Автор работы: Пользователь скрыл имя, 21 Мая 2012 в 12:58, дипломная работа
Девиантное поведение, понимаемое как нарушение социальных норм, приобрело в последние годы массовый характер и поставило эту проблему в центр внимания социологов, социальных психологов, медиков, работников правоохранительных органов, педагогов.
В настоящее время среди исследователей наблюдается повышенный интерес к проблеме девиантного поведения. Научное изучение отклонений осуществляется в психологии, криминологии, психопатологии, социологии. В стадии становления находится новая научная дисциплина - психология девиантного поведения. Объяснить причины, условия и факторы, детерминирующие это социальное явление, стало насущной задачей. Ее рассмотрение предполагает поиск ответов на ряд фундаментальных вопросов, среди которых вопросы о сущности категории "норма" (социальная норма) и об отклонениях от нее.
ВВЕДЕНИЕ……...…………………………………………………...…………...
4
Глава 1
ПСИХОЛОГИЧЕСКИЕ ПОДХОДЫ К ОБЬЯСНЕНИЮ ДЕВИАНТНОГО ПОВЕДЕНИЯ…………….………………………...
8
1.1
Основные теоретические подходы ……………………………………
8
1.2
Классификация девиантного поведения………………………………
14
1.3
Теоретические основы формирования девиантного поведения в подростковом возрасте ...........................................................................
27
1.4
Основы групповой психокоррекции девиантного поведения подростков, ее преимущества по сравнению с другими методами работы. …………………………………………………………………..
37
1.5
Организация культурно-досуговой деятельности с подростками девиантного поведения……………………..………………………….
45
Глава 2
ПРАКТИЧЕСКАЯ ЧАСТЬ. КОРРЕКЦИЯ ДЕВИАНТНОГО ПОВЕДЕНИЯ ПОДРОСТКОВ………………………………………...
52
2.1
Диагностика социально-психологических факторов риска в подростковой среде, влияющих на возникновение девиантного поведения ……………………………………………………………….
53
2.2
Анализ результатов диагностики……………………………………...
63
2.3
Коррекция девиантного поведения……………………………………
67
2.4
ВЫВОДЫ ….…………………………………………………………...
74
ЗАКЛЮЧЕНИЕ…………………………………………………………………...
76
БИБЛИОГРАФИЧЕСКИЙ СПИСОК……………………
Упражнение «Состояние»
Цель: формирование навыка определения состояния другого человека.
Процедура проведения: участники сидят в кругу. Ведущий предлагает каждому по очереди поприветствовать группу и сделать движение, отражающее внутреннее состояние, и все остальные повторяют это движение 3-4 раза, стараясь при этом вчувствоваться в состояние этого человека. И так все по кругу.
Вопросы для обсуждения: Назовите признаки, по которым можно определить то или иное состояние каждого из нас. Укажите на внешнюю непохожесть состояний.
Задание «Нарисуй свой страх»
Цель: изменение отношения к страху.
Процедура проведения: подросткам предлагается нарисовать на листе бумаги свой страх, а затем изменить картинку так, чтобы не бояться - размыть отдельные части рисунка водой, разорвать, сжечь.
Оборудование: листы бумаги, изосредства.
Вопросы для обсуждения: На что или кого был похож ваш страх?
Где
самая страшная часть рисунка, самая
безопасная и почему? Как изменилось
ваше состояние после «
Упражнение «Письмо своему страху»
Цель: изменение отношения к своему страху.
Процедура проведения: подросткам раздаются листы бумаги с конвертами и предлагается написать письмо - благодарность своему страху, обозначив в письме, чем страх для него полезен, от чего защищает, и как он хочет подружиться со своим страхом.
Вопросы для обсуждения:
За что вы благодарите свой страх? Как удалось подружиться со страхом?
Релакс - упражнение «Солнечный зайчик»
Цель: налаживание физического и эмоционального контакта с самим собой.
Процедура проведения: ведущий просит подростков представить, что солнечный зайчик заглянул в глаза. Закройте их и представьте, что теперь он побежал дальше по лицу, нежно погладьте его ладонями: на лбу, на носу, на губах, на подбородке. Поглаживайте аккуратно, чтобы не спугнуть, голову, шею, руки. Он забрался к тебе за шиворот, он не озорник, он любит и ласкает тебя, и вы подружитесь с ним.
Подведение итогов занятия.
Участникам прикрепляются на спине листки, и все хаотично движутся по комнате и пишут на листках то, что им понравилось в этом человеке на сегодняшнем занятии.
Вопросы для обсуждения: С каким настроением уходите с занятия?
От чего зависит ваш страх (от себя, других, ситуации) и как он видится вам теперь. Какие способы избавления от страха вам подходят?
Занятие 7. Социальная компетентность в сфере общения. Как вести диалог?
Цель: Развитие социально-коммуникативных навыков.
Упражнение «Тень» (16)
Цель: развитие наблюдательности к состоянию другого.
Процедура проведения: упражнение проводится в парах. Один участник группы двигается, выражая в движениях чувства. Его партнер следует за ним как тень, пытаясь повторить его движения, наблюдая при этом за своими чувствами.
Вопросы для обсуждения: Как вы думаете, что чувствовал ваш партнер? Удалось ли вам понять и сопереживать друг другу?
Ведущий знакомит участников с новой информацией. Дается понятие «разговор», «диалог», «беседа», «психологический контакт».
Упражнение «Психологический контакт» Цель: формирование навыка введения диалога.
1 фаза: «Знакомство».
Цель: определение умения устанавливать психологический контакт.
Процедура проведения: участники разбиваются на пары. Моделируется ситуация начала разговора
Вопросы для обсуждения: С чего можно начинать разговаривать? Как определить тему, интересную обоим?
2 фаза: «Удержание контакта».
Цель: развитие умения поддерживать разговор.
Процедура проведения: участники продолжают вести разговор.
Вопросы для обсуждения: Как поступать, если разговор не получается? Что такое умение слушать?
3 фаза: «Завершение разговора».
Процедура проведения: участники подводят разговор к завершению.
Вопросы для обсуждения: Какие есть способы прекращения разговора?
Что можно сказать собеседнику в конце разговора (слова прощания, пожелания)?
Упражнение «Диалог»
Цель: формирование коммуникативных и эмпатических способностей партнеров по диалогу.
Процедура проведения: в паре играющих один участник делает некоторое утверждение. Его партнер должен ответить так на это утверждение, чтобы первому захотелось рассказать больше.
Вопросы для обсуждения: Как помогает роль доброжелательного слушателя?
Важно ли быть слушающим и почему?
Подведение итогов занятия.
Вопросы для обсуждения в круге: Как развивать способность понимать другого (слушание, эмпатия)?
Как навыки психологического контакта способствуют лучшей адаптации, помогают выходить из трудных ситуаций?
Занятие 8. Социальная компетентность в сфере общения. Толерантное поведение в конфликтной ситуации
Цель: Обучение конструктивным способам разрешения конфликта.
Упражнение «Приветствие»
Цель: сплочение, проявление личных отношений.
Процедура проведения: ведущий предлагает каждому по очереди выходить в центр и, поворачиваясь лицом к группе, здороваться со всеми любым способом, не повторяя использованные раннее. Остальные все вместе повторяют каждое приветствие.
Вопросы для обсуждения: Как вы себя чувствуете? Какое приветствие больше всего запомнилось и почему?
Групповая дискуссия: Как разрешать конфликты?
Ведущий вводит понятие «конфликт» и ставит несколько вопросов на обсуждение группы:
По каким признакам вы можете заметить, что ситуация конфликтная?
Какие действия необходимо осуществлять, чтобы приступить к совместному разрешению конфликта?
Основные выводы дискуссии - в конфликтной ситуации важно выслушать и постараться понять другую сторону, продемонстрировать готовность пойти на некоторые уступки, высказывать свои суждения и предложения по преодолению конфликта.
Ведущий предлагает схему достойного выхода из конфликтной ситуации:
Упражнение «Как быть толерантным в общении» (17).
Цель: обучение конструктивным способам выхода из конфликтной ситуации.
Процедура проведения: ведущий предлагает кому-нибудь из участников группы рассказать, а потом разыграть ситуацию, когда его чем-то обидели. Этот участник и выступает в роли того, кого обидели, а другой - в роли обидчика. Ситуация моделируется, но главная задача «обиженного» попытаться использовать схему конструктивного общения и с достоинством выйти из ситуации. Моделирование ситуации предлагается нескольким парам участников.
Вопросы для обсуждения: Чей выход в ситуации оказался наиболее удачным и почему? Что такое «безопасное поведение» при разрешении конфликта (не угрожать, не повышать голоса, не перебивать, не унижать)?
Упражнение «Медитация о сегодняшнем дне»
Цель: структурирование приобретенного опыта на занятии.
Процедура проведения: все участники сидят в кругу. Ведущий предлагает расположиться более удобно, закрыть глаза и вспомнить все, что делали сегодня в группе в обратном порядке, начиная с того момента, как он закончил говорить. Вспомните как можно подробнее все, что происходило с вами в течение занятия, ничего не объясняя и не интерпретируя.
Вопросы для обсуждения: Что вспомнилось? Каковы преимущества толерантного общения?
Подведение итогов занятия
Вопросы для обсуждения: О каких способах конструктивного общения вы сегодня узнали, и что характерно для вас?
Какие приемы выхода из интолерантной ситуации общения вам запомнились?
Занятие 9. Как стать толерантным к себе
Цель: Сформировать ощущение собственной индивидуальности, научить любить себя таким, какой есть.
Упражнение «Покажи себя в выгодном свете» (3)
Цель: поддержать позитивную самооценку подростка.
Процедура проведения: ведущий предлагает участникам вспомнить, что они делают хорошо и продемонстрировать свои умения: строить забавные рожи, рассказывать анекдоты, петь, танцевать и т. д. Группа должна изображать благодарную публику, и аплодировать тем, кто показывает свои умения.
Вопросы для обсуждения: В чем вы можете ежедневно проявлять свое творчество? За что вы можете себя уважать?
Упражнение «Кто Я?»
Цель: помочь подростку лучше понимать себя.
Процедура проведения:
1 фаза: Каждому участнику предлагается написать 10 определений, дающих ответ на вопрос «Кто он/она?». Затем каждый участник зачитывает написанные определения.
Вопросы для обсуждения: Чего больше: положительных, отрицательных или нейтральных определений у вашего Я?
В целом ваше представление о себе больше позитивное или негативное, от чего это зависит, как вы думаете?