Девиантное поведение

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 21 Мая 2012 в 12:58, дипломная работа

Краткое описание

Девиантное поведение, понимаемое как нарушение социальных норм, приобрело в последние годы массовый характер и поставило эту проблему в центр внимания социологов, социальных психологов, медиков, работников правоохранительных органов, педагогов.
В настоящее время среди исследователей наблюдается повышенный интерес к проблеме девиантного поведения. Научное изучение отклонений осуществляется в психологии, криминологии, психопатологии, социологии. В стадии становления находится новая научная дисциплина - психология девиантного поведения. Объяснить причины, условия и факторы, детерминирующие это социальное явление, стало насущной задачей. Ее рассмотрение предполагает поиск ответов на ряд фундаментальных вопросов, среди которых вопросы о сущности категории "норма" (социальная норма) и об отклонениях от нее.

Содержание

ВВЕДЕНИЕ……...…………………………………………………...…………...
4
Глава 1
ПСИХОЛОГИЧЕСКИЕ ПОДХОДЫ К ОБЬЯСНЕНИЮ ДЕВИАНТНОГО ПОВЕДЕНИЯ…………….………………………...
8

1.1
Основные теоретические подходы ……………………………………
8

1.2
Классификация девиантного поведения………………………………
14

1.3
Теоретические основы формирования девиантного поведения в подростковом возрасте ...........................................................................
27

1.4
Основы групповой психокоррекции девиантного поведения подростков, ее преимущества по сравнению с другими методами работы. …………………………………………………………………..
37

1.5
Организация культурно-досуговой деятельности с подростками девиантного поведения……………………..………………………….
45
Глава 2
ПРАКТИЧЕСКАЯ ЧАСТЬ. КОРРЕКЦИЯ ДЕВИАНТНОГО ПОВЕДЕНИЯ ПОДРОСТКОВ………………………………………...
52

2.1
Диагностика социально-психологических факторов риска в подростковой среде, влияющих на возникновение девиантного поведения ……………………………………………………………….
53

2.2
Анализ результатов диагностики……………………………………...
63

2.3
Коррекция девиантного поведения……………………………………
67

2.4
ВЫВОДЫ ….…………………………………………………………...
74
ЗАКЛЮЧЕНИЕ…………………………………………………………………...
76
БИБЛИОГРАФИЧЕСКИЙ СПИСОК……………………

Вложенные файлы: 1 файл

Девиантное поведение.doc

— 966.50 Кб (Скачать файл)

     У испытуемых с завышенной самооценкой  отмечается излишняя самоуверенность, что осложняет отношения с окружающими, они неуживчивы, трудновоспитуемы. Ситуация неуспеха сопровождается эмоциональными вспышками, обидами, отказом от деятельности.

     В любом случае у подростков с неадекватной самооценкой и, в особенности  с заниженной, риск возникновения дезадаптации и девиантного поведения очень высок и требует обязательной коррекции.

     8) Диагностика агрессивности по тесту Басса-Дарки (Приложение 6). Результаты тестирования показывают высокий уровень агрессивности подростков – 76% (24 человека). Этим подросткам свойственны действия направленные против личности (оскорбления, хулиганство, побои). Причем некоторые из агрессивных подростков состоят на учете в инспекции по делам несовершеннолетних за совершение краж и хулиганских поступков. У самых «трудных» подростков отмечается совокупность физической, вербальной и косвенной агрессии.

     Анализ  результатов и выводы:

     Анализируя  проведенную диагностическую работу, можно выделить ряд общих психологических  проблем испытуемых подростков: высокая  тревожность, агрессивность, высокая эмоциональная неустойчивость, неадекватная самооценка (больше заниженная), сильно акцентуированный характер, плохая

     социальная  адаптация, трудности общения, замкнутость, неуверенное поведение, комплекс неполноценности, отсутствие позитивных планов на будущее, восприятия образа себя как неприятного или безразличного. Депрессивный фон настроения, сильные оппозиционные тенденции с потенциальной агрессивностью, которая может быть направлена или не направлена вовне.

     Иждивенчество, отсутствие инициативы, поисковых форм поведения ответственности, ответственности и самостоятельности, непонимание материальной стороны жизни, замедленное самоопределение, незнание и неприятие себя как личности, перегруженность отрицательным опытом, негативными ценностями и образцами поведения.

     Все это позволяет сделать вывод, что именно социально психологические факторы риска способствуют развитию девиантного поведения и требуют обязательных психокоррекционных мероприятий. 

      2.2 Коррекция девиантного поведения 

     Цель: Коррекция девиантного поведения  подростков методом социально-психологического тренинга, по специально предложенным программам.

     Для коррекции девиантного поведения  выбраны две программы:

     1.Программа для социально - психологического сопровождения подростков с девиантным поведением.

     2.Тренинг для несовершеннолетних правонарушителей «Я и закон».

     Программы разработаны под общей редакцией  Чаусовой Л.К. – директора ОПП и МЦС.Утверждены МО Ростовской области. (Приложение 9)

     Целью групповой психотерапии у подростков с девиантным поведением является включение психодинамических процессов и достижение катарсического отреагирования инфантильных конфликтов. В ходе последнего происходит восполнение ущербного опыта и наступает гармонизация индивидуального и социального функционирования личности. Это приводит к повышению возможности продуктивного разрешения внутренних и внешних конфликтов.

     Методологической  базой проводимой психокоррекционной работы являлся гештальт - подход, с помощью которого строилась работа по осознаванию взаимодействия участников друг с другом, разворачивания их интолерантных форм общения и поведения, что в свою очередь влияло на изменение их представлений о себе, способность принять травматический опыт, изменить отношения с другими людьми. Достигалось это путем специальной работы, направленной на активизацию их рефлексии, а упражнения являлись лишь материалом для нее.

     1. Программа для  социально - психологического  сопровождения подростков  с девиантным поведением.

     Цель  программы: психокоррекция индивидуально–психологических свойств личности, способствующих формированию девиантного поведения

     Целями  программы также являются:

  • Создание доверительной атмосферы, которая помогает переживать и принимать «болезненные» чувства в процессе группового общения.
  • Реадаптация - переоценка травматического опыта и преодоление последствий травматического события у подростков.
  • Формирование навыков толерантного общения, адекватного психологического контакта, бесконфликтного поведения, навыков саморегуляции у подростков.
  • Оказание помощи ребенку  в осознании личностных актуальных проблем.

     Задачи:

  1. Обучение анализу своего внутреннего состояния и состояния других людей.
  2. Формирование адекватной самооценки
  3. Формирование толерантных способов реагирования на - явления и события собственной жизни и окружающего мира.
  4. Осознание выбора оптимальных способов взаимодействия со сверстниками, взрослыми.
  5. Обучение приемам регулирования своего эмоционального состояния, внутреннего самоконтроля.
  6. Изменение агрессивных стереотипов поведения и формирование  более адаптивных поведенческих паттернов.

     Основные  методы:

     Методы  группового психологического тренинга: ролевые игры, моделирование, групповая дискуссия, беседа.

     Групповые психокоррекционные методы: арт-терапия, психогимнастика, приемы игровой терапии, элементы тренинга поведения, релаксация.

     Группа  формируется при соблюдении следующих  условий:

     1.Программа  предполагает ведение группы  с подростками 13-15 Комплектование группы проводится по принципу добровольности. Исследование мотивации для участия в программе. Получение согласия/несогласия на участие в групповых занятиях.

  1. Занятия с подростками проводятся в закрытом режиме, т. е. в группе отсутствуют наблюдатели.
  2. В ходе реализации программы параллельно используются следующие формы работы: диагностика, индивидуальное консультирование подростка, консультации для воспитателей и педагогов.

     6. Количество участников в группе 12-15 человек.

     Режим работы: Общее время, необходимое для реализации всей программы - 10 дней по 2 часа в течение 3-х недель, т. к. частота встреч 3-4 раза в неделю.

     Структура занятия:

     Подготовительная  часть (разминка)- 15 минут.

     Цель: Создание положительного эмоционального фона и настроя участников на работу в группе, формирование атмосферы безопасности и доверия.

     В разминку включены игры и психогимнастические упражнения, способствующие разогреву участников и установлению контакта между ними.

     Основная  часть - 1 час 30 минут.

     Цель: Решение задач, заявленных в программе. В основной части предполагается выполнение групповых психотехнических игр, разыгрывание и моделирование проблемных ситуаций, групповая дискуссия. Важная составляющая этой части - задания с элементами арт-терапии, направленные на отреагирование негативных переживаний, снятие тревожности, агрессивности, освоение релакс - приемов.

     Заключительная  часть - 15 минут.

     Цель: Подведение итогов, получение обратной связи. В заключительной части участники делятся чувствами, обмениваются мнениями, дают свою оценку происходящего на занятии.

     Проведение  групповых занятий с подростками  предполагает использование специального помещения (игровая комната, тренинговый зал), где можно обеспечить им свободное размещение и передвижение, а также техническое оснащение: аудиокассеты (с музыкальными фрагментами соответствующего характера - для расслабления и снятия эмоционального напряжения), изосредства - фломастеры, ручки, цветные карандаши, гуашь, пастель, пластилин, мягкие мячики, бланки телеграмм, листы ватмана, блоки крупного конструктора «Лего», ножницы, старые журналы.

     Содержание  программы (Приложение 4)

     2.Тренинг  для несовершеннолетних  правонарушителей  «Я и закон».

     Цель  программы: развитие правосознания подростков.

     Задачи:

     - развитие самосознания;

     - формирование адекватной самооценки, позитивной Я-концепции;

     - содействие осознанию собственных ценностных иерархий.

      - формирования отношения к правилам и закону как регулятору социального поведения-

     - формирование навыков преодоления  стресса и противостояние групповому  давлению;

     - осознание влияния своих действий  на окружающих.

     Методы: психогимнастические упражнения, ролевые игры, мини-лекции, групповые дискуссии, рисование.

     Условия формирования группы: Группа формируется из правонарушителей или подростков группы риска. Количественный состав – 10-12 участников. Возраст 13-15 лет.

     Режим работы: 12 занятий. Длительность занятия – 1,5 часа. Частота встреч – 1-2 раза в неделю.

     Предполагаемые  результаты:

     - снижение вероятности участия  в правонарушениях;

     - усиление личностных ресурсов, препятствующих  развитию противоправных форм  поведения;

     - формирование навыков оценки социальной ситуации принятию ответственности за собственное поведение в ней.

     Содержание  программы: (Приложение5) 

      2.3 Анализ результатов проведенной коррекционной работы,

           выводы 

     3 этап. Итоговая диагностика подростков с целью анализа эффективности, проведенной работы по коррекции девиантного поведения.

     На  данном этапе диагностической работы использованы следующие методики: проективная методика «Несуществующее животное», опросник Спилбергера,опросник Шмишека, тест самооценки, тест Басса-Дарки, беседа. 

Количественный  анализ полученных результатов  диагностики

Таблица 3

     Количественный  анализ диагностики подростков после  проведения

     коррекционной работы

Количество

испытуемых

Акцентуированные  личности Нарушенная  самооценка Повышенная  тревожность Повышенная

агрессия

личностн. ситуатив.
30 человек

100%

21 человек

70%

11 чел.

36,6%

17 чел.

56%

6 чел

20%

14 чел.

46%


 

Сводные таблицы результатов диагностики представлены в Приложении 7,8.

Таблица 4

     Выраженность  акцентуаций в выборке после  проведения коррекционной

       работы в групповом тренинге

  Всего гипер. циклот. лабил. сензит. психос. шизоид. эпилеп. истер. неуст.
Признак

акцентуации

12-15 баллов

69 акц.

46,3%

9 9 9 9 6 4 6 7 10
Диапазон

тенденций

16-18 баллов

65 акц.

46,6%

13 10 8 9 3 1 5 8 8
Диапазон  акцентуированных черт и типов характера

19-24 балла

15 акц.

10,1%

6 3 1 1 - - - - 4

Информация о работе Девиантное поведение