Жестокое обращение с детьми

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 02 Июня 2012 в 23:07, дипломная работа

Краткое описание

В истории любой страны есть периоды, когда актуальность каких-то социальных проблем или процессов становится чрезвычайной и общепризнанной. В современной России к числу таких бесспорных проблем относится, прежде всего, задача предотвращения жестокого обращения с детьми.
Проблема жестокого обращения с детьми до недавнего времени была закрыта для обсуждения. И только сейчас мы начинаем осознавать ее масштабы и серьезность: в различных его формах подвергается ежегодно до двух миллионов несовершеннолетних. Переживание ситуации насилия в качестве жертвы или свидетеля сопровождает все большее количество детских судеб.

Содержание

Введение………………………………………………………………………….3

Глава 1. Теоретические основы работы социального педагога

по профилактике жестокого обращения с детьми………………………….7

1.1. Исторический аспект проблемы жестокого обращения…………………7

1.2. Общее понятие, причины и источники жестокого обращения с детьми…………………………………………………………………….............15

1.3. Основные последствия жестокого обращения с детьми……………... 28

1.4 Направления работы социального педагога и других специалистов по профилактике жестокого обращения с детьми………………………………..34

Глава 2. Опытно-экспериментальная работа по профилактике жестокого обращения с детьми……………………………………………………………43

2.1 Выявление семей, склонных к жестокому обращению с детьми………...43

2.2. Содержание программы профилактики жестокого обращения

с детьми…………………………………………………………………………..48

Заключение………………………………………………………………………63

Список литературы………………………………………………………………64

Вложенные файлы: 1 файл

Диплом жестокое обращение с детьми.doc

— 346.50 Кб (Скачать файл)

Чувствуя  себя несчастными, обездоленными, приспосабливаясь к ненормальным условиям существования, пытаясь найти выход из создавшегося положения, дети и сами могут стать шантажистами. Это, в частности, относится к сексуальному насилию, когда в обмен на обещание хранить секрет и не ломать привычной семейной жизни, дети вымогают у взрослых насильников деньги, сладости, подарки.

Среди этих детей, даже когда они становятся взрослыми, отмечается высокая частота депрессий. Это проявляется в приступах беспокойства, безотчетной тоски, чувстве одиночества, в нарушениях сна. В старшем возрасте, у подростков, могут наблюдаться попытки покончить с собой или завершенные самоубийства.

Социальные  последствия жестокого обращения  с детьми.

      Можно выделить два проявляющихся одновременно аспекта этих последствий: вред для жертвы и для общества.

      Дети  и подростки являются наиболее уязвимой, незащищенной частью нашего общества. Жестокое обращение с ними, пренебрежение их интересами не только наносят непоправимый вред их здоровью, и физическому, и психическому, но также имеют тяжелые социальные последствия. Результаты криминологических и психологических исследований показывают, что в силу особенностей возраста, личностной несформированности и незащищенности несовершеннолетние обладают повышенной виктимностью — субъективной «предрасположенностью» стать при определенных обстоятельствах жертвой преступлений.

        Дети, пережившие любой вид насилия, испытывают трудности социализации: у них нарушены связи со взрослыми, нет соответствующих навыков общения со сверстниками, они не обладают достаточным уровнем знаний и эрудицией, чтобы завоевать приоритет в школе, и др. Решение своих проблем дети-жертвы насилия зачастую находят в криминальной, асоциальной среде, а это сопряжено с формированием у них пристрастия к алкоголю, наркотикам, они начинают воровать и совершать другие уголовно наказуемые действия.

      Как говорилось выше, ребенок, явившийся жертвой жестокого обращения, не усваивает норм социально-положительных отношений в общении с людьми, не может в дальнейшем должным образом приспособиться к жизни, создать семью, жестоко относится к своим детям, легко решается на применение насилия к другим людям, доведенный до крайней степени унижения, превращается из жертвы в преступника.

      Любой вид насилия формирует у детей и подростков такие личностные и поведенческие особенности, которые делают их малопривлекательными и даже опасными для общества.

  Девочки нередко начинают заниматься проституцией, у мальчиков может нарушаться половая ориентация. И те, и другие впоследствии испытывают трудности при создании собственной семьи, они не могут дать своим детям достаточно тепла, поскольку не решены их собственные эмоциональные проблемы.

      Каковы  же общественные потери от происходящего  насилия над детьми? Это, прежде всего, потери человеческих жизней в результате убийств детей и подростков или их самоубийств, это потери в их лице производительных членов общества вследствие нарушения их психического и физического здоровья, низкого образовательного и профессионального уровня, криминального поведения. Это потери в их лице родителей, способных воспитать здоровых в физическом и нравственном отношении детей. Наконец, это воспроизводство жестокости в обществе, поскольку бывшие жертвы сами часто становятся насильниками.

      Опыт насилия в детстве в некоторых случаях приводит к ранней и глубокой интериоризации паттерна отношений «насильник — жертва», к фиксации этого паттерна на физиологическом уровне с последующей трансформацией базовых потребностей, которые могут оформиться в таких психических и поведенческих расстройствах, как садомазохизм и серийные убийства.

Правонарушения  и преступления подростков как последствия насилия.

      Дети, живущие в семьях группы риска, вынуждены сами заботиться об удовлетворении своих потребностей, порой избирая для этого противоправные действия. Испытав на себе жестокое обращение и насилие, дети и подростки сами совершают насилие, им свойственна агрессия, антисоциальное и неконтролируемое поведение, и как результат — они оказываются на скамье подсудимых.

      Результаты  исследования Кочетковой С. В. вынуждают сделать не очень утешительный прогноз развития ситуации на ближайшее будущее. В связи с ухудшением социально-экономической обстановки в стране практически неизбежен рост числа семейно-бытовых конфликтов и как следствие этого — проявление насилия в семье (различных видов — и физического, и психологического). Причем значительная часть правонарушений, связанных с насилием и направленных на членов семьи, может носить скрытый характер. «На поверхности», скорее всего, будут наиболее тяжкие из них, то есть преступления против жизни и здоровья, требующие вмешательства правоохранительных органов. Такой вид насилия в семье, как эмоциональное (психологическое) насилие, труднее выявить.  Социологические исследования свидетельствуют о том, что несовершеннолетние преступники, как правило, вырастают в семьях, которые отличает низкий уровень материальной обеспеченности, частые конфликты, родительский алкоголизм, напряженные отношения между членами семьи, что создает хроническую психотравматическую индивидуальность ребенка, которая в ситуации дисгармоничного воспитания, повторяющихся социально-отрицательных реакций детерминирует личность, придает ей антиобщественную направленность. Пострадавшие от насилия дети рано «общаются к употреблению алкоголя и наркотиков, легко становятся участниками криминальных акций. Бывшие жертвы превращаются в насильников, и происходит процесс воспроизводства жестокости. Данные зарубежных исследований показывают, что 90 % заключенных, осужденных за насильственные преступления, подвергались в детском возрасте различным формам жестокого обращения. 
 

1.4. Содержание работы социального педагога и других специалистов по профилактике жестокого обращения с детьми 

      Как правило, для деятельности системы защиты детей необходимы следующие специалисты: педагоги; психологи; врачи (педиатры, детские психиатры, невропатологи); инспекторы по делам несовершеннолетних; социальные работники и социальные педагоги; юристы (суд, прокуратура, адвокатура). Каждый из этих специалистов обладает необходимыми компетенциями для работы со случаем насилия над ребенком и в области профилактики насилия. Ниже приводится самое общее описаниe тех компетенций, которыми располагают специалисты для работы с проблемой насилия над ребенком.

      0сновные  компетенции психолога:

♦ проводит психологическую диагностику детей и семей, переживших насилие, находящихся в трудной жизненной ситуации.

♦ осуществляет превентивные мероприятия по профилактике возникновения социальной дезадаптации несовершеннолетних, конфликтных родительско-детских и супружеских взаимоотношений, неадекватных родительских установок;

♦ проводит индивидуальное консультирование с ребенком, его сверстниками и взрослыми, составляющими социальное окружение ребенка;

♦ разрабатывает и проводит индивидуальные и групповые психокоррекционные программы для ребенка, его сверстников и взрослых, составляющих социальное окружение ребенка;

♦  организует группы поддержки, личностного роста  среди подростков и взрослых. Оказывает помощь родителям в разрешении трудностей, связанных с воспитанием детей, их эмоциональным и духовным развитием, коммуникативностью.

      Основные компетенции врача:

♦  проводит медицинское обследование, диагностику  детей, переживших насилие, находящихся  в трудной жизненной ситуации;

♦  осуществляет превентивные мероприятия по профилактике возникновения и развития болезней;

♦  проводит индивидуальное консультирование с ребенком, его родителями (лицами, их заменяющими);

♦  разрабатывает  и проводит индивидуальные программы  лечения и реабилитации детей.

Основные  компетенции педагога:

♦  участвует  в составлении социального паспорта семьи, формировании банка данных о семье и ребенке;

♦  осуществляет педагогическую помощь и поддержку  детей, попавших в трудную жизненную  ситуацию;   

♦  взаимодействует  с родителями (лицами, их заменяющими) в поиске оптимальных форм нормализации поведения детей;

♦  определяет наиболее приемлемые методы, формы решения личных и социальных проблем детей;

♦  содействует  повышению педагогической культуры родителей, формированию у них сознательного отношения к своим обязанностям.

      Различаются в зависимости от конкретной врачебной специализации — педиатрия, детская психиатрия, детская неврология, детская гинекология и т.д.

      Основные компетенции социального работника:

♦ выявляет семьи, несовершеннолетних детей, нуждающихся в социальной поддержке, устанавливает причины семейного неблагополучия, трудных жизненных ситуаций, в которых они оказались, определяет объем необходимой социальной помощи;

♦ участвует в составлении социального паспорта семьи, формировании банка данных о семье;

♦ ведет необходимую документацию, осуществляет социальный патронаж семей группы риска; содействует семьям в улучшении социально-экономических и материальных условий жизни, трудоустройстве (в том ' числе временном) членов семьи, проводит консультации по вопросам трудоустройства, обучения, переквалификации;

♦ дает необходимые консультации по вопросам социальной защиты семьи, оказывает помощь в подготовке и оформлении документов для принятия нуждающихся на постоянное или временное социальное обслуживание, опеку или попечительство.

      Основные  компетенции социального педагога:

  ♦ осуществляет патронаж детей из семей группы риска;

♦ определяет наиболее приемлемые методы, формы решения личных и социальных проблем детей; взаимодействует с социальными службами в поиске оптимальных форм нормализации поведения детей;

♦ взаимодействует  с педагогами и психологами школ и других учебных заведений, социально-психологическими службами, специалистами ведомств и административных органов;

♦ формирует банк данных о детях, проживающих в семьях с неблагоприятным морально-психологическим климатом-

♦  сотрудничает с молодежными, детскими объединениями, учреждениями, клубами, органами образования;

♦  в  решении актуальных вопросов жизнедеятельности  детей выступает посредником  между личностью ребенка и  семьей, школой, социальным окружением, службами, ведомствами, правоохранительными и административными органами.

      Существуют  различные тенденции в развитии количественного, возрастного и полового состава этих специалистов. Так, например, увеличивается количество социальных работников, социальных педагогов и инспекторов по делам несовершеннолетних, практических психологов; сокращается количество врачей-детских специалистов и среднего медицинского персонала. Однако основной проблемой в этой области является проблема подготовленного персонала и уровень квалификации специалистов различных центров и служб.

      Многие  специалисты, работающие с детьми —  педагоги, врачи, психологи, социальные работники, инспекторы по делам несовершеннолетних, не умеют идентифицировать ситуацию насилия над ребенком, не владеют навыками проведения интервью с ребенком, попавшим в трудную жизненную ситуацию. В исследовании Института психологии, проведенном в 2002-2003 годах среди специалистов Нижегородской области, мы обнаружили, что специалисты разных ведомств, живущие и работающие в одном районе, по-разному оценивают степень распространенности различных видов насилия среди одной и той же группы детей и подростков. Например, психологи полагают, что к 4 % детей родители применяют насилие, а социальные работники считают, что таких детей — 23 %; инспекторы по делам несовершеннолетних считают, что 75 % детей и подростков показывают признаки психологического (эмоционального) насилия, а врачи считают, что таких детей — 28 %.

      Одним из важнейших условий существования системы защиты от насилия является наличие специальных знаний об этой теме как у профессионалов, специалистов, работающих с такими: детьми, так и у всего сообщества в целом. К сожалению, специалисты далеко не всегда готовы к работе, опираясь на специальные знания о проблеме насилия. Очень часто многие врачи, психологи, педагоги «размывают» проблематику насилия над

ребенком  среди близких, и, несомненно, очень  важных проблем. Во многом это связано  с отсутствием практики специальной  подготовки специалистов в области проблемы насилия над детьми. В государственных федеральных стандартах подготовки психологов, педагогов, детских врачей, юристов в России нет учебных дисциплин, посвященных проблеме насилия над детьми и профилактики насилия. В нескольких университетах России существуют отдельные учебные дисциплины, введенные в местный стандарт обучения специалистов магистерской ступени подготовки. Постдипломное образование по данной проблеме также не является широко распространенным и носит характер локального эксперимента.

      Известно, что для эффективного обучения специалистов, работающих с детьми, необходимо не просто специальное обучение. Важно, чтобы это обучение носило интегрированный характер. Проблема насилия над ребенком — междисциплинарная проблема, поэтому крайне важно полидисциплинарное обучение специалистов, работающих с детьми, пережившими насилие.

Информация о работе Жестокое обращение с детьми