Диагностика и коррекция агрессивности у детей дошкольного возраста
Автор работы: Пользователь скрыл имя, 15 Января 2015 в 18:39, реферат
Краткое описание
Актуальность настоящего исследования определена экономическими и социальными изменениями, происходящими в последние годы в нашем обществе и затрагивающими все сферы жизнедеятельности человека. Оценка результатов этих социальных реконструкций неоднозначна, поскольку они привели не только к демократизации общества и повышению степени свободы личности в сфере ее социальной активности, но и усилили негативные проявления острых проблем, связанных с ростом насилия, конфликтности и напряженности между людьми в современном обществе. Наибольшую тревогу вызывают проявления агрессивности в поведении детей, тех сегодняшних детей, которые в любом государстве определяют его будущий статус и направление движения - в сторону развития или деградации.
Содержание
Введение Глава 1. Теоретический анализ агрессивности у детей дошкольного возраста 1.1. Психологические новообразования в дошкольном детстве 1.2. Исследование проблемы детской агрессивности в отечественной и зарубежной психологии Глава 2. Диагностика агрессивности в дошкольном возрасте 2.1.Диагностика агрессивности Глава 3. Психологическое сопровождение профилактики агрессивности у детей дошкольного возраста 3.1. Опыт создания программы и проведение коррекционно-профилактической работы с агрессивными детьми 3.2. анализ эффективности проведения коррекцинно-профилактической работы Заключение Литература
Психологическими корнями
проявления агрессивности в поведении
ребенка являются особенности его темперамента,
проявляющиеся во вспыльчивости, раздражительности,
неумении сдерживать себя. Однако одна
из главных причин агрессивного поведения
дошкольника кроется в неблагополучных
отношениях ребенка с окружающим его миром:
родителями, педагогами, детским коллективом.
Проявление агрессивности в поведении
дошкольника, таким образом, является
следствием:
1) неудовлетворенности
ребенка содержанием общения
с близкими взрослыми и со
сверстниками;
2) низким социальным
статусом ребенка в группе;
3) неуспехом в
совместной со сверстниками деятельности,
в обусловленный как трудностями операционного
характера (например, неразвитость игровых
умений и навыков), так и изменением мотивационной
стороны деятельности (например, преобладание
эгоистическим мотивов общения);
4) неудовлетвореностью
потребности в признании.
Дефекты семейного
воспитания, обусловленные как психологическими
особенностями самих родителей, так и
нарушением взаимоотношений между членами
семьи, являются одной из главных причин
возникновения агрессивного поведения
у дошкольника.
4. Проведенное эмпирическое
исследование показало открытый
характер агрессивного поведения
у дошкольников, возникающего как
реакция психологической защиты
в трудных ситуациях. У некоторых
детей агрессивное поведение
имеет импульсивный характер, сопровождается
вспышками возбуждения, что может
быть обусловлено биологическими
предпосылками.
Однако практически
у всех агрессивных детей имеет место
неблагоприятная социальная ситуация
развития: нарушение детско-родительских
отношений (завышенная требовательность;
жестокость в обращении с ребенком; противоречивое
воспитание, обусловленное воспитательской
неуверенностью родителей или противоречивыми
отношениями между взрослыми членами
семьи), взаимоотношений со сверстниками,
психотравмы.
5. Проведенная коррекционная
работа с агрессивными детьми
позволила уменьшить частоту
агрессивных проявлений в поведении,
а также -сформировать у многих детей
умение конструктивно выходить из конфликтных
ситуаций собственными силами.
6. Практическая организация
общения со сверстниками, по предложенной
нами программе (воспитание сопереживания,
миролюбия во взаимоотношениях
между детьми и.т.д.) способствует
снижению агрессивности в поведении,
а также - дает профилактический
эффект в плане развития агрессивности
в детском возрасте.
7. Эффективность
проведенной коррекционно-профилактической
работы обусловлена направленностью
психологических воздействий на
социальную ситуацию развития
и деятельность ребенка, комплексное
использование методов коррекции,
перенос сформированных положительных
установок в общении со сверстниками
в ходе занятий на повседневную
жизнь дошкольников. Этому способствовало
привлечение близкого окружения
ребенка (семьи) и педагогов группы
детского сада к работе по
реализации предложенной коррекционной
программы. Следует отметить, что
данная работа имеет перспективы
для своего развития. В частности,
планируется более широкая апробация
коррекционно-профилактической программы
с целью ее лучшей адаптации
в детских садах. Содержательный
анализ социальной ситуации развития
агрессивного ребенка, а именно -
изучение взаимоотношений ребенка
с семейным окружением также
требует тщательной проработки,
что и является содержанием
следующего этапа нашей работы.
ЛИТЕРАТУРА
1. Анастази А. Психологическое
тестирование. Кн.2, - М., 1982. - С. 106 -108.
2. Асмолов А.Г. Личность
как предмет психологического исследования.
-М., 1984.
3. Асмолов А.Г. Психология
личности: принципы общепсихологического
анализа. - М., 1990. - 367 с.
4. Белоус В.В., Щебетенко
А.И. Человек как интегральная индивидуальность.
- Пятигорск, 1996. - 203 с.
5. Бреслав Г.М. Эмоциональные
особенности формирования личности в
детстве: норма и отклонения, М., 1990.
6. Бурменская Г.В., Карабанова
О.А., Лидерс А.Г. Возрастно-психологическое
консультирование. - М., 1990. - 136 с.
7. Бэрон Р., Ричардсон
Д. Агрессия. - СПб., 1997. - 336 с.
8. Божович Л.И. Личность
и ее формирование в детском возрасте.
- М., 1968. - 464 с.
9. Бурлачук Л.Ф. Введение
в проективную психологию. - Киев, 1997. –
128 с.
10. Бурлачук Л.Ф., Морозов
С.М. Словарь-справочник по психологической
диагностике. Киев, 1989. 200 с.
11. Буянов М.И. Ребенок
из неблагополучной семьи. - М., 1988.
- 207 с.
12. Буянов М.И. Беседы
о детской психиатрии, - М., 1992. - 255
с.
13. Бютнер К. Жить с агрессивными
детьми.- М., 1991. - 142 с.
14. Валитова И.Е. Психология
развития ребенка дошкольного возраста.
- Минск, 1997. - С. 74 - 77.
15. Введение в
психологию / Под ред. А.В. Петровского.
- М., 1995. - 496 с.
16. Возрастная и
педагогическая психология /Под ред.
А.В. Петровского. М.: Просвещение. - 1979.,
- С.49 - 68.
17. Волкова Г.А., Панасюк
А.Ю. Исследование личностных характеристик
детей дошкольного возраста "тест-конфликтом"
// Дефектология. - 1979. - № 6. - С. 73 - 79.
18. Волкова Е.М. Трудные
дети или трудные родители? - М.,
1992. - 96 с.
19. Воспитание дошкольника
в семье: Вопросы теории и методики
/ Под ред. Т.А. Марковой. М., 1979. 191 с.
20. Выготский Л.С. Собрание
сочинений в 6-ти томах. Том 3. Проблемы
развития психики. - М., 1984. - 368 с.
21. Выготский Л.С. Собрание
сочинений в 6-ти томах. Том 4. Детская психология.
- М., 1984. - 432 с.
22. Выготский Л.С. Собрание
сочинений в 6-ти томах. Том 5. Основы дефектологии.
- М., 1983. - 368 с.