Девиантное поведение

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 21 Мая 2012 в 12:58, дипломная работа

Краткое описание

Девиантное поведение, понимаемое как нарушение социальных норм, приобрело в последние годы массовый характер и поставило эту проблему в центр внимания социологов, социальных психологов, медиков, работников правоохранительных органов, педагогов.
В настоящее время среди исследователей наблюдается повышенный интерес к проблеме девиантного поведения. Научное изучение отклонений осуществляется в психологии, криминологии, психопатологии, социологии. В стадии становления находится новая научная дисциплина - психология девиантного поведения. Объяснить причины, условия и факторы, детерминирующие это социальное явление, стало насущной задачей. Ее рассмотрение предполагает поиск ответов на ряд фундаментальных вопросов, среди которых вопросы о сущности категории "норма" (социальная норма) и об отклонениях от нее.

Содержание

ВВЕДЕНИЕ……...…………………………………………………...…………...
4
Глава 1
ПСИХОЛОГИЧЕСКИЕ ПОДХОДЫ К ОБЬЯСНЕНИЮ ДЕВИАНТНОГО ПОВЕДЕНИЯ…………….………………………...
8

1.1
Основные теоретические подходы ……………………………………
8

1.2
Классификация девиантного поведения………………………………
14

1.3
Теоретические основы формирования девиантного поведения в подростковом возрасте ...........................................................................
27

1.4
Основы групповой психокоррекции девиантного поведения подростков, ее преимущества по сравнению с другими методами работы. …………………………………………………………………..
37

1.5
Организация культурно-досуговой деятельности с подростками девиантного поведения……………………..………………………….
45
Глава 2
ПРАКТИЧЕСКАЯ ЧАСТЬ. КОРРЕКЦИЯ ДЕВИАНТНОГО ПОВЕДЕНИЯ ПОДРОСТКОВ………………………………………...
52

2.1
Диагностика социально-психологических факторов риска в подростковой среде, влияющих на возникновение девиантного поведения ……………………………………………………………….
53

2.2
Анализ результатов диагностики……………………………………...
63

2.3
Коррекция девиантного поведения……………………………………
67

2.4
ВЫВОДЫ ….…………………………………………………………...
74
ЗАКЛЮЧЕНИЕ…………………………………………………………………...
76
БИБЛИОГРАФИЧЕСКИЙ СПИСОК……………………

Вложенные файлы: 1 файл

Девиантное поведение.doc

— 966.50 Кб (Скачать файл)

ЗАКЛЮЧЕНИЕ 

     Данная  квалификационная работа посвящена  изучению проблемы девиантного поведения молодежи.

     Расстройство поведения – девиантное (от латинского deviatio – отклонение, расстройство) поведение – это устойчивое поведение личности, отклоняющееся от наиболее важных социальных норм, причиняющее реальный ущерб обществу или самой личности, а также сопровождающееся  ее социальной дезадаптацией.

     Нестабильность  ситуации в обществе вызывает значительный рост девиаций и, особенно среди несовершеннолетних и молодежи.

     Развитие  молодежной девиации представляет особую опасность даже не потому, что детская, подростковая молодежная преступность заметно возросли, а поскольку это связано с развитием «анормальных» установок в групповом сознании молодого поколения, что влияет на ценности, предпочтительные образцы поведения, оценки социального взаимодействия – то есть в широком смысле связано с социальной культурой российского общества в ее проективном состоянии.

     Важно отметить, что в период повышения  общественной роли средств массовой информации и, в первую очередь, телевидения, их материалы, тем не менее, изобилуют грубо-натуралистическими сценами насилия, с экранов телевизоров идет поток негативной информации. Значительная часть молодежи все более ощущает на таком фоне свою ущемленность, зависимость, бесперспективность существования. Все это порождает агрессивность, значительно превышающую уровень так называемой адаптационной агрессивности, заложенной изначально в каждом человеке. А высшим проявлением социальной агрессии становятся преступления против личности, что мы и наблюдаем в России в настоящее время, т.к. “больное” агрессией, непримиримостью общество “заражает” ею и молодое поколение через механизмы подражания и социального научения. Данная ситуация провоцирует рост преступности, наркомании, алкоголизма, проституции.

     Отмечается омоложение преступности: каждое третье уголовное деяние совершено детьми в возрасте 8-14 лет; происходит увеличение преступности среди девочек подросткового возраста, а также увеличение числа несовершеннолетних правонарушителей, не имеющих средств

     В современных условиях традиционные причины, толкающие людей к нарушению  социальных норм, дополняются, усиливаются и усложняются кризисными явлениями в экономике, социальной нестабильностью, коррозией нравственности и правовым нигилизмом. Кардинальные изменения, происходящие во всех областях жизнедеятельности нашего общества, ставят перед социально-гуманитарными науками, задачу переосмысления многих уже устоявшихся теоретических положений. Это касается и отношения к проблемам девиантного поведения.

     Наибольшую  озабоченность вызывает увеличение девиаций именно в подростковом возрасте, так как их количество неуклонно растет. Эти тревожные тенденции свидетельствуют о необходимости совершенствования системы профилактики как безнадзорности и правонарушения несовершеннолетних, так и других форм отклоняющего поведения подростков.

       Актуализируется проблема профилактики и коррекции девиантного поведения, разработки и введения эффективных профилактических и коррекционных технологий, основанных на правильном и своевременном диагностировании психологических отклонений. Помочь оступившемуся и не дать оступиться – важнейшая задача.

     В первой главе данной работе раскрываются основные понятия, виды и факторы формирования девиантного поведения, определяется влияние разных типов семейных взаимоотношений и семейного воспитания на ребенка. Изучены социально-психологические факторы риска возникновения девиаций в подростковой среде.

     В этой главе также изложены основы групповой психокоррекции девиантного поведения подростков, ее преимущества по сравнению с другими методами работы.

     Практическая  часть данной работы состоит из трех этапов:

     1 этап. Диагностический

     Цель: Выявление социально-психологических  факторов способствующих возникновению девиантного поведения в подростковом возрасте

     Инструментарий: проективная методика «Несуществующее  животное», опросник изучения школьной тревожности, опросник Айзенка, опросник Шмишека, тест самооценки, тест Басса-Дарки, анкетирование, беседа.

     2 этап. Коррекционный

     Цель: Коррекция девиантного поведения  подростков методом социально-психологического тренинга, по специально предложенным программам.

     Целью групповой психотерапии у подростков с девиантным поведением является включение  психодинамических процессов и  достижение катарсического отреагирования инфантильных конфликтов. В ходе последнего происходит восполнение ущербного  опыта и наступает гармонизация индивидуального и социального функционирования личности. Это приводит к повышению возможности продуктивного разрешения внутренних и внешних конфликтов.

     3 этап. Итоговая диагностика подростков с целью анализа эффективности, проведенной работы по коррекции девиантного поведения подростков

     Диагностика первого этапа (до проведения коррекционной  работы) выявила целый ряд социально-психологических  факторов риска высокая тревожность, агрессивность, высокая эмоциональная неустойчивость, неадекватная самооценка (больше заниженная), сильно акцентуированный характер, плохая социальная адаптация, трудности общения, замкнутость, неуверенное поведение, комплекс неполноценности, отсутствие позитивных планов на будущее, восприятия образа себя как неприятного или безразличного. Депрессивный фон настроения, сильные оппозиционные тенденции с потенциальной агрессивностью, которая может быть направлена или не направлена вовне.

     Иждивенчество, отсутствие инициативы, поисковых форм поведения ответственности, ответственности и самостоятельности, непонимание материальной стороны жизни, замедленное самоопределение, незнание и неприятие себя как личности, перегруженность отрицательным опытом, негативными ценностями и образцами поведения.

     Все это позволяет сделать вывод, что именно социально психологические факторы риска способствуют развитию девиантного поведения и требуют обязательных психокоррекционных мероприятий.

     По  ряду причин, которые были указаны  выше, была выбрана групповая форма  работы - социально-психологический тренинг.

     Анализ  наблюдаемой работы в группе в  качестве тренера и участника, повторное  диагностическое исследование подростков показывают результативность и эффективность  проведенной коррекционной работы. Результаты видны на личностном, поведенческом  и телесном уровнях. У подростков стабилизировалась эмоционально-волевая, сфера снизился уровень тревожности агрессивности, сгладились и стали не так ярко выражены акцентуации характера, улучшилась самооценка. Улучшила контакты со сверстниками, дети стали более доброжелательны, активны. Снизилась эмоциональная напряженность. Появились позитивные планы на будущее, мотивы получить профессию. Фон настроения улучшился, к проблемам научились относиться более адекватно. Сформировались навыки оценки социальной ситуации принятию ответственности за собственное поведение в ней.

     Анализ  групповой работы и диагностические  исследования позволяют подтвердить  гипотезу, что групповой тренинг по коррекции девиантного поведения подростков, снижает влияние психологических и социальных факторов риска. Формирует у него позитивное самоотношение, конструктивные взаимоотношения с окружающими, снижет тревожность, агрессивность, конфликтность, стабилизирует эмоционально-волевую сферу, сглаживает акцентуации характера, формирует уверенное и безопасное поведение, устойчивое к давлению со стороны других, позволяющее подростку сделать правильный выбор.

     Данная  практическая работа может быть использована специалистами учреждения образования,  работающими с подростками с девиантным поведением. Всем, кто занимается коррекционной работой и хочет сам научиться проводить социально-психологические тренинги для подростков. Именно в контексте тренинга можно научить подростка достигать личных целей, демонстрировать свою «взрослость» приемлемыми способами.

     С целью профилактики девиантного поведения подростков педагогам были даны следующие рекомендации:

     1) Выявление детей «группы риска»;

     2) Работа с детьми «группы риска», направленную на:

     - создание благополучного доверительного  климата в коллективе, психологическую адаптацию подростков из «группы риска»;

     - коррекцию определенных психологических  особенностей личности, способствующих формированию отклонений в развитии;

     - формирование коммуникативных навыков.

     3) Работа с детьми с отклоняющимся  поведением, которая должна быть направлена на:

     - формирование позитивного отношения  к себе и другим;

     - коррекцию стратегий поведения  в конфликтной ситуации;

     - снятие негативного эмоционального  состояния (рабату с чувствами  гнева, вины, страха);

     - решение личностных проблем ребенка.

     4) Шире использовать для решения  проблем подростка групповые  формы работы. 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

     СПИСОК  ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ 

     1.Актуальные проблемы современной психологии. Материалы международной конференции. - М.: МГУ, 1987.

     2. Бернс Р. Развитие «Я-концепции»  и воспитание. М.: Педагогика, 1986.

     3. Божович Л.И. Этапы формирования личности в онтогенезе. // Вопросы психологии, 1979, № 2, с.72-79.

     4. Диагностика школьной дезадаптации. / Под ред. С.А.Беличевой. М.: Педагогика, 1993.

     5. Шнейдер Л.Б. Девиантное поведение детей и подростков. /М. Академический Проект, 2005.

     6.Клейберг  Ю.А. Психология девиантного поведения: Учебное пособие.- М. Творческий центр, 2003.

     7. Бабаян Э. А., Гонопольский М. Х. Учебное пособие по наркологии. М.: Медицина, 1982.

  1. Битенский В. С., Херсонский Б. Г. Мотивировка и условия, способствующие злоупотреблению наркотиками // Психологические исследования и психотерапия в наркологии. Л., 1989.
  2. Бородкин Ю. С., Грекова Т. И. «Алкоголизм: причины, следствия, профилактика» Л.: Наука, 1987.
  3. Захаров А. И. Психотерапия неврозов у детей и подростков. Л.: Медицина, 1982.
  4. Копыт Н. Я., Скворцова Е. С. Алкоголь и подростки. М 1984.
  5. Круглянский В. Ф. Наркомании и токсикомании у подростков. Минск: Вышэйш. шк., 1989.
  6. Эйдемиллер Э. Г., Кулаков С. А., Черемисин О. В. Исследования образа «я» у подростков с аддиктивным поведением // Психологические исследования и психотерапия в наркологии. Л., 1989.
  7. Эйдемиллер Э. Г., Юстицкий В. В. Использование игровой психотерапии для коррекции нарушений поведения у подростков // Психогигиена и психопрофилактика. Л., 1983.

     16. Китаев Н.С., Смык Л.А. Психология  стресса. - М.: Наука, 1983.

     17. Лебединская К.С., Райская М.М. Подростки с нарушениями в аффективной сфере.- М.: Педагогика, 1988.

     16 Лучшие психологические тесты. / Под ред. А.Ф.Кудряшова.- Петрозаводск,1992, с.62-67.

     17. Небылицин В.Д. Психофизиологическические исследования индивидуальных различий. - М.: Педагогика, 1986.

     18. Немов Р.С. Общие основы психологии /Психология. Учебник для студентов высших педагогических учебных заведений в 3 кн.-Книга 1. - М.: Владос, 1997.

     19.Особенности обучения и психического развития школьников 13-17 лет. / Под ред. И. В. Дубровиной, Б.С. Круглова. - М.: Педагогика,1988.

  1. Пасынкова Н.Б. Связь уровня тревожности подростков с эффективностью их интеллектуальной деятельности // Психологический журнал, т. 17, 1996,  № 1, с.169-174.

     21.Прихожан А.М., Толстых Н.Н. Подросток в учебнике и в жизни. - М.: Знание, 1997.

     22.Прихожан А.М. Анализ причин тревожности в общении  со сверстниками у подростков: Автореф. дис. канд. психол. н. М, МГУ, 1977.

     23.Бандура А. Уолтерс Р. Подростковая агрессия. Изучение влияния воспитания и семейных отношений. М., 1999.

     24.Бреслав Г.М. Эмоциональные особенности формирования личности. – М, 1875.

Информация о работе Девиантное поведение