Девиантное поведение

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 21 Мая 2012 в 12:58, дипломная работа

Краткое описание

Девиантное поведение, понимаемое как нарушение социальных норм, приобрело в последние годы массовый характер и поставило эту проблему в центр внимания социологов, социальных психологов, медиков, работников правоохранительных органов, педагогов.
В настоящее время среди исследователей наблюдается повышенный интерес к проблеме девиантного поведения. Научное изучение отклонений осуществляется в психологии, криминологии, психопатологии, социологии. В стадии становления находится новая научная дисциплина - психология девиантного поведения. Объяснить причины, условия и факторы, детерминирующие это социальное явление, стало насущной задачей. Ее рассмотрение предполагает поиск ответов на ряд фундаментальных вопросов, среди которых вопросы о сущности категории "норма" (социальная норма) и об отклонениях от нее.

Содержание

ВВЕДЕНИЕ……...…………………………………………………...…………...
4
Глава 1
ПСИХОЛОГИЧЕСКИЕ ПОДХОДЫ К ОБЬЯСНЕНИЮ ДЕВИАНТНОГО ПОВЕДЕНИЯ…………….………………………...
8

1.1
Основные теоретические подходы ……………………………………
8

1.2
Классификация девиантного поведения………………………………
14

1.3
Теоретические основы формирования девиантного поведения в подростковом возрасте ...........................................................................
27

1.4
Основы групповой психокоррекции девиантного поведения подростков, ее преимущества по сравнению с другими методами работы. …………………………………………………………………..
37

1.5
Организация культурно-досуговой деятельности с подростками девиантного поведения……………………..………………………….
45
Глава 2
ПРАКТИЧЕСКАЯ ЧАСТЬ. КОРРЕКЦИЯ ДЕВИАНТНОГО ПОВЕДЕНИЯ ПОДРОСТКОВ………………………………………...
52

2.1
Диагностика социально-психологических факторов риска в подростковой среде, влияющих на возникновение девиантного поведения ……………………………………………………………….
53

2.2
Анализ результатов диагностики……………………………………...
63

2.3
Коррекция девиантного поведения……………………………………
67

2.4
ВЫВОДЫ ….…………………………………………………………...
74
ЗАКЛЮЧЕНИЕ…………………………………………………………………...
76
БИБЛИОГРАФИЧЕСКИЙ СПИСОК……………………

Вложенные файлы: 1 файл

Девиантное поведение.doc

— 966.50 Кб (Скачать файл)

     Развитию  данного направления способствует организация кружков, спортивных секций, встречи с людьми, которые имеют  непосредственное отношение к спорту (тренеры, мастера спорта).

     Таким образом, все эти направления  культурно-досуговой деятельности взаимосвязаны, взаимозависимы, совершенствование (этой деятельности) личности делает эту  деятельность наиболее эффективной. В  процессе направленного воспитания личности подростка, с одной стороны происходит духовное и нравственное развитие, с другой – идет своеобразная дифференциация способностей подростка, раскрываются разнообразные интересы и потребности, происходи социализация подростков, которая носит положительную направленность.

     Современное состояние педагогического процесса убеждает в том, что их деятельность нуждается в более насыщенном этическом направлении, выдвижении на первый план социальных проблем, направленных на гармонизацию отношений между подростками, удовлетворение отдельной личности и общества в целом. 

     Выводы. На сегодняшний день, нет единой точки зрения на определение понятия девиантного поведения. Существуют разные подходы к определению девиантного поведения, которые исходят из различного понимания нормы: социологический, психологический и биологический. Социологический подход определяет девиацию как отклонение от общепринятых, усредненных стереотипов поведения. Вследствие этого данный подход отождествляет разрушительную (асоциальную) девиацию только с преступность – поведением, уголовно наказуемым, запрещенным законом, и является лишь одной из форм данного вида девиантного поведения. Психологический подход рассматривает девиацию как отклонение от естественного для конкретного индивида поведения. Поэтому некоторые ученые считают девиантным поведение зацикленности на чем-то одном, хотя оно может и не носить антисоциальный характер. Тем не менее, все ученые сходятся во мнении, что к отклоняющемуся поведению относятся различные действия подростков агрессивного, антисоциального, аддиктивного характера (алкоголизм, токсико- и наркомания), различные правонарушения, и такие типично подростковые реакции, как реакция оппозиции, побеги из дома, реакция группирования со сверстниками. Последние формы обычно не носят патологический характер и должны с взрослением исчезать.

     Появление нарушений поведения подростков зависит от взаимодействия многих факторов. Сам подростковый возраст является предпосылкой возникновения девиантного  поведения. Процесс физического и психического развития вызывает изменения эмоционально-ценностного отношения к себе и появления недовольства собой и окружающими. Необходимо отметить все возрастающую роль средств массовой информации, как одного из социальных факторов, пропагандирующих агрессивные формы поведения.

     Самой распространенной мерой борьбы с  девиациями подростка часто являются различные санкции (двойки, замечания, выговор родителям, а нередко  крик), что вызывает у многих детей  чувство безнадежности и раздражения из-за того, что взрослые совершенно не хотят понять его и помочь, научить справляться с собой, контролировать себя. Задача современного педагога состоит именно в том, чтобы - установить доверительные отношения с "трудным" подростком и способствовать его развитию, а также создать благоприятные условия для саморазвития и становления самосознания. 
 
 
 

 

     

Глава 2. ПРАКТИЧЕСКАЯ ЧАСТЬ. КОРРЕКЦИЯ ДЕВИАНТНОГО

     ПОВЕДЕНИЯ ПОДРОСТКОВ 

     Цель  исследования:

     Выявление социально-психологических факторов способствующих возникновению девиантного поведения в подростковом возрасте и их коррекция.

     Исследование  эффективности проведенной психокоррекционной работы.

     Объект  исследования:

     Социально психологические особенности личности, провоцирующие у него девиантное поведение.

     Предмет исследования:

     Социально-психологические  факторы, влияющие на формирование девиантного поведения, индивидуально-личностные особенности подростков

     Гипотеза:

      У подростков, склонных к правонарушениям  в большинстве случаев выявляются сформированные личностные акцентуации и психопатические черты. Чаще всего такими личностными акцентуациями являются: гипертимные, неустойчивые и циклотимные акцентуации, проявляющиеся склонностью к импульсивным и агрессивным реакциям и способствующие развитию девиантного поведения

     Групповой тренинг по коррекции девиантного  поведения подростков, снижает влияние психологических и социальных факторов риска, формируя у него позитивное самоотношение, конструктивные взаимоотношения с окружающими, снижая тревожность, агрессивность, стабилизируя эмоционально-волевую сферу, сглаживая акцентуации характера, формируя уверенное и безопасное поведение, устойчивое к давлению со стороны других, позволяющее подростку сделать правильный выбор.

     Задачи:

     1.Изучить научную и методическую литературу по вопросу профилактики и коррекции девиантного поведения

     2.Изучить социально-психологические факторы риска возникновения девиаций в подростковой среде.

     3.Провести социально-психологическую диагностику, направленную на выявление факторов риска возникновения девиантного поведения в группе подростков.

     4.Исследовать индивидуально-психологические особенности личности подростков.

     5.Изучить влияния представленных коррекционных программ на поведение подростков.

     6.Провести  математическую обработку полученных, в результате диагностики данных.  

     Практическая  часть данной работы состоит из трех этапов:

     1 этап. Диагностический

     Цель: Выявление социально-психологических факторов способствующих возникновению девиантного поведения в подростковом возрасте

     Инструментарий: проективная методика «Несуществующее  животное», опросник Спилбергера, опросник Айзенка, опросник Шмишека, тест самооценки, тест Басса-Дарки, анкетирование, беседа.

     2 этап. Коррекционный

     Цель: Коррекция девиантного поведения  подростков методом социально-психологического тренинга, по специально предложенным программам.

     3 этап. Итоговая диагностика подростков с целью анализа эффективности, проведенной работы по коррекции девиантного поведения подростков. 

      2.1.Диагностика социально-психологических факторов риска в

            подростковой среде, влияющих на формирование девиантного

            поведения 

     Объектом исследования явилась группа подростков (30 человек) в возрасте 15-16 лет МОУ СОШ № 37, 30 г. Шахты. Нами были отобраны учащиеся, которые находятся на учете у психолога и состоят в группе риска трудных подростков. Каждый их этих испытуемых имеет проблемы с поведением и успеваемостью. По анализу данных карты наблюдения психолога и биографических данных у каждого из этих подростков имеются следующие проблемы:

     75% испытуемых имеют одно или  несколько правонарушений по  поводу воровства, агрессивного  поведения.

     35% учащихся состоят или состояли  на учете в милиции.

     Именно  по этим критериям мы считаем, что  эти учащиеся нуждаются в подробном  изучении их социально-психологических  особенностей и в коррекции поведения.

     Диагностический блок состоял из следующих диагностических методик:

  1. Социально-психологическое анкетирование (Приложение 1)
  2. Диагностическая беседа
  3. Проективная методика «Несуществующее животное», для исследования эмоционально-личностной сферы подростков. Эта методика помогает выявить подростков с нарушениями в эмоционально-личностной сфере. Изучение рисунков позволяет лучше понять интересы, личностные особенности детей, переживания их внутреннего мира. В процессе эксперимента большое внимание уделяется формальным признакам рисунка:

     - расположение рисунка на листе бумаги;

     - размеры изображения;

     - пропорции отдельных частей рисунка;

     - стиль раскрашивания;

     - сила нажима карандаша;

     - стирание отдельных деталей;

     4) Методика «Шкала социально-ситуационной тревоги»

     Особенность шкал такого типа состоит в том, что  в них человек оценивает не наличие или отсутствие у себя каких- либо переживаний, симптомов тревожности, а ситуацию с точки зрения того, насколько она может вызвать тревогу.

     Инструкция: «На следующих страницах перечислены  ситуации, с которыми Вы часто встречаетесь в жизни. Внимательно прочитайте каждое предложение и обведите кружком одну из цифр справа: 0,1,2,3,4.

     Если  ситуация не кажется Вам неприятной – обведите 0, если немного волнует, беспокоит Вас – 1, если ситуация достаточна неприятна и Вы предпочли бы избежать ее – 2, если она для Вас очень неприятна и вызывает сильное беспокойство, страх – 3, если ситуация крайне неприятная, вызывает очень сильный страх обведите цифру 4.

     Ваша  задача – представить себе как  можно яснее каждую ситуацию и  обвести кружком ту цифру, в какой степени эта ситуация может вызвать у вас опасение, беспокойство, тревогу или страх».

     Методика  включает ситуации трех типов:

    1. Связанные со школой, общением с учителями;
    2. Актуализирующие представление о себе;
    3. Ситуации общения.

      Соответственно обозначены виды тревожности: школьная, самооценочная, межличностная.

     5) Адаптированный опросник Шмишека (для определения акцентуаций у подростков). Чрезмерное усиление, акцентуация отдельных черт характера делает индивида избирательно уязвимым в отношении определенного рода психогенных воздействий при хорошей и даже повышенной устойчивости к другим. Являясь крайними вариантами нормы, акцентуации характера выступают как важный фактор преморбидного фона при эндогенных психических заболеваниях и как факторвышающий риск психогенных нервно-психических расстройств.

     6) Личностный опросник Г.Айзенка (в адаптации А.Ю.Панасюка). Каждая черта характера имеет выражение и в динамических особенностях деятельности, стилистики поведения индивида.

     Иначе говоря, тесно связан с темпераментом. По трем шкалам определяется:

    1. экстраверсия-интроверсия;
    2. нейротизм-стабильность;
    3. ложь-откровенность.

     Как свидетельствуют многочисленные исследования, экстраверсия-интроверсия и нейротизм являются фундаментальными параметрами структуры личности, во многом определяющие другие личностные проявления.

     Шкала экстраверсии-интроверсии, отражает преимущественную направленность личности либо на мир  внешних объектов (экстраверсия), либо на явления субъективного мира (интроверсия). Измеряемые с ее помощью качества во многом зависят от подвижности нервной системы. В поведении экстраверты проявляют себя как возбудимые и подвижные, а интроверты - как заторможенные, инертные.

     Нейротизм, характеризующий степени эмоциональной устойчивости представляет собой континуум от «нормальной аффективной стабильности до ее выраженной лабильности».

     По  мнению автора теста «нестабильные  экстраверты» обнаруживают готовность к развитию истерического невроза, а «нестабильные интроверты» - к  развитию невроза навязчивых состояний.

     Причем  шкала самооценки и опросник Шмишека  предлагались испытуемым два раза: до проведения коррекционной работы и после, для изучения эффективности  групповой работы. Исследования проводились  индивидуально и были включены в  диагностические методы работы с данными подростками.

     Результаты  диагностического исследования будут  представлены индивидуальной диагностической картой на каждого подростка.

     7) «Тест самооценка» рассматриваемая как умение оценивать собственные силы и возможности, личностные качества, умение относится к себе критически. Самооценка оказывает влияние на взаимоотношения человека с другими людьми, уровень требовательности к себе. Отношения к собственным успехам и неудачам. Неадекватная самооценка может приводить к возникновению серьезных личностных проблем.

Информация о работе Девиантное поведение