Автор работы: Пользователь скрыл имя, 02 Июня 2012 в 23:07, дипломная работа
В истории любой страны есть периоды, когда актуальность каких-то социальных проблем или процессов становится чрезвычайной и общепризнанной. В современной России к числу таких бесспорных проблем относится, прежде всего, задача предотвращения жестокого обращения с детьми.
Проблема жестокого обращения с детьми до недавнего времени была закрыта для обсуждения. И только сейчас мы начинаем осознавать ее масштабы и серьезность: в различных его формах подвергается ежегодно до двух миллионов несовершеннолетних. Переживание ситуации насилия в качестве жертвы или свидетеля сопровождает все большее количество детских судеб.
Введение………………………………………………………………………….3
Глава 1. Теоретические основы работы социального педагога
по профилактике жестокого обращения с детьми………………………….7
1.1. Исторический аспект проблемы жестокого обращения…………………7
1.2. Общее понятие, причины и источники жестокого обращения с детьми…………………………………………………………………….............15
1.3. Основные последствия жестокого обращения с детьми……………... 28
1.4 Направления работы социального педагога и других специалистов по профилактике жестокого обращения с детьми………………………………..34
Глава 2. Опытно-экспериментальная работа по профилактике жестокого обращения с детьми……………………………………………………………43
2.1 Выявление семей, склонных к жестокому обращению с детьми………...43
2.2. Содержание программы профилактики жестокого обращения
с детьми…………………………………………………………………………..48
Заключение………………………………………………………………………63
Список литературы………………………………………………………………64
В
США в настоящее время
Целями междисциплинарной программы обучения являются следующие:
♦ обеспечить преддипломную и последипломную подготовку по проблемам насилия над детьми в области организации, исследований, клинической практики, законодательства и защиты прав детей для специалистов в области медицины, стоматологии, юридических наук, социальной работы, психологии и других смежных дисциплин; подготовить специалистов, которые возьмут на себя лидерство в предупреждении и преодолении проблемы насилия на местном, региональном, национальном и международном уровнях;
♦ обеспечить национальную модель междисциплинарной подготовки по проблеме насилия над детьми. Программа обеспечивает подготовку для профессионалов, которые будут оказывать помощь детям, а также обучать других специалистов в диагностике и терапии детей, подвергшихся насилию по стране. Эти профессионалы проходят такую подготовку, коде позволит им взять на себя лидерство на местном, национальном и международном уровнях. Ежегодно 15-20 студентов старших курсов, а также врачей-терапевтов, психологов, юристов, сальных работников, специалистов в областях сестринского, образования, стоматологии, организации здравоохранения и психиатрии отбираются на конкурсной основе для обучения по «ной программе. Программа является эквивалентом 6-12 учеб-l часов в университете в неделю (в зависимости от основной специальности студента). Обучение включает еженедельный дидактический компонент (три-четыре часа лекционно-практических занятий в неделю), практику внутри своей дисциплины, значительное количество практики в смежных дисциплинах, подготовки защиту специального проекта (исследование, изучение клинического случая или оценку программы) и участие в модели судебного процесса.
России
в Нижегородской области реализована
программа подготовки междисциплинарных
команд для работы по предотвращению насилия
и жестокого обращения с детьми. Эта программа
представляет собой модель постдипломного
образования психологов, врачей, юристов,
педагогов, социальных работников,
инспекторов по делам несовершеннолетних,
администраторов, которые образуют междисциплинарную
команду в том : ином районе Нижегородской
области.
Программа
включает в себя три основных модуля:
«Введение в проблему насилия
и жестокого обращения с
Учебно-тематический план программы подготовки междисциплинарных команд для работы по предотвращению
насилия над детьми
Модуль программы | Тема |
1. Введение в проблему насилия и жестокого обращения с детьми | Базовые представления
о физическом, сексуальном, психологическом
и информационном насилии и пренебрежении
основными нуждами ребенка.
Агрессия и насилие. Понятийный аппарат и основные теоретические подходы. Социально-психологические особенности развития детей в норме и патологии. Предикторы суицидального поведения. Психологические особенности беспризорных детей, детей- ** алкоголиков и наркоманов. Основы семейной психологии. Психология дисфункциональной семьи. Права человека. Основные понятия. Ювенальная юриспруденция. Отечественный и зарубежный опыт. Социально-психологическая реабилитация несовершеннолетних |
2.
Организация командного |
Принципы многопрофильной помощи семьям и детям, пережившим насилие. Организация и функционирование командной работы. |
Продолжение таблицы
Модуль программы | Тема |
Тренинг построения
междисциплинарной команды.
Семья как объект работы междисциплинарной команды. Организация
мониторинга насилия и | |
Междисциплинарный подход работе со случаями насилия над детьми | Методы работы команды со случаем насилия над ребенком. Организация первичного приема семьи и ребенка |
В результате обучения по данной программе сегодня подготовлено 65 специалистов для работы 13 междисциплинарных команд Нижегородской области.
Для дальнейшего повышения квалификации специалистов про узкоспециализированные программы подготовки и повышения квалификации.
В
настоящее время международное общество
по предотвращению насилия над детьми
(ISPCAN) разрабатывает базовые модули международной
программы подготовки специалистов в
области предотвращения насилия над детьми.
Насилие и жестокое обращение с детьми
в настоящее время является проблемой,
требующей применения знания и навыков
специалистов разной профессиональной
принадлежности: врачей, педагогов, юристов,
социальных работников, педагогов, работников
правоохранительных органов и других
служб. Конкретные формулировки, применяемые
специалистами разных профессий разных
странах, могут различаться в деталях,
однако, очевидно, »насилие над детьми
— это междисциплинарная проблема, требующая
комплексного и координированного ответа
специалистов: профессий. Ни один профессионал
и ни одно изолированное
ведомство не может решить эту проблему
в одиночку, поскольку не может представлять
юриста, врача, педагога, психолога, милиционера
и других специалистов в одном лице.
Глава 2. Опытно-экспериментальная работа по профилактике жестокого обращения с детьми
2.1. Выявление семей, склонных к жестокому обращению с детьми
Опытно-экспериментальная работа проводилась с семьями группы риска и состояла из трех этапов эксперимента: констатирующего, формирующего и контрольного.
Целью
констатирующего этапа
На констатирующем этапе эксперимента с целью выявления склонностей к жестокому обращению было предложен протокол оценки безопасности детей.
Когда социальный педагог впервые контактирует с семьей, он оценивает, есть ли какие-либо факторы, которые угрожают безопасности ребенка. При принятии решений оценка безопасности обычно содержит три части: первая - это лист потенциальных угроз ребенку в семье. Здесь приводится описание условий, которые указывают на опасность немедленного вреда для ребенка.
Вторая - это определение краткосрочных вмешательств, (.выбранных социальным педагогом (например, наблюдение родственника или соседа), которые представляют собой план безопасности.
Третья - это запись окончательного решения.
Протокол оценки безопасности
Семья (имя и фамилия регистрации случая)________________
Номер дела семьи____
Адрес, район___________ФИО социального педагога____________
Дата заявления в органы защиты детей______
Дата заполнения данной формы__________
Оценка (отметьте одно):___Первоначальная
Пересмотр
Секция 1: Оценка безопасности
Часть А. Определение фактора безопасности Указания: факторы на данном листе — это поведение или условия, которые могут указывать, что ребенок в данный момент находится под угрозой серьезного вреда. Определите присутствие или отсутствие каждого фактора, обведя «Да» или «Нет». Внимание: уязвимость/беспомощность каждого ребенка должна приниматься во внимание в процессе оценки. Дети в возрасте до шести лет не могут защитить сами себя. Более старшие {дети могут оказаться неспособны защитить себя вследствие сниженной психической или физической способности или того, что они неоднократно оказывались жертвой насилия.
Сообщение о насилии и оценка безопасности
Если ни один из факторов не присутствует, переходите к секции 2: Решение.
Часть В. Описание фактора безопасности. Указания: для всех факторов, где обозначено «Да», укажите .ответствующий номер фактора и затем кратко опишите специфических людей, поведение, условия и/или обстоятельства, связанные с этим фактором безопасности.
Оценка безопасности должна быть завершена в течение первого личного контакта с семей социального педагога, проводящего расследование. Модель принятия решения в ситуации насилия над ребенком проводит ясное разделение между вопросами безопасности и вопросами риска. Термин «безопасность» относится к немедленной опасности для ребенка и шагам, необходимым, чтобы обеспечить немедленную краткосрочную защиту. В противоположность этому риск относится к вероятности того, что тот, кто осуществляет уход за ребенком, снова совершит насилие или будет пренебрегать нуждами ребенка в будущем.
Протокол
оценки безопасности
Таблица 2.
Да | Нет | Родитель (лицо заменяющее) проявляет насилие или не контролирует свое поведение по отношению к ребенку | |
Да | Нет | Родитель (лицо
заменяющее) описывает или ведет
себя по отношению к ребенку | |
Да | Нет | Родитель (лицо заменяющее) причинил серьезный физический вред ребенку или правдоподобно угрожал нанести серьезный физический вред | |
Да | Нет | Семья отказывается предоставить работнику доступ к ребенку или есть причины думать, что семья собирается бежать и/или местонахождение ребенка не может быть установлено | |
Да | Нет | Родитель (лицо заменяющее) не обеспечивает или не будет обеспечивать наблюдение, необходимое для того, чтобы защитить ребенка от потенциально серьезного вреда | |
Да | Нет | Родитель (лицо заменяющее) не способен или не хочет обеспечить неотложные потребности ребенка в еде, одежде, приюте, и/или медицинской или психологической помощи | |
Да | Нет | Родитель (лицо заменяющее) ранее подвергнул насилию или пренебрежению какого-либо ребенка, и тяжесть плохого обращения или реакция родителя на предыдущий случай указывает, что безопасность ребенка немедленно вызывает беспокойство | |
Да | Нет | Ребенок боится родителя/ей (лицо заменяющее), других членов семьи или других людей, живущих в доме, или имеющих доступ к дому | |
Да | Нет | Физические условия, в которых живет ребенок, опасные и представляют немедленную угрозу | |
Да | Нет | Подозревается
сексуальное насилие над | |
Да | Нет | Злоупотребление
родителя (лица заменяющего) алкоголем
или наркотиками/токсическими веществами
серьезно нарушает его/ее способность
наблюдать, заботиться или защищать ребенка | |
Да | Нет | Другое (указать что) |
Результаты показаны в таблице 3
Экспериментальная группа | |
Семья | степень склонности к жестокости |
Филиповы | высокая |
Зверевы | средняя |
Константиновы | низкая |
Марлоновы | высокая |
Ветровы | высокая |
Саркисян | средняя |
Соловьевы | средняя |
Ивановы | низкая |
Артюховы | высокая |
Гайвороновы | низкая |
Масловы | высокая |
Синтавины | высокая |
Петренко | средняя |
Яковенко | низкая |
Орловы | средняя |
Осиповы | низкая |
Барсуковы | средняя |
Захаровы | высокая |
Днепровы | средняя |
Горбаневы | низкая |
Анализ
итогов опытно-экспериментальной
Экспериментальная группа | ||
Низкая
степень чел. |
Средняя
степень чел. |
Высокая
степень чел. |
6 | 7 | 7 |