Автор работы: Пользователь скрыл имя, 21 Мая 2012 в 12:58, дипломная работа
Девиантное поведение, понимаемое как нарушение социальных норм, приобрело в последние годы массовый характер и поставило эту проблему в центр внимания социологов, социальных психологов, медиков, работников правоохранительных органов, педагогов.
В настоящее время среди исследователей наблюдается повышенный интерес к проблеме девиантного поведения. Научное изучение отклонений осуществляется в психологии, криминологии, психопатологии, социологии. В стадии становления находится новая научная дисциплина - психология девиантного поведения. Объяснить причины, условия и факторы, детерминирующие это социальное явление, стало насущной задачей. Ее рассмотрение предполагает поиск ответов на ряд фундаментальных вопросов, среди которых вопросы о сущности категории "норма" (социальная норма) и об отклонениях от нее.
ВВЕДЕНИЕ……...…………………………………………………...…………...
4
Глава 1
ПСИХОЛОГИЧЕСКИЕ ПОДХОДЫ К ОБЬЯСНЕНИЮ ДЕВИАНТНОГО ПОВЕДЕНИЯ…………….………………………...
8
1.1
Основные теоретические подходы ……………………………………
8
1.2
Классификация девиантного поведения………………………………
14
1.3
Теоретические основы формирования девиантного поведения в подростковом возрасте ...........................................................................
27
1.4
Основы групповой психокоррекции девиантного поведения подростков, ее преимущества по сравнению с другими методами работы. …………………………………………………………………..
37
1.5
Организация культурно-досуговой деятельности с подростками девиантного поведения……………………..………………………….
45
Глава 2
ПРАКТИЧЕСКАЯ ЧАСТЬ. КОРРЕКЦИЯ ДЕВИАНТНОГО ПОВЕДЕНИЯ ПОДРОСТКОВ………………………………………...
52
2.1
Диагностика социально-психологических факторов риска в подростковой среде, влияющих на возникновение девиантного поведения ……………………………………………………………….
53
2.2
Анализ результатов диагностики……………………………………...
63
2.3
Коррекция девиантного поведения……………………………………
67
2.4
ВЫВОДЫ ….…………………………………………………………...
74
ЗАКЛЮЧЕНИЕ…………………………………………………………………...
76
БИБЛИОГРАФИЧЕСКИЙ СПИСОК……………………
Процедура проведения: ведущий предлагает каждому участнику изложить свою травматическую ситуацию с описанием своих действий в реальности и реакций окружающих подростка людей. Слушающим участникам дается инструкция: сосредоточьтесь на рассказе и попытайтесь найти го общее, что вас объединяет с рассказчиком. После предъявления группе «личной истории» каждый участник группы говорит о своей «похожести» поведения и эмоционального состояния.
Вопросы для обсуждения: Что помогало, а что мешало в реакциях других людей, когда вы находились в трудной ситуации?
Что хотелось сделать, но не сделал в тот момент? Покажи, как это могло выглядеть.
В промежутках между рассказами детей 2-3 раза выполняются упражнения, направленные на регуляцию эмоционального состояния.
Релакс - упражнение «Дыхательное упражнение»
Цель: снижение психоэмоционального напряжения.
Процедура проведения: подросткам на счет один, два, три, четыре с интервалом не менее 4 секунд делается глубокий вдох. На тот же счет дыхание задерживается, выдох делается постепенно в том же ритме, но до счета три, в интервале 3-4 длится не более 1 секунды, то есть делается сильный выдох остаточного воздуха, при этом туловище чуть наклоняется, руки забрасываются, как бы обнимая себя.
Подведение итогов занятия.
Участники, сидя в кругу, с помощью ведущего обсуждают и фиксируют основные выводы относительно своей ситуации.
Вопросы для обсуждения:
О каких новых способах реагирования на эмоционально тяжелую ситуацию вы сегодня узнали в группе?
Что вы можете попробовать предпринять, чтобы изменить свои негативные мысли, чувства?
Занятие 4. Проживание» интолерантной ситуации общения
Цель: Интеграция пережитого в целостный опыт, обретение чувства внутренней силы.
Упражнение «Пожелание на день» (10)
Цель: создание доброжелательной атмосферы, развитие навыков самораскрытия.
Процедура проведения: ведущий предлагает начать день с высказывания пожеланий на сегодняшний день. Первый участник встает, подходит к любому другому, здоровается с ним и высказывает пожелание на сегодняшний день. Тот, к кому подошел 1-й участник, в свою очередь подходит к следующему и так до тех пор, пока каждый из группы не получит пожелание на день.
Вопросы для обсуждения: Расскажите, что вы чувствовали, когда сами высказывали пожелания, и какие у вас были чувства, когда к вам обращались с пожеланиями на день?
Какие «барьеры» мешают людям быть более открытыми, искренними?
Задание «Рисунок - трилогия»
Цель: осознание произошедших изменений в себе, поиск внутренних ресурсов.
Процедура проведения: подросткам предлагается нарисовать рисунок из трех частей: 1. «Я» - до интолерантной ситуации, 2. «Я»- во время психотравмирующей ситуации, 3. «Я»- после психотравмирующей ситуации. Каждый рисунок участника обсуждается в общем круге.
Вопросы для обсуждения: Как через образ наблюдаем те изменения, которые произошли с «Я»?
Какие чувства вы испытывали, и какие мысли возникали у вас, когда другие делились своими впечатлениями о вашем рисунке?
Что
может служить для «Я»
Релакс - упражнение «Серебряное копытце» (7).
Цель: снятие мышечного напряжения, возникновение
доверия к окружающим и к себе.
Процедура проведения: представь себе, что ты - красивый, стройный, сильный, спокойный, мудрый олень с гордо поднятой головой. На твоей левой ножке - серебряное копытце. Как только ты трижды стукнешь копытцем по земле, появляются серебряные монеты. Они волшебные, невидимые, с каждой вновь появляющейся новой монетой ты становишься добрее и ласковее. И ходя люди не видят этих монет, они чувствуют доброту, тепло и ласку, исходящие от тебя. Они тянуться к тебе, любят тебя, ты им все больше и больше нравишься.
Подведение итогов занятия.
Каждому участнику раздаются бланки «Телеграмма» с проставленным именем адресата. Адресатами являются все участники, в том числе и тот, кто посылает «телеграмму». Надо написать каждому, в том числе и самому себе, самое хорошее, что можно о нем сказать.
Вопросы для обсуждения: Что приобрело ваше «Я» в ходе случившейся с вами ситуации интолерантного общения? Как можно поддержать себя в сложной ситуации?
Оборудование: ручки, бланки телеграмм.
Занятие 5. Мир чувств. Агрессия
Цель: Выработка навыка совладения со своими агрессивными реакциями.
Упражнение «Почувствуй состояние другого» (16).
Цель: обучение способам осознания своих чувств и чувств другого человека.
Процедура проведения: участники сидят в круге. Ведущий предлагает начать сегодняшний день так: кидая друг другу мяч,
будем называть вслух имя того, кому бросаем. Тот, кто получает мяч, принимает такую позу, которая отражает его внутреннее состояние, а все остальные, воспроизводя позу, стараются почувствовать, понять состояние этого человека.
Оборудование: мяч.
Вопросы для обсуждения: Как вам кажется, какое состояние у каждого из нас? Какое состояние вы испытывали в момент выполнения упражнения?
Что вам необходимо делать, чтобы понимать свое состояние и состояние другого человека.
Тематическая беседа с подростками «Эти разные эмоции»
Ведущий организует беседу о чувствах и эмоциях. Обсуждается: что такое эмоции, их происхождение и разновидности, как они возникают. Позитивные и негативные чувства, зачем нужны негативные чувства? Что такое гнев, агрессия? Гнев - самая отрицательная эмоция.
Упражнение «Какой я бываю»
Цель: выявление знаний у подростков о своих чувствах.
Процедура проведения: подростки рисуют по образцу «Я такой» (см приложение!).
Оборудование: бланки - картинки с изображением эмоций и чувств.
Вопросы для обсуждения: Каков мой «банк» негативных эмоций?
Как можете справиться с гневом, раздражением и можно ли научиться управлять ими?
Задание - моделирование распространенной для подростков ситуации, связанной с переживаниями раздражения, злости или гнева.
Процедура проведения: два участника группы в течение 1-2 минут проигрывают ситуацию общения, в которой возникают негативные чувства. Остальные участники наблюдают и в момент появления раздражения у партнеров по общению останавливают игру и предлагают свои приемы управления эмоциями. Например, сделать паузу, глубоко подышать, ответить с юмором или положительной эмоцией. Далее игра продолжается с учетом высказанных предложений из круга. Это задание выполняется несколькими парами участников.
Вопросы для обсуждения: Чей прием управления чувствами в напряженной ситуации оказался лучшим и почему?
Какие способы регуляции состояния подходят каждому из вас? Что уже хочется делать по-другому после этой игры?
Релакс - упражнение «Скала» (7).
Цель: сосредоточение, соединение со своей внутренней силой.
Процедура проведения: встаньте прямо, поставив ступни ног параллельно, на расстоянии 10 см друг от друга. Шея, голова, плечи выпрямлены, но не напряжены. Покачайтесь на пятках, пока не почувствуете легкое растяжение в икрах. Постойте несколько секунд, напрягая мышцы ног, живота, груди. Ощутите себя плотным и неподвижным, как скала. Пусть партнер мягко толкнет вас в плечо. Напрягитесь, сопротивляясь толчку. Расслабьтесь и пройдитесь. Обратите внимание на изменения в своих ощущениях. Вы чувствуете возросшую уверенность в своих силах, большую устойчивость.
Подведение итогов занятия.
Каждый участник обводит на листе бумаги контур своей ладони. В центре пишет свое имя, в одном из пальцев тот прием саморегуляции агрессии, который больше всего подошел. Затем лист передают соседу справа, он в течение 30 секунд пишет свой прием. Так, через весь круг, хозяину возвращается ладошка с «рецептами».
Оборудование: листы бумаги, ручки.
Вопросы для обсуждения: Какие социально приемлемые способы совладения с агрессией вы узнали?
Что
можешь попробовать предпринять, чтобы
управлять своими негативными
чувствами?
Упражнение «Линии».
Задача: тренировка умения выражать эмоции.
«Сейчас мы попробуем изображать различные эмоции, не рисуя ничего конкретного - только лишь простые линии. Нарисуйте счастливые линии, грустные линии, злые линии, усталые линии, тревожные линии».
Обсуждение: Для каких линий трудно было подобрать символическое изображение?
Упражнение «Контуры тела».
Задача: осознание связи эмоций с телесными ощущениями, развитие умения идентифицировать собственное эмоциональное состояние и принимать его.
Материалы: листки для каждого участника со схематическим изображением контуров человеческого тела (приложение 1), фломастеры.
«Представьте, что вы сейчас очень сильно злитесь на что-нибудь. Постарайтесь почувствовать свою злость. Может быть вам будет легче представить, если вы вспомните какой-нибудь недавний случай, когда вы сильно разозлились. Почувствуйте, где в теле находится ваша злость. Как вы ее ощущаете? Заштрихуйте эти участки на 1-м рисунке фломастером того цвета, который соответствует цвету вашей злости. Рисунок подпишите: «Злость». Теперь представьте, что вы вдруг испугались чего-то. Что вас может напугать? Представили? Где находится ваш страх? На что он похож? Заштрихуйте фломастером соответствующего цвета это место или места на 2-м рисунке. Аналогично обозначьте грусть на 3-м рисунке и радость - на 4-м.
Обсуждение: Где в теле вы чувствуете
свою злость (страх, грусть, радость)? Какое
чувство легче всего представить и ощутить
в теле? А какое - труднее? Были ли у участников
группы похожие ощущения?
Занятие 6. Мир чувств. Как справиться со страхом
Цель: Помощь в преодолении страхов, приобретение навыков избавления от страха.