Автор работы: Пользователь скрыл имя, 21 Мая 2012 в 12:58, дипломная работа
Девиантное поведение, понимаемое как нарушение социальных норм, приобрело в последние годы массовый характер и поставило эту проблему в центр внимания социологов, социальных психологов, медиков, работников правоохранительных органов, педагогов.
В настоящее время среди исследователей наблюдается повышенный интерес к проблеме девиантного поведения. Научное изучение отклонений осуществляется в психологии, криминологии, психопатологии, социологии. В стадии становления находится новая научная дисциплина - психология девиантного поведения. Объяснить причины, условия и факторы, детерминирующие это социальное явление, стало насущной задачей. Ее рассмотрение предполагает поиск ответов на ряд фундаментальных вопросов, среди которых вопросы о сущности категории "норма" (социальная норма) и об отклонениях от нее.
ВВЕДЕНИЕ……...…………………………………………………...…………...
4
Глава 1
ПСИХОЛОГИЧЕСКИЕ ПОДХОДЫ К ОБЬЯСНЕНИЮ ДЕВИАНТНОГО ПОВЕДЕНИЯ…………….………………………...
8
1.1
Основные теоретические подходы ……………………………………
8
1.2
Классификация девиантного поведения………………………………
14
1.3
Теоретические основы формирования девиантного поведения в подростковом возрасте ...........................................................................
27
1.4
Основы групповой психокоррекции девиантного поведения подростков, ее преимущества по сравнению с другими методами работы. …………………………………………………………………..
37
1.5
Организация культурно-досуговой деятельности с подростками девиантного поведения……………………..………………………….
45
Глава 2
ПРАКТИЧЕСКАЯ ЧАСТЬ. КОРРЕКЦИЯ ДЕВИАНТНОГО ПОВЕДЕНИЯ ПОДРОСТКОВ………………………………………...
52
2.1
Диагностика социально-психологических факторов риска в подростковой среде, влияющих на возникновение девиантного поведения ……………………………………………………………….
53
2.2
Анализ результатов диагностики……………………………………...
63
2.3
Коррекция девиантного поведения……………………………………
67
2.4
ВЫВОДЫ ….…………………………………………………………...
74
ЗАКЛЮЧЕНИЕ…………………………………………………………………...
76
БИБЛИОГРАФИЧЕСКИЙ СПИСОК……………………
У испытуемых с завышенной самооценкой отмечается излишняя самоуверенность, что осложняет отношения с окружающими, они неуживчивы, трудновоспитуемы. Ситуация неуспеха сопровождается эмоциональными вспышками, обидами, отказом от деятельности.
В любом случае у подростков с неадекватной самооценкой и, в особенности с заниженной, риск возникновения дезадаптации и девиантного поведения очень высок и требует обязательной коррекции.
8) Диагностика агрессивности по тесту Басса-Дарки (Приложение 6). Результаты тестирования показывают высокий уровень агрессивности подростков – 76% (24 человека). Этим подросткам свойственны действия направленные против личности (оскорбления, хулиганство, побои). Причем некоторые из агрессивных подростков состоят на учете в инспекции по делам несовершеннолетних за совершение краж и хулиганских поступков. У самых «трудных» подростков отмечается совокупность физической, вербальной и косвенной агрессии.
Анализ результатов и выводы:
Анализируя
проведенную диагностическую
социальная адаптация, трудности общения, замкнутость, неуверенное поведение, комплекс неполноценности, отсутствие позитивных планов на будущее, восприятия образа себя как неприятного или безразличного. Депрессивный фон настроения, сильные оппозиционные тенденции с потенциальной агрессивностью, которая может быть направлена или не направлена вовне.
Иждивенчество, отсутствие инициативы, поисковых форм поведения ответственности, ответственности и самостоятельности, непонимание материальной стороны жизни, замедленное самоопределение, незнание и неприятие себя как личности, перегруженность отрицательным опытом, негативными ценностями и образцами поведения.
Все
это позволяет сделать вывод,
что именно социально психологические
факторы риска способствуют развитию
девиантного поведения и требуют обязательных
психокоррекционных мероприятий.
2.2
Коррекция девиантного
поведения
Цель:
Коррекция девиантного
Для
коррекции девиантного
1.Программа для социально - психологического сопровождения подростков с девиантным поведением.
2.Тренинг для несовершеннолетних правонарушителей «Я и закон».
Программы
разработаны под общей
Целью групповой психотерапии у подростков с девиантным поведением является включение психодинамических процессов и достижение катарсического отреагирования инфантильных конфликтов. В ходе последнего происходит восполнение ущербного опыта и наступает гармонизация индивидуального и социального функционирования личности. Это приводит к повышению возможности продуктивного разрешения внутренних и внешних конфликтов.
Методологической базой проводимой психокоррекционной работы являлся гештальт - подход, с помощью которого строилась работа по осознаванию взаимодействия участников друг с другом, разворачивания их интолерантных форм общения и поведения, что в свою очередь влияло на изменение их представлений о себе, способность принять травматический опыт, изменить отношения с другими людьми. Достигалось это путем специальной работы, направленной на активизацию их рефлексии, а упражнения являлись лишь материалом для нее.
1. Программа для социально - психологического сопровождения подростков с девиантным поведением.
Цель программы: психокоррекция индивидуально–психологических свойств личности, способствующих формированию девиантного поведения
Целями программы также являются:
Задачи:
Основные методы:
Методы группового психологического тренинга: ролевые игры, моделирование, групповая дискуссия, беседа.
Групповые психокоррекционные методы: арт-терапия, психогимнастика, приемы игровой терапии, элементы тренинга поведения, релаксация.
Группа формируется при соблюдении следующих условий:
1.Программа предполагает ведение группы с подростками 13-15 Комплектование группы проводится по принципу добровольности. Исследование мотивации для участия в программе. Получение согласия/несогласия на участие в групповых занятиях.
6. Количество участников в группе 12-15 человек.
Режим работы: Общее время, необходимое для реализации всей программы - 10 дней по 2 часа в течение 3-х недель, т. к. частота встреч 3-4 раза в неделю.
Структура занятия:
Подготовительная часть (разминка)- 15 минут.
Цель: Создание положительного эмоционального фона и настроя участников на работу в группе, формирование атмосферы безопасности и доверия.
В разминку включены игры и психогимнастические упражнения, способствующие разогреву участников и установлению контакта между ними.
Основная часть - 1 час 30 минут.
Цель: Решение задач, заявленных в программе. В основной части предполагается выполнение групповых психотехнических игр, разыгрывание и моделирование проблемных ситуаций, групповая дискуссия. Важная составляющая этой части - задания с элементами арт-терапии, направленные на отреагирование негативных переживаний, снятие тревожности, агрессивности, освоение релакс - приемов.
Заключительная часть - 15 минут.
Цель: Подведение итогов, получение обратной связи. В заключительной части участники делятся чувствами, обмениваются мнениями, дают свою оценку происходящего на занятии.
Проведение
групповых занятий с
Содержание программы (Приложение 4)
2.Тренинг для несовершеннолетних правонарушителей «Я и закон».
Цель программы: развитие правосознания подростков.
Задачи:
- развитие самосознания;
-
формирование адекватной
-
содействие осознанию
- формирования отношения к правилам и закону как регулятору социального поведения-
-
формирование навыков
-
осознание влияния своих
Методы: психогимнастические упражнения, ролевые игры, мини-лекции, групповые дискуссии, рисование.
Условия формирования группы: Группа формируется из правонарушителей или подростков группы риска. Количественный состав – 10-12 участников. Возраст 13-15 лет.
Режим работы: 12 занятий. Длительность занятия – 1,5 часа. Частота встреч – 1-2 раза в неделю.
Предполагаемые результаты:
- снижение вероятности участия в правонарушениях;
- усиление личностных ресурсов, препятствующих развитию противоправных форм поведения;
- формирование навыков оценки социальной ситуации принятию ответственности за собственное поведение в ней.
Содержание
программы: (Приложение5)
2.3 Анализ результатов проведенной коррекционной работы,
выводы
3 этап. Итоговая диагностика подростков с целью анализа эффективности, проведенной работы по коррекции девиантного поведения.
На
данном этапе диагностической работы
использованы следующие методики: проективная
методика «Несуществующее животное»,
опросник Спилбергера,опросник Шмишека,
тест самооценки, тест Басса-Дарки, беседа.
Количественный анализ полученных результатов диагностики
Таблица 3
Количественный анализ диагностики подростков после проведения
коррекционной работы
Количество
испытуемых |
Акцентуированные личности | Нарушенная самооценка | Повышенная тревожность | Повышенная
агрессия | |
личностн. | ситуатив. | ||||
30
человек
100% |
21 человек
70% |
11 чел.
36,6% |
17 чел.
56% |
6 чел
20% |
14 чел.
46% |
Сводные таблицы результатов диагностики представлены в Приложении 7,8.
Таблица 4
Выраженность акцентуаций в выборке после проведения коррекционной
работы в групповом тренинге
Всего | гипер. | циклот. | лабил. | сензит. | психос. | шизоид. | эпилеп. | истер. | неуст. | |
Признак
акцентуации 12-15 баллов |
69 акц.
46,3% |
9 | 9 | 9 | 9 | 6 | 4 | 6 | 7 | 10 |
Диапазон
тенденций 16-18 баллов |
65 акц.
46,6% |
13 | 10 | 8 | 9 | 3 | 1 | 5 | 8 | 8 |
Диапазон
акцентуированных черт и типов характера
19-24 балла |
15 акц.
10,1% |
6 | 3 | 1 | 1 | - | - | - | - | 4 |