Автор работы: Пользователь скрыл имя, 02 Июня 2012 в 23:07, дипломная работа
В истории любой страны есть периоды, когда актуальность каких-то социальных проблем или процессов становится чрезвычайной и общепризнанной. В современной России к числу таких бесспорных проблем относится, прежде всего, задача предотвращения жестокого обращения с детьми.
Проблема жестокого обращения с детьми до недавнего времени была закрыта для обсуждения. И только сейчас мы начинаем осознавать ее масштабы и серьезность: в различных его формах подвергается ежегодно до двух миллионов несовершеннолетних. Переживание ситуации насилия в качестве жертвы или свидетеля сопровождает все большее количество детских судеб.
Введение………………………………………………………………………….3
Глава 1. Теоретические основы работы социального педагога
по профилактике жестокого обращения с детьми………………………….7
1.1. Исторический аспект проблемы жестокого обращения…………………7
1.2. Общее понятие, причины и источники жестокого обращения с детьми…………………………………………………………………….............15
1.3. Основные последствия жестокого обращения с детьми……………... 28
1.4 Направления работы социального педагога и других специалистов по профилактике жестокого обращения с детьми………………………………..34
Глава 2. Опытно-экспериментальная работа по профилактике жестокого обращения с детьми……………………………………………………………43
2.1 Выявление семей, склонных к жестокому обращению с детьми………...43
2.2. Содержание программы профилактики жестокого обращения
с детьми…………………………………………………………………………..48
Заключение………………………………………………………………………63
Список литературы………………………………………………………………64
Достичь успехов в воспитании можно лишь тогда, когда родители - пример для положительного подражания каждый день.
Правило пятое
Признавать свои ошибки, просить прощения за неправильные действия и поступки, быть справедливым в оценке себя и других.
V. Подведение итогов ринга
Рефлексия встречи родителям предлагается определить по 5-балльной шкале результат ринга:
- полезность встречи,
- актуальность обсуждаемых ситуаций,
- атмосфера
встречи
Тренинг для подростков «Сотрудничать со взрослыми: Я могу!»
Отечественные исследования, проведенные в последние годы показывают, что взаимоотношения взрослых и подростков становится все более напряженными, в частности отсутствует атмосфера тепла и интимности между ними. Большая часть подростков испытывает эмоциональное отвержение со стороны взрослых отношение «не до тебя»). Взрослым не хватает ни эмоциональных, физических сил на то, чтобы оказать эмоциональную поддержку и помощь детям. Напротив, родители, родственники, учителя выступают источником напряжения в отношениях с подростками транслируя им собственные страхи, тревогу, проявляя агрессию В итоге нередко подросток испытывает насилие со стороны взрослого. Это может быть психологическое, физическое или информационное насилие.
Тренинг «Сотрудничать с взрослыми: Я могу!» направлен на повышение успешности подростка в сфере взаимодействия со взрослыми. В программе акцент сделан на то, чтобы понять, что может сделать молодой человек сам, чтобы успешно разрешать проблемы, возникающие в общении со взрослыми, и, более того, предупреждать их возникновение. Такой подход способствует большей самостоятельности подростка, ответственности, а значит, взрослению.
Программа тренинга была рассчитана на учащихся 8-10 классов. Оптимальное число участников группы — 14-16 человек (учащиеся 8-10 классов — 16 человек в группе; учащиеся младше восьмого класса — 14 человек в группе и меньше).
Общий объем программы — 32 часа. Программа тренинга была рассчитана на четыре дня работы. была предварительная встреча тренера с каждым участником программы с целью формирования мотивации на участие подростка в тренинге.
Эффективность программы оценивалась путем:
анализа социальным педагогом анкет подростков о программе; откликов родителей, педагогов, социального педагога об изменениях в детях, произошедших в них за время тренинга или после него.
Содержание тренинга представлено следующими блоками информации:
ВВЕДЕНИЕ
Создание благожелательной, доверительной и рабочей атмосферы в группе. Ориентация в проблеме. Обнаружение и актуализация проблемных областей. Выявление образа «взрослого» и образа «подростка», существующих в подростковом сознании.
ОБУЧЕНИЕ И РАЗВИТИЕ
Три мира (взрослых, подростков, общий). Определение границы этих миров. Осознание разницы позиций в общении взрослого и подростка. Выявление особенностей взаимоотношений взрослых и подростков, пути их изменения. Преимущества открытости в общении взрослых и подростков; отвага быть искренним, открытым.
Типология поведения (деструктивные и конструктивные способы взаимодействия; манипуляция).
Выявление деструктивных и конструктивных способов поведения. Диагностика чувств, которые то или иное поведение вызывает у окружающих. Выход на эффективность конструктивного способа взаимодействия. Выявление механизмов и способов манипуляции в общении взрослых и подростков. Диагностика чувств, которые вызывает манипулятивное поведение. Обсуждение причин лжи и последствий, которые она имеет. Эмоции и чувства: осознание и конструктивные способы выражения.
Развитие сензитивности к собственным чувствам и чувствам других людей. Понимание языка чувств. Конструктивные способы выражения эмоций. Мотивы поведения взрослых.
Понимание поведения взрослых через осознание мотивов этого поведения. Отреагирование чувств относительно взрослых. Осознание того, что значит принимать взрослых.
Формирование навыков конструктивного взаимодействия с0 взрослыми.
Развитие навыков эффективного взаимодействия.
Ответственность подростка за формирование конструктивных отношений со взрослыми.
Осознание границ собственной ответственности. Самоценность. Повышение самооценки. Поиск внутренних ресурсов. Понимание ценности другого человека. Развитие умения получать поддержку от взрослых и оказывать ее. Получение поддержки от группы. ЗАВЕРШЕНИЕ ТРЕНИНГА
Личностная обратная связь («чемодан»). Позитивное завершение межличностных отношений в группе. Личностная поддержка. Итоги тренинга.
Осознание и структурирование опыта, полученного на тренинге. Выявление индивидуальных вариаций полученного опыта.
Программа практических занятий с элементами тренинга для подростков и юношей «Мой защищенный мир».
Ребенок может столкнуться с насильственными действиями в любое время и в любой ситуации: в школе, на отдыхе, в общественном месте. Исключением не является и семья, несмотря на то, что данный социальный институт призван обеспечивать безопасность, которая является необходимым фактором для нормального развития ребенка. Насилие как социально-психологическая проблема является в настоящее время весьма актуальной и значимой.
Выбор
детей подросткового и
Важнейший момент в характеристике подростка, его новой социальной позиции — осознание своего «Я». Это осознание осуществляется и в самооценке, и в отношениях со сверстниками взрослыми. Появляется моральная потребность проанализировать свои достоинства и недостатки, стремление понять, что в собственных поступках и целях является правильным или неправильным и т. д.
В юности окончательно преодолевается зависимость от взрослых и утверждается самостоятельность личности. Психологическое содержание юности связано с развитием самосознания, формированием нравственного сознания, устойчивого мировоззрения. В межличностных отношениях нарастает значение индивидуальных контактов и привязанностей. Неблагоприятные общественные и микросоциальные условия могут приводить к острым психологическим конфликтам и глубоким переживаниям, к кризисному переживанию юности.
Таким образом, программа «Я могу сказать «нет», включающая в сёбя укрепление структуры «Я — взрослый», развитие адаптивных навыков поведения, укрепление и развитие конструктивной стратегий профилактики и преодоления ситуаций насилия, а также способствующая стабилизации адекватной самооценки, является хорошей профилактической базой для формирования у подростков и юношей умений противостоять нефизическому насилию со стороны окружающих; направлена на активизацию, увеличение ресурсов, необходимых для противостояния различным жизненным трудностям подростковой жизни, связанных с эмоциональным насилием.
Цель: обучение стратегиям совладающего поведения и навыков саморегуляции в подростковом и юношеском возрасте.
Условия реализации программы.
1. Программа рассчитана на подростков 14-16 лет.
2. Оптимальное число участников группы 12-15 человек.
3. Общий объем программы — 16 часов. Программа тренинга рассчитана на четыре дня работы.
4. Группы могут быть смешанными (по полу, возрасту).
Эффективность программы оценивалась путем:
♦ анализа тренером анкет подростков о программе;
♦ откликов родителей, педагогов об изменениях в детях, произошедших в них за время тренинга или после него.
Содержание тренинга представлено следующими блоками информации:
ВВЕДЕНИЕ
1. Знакомство.
Создание у участников эмоционального настроя на работу в группе. Обсуждение ожиданий, опасений от работы в группе. Принятие правил работы в группе.
ОБУЧЕНИЕ И РАЗВИТИЕ
2. Понятие
насилия. Виды насилия.
3. Ситуации насилия.
Определение и обсуждение возможных ситуаций насилия. Зоны риска. Изучение типологии ситуаций, угрожающих возникновением нефизического насилия. Способы снятия напряжения после ситуации насилия. Определение конструктивных способов снятия напряжения после ситуации насилия.
4. Анализ
индивидуально перенесенных
5. Профилактика насилия в социальной группе. Адаптивные навыки поведения. Анализ стратегии поведения в кризисной ситуации, угрожающей насилием. Повышение уверенности в себе. Стабилизация адекватной самооценки. Повышение ответственности за свое поведение. Осознание своей ценности и уникальности.
ЗАВЕРШЕНИЕ Личностная обратная связь.
Позитивное завершение межличностных отношений в группе. Личностная поддержка. Итоги тренинга.
Осознание и структурирование опыта, полученного на тренинге. Выявление индивидуальных вариаций полученного опыта.
После проведения профилактической программы жестокого обращения с детьми мы еще раз провели тестирование родителей с целью выявления позитивной динамики (уменьшения количества семей, склонных к жестокому обращению с детьми).
Экспериментальная группа | |
Семья | степень |
Филиповы | средняя |
Зверевы | низкая |
Константиновы | низкая |
Марлоновы | средняя |
Ветровы | высокая |
Саркисян | средняя |
Соловьевы | средняя |
Ивановы | низкая |
Артюховы | средняя |
Гайвороновы | низкая |
Масловы | низкая |
Синтавины | высокая |
Петренко | низкая |
Яковенко | низкая |
Орловы | низкая |
Осиповы | низкая |
Барсуковы | низкая |
Захаровы | высокая |
Днепровы | низкая |
Горбаневы | низкая |
Анализ
результатов опытно-