Жестокое обращение с детьми

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 02 Июня 2012 в 23:07, дипломная работа

Краткое описание

В истории любой страны есть периоды, когда актуальность каких-то социальных проблем или процессов становится чрезвычайной и общепризнанной. В современной России к числу таких бесспорных проблем относится, прежде всего, задача предотвращения жестокого обращения с детьми.
Проблема жестокого обращения с детьми до недавнего времени была закрыта для обсуждения. И только сейчас мы начинаем осознавать ее масштабы и серьезность: в различных его формах подвергается ежегодно до двух миллионов несовершеннолетних. Переживание ситуации насилия в качестве жертвы или свидетеля сопровождает все большее количество детских судеб.

Содержание

Введение………………………………………………………………………….3

Глава 1. Теоретические основы работы социального педагога

по профилактике жестокого обращения с детьми………………………….7

1.1. Исторический аспект проблемы жестокого обращения…………………7

1.2. Общее понятие, причины и источники жестокого обращения с детьми…………………………………………………………………….............15

1.3. Основные последствия жестокого обращения с детьми……………... 28

1.4 Направления работы социального педагога и других специалистов по профилактике жестокого обращения с детьми………………………………..34

Глава 2. Опытно-экспериментальная работа по профилактике жестокого обращения с детьми……………………………………………………………43

2.1 Выявление семей, склонных к жестокому обращению с детьми………...43

2.2. Содержание программы профилактики жестокого обращения

с детьми…………………………………………………………………………..48

Заключение………………………………………………………………………63

Список литературы………………………………………………………………64

Вложенные файлы: 1 файл

Диплом жестокое обращение с детьми.doc

— 346.50 Кб (Скачать файл)

Таблица 6

Экспериментальная группа
Низкая

степень

чел.

Средняя

степень

чел.

Высокая

степень

чел.

12 5 3

      Результаты  опытно-экспериментальной работы показали, что в группе произошли значительные изменения. Имеет место позитивная динамика: 4 человек, отнесенные к  высокой степени риска, перешли в группу со средней степенью, 6 человек – из средней степени перешли в группу с низкой степенью.

Заключение

      Анализ  проблемы жестокого обращения с детьми как определенного личного отношения и особенностей его проявления показал наличие принципиально разных теоретических подходов, что серьезно препятствует пониманию реальных психологических причин жестокого обращения у  родителей и выработке действенных средств ее предотвращения и нивелирования.

      Любая ситуация насилия, в которой оказывается ребенок (объект ли он или свидетель насилия), носит негативный характер, тормозит или искажает развитие его еще только-только формирующейся личности, является причиной многих психологических и социально-психологических проблем, которые могут сопровождать человека всю жизнь. Вовлеченность ребенка в той или иной форме в ситуацию насилия приводит к развитию таких психологических свойств личности, как, с одной стороны, хамство — грубость, хулиганство, неумение вести себя, неуважение и оскорбление другого человека, и, с другой стороны, лакейство — подхалимство, лицемерие, раболепствование.

      Для эффективного обучения специалистов, работающих с детьми, необходимо не просто специальное обучение, важно, чтобы это обучение носило междисциплинарный характер. Решение проблемы жестокого обращения с детьми возможно только при организации совместной, серьезной и целенаправленной работы профессионалов разных специальностей, знающих и понимающих суть и специфику этой проблемы и готовых к взаимодействию, к освоению новых междисциплинарных технологий работы, к принятию совместных решений.

      Была  проведена  опытно-экспериментальной  работы по выявлению семей, склонных к жестокому обращению с детьми, апробирована и показала свою эффективность программа профилактики жестокого обращения. Таким образом, цель исследования была достигнута, а задачи выполнены

Литература 

  1. Григович  И. Н. Синдром жестокого обращения с ребенком: Общие вопросы и физическое насилие. — Петрозаводск, 2000.
  2. Догадина М. А., Пережогин Л. О. Выявление, профилактика, реабилитация потерпевших. — М., 2000.
  3. Защита детей от насилия и жестокого обращения. Рабочая книга / Под ред. Е. Н. Волковой. — Нижний Новгород, 2004.
  4. Зиновьева Н. О., Михайлова Н. Ф. Психология и психотерапия насилия. Ребенок в кризисной ситуации. — СПб., 2003.
  5. Малкина-Пых И. Г. Экстремальные ситуации. — М., 2005.
  6. Руководство по предупреждению насилия над детьми: Учебное издание для психологов, детских психиатров, психотерапевтов, студентов педагогических вузов / Под ред. Н. К. Асановой. — М., 1997.
  7. Соонетс Р., Локо Я., Локо Т. и др. Недостойное обращение " детьми. — Тарту, 2000.
  8. Черепанова Е. М. Психологический стресс. — М., 1996.
  9. BowlbyJ. The making and breaking of affectional bonds. — London, 1979.
  10. Абулъханова К. А. Российская проблема свободы, одиночества и смирения // Психологический журнал, 1999. Т. 20. — №5.-С. 5-14.
  11. Антонян Ю. М. Жестокость в нашей жизни. — М, 1995.
  12. Арансон Э. Общественное животное. Введение в социальную психологию. — М., 1998.
  13. Ардашева С. В., Борозинец Н. М., Евмененко Е. В., Козловская Г. Ю. Психолого-педагогические проблемы насилия над детьми: учебно-методическое пособие. — Ставрополь, 2003.
  14. АсановаН.А. Обретение радости. Игровая психоаналитическая терапия в лечении детей, подвергшихся плохому обращению // Прикладная психология и психоанализ, 1997. — № 1. - С. 54-66.
  15. Волков В. В. Правовые аспекты защиты прав ребенка. Информационно-методическое издание. — Нижний Новгород, 2004.
  16. Защита детства: институт уполномоченного по правам ребенка в Российской Федерации. Информационно-методическое издание. — Ижевск, 2003.
  17. Клейберг Ю. А. Психология девиантного поведения подростков - М., 2001.
  18. Киреев Г. Н. Сущность насилия. — М., 1990.
  19. Ладыкова О. В. Психологические особенности взаимодействия команды специалистов, работающих по предотвращению жестокого обращения с детьми
  20. Рутпман А. Оказание медико-психологической и правовой помощи детям и подросткам, пострадавшим от насилия. Методические рекомендации. — Ярославль, 1996. Сафонова Т. Я., Цымбал Е. И. Жестокое обращение с детьми. - М, 1993.
  21. Ситаров В. А., Маралов В. Г. Педагогика и психология ненасилия в образовательном процессе: учебное пособие для студ. высш. пед. учеб. заведений /Под ред. В. А. Сластени-на. - М., 2000.
  22. Шульга Т. И., Олиференко Л. Я., Быков А. В. Социально-психологическая помощь обездоленным детям: опыт исследований и практической работы. — М., 2003.
  23. Погодина М. А., ПережогинЛ. О. Выявление, профилактика, реабилитация потерпевших. — М., 2000.

24. Зиновьева Н. О., Михайлова Н. Ф. Психология и психотерапия насилия. Ребенок в кризисной ситуации. — СПб., 2003. 
 
 
 
 

    ВЫСТУПЛЕНИЕ

Ув. Председатель! Ув. Члены  государственной  аттестационной комиссии! Вашему вниманию представляется квалификационная работа на тему: РАБОТА СОЦИАЛЬНОГО ПЕДАГОГА ПО ПРОФИЛАКТИКЕ ЖЕСТОКОГО ОБРАЩЕНИЯ С ДЕТЬМИ 
 

      В истории любой страны есть периоды, когда актуальность каких-то социальных проблем или процессов становится чрезвычайной и общепризнанной. В современной России к числу таких бесспорных проблем относится, прежде всего, задача предотвращения жестокого обращения с детьми.

      Проблема  жестокого обращения с детьми до недавнего времени была закрыта для обсуждения. И только сейчас мы начинаем осознавать ее масштабы и серьезность: в различных его формах подвергается ежегодно до двух миллионов несовершеннолетних. Переживание ситуации насилия в качестве жертвы или свидетеля сопровождает все большее количество детских судеб.

            Ощущение нарастающей  угрозы духовному, социальному, психическому и физическому здоровью людей и особенно детей не может оставить безучастными тех, для кого детство является несомненной ценностью и обладает социокультурным смыслом.

        Недостаточная теоретическая разработанность проблемы, а также ее практическая значимость обусловили выбор темы квалификационной работы: «Работа социального педагога по профилактике жестокого обращения с детьми»

      Объект  исследования: жестокое обращение с детьми.

      Предмет исследования: содержание работы социального педагога по профилактике жестокого обращения с детьми.

            Цель исследования: раскрыть теоретические основы работы социального педагога по профилактике жестокого обращения с детьми, разработать и апробировать программу, направленную на его  предотвращение.

Гипотеза  исследования: работа социального педагога по профилактике жестокого обращения с детьми будет эффективной, при условии реализации программу, направленной на его  предотвращение.

     Исходя  из предмета, цели и гипотезы были выдвинуты задачи исследования:

1. Дать определение понятию «жестокое обращение с детьми».

2. Раскрыть причины,  источники и последствия жестокого  обращения с детьми

3. Организовать  опытно-экспериментальную работу  по профилактике жестокого обращения с детьми.

4. Разработать  начинающему социальному педагогу  рекомендации по профилактике  жестокого обращения с детьми.

     Методы  исследования. В ходе педагогического исследования использовались следующие методы:

     -теоретические:  анализ психолого-педагогической  и социально-педагогической литературы  по  проблеме исследования;

     -эмпирические: наблюдение, беседа, опрос, анкетирование,  педагогический эксперимент.

     -статистические  методы обработки экспериментальных  данных, их качественный и количественный анализ.

Квалификационная  работа состоит из: введения, двух глав, заключения, списка литературы.

     В первой главе Теоретические основы работы социального педагога

по  профилактике жестокого  обращения с детьми раскрыт исторический аспект проблемы жестокого обращения, представлены общее понятие, причины и источники жестокого обращения с детьми, охарактеризованы основные последствия жестокого обращения с детьми,  направления работы социального педагога и других специалистов по профилактике жестокого обращения с детьми. Во второй главе «Опытно-экспериментальная работа по профилактике жестокого обращения с детьми» представлено содержание опытно-экспериментальной работы, которая проводилась с семьями группы риска и состояла из  трех этапов эксперимента: констатирующего,  формирующего и контрольного.

Целью констатирующего этапа эксперимента было выявление семей, склонных к жестокому обращению с детьми. На этом этапе эксперимента с целью выявления склонностей к жестокому обращению было предложен протокол оценки безопасности детей и тестирование родителей. Анализ итогов опытно-экспериментальной работы (до формирующего эксперимента) 

Экспериментальная группа
Низкая

степень

чел.

Средняя

степень

чел.

Высокая

степень

чел.

6 7 7

 

Наша  дальнейшая работа была продолжена с  семьями, имеющими среднюю и высокую  степени склонности к жестокому  обращению с детьми

     Наша дальнейшая работа была продолжена с семьями, имеющими среднюю и высокую степени склонности к жестокому обращению с детьми

      Формирующий этап эксперимента был направлен  на реализацию программы профилактики жестокого обращения с детьми. На этом этапе были реализована программа  для родителей «Воспитание на основе здравого смысла», проведены родительский ринг «Семейные проблемы. Как их решать?», тренинг для подростков «Сотрудничать со взрослыми: Я могу!», программа практических занятий с элементами тренинга для подростков юношей «Мой защищенный мир»

Программа для родителей  «Воспитание на основе здравого смысла» 

      Участниками программы были не только родители, но и все специалисты, работающие с детьми, например, учитель, психолог и др. В этом случае программа  включала и методический блок, в ходе которого специалисты могли обучиться тому, как они могут передавать родителям своих подопечных навыки воспитания на основе здравого смысла и совместно осуществлять согласованную тактику воспитания.

      . Реализуя данную программу,  мы строго придерживались разработанного плана каждого занятия. Мы старались замечать малейшие позитивные сдвиги участников в освоении новых навыков и поддерживали родителей в их стремлении к изменениям. Характер их взаимоотношений с детьми складывался на протяжении долгого времени и возможности быстрых изменений были ограничены. Однако системное использование новых приемов, изменение поведения родителей обязательно приведило к изменению поведения детей и способствовало улучшению их отношений. На таких встречах родители могли обсудить с социальным педагогам возникающие у них трудности в использовании навыков, поделиться своими успехами, поставить задачи на будущее.

  Целью Родительского ринга было изучение точек зрения родителей в решении проблемных ситуаций, связанных с воспитанием детей в семье. Ход ринга

I. Вступительное слово социального педагога.

Объявление темы ринга и его задач.

П. Обсуждение высказываний

III. Ситуаций для обсуждения под общим названием "Что делать, если".

Каждый  ринг знакомил родителей с правилами и эталонами поведения. Например, как любить своего ребенка.

Информация о работе Жестокое обращение с детьми