Жестокое обращение с детьми

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 02 Июня 2012 в 23:07, дипломная работа

Краткое описание

В истории любой страны есть периоды, когда актуальность каких-то социальных проблем или процессов становится чрезвычайной и общепризнанной. В современной России к числу таких бесспорных проблем относится, прежде всего, задача предотвращения жестокого обращения с детьми.
Проблема жестокого обращения с детьми до недавнего времени была закрыта для обсуждения. И только сейчас мы начинаем осознавать ее масштабы и серьезность: в различных его формах подвергается ежегодно до двух миллионов несовершеннолетних. Переживание ситуации насилия в качестве жертвы или свидетеля сопровождает все большее количество детских судеб.

Содержание

Введение………………………………………………………………………….3

Глава 1. Теоретические основы работы социального педагога

по профилактике жестокого обращения с детьми………………………….7

1.1. Исторический аспект проблемы жестокого обращения…………………7

1.2. Общее понятие, причины и источники жестокого обращения с детьми…………………………………………………………………….............15

1.3. Основные последствия жестокого обращения с детьми……………... 28

1.4 Направления работы социального педагога и других специалистов по профилактике жестокого обращения с детьми………………………………..34

Глава 2. Опытно-экспериментальная работа по профилактике жестокого обращения с детьми……………………………………………………………43

2.1 Выявление семей, склонных к жестокому обращению с детьми………...43

2.2. Содержание программы профилактики жестокого обращения

с детьми…………………………………………………………………………..48

Заключение………………………………………………………………………63

Список литературы………………………………………………………………64

Вложенные файлы: 1 файл

Диплом жестокое обращение с детьми.doc

— 346.50 Кб (Скачать файл)

      Между тем специалисты в области  психологии семьи, семейной политики, социологии отмечают специфические особенности российской семьи конца XX — начала XXI веков, прежде всего, утрату семьей изначальных функций любви, заботы и поддержки или сведение их только к экономической модальности. Социализация детей в современной российской семье сопровождается изменением ее структуры, стиля родительско-детских отношений, ростом конфликтов. Многие конфликты имеют ярко выраженный насильственный характер.

      Искажение семейных отношений породили такое  распространяющееся явление, как «социальное сиротство» — утрата детьми родительской помощи и заботы при живых родителях. Для многих современных детей родительский дом никогда и не был спасительной гаванью, поскольку жестокое обращение с детьми нередко является основной причиной, заставляющей их бежать из дома и искать спасения на улице.

      Кризис  семьи подтверждается и тем, что  в настоящее время в отделениях внутренних дел на социально-профилактическом учете состоит свыше 200 тыс. взрослых лиц, не выполняющих своих родительских обязанностей. Ежегодно выявляется более 100 тыс. детей, оставшихся без попечения родителей. Общее число детей-сирот на сегодня составляет 740,5 тыс. человек.

      Ребенок, явившийся жертвой жестокого  обращения, не усваивает норм социально-положительных отношений в общении С людьми, не может в дальнейшем должным образом приспособиться к жизни, создать семью, жестоко относится к своим детям, легко решается на применение насилия к другим людям, доведенный до крайней степени унижения превращается из жертвы в преступника. Исследования Ю. М. Антоняна показали, что подавляющее большинство преступников — это в прошлом подростки, отвергнутые семьей. Уже тогда мир стал для них Враждебным и от него необходимо было защищаться. Педагогам и психологам известно, что, если дети не имели возможности избежать насилия внутри семьи, они развивали свои формы сопротивления, чтобы отвратить насильника от себя или от своего тела.

      Всякое  насилие приводит к чувству ожидания опасности или беспокойства. Дети и подростки, которые испытали насилие, чувствуют боль, страх, бессилие, испуг и замешательство, смущение и стыд, они часто обвиняют себя в том, что случилось, чувствуют себя соучастниками или виновниками.

      Многие, наоборот, чувствуют вину матери, так  как они не могли довериться ей из страха. В глубине души некоторые дети сознают, что это не их вина, но большинство все-таки считает, что насильственное обращение с ними обусловлено их поведением, их характером или их положением в семье. Поэтому они вынуждены постоянно все скрывать и молчать, что, в свою очередь, усугубляет последствия насилия.

      По  материалам НИИ социальной и судебной психиатрии им. В. П. Сербского, источником насилия чаще всего выступают следующие семьи:

1) семьи  с условиями неправильного, неадекватного  психофизическим или личностным возможностям ребенка стиля воспитательных и внутрисемейных отношений (эмоциональное отвержение ребенка, хронические разнонаправленные со стороны родителей конфликтные отношения, гиперопека или гипоопека, сохраняющаяся вера в воспитательный потенциал физических наказаний, отсутствие прародительской семьи);

2) нестабильная (полная, неполная) семья с ситуацией  развода, длительным раздельным  от родителей проживанием детей;

3) асоциальная,  дезорганизованная семья с систематической  алкоголизацией и наркотизацией, аморальным образом жизни, криминальным поведением родителей и старших членов семьи, проявлениями немотивированной семейной жестокости.                                                       

      В таких семьях насильниками чаще всего  выступают близкие и хорошо знакомые ребенку люди: родители, отчим/мачеха, старшие братья и сестры.

Данные  статистики (исследование в г. Москве — 2003 г.) показывают, что насильниками являются:

♦  родители — в 38 % случаев;

♦  сверстники — в 44,5 %;

♦  учителя  — в 10,5 %;

♦  другие взрослые — в 17 %.

      Факты насилия по отношению к детям, совершенные маньяками-преступниками, становятся достоянием гласности и потрясают воображение общественности. Но такие случаи, когда насилие совершает посторонний и незнакомый ребенку человек, составляют лишь небольшой процент преступлений. Большая часть насильственных действий совершается членами семьи и близкими родственниками детей: родителями, старшими братьями или сестрами, дядями и тетями.

Насилие со стороны близкого, в котором  ребенок всегда пытается найти опору и поддержку, наносит больший психологический и физический ущерб, чем насилие со стороны постороннего. В данном случае нарушается основной принцип семьи — безопасное существование любого ее члена.

      По  данным научных исследований, насилие  в той или иной форме наблюдается в каждой четвертой семье. Около 30 % от общего числа умышленных убийств совершается в семье. Половина всех преступлений, связанных с бытовыми мотивами (ревностью, алкоголизмом, хулиганством), предшествуют длительные семейные конфликты.

      Исследования  не смогли выявить личностные особенности  родителей, склонных к жестокому обращению с детьми. Единственный факт, который удалось установить, заключается в том, что многие взрослые, проявлявшие жестокость в обращении с детьми, сами в детстве подвергались подобному обращению.

      Нет однозначного объяснения, почему жестокое обращение передается из поколения  в поколение. Один из возможных механизмов этого — воспроизводство родительских ролевых моделей, с которыми ребенок сталкивался в детстве. Другой механизм формируется при попытке родителя, в детстве страдавшего от жестокости, общаться с ребенком противоположным (по отношению к собственным родителям) способом. И в этом случае родитель ориентируется не на конкретного ребенка с его особенностями и потребностями, а на свои представления о том, как нужно его воспитывать, что приводит (когда ребенок не отвечает этим представлениям) к попыткам втиснуть его насильно в определенные рамки. Иногда родители, пережившие в семье жестокость, склонны вытеснять и подавлять нормальные негативные эмоции, могущие возникнуть во взаимодействии с детьми. Накопление таких переживаний в определенных условиях может приводить к малоконтролируемым вспышкам агрессии в адрес ребенка.

      Основными мотивами насилия над ребенком со стороны родителей и членов семьи являются следующие:

♦  бессознательная  потребность перенести на другого  унижение, которому подвергались когда-то сами;

♦  потребность  дать выход подавленным чувствам;

♦  потребность обладать и иметь в своем собственном распоряжении живой объект для манипулирования;

♦  перенос  собственного детского опыта, обусловленный  потребностью идеализировать свое детство и собственных родителей посредством догматического приложения родительских воспитательных методов на своего собственного ребенка;

♦  реванш за боль, которую родитель когда-то пережил.

10 % детей,  переживших насилие в подобных  семьях, погибают, у остальных развиваются физические и психические отклонения. Основная часть детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, подвергалась в семьях различным видам насилия. 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

1.3. Основные последствия жестокого обращения с детьми 

      Степень тяжести последствий перенесенного  насилия зависит от тяжести самого насилия. Т. Я. Сафонова, Е. И. Цымбал различают ближайшие и отдаленные последствия жестокого обращения и невнимательного отношения к детям.

      К ближайшим последствиям относятся  физические травмы, повреждения, а также рвота, головные боли, потеря сознания, кровоизлияние в глазные яблоки, характерные для синдрома сотрясения, развивающегося у маленьких детей, которых сильно трясут. К ближайшим последствиям относятся также острые психические нарушения в ответ на любой вид насилия. Эти реакции могут проявляться в виде ответной агрессии, возбуждения, стремления куда-то бежать, спрятаться, либо в виде глубокой заторможенности, внешнего безразличия. Однако в обоих случаях ребенок охвачен острейшим переживанием страха, тревоги и гнева. У детей старшего возраста возможно развитие тяжелой депрессии с чувством собственной ущербности, неполноценности.     

      Среди отдаленных последствий жестокого  обращения с детьми выделяются нарушения физического и психического развития ребенка, различные соматические заболевания, личностные и эмоциональные нарушения, социальные последствия.

Нарушения физического и психического развития.

      У большинства детей, живущих в семьях, в которых применяются тяжелые физические наказания, эмоциональное или другие виды насилия, имеются признаки задержки физического и нервно-психического развития. Дети, подвергшиеся жестокому обращению, часто отстают в росте, массе или и в том и другом от своих сверстников. Они позже начинают ходить, говорить, реже смеются, они значительно хуже успевают в школе, чем их одногодки. У таких детей часто наблюдаются «дурные привычки»: сосание пальцев, кусание ногтей, раскачивание, занятие онанизмом. Да и внешне дети, живущие в условиях пренебрежения их интересами, физическими и эмоциональными нуждами, выглядят по-другому, чем дети, живущие в нормальных условиях: у них припухлые, «заспанные» глаза, бледное лицо, всклокоченные волосы, неопрятность в одежде, другие признаки гигиенической запущенности — педикулез, сыпи, плохой запах от одежды и тела.

Различные заболевания как следствие жестокого обращения.

      Заболевания могут носить специфический для  отдельного вида насилия характер. Например, при физическом насилии  имеются повреждения частей тела и внутренних органов различной  степени тяжести, переломы костей и  др. При сексуальном насилии могут быть заболевания, передающиеся половым путем: инфекционно-воспалительные заболевания гениталий, сифилис, гонорея, СПИД, острые и хронические инфекции мочеполовых путей, травмы, кровотечения из половых органов и прямой кишки, разрывы прямой кишки и влагалища, выпадение прямой кишки.

      Независимо  от вида и характера насилия у  детей могут наблюдаться различные заболевания, которые относятся к психосоматическим: ожирение или, наоборот, резкая потеря веса, что обусловлено нарушениями аппетита. При эмоциональном (психическом) насилии нередко бывают кожные сыпи, аллергическая патология, язва желудка, при сексуальном насилии — необъяснимые (если никаких заболеваний органов брюшной полости ц малого таза не обнаруживается) боли внизу живота. Часто у детей развиваются такие нервно-психические заболевания, как тики, заикание, энурез (недержание мочи), энкопрез (недержание кала), Некоторые дети повторно поступают в отделения неотложной помощи по поводу случайных травм, отравлений.

Психические особенности детей, пострадавших от насилия.

      Практически все дети, пострадавшие от жестокого  обращения и пренебрежительного отношения, пережили психическую травму, в результате чего они развиваются дальше с определенными личностными, эмоциональными и поведенческими особенностями, отрицательно влияющими на их дальнейшую жизнь.

      Дети, подвергшиеся различного рода насилию, сами испытывают гнев, который чаще всего изливают на более слабых: младших по возрасту детей, на животных. Часто их агрессивность проявляется в игре, порой вспышки их гнева не имеют видимой причины.

      Некоторые из них, напротив, чрезмерно пассивны, не могут себя защитить. И в том, и в другом случае нарушается контакт, общение со сверстниками. У заброшенных, эмоционально депривированных детей стремление любым путем привлечь к себе внимание иногда проявляется в виде вызывающего, эксцентричного поведения.

      Дети, пережившие сексуальное насилие, приобретают  несвойственные возрасту познания о сексуальных взаимоотношениях, что проявляется в их поведении, в играх с другими детьми или с игрушками. Даже маленькие, не достигшие школьного возраста дети, пострадавшие от сексуального насилия, впоследствии сами могут стать инициаторами развратных действий и втягивать в них большое число участников.

      Наиболее  универсальной и тяжелой реакцией на любое, а не только сексуальное, насилие  является низкая самооценка, которая способствует сохранению и закреплению психологических нарушений, связанных с насилием. Личность с низкой самооценкой переживает чувство вины, стыда, для нее характерны постоянная убежденность в собственной неполноценности, в том, что «ты хуже всех». Вследствие этого ребенку трудно добиться уважения окружающих, успеха, общение его со сверстниками затруднено.

Информация о работе Жестокое обращение с детьми