведенного исследования выявлено 28 человек (что составляет 93%) с акцентуациями характера. Причем акцентуации распределились следующим образом: гипертимная – 60%, циклотимная – 56%, тревожная – 53%, неустойчивая – 46%, истероидная – 26% , лабильная – 23%, эпилептоидная – 20%, психастеническая – 6%, шизоидная – 3%.

     Необходимо  отметить, что в процессе проведения диагностики акцентаций характера с помощью опросника Шмишека и соотнесение его с данными наблюдения и бесед с педагогическими работниками школы было установлено, что:

     - у всех подростков с девиантным  поведением отмечается акцентуированный  характер;

     - акцентуациями, вызывающими дезадаптацию, а, следовательно, и девиантное поведение являются: гипертимная, неустойчивая, циклотимная.

     Учитывая, что в процессе исследования вышеперечисленные акцентуации получили наибольший процент из всех имеющихся у подростков акцентуаций, можно сделать вывод, что у подростков именно они являются одним из главных факторов развития девиантного поведения.

     Также можно было заметить, что гипертимная  акцентуация является ведущей и  в сочетании с многими другими  акцентуациями, а именно с тревожной, циклотимной, неустойчивой является основной причиной девиантного поведения.

     6) Личностный опросник Г.Айзенка (Приложение 5). В результате проведенного исследования получены следующие результаты: экстравертов – 57% (17 человек), интровертов – 43% (13 человек), эмоционально неустойчивых – 80% (26 человек), эмоционально-устойчивых 20% (4 человека).

     Выраженность  параметра экстраверсии или интроверсии  в сочетании с высокой эмоциональной  нестабильностью выступает в  качестве критериальных показателей  риска нарушений психического здоровья и возникновение девиантного поведения. А в сочетании с высоким уровнем тревожности, установленной опытным путем в раннее проведенном исследовании, способствует дезадаптации подростков.

     7) Тест самооценки выявил 90% с неадекватной (84% с заниженной и 6% с завышенной самооценкой), 10% подростков имеют адекватную самооценку.

     У испытуемых подростков с заниженной самооценкой наблюдается деформация личности которая обуславливает  развитие комплекса неполноценности, неприятия себя. У них отмечается повышенная тревожность, неуверенность в себе, пассивность, агрессивность и озлобленность. Можно предположить, что заниженная самооценка возникает в условиях дефицита родительской любви к ребенку.

Информация о работе Девиантное поведение