Автор работы: Пользователь скрыл имя, 21 Мая 2012 в 12:58, дипломная работа
Девиантное поведение, понимаемое как нарушение социальных норм, приобрело в последние годы массовый характер и поставило эту проблему в центр внимания социологов, социальных психологов, медиков, работников правоохранительных органов, педагогов.
В настоящее время среди исследователей наблюдается повышенный интерес к проблеме девиантного поведения. Научное изучение отклонений осуществляется в психологии, криминологии, психопатологии, социологии. В стадии становления находится новая научная дисциплина - психология девиантного поведения. Объяснить причины, условия и факторы, детерминирующие это социальное явление, стало насущной задачей. Ее рассмотрение предполагает поиск ответов на ряд фундаментальных вопросов, среди которых вопросы о сущности категории "норма" (социальная норма) и об отклонениях от нее.
ВВЕДЕНИЕ……...…………………………………………………...…………...
4
Глава 1
ПСИХОЛОГИЧЕСКИЕ ПОДХОДЫ К ОБЬЯСНЕНИЮ ДЕВИАНТНОГО ПОВЕДЕНИЯ…………….………………………...
8
1.1
Основные теоретические подходы ……………………………………
8
1.2
Классификация девиантного поведения………………………………
14
1.3
Теоретические основы формирования девиантного поведения в подростковом возрасте ...........................................................................
27
1.4
Основы групповой психокоррекции девиантного поведения подростков, ее преимущества по сравнению с другими методами работы. …………………………………………………………………..
37
1.5
Организация культурно-досуговой деятельности с подростками девиантного поведения……………………..………………………….
45
Глава 2
ПРАКТИЧЕСКАЯ ЧАСТЬ. КОРРЕКЦИЯ ДЕВИАНТНОГО ПОВЕДЕНИЯ ПОДРОСТКОВ………………………………………...
52
2.1
Диагностика социально-психологических факторов риска в подростковой среде, влияющих на возникновение девиантного поведения ……………………………………………………………….
53
2.2
Анализ результатов диагностики……………………………………...
63
2.3
Коррекция девиантного поведения……………………………………
67
2.4
ВЫВОДЫ ….…………………………………………………………...
74
ЗАКЛЮЧЕНИЕ…………………………………………………………………...
76
БИБЛИОГРАФИЧЕСКИЙ СПИСОК……………………
Развитию
данного направления
Таким
образом, все эти направления
культурно-досуговой
Современное
состояние педагогического
Выводы. На сегодняшний день, нет единой точки зрения на определение понятия девиантного поведения. Существуют разные подходы к определению девиантного поведения, которые исходят из различного понимания нормы: социологический, психологический и биологический. Социологический подход определяет девиацию как отклонение от общепринятых, усредненных стереотипов поведения. Вследствие этого данный подход отождествляет разрушительную (асоциальную) девиацию только с преступность – поведением, уголовно наказуемым, запрещенным законом, и является лишь одной из форм данного вида девиантного поведения. Психологический подход рассматривает девиацию как отклонение от естественного для конкретного индивида поведения. Поэтому некоторые ученые считают девиантным поведение зацикленности на чем-то одном, хотя оно может и не носить антисоциальный характер. Тем не менее, все ученые сходятся во мнении, что к отклоняющемуся поведению относятся различные действия подростков агрессивного, антисоциального, аддиктивного характера (алкоголизм, токсико- и наркомания), различные правонарушения, и такие типично подростковые реакции, как реакция оппозиции, побеги из дома, реакция группирования со сверстниками. Последние формы обычно не носят патологический характер и должны с взрослением исчезать.
Появление нарушений поведения подростков зависит от взаимодействия многих факторов. Сам подростковый возраст является предпосылкой возникновения девиантного поведения. Процесс физического и психического развития вызывает изменения эмоционально-ценностного отношения к себе и появления недовольства собой и окружающими. Необходимо отметить все возрастающую роль средств массовой информации, как одного из социальных факторов, пропагандирующих агрессивные формы поведения.
Самой
распространенной мерой борьбы с
девиациями подростка часто являются
различные санкции (двойки, замечания,
выговор родителям, а нередко
крик), что вызывает у многих детей
чувство безнадежности и
Глава 2. ПРАКТИЧЕСКАЯ ЧАСТЬ. КОРРЕКЦИЯ ДЕВИАНТНОГО
ПОВЕДЕНИЯ
ПОДРОСТКОВ
Цель исследования:
Выявление
социально-психологических
Исследование
эффективности проведенной
Объект исследования:
Социально
психологические особенности
Предмет исследования:
Социально-
Гипотеза:
У
подростков, склонных к правонарушениям
в большинстве случаев
Групповой тренинг по коррекции девиантного поведения подростков, снижает влияние психологических и социальных факторов риска, формируя у него позитивное самоотношение, конструктивные взаимоотношения с окружающими, снижая тревожность, агрессивность, стабилизируя эмоционально-волевую сферу, сглаживая акцентуации характера, формируя уверенное и безопасное поведение, устойчивое к давлению со стороны других, позволяющее подростку сделать правильный выбор.
Задачи:
1.Изучить научную и методическую литературу по вопросу профилактики и коррекции девиантного поведения
2.Изучить социально-психологические факторы риска возникновения девиаций в подростковой среде.
3.Провести социально-психологическую диагностику, направленную на выявление факторов риска возникновения девиантного поведения в группе подростков.
4.Исследовать индивидуально-психологические особенности личности подростков.
5.Изучить влияния представленных коррекционных программ на поведение подростков.
6.Провести
математическую обработку
Практическая часть данной работы состоит из трех этапов:
1 этап. Диагностический
Цель: Выявление социально-психологических факторов способствующих возникновению девиантного поведения в подростковом возрасте
Инструментарий: проективная методика «Несуществующее животное», опросник Спилбергера, опросник Айзенка, опросник Шмишека, тест самооценки, тест Басса-Дарки, анкетирование, беседа.
2 этап. Коррекционный
Цель:
Коррекция девиантного
3
этап. Итоговая диагностика подростков
с целью анализа эффективности, проведенной
работы по коррекции девиантного поведения
подростков.
2.1.Диагностика социально-психологических факторов риска в
подростковой среде, влияющих на формирование девиантного
поведения
Объектом исследования явилась группа подростков (30 человек) в возрасте 15-16 лет МОУ СОШ № 37, 30 г. Шахты. Нами были отобраны учащиеся, которые находятся на учете у психолога и состоят в группе риска трудных подростков. Каждый их этих испытуемых имеет проблемы с поведением и успеваемостью. По анализу данных карты наблюдения психолога и биографических данных у каждого из этих подростков имеются следующие проблемы:
75%
испытуемых имеют одно или
несколько правонарушений по
поводу воровства,
35% учащихся состоят или состояли на учете в милиции.
Именно по этим критериям мы считаем, что эти учащиеся нуждаются в подробном изучении их социально-психологических особенностей и в коррекции поведения.
Диагностический блок состоял из следующих диагностических методик:
- расположение рисунка на листе бумаги;
- размеры изображения;
-
пропорции отдельных частей
- стиль раскрашивания;
- сила нажима карандаша;
- стирание отдельных деталей;
4) Методика «Шкала социально-ситуационной тревоги»
Особенность шкал такого типа состоит в том, что в них человек оценивает не наличие или отсутствие у себя каких- либо переживаний, симптомов тревожности, а ситуацию с точки зрения того, насколько она может вызвать тревогу.
Инструкция:
«На следующих страницах
Если ситуация не кажется Вам неприятной – обведите 0, если немного волнует, беспокоит Вас – 1, если ситуация достаточна неприятна и Вы предпочли бы избежать ее – 2, если она для Вас очень неприятна и вызывает сильное беспокойство, страх – 3, если ситуация крайне неприятная, вызывает очень сильный страх обведите цифру 4.
Ваша задача – представить себе как можно яснее каждую ситуацию и обвести кружком ту цифру, в какой степени эта ситуация может вызвать у вас опасение, беспокойство, тревогу или страх».
Методика включает ситуации трех типов:
Соответственно обозначены виды тревожности: школьная, самооценочная, межличностная.
5) Адаптированный опросник Шмишека (для определения акцентуаций у подростков). Чрезмерное усиление, акцентуация отдельных черт характера делает индивида избирательно уязвимым в отношении определенного рода психогенных воздействий при хорошей и даже повышенной устойчивости к другим. Являясь крайними вариантами нормы, акцентуации характера выступают как важный фактор преморбидного фона при эндогенных психических заболеваниях и как факторвышающий риск психогенных нервно-психических расстройств.
6) Личностный опросник Г.Айзенка (в адаптации А.Ю.Панасюка). Каждая черта характера имеет выражение и в динамических особенностях деятельности, стилистики поведения индивида.
Иначе говоря, тесно связан с темпераментом. По трем шкалам определяется:
Как свидетельствуют многочисленные исследования, экстраверсия-интроверсия и нейротизм являются фундаментальными параметрами структуры личности, во многом определяющие другие личностные проявления.
Шкала экстраверсии-интроверсии, отражает преимущественную направленность личности либо на мир внешних объектов (экстраверсия), либо на явления субъективного мира (интроверсия). Измеряемые с ее помощью качества во многом зависят от подвижности нервной системы. В поведении экстраверты проявляют себя как возбудимые и подвижные, а интроверты - как заторможенные, инертные.
Нейротизм, характеризующий степени эмоциональной устойчивости представляет собой континуум от «нормальной аффективной стабильности до ее выраженной лабильности».
По мнению автора теста «нестабильные экстраверты» обнаруживают готовность к развитию истерического невроза, а «нестабильные интроверты» - к развитию невроза навязчивых состояний.
Причем шкала самооценки и опросник Шмишека предлагались испытуемым два раза: до проведения коррекционной работы и после, для изучения эффективности групповой работы. Исследования проводились индивидуально и были включены в диагностические методы работы с данными подростками.
Результаты диагностического исследования будут представлены индивидуальной диагностической картой на каждого подростка.
7) «Тест самооценка» рассматриваемая как умение оценивать собственные силы и возможности, личностные качества, умение относится к себе критически. Самооценка оказывает влияние на взаимоотношения человека с другими людьми, уровень требовательности к себе. Отношения к собственным успехам и неудачам. Неадекватная самооценка может приводить к возникновению серьезных личностных проблем.