Автор работы: Пользователь скрыл имя, 27 Января 2013 в 14:17, статья
Проблема взаимосвязи интеллекта, креативности и особенностей личности не теряет своей актуальности многие годы. Основные попытки установления исследователями взаимозависимости личностных черт и уровня развития интеллекта связаны с выявлением корреляций между базовыми свойствами личности и основными интеллектуальными факторами. Так еще Р.Кэттелом в его исследовании зависимостей между интеллектом и личностными чертами, тестируемыми с помощью опросника 16PF были установлены очень незначительные позитивные корреляции между интеллектом и фактором Q - "сила супер-Эго", фактором I - "сензитивность" и фактором Q3 - "самоконтроль".
ВЗАИМОСВЯЗЬ ИНТЕЛЛЕКТА И ЛИЧНОСТНЫХ ОСОБЕННОСТЕЙ
У ЭКСТРАВЕРТОВ И ИНТРОВЕРТОВ В УСЛОВИЯХ ГРУППОВОГО ВЗАИМОДЕЙСТВИЯ.
ВОРОНИН А.Н., ГАБРИЕЛЯН Н.А....................................................................................................33
ТРАДИЦИОННЫЕ МАРКЁРЫ ОДАРЕННОСТИ: ДИФФЕРЕНЦИАЛЬНО-ПИХИОЛОГИЧЕСКИЙ АНАЛИЗ СТРУКТУРЫ ПОКАЗАТЕЛЕЙ.
БИРЮКОВ С.Д.....................................................................................................................................12
К ВОПРОСУ О ВЗАИМОСВЯЗИ ИНТЕЛЛЕКТА, КРЕАТИВНОСТИ И ЛИЧНОСТНЫХ ЧЕРТУ ДЕТЕЙ.
ЛЮТОВАЕ.К........................................................................................................................................30
НЕКОТОРЫЕ ПСИХОЛОГИЧЕСКИЕ ОСНОВАНИЯ ТЕХНОЛОГИИ НАУЧНОГО ТВОРЧЕСТВА..
Ю.И.ИОРИШ........................................................................................................................................39
ВЛИЯНИЕ БРАЧНЫХ ОТНОШЕНИЙ НА ЦЕННОСТНЫЕ ОРИЕНТАЦИИ МУЖЧИН И ЖЕНЩИН МАЛАЕВАЕ. Б....................................................................................................................................55
ИЗУЧЕНИЕ ВЗАИМОСВЯЗИ ДЕКЛАРИРУЕМЫХ МЕЖЛИЧНОСТНЫХ ОТНОШЕНИЙ И ОСОБЕННОСТЕЙ ИНТЕЛЛЕКТА И КРЕАТИВНОСТИ ПЕРСОНАЛА.
ВОРОНИН А., СЫРОВАЦКАЯ Е........................................................................................................71
ПСИХОСОМАТИЧЕСКИЙ МОДУС СОСТОЯНИЙ УЧЕНИКА И ЕГО ВЛИЯНИЕ НА УСПЕШНОСТЬ ОБУЧЕНИЯ.
Г.А.СУВОРОВА...................................................................................................................................90
ВЛИЯНИЕ СОСТАВА СЕМЬИ НА СПОСОБНОСТИ ДЕТЕЙ: РОЛЬ ПОКОЛЕНИЙ
Т.Н.ТИХОМИРОВА...........................................................................................................................104
СООТНОШЕНИЕ ИНТУИЦИИ И ЛОГИКИ В ПРОЦЕССЕ ПОРОЖДЕНИЯ
НОВЫХ НАУЧНЫХ ИДЕЙ.
НОВИКОВ Н.Б...................................................................................................................................112
ЗАВИСИМОСТЬ ПРОЦЕССА РЕШЕНИЯ ТЕСТОВЫХ ЗАДАЧ И ЗАДАЧ-ГОЛОВОЛОМОК ("МАЛЫХ ТВОРЧЕСКИХ ЗАДАЧ") ОТ ПАРАМЕТРОВ КОГНИТИВНОГО РЕСУРСА
Н.Б. ГОРЮНОВА, В.Н. ДРУЖИНИН................................................................................................122
ИНДИВИДУАЛЬНО-ТИПОЛОГИЧЕСКИЕ ОСОБЕННОСТИ ЛИЧНОСТИ ПСИХОТЕРАПЕВТА
(ЭКСПЕРИМЕНТАЛЬНОЕ ИССЛЕДОВАНИЕ)
ПЕСИКОВА Ю.Н. РОСЛЯКОВ А.Е. ВИГДОРЧИК М.И..................................................................142
Группа №1.
Отношения в первой группе,
по всей видимости, носят характер соперничества
на фоне несколько завышенного уровня
притязаний членов коллектива. Стремление
к доминантности здесь в
84
предпочтительному восприятию информации через текстовые носители, а не при непосредственном общении.
Группа №2.
Из трех изучаемых групп, взаимоотношения во второй могут быть охарактеризованы как наиболее конформные (минимальные значения по шкалам I,II, максимальное по шкале VI). У большинства сотрудников наличие хороших исполнительских качеств сочетается с неуверенностью в себе, выраженной зависимостью собственного мнения от мнения окружающих, потребностью в помощи и одобрении. Сильная зависимость от складывающихся со значимыми другими отношений не позволяет сотрудникам данного коллектива быть искренними и прямолинейными (шкала III). При этом, вторая группа имеет самое низкое среднее значение интегрального показателя КОТ (значимое отличие от 3-ей группы). Испытуемые этой группы в наибольшей степени подвержены эмоциональной деструкции мыслительных процессов.
Можно предположить, что люди с относительно невысокими показателями IQ ощущают себя более комфортно именно в такой атмосфере, где можно не брать на себя ответственность, обращение за помощью не вызывает порицания, а ориентация на мнения большинства воспринимается как норма. Вполне закономерной представляется взаимосвязь неустойчивой самооценки сотрудников данного коллектива и их более выраженной, по сравнению с другими группами, эмоциональной реакции на условия тестирования.
Группа №3.
На основании полученных
данных, характер взаимоотношений в
третьей группе может быть описан
как атмосфера «здоровой
85
Можно предположить, что
уверенность в себе, стремление к
активному воздействию на окружающих,
выбранные как «желаемые
Сравнение особенностей
внутригрупповых
Сопоставление представлений о взаимоотношениях в трудовом коллективе у рядовых сотрудников и их непосредственного руководителя может представлять интерес с точки зрения оценки соответствия поведенческих проявлений, которые руководитель ожидает от своих подчиненных, тому, какое поведение они сами считают наиболее желательным в данном коллективе.
Результаты обработки
данных по тесту Т. Лири представлены
на диаграммах, где номера осей соответствуют
номерам соответствующих шкал теста.
(Приложение 7). Диаграммы были построены
для групп в целом и для
руководителей каждой из групп. Соотнесение
тестовых данных с результатами бесед
с руководителями и данными наблюдения
за изучаемыми коллективами, позволяет
высказать следующие
1. Представления руководителя
первой группы о
86
ориентирован на сотрудничество,
дружелюбное отношение к
2. Руководитель второй
группы пользуется уважением
у подчиненных как высоко
3. В третьей группе
руководитель является
ВЫВОДЫ.
Обобщая полученные результаты,
можно сделать следующие
87
1. Декларируемые
межличностные отношения в
обособленная позиция большинства членов коллектива, при сохранении духа соперничества, взаимосвязана с выраженностью вербального и пространственного факторов интеллекта;
конформная атмосфера в группе сопряжена с подверженностью сотрудников эмоциональной деструкции мыслительных процессов и относительно более низкими показателями общего интеллекта;
атмосфера «здоровой конкуренции» среди уверенных в своих силах и успешно сотрудничающих коллег по работе взаимосвязана с относительно более высокими показателями общего интеллекта сотрудников;
2. Особенности межличностных отношений взаимосвязаны с факторами интеллекта, нерелевантными специфике профессиональной деятельности персонала.
3. Характер межличностных
отношений в изученных группах
не связан с показателями
4. Стиль межличностных
отношений руководителя в
Литература.
1.
Анастази А. Психологическое
2.
Андреева Г.М. Социальная
3. Берн Э. Игры, в которые играют люди. Люди, которые играют в игры. Санкт-Петербург-Москва, 1998.
4. Богоявленская Д.Б.
Интеллектуальная активность
5. Бодалев А.А., А.Н. Сухова.
Основы социально-
6. Бузин В.Н. Краткий отборочный тест. // Психодиагностическая серия. Вып.4., М., 1998.
7. Воронин А.Н. Диагностика
невербальной креативности (Краткий
вариант теста Торренса). // Методы
психологической диагностики.
8. Габриелян
Н.А. Интеллект как
регулятор проявления
личности в групповом
взаимодействии. Дисс. канд.
психол. наук. М., 1999.9. Голубева
Э.А. Способности и
10. Дружинин В.Н. Психология общих способностей. М., 1995.
11. Дружинин В.Н.
12. Дружинин В.Н. Структура
психометрического интеллекта
13. Ермолаева-Томина Л.Б. Исследование факторов, детерминирующих индивидуальные различия в проявлении творческой активности. // Психология творчества: общая, дифференциальная, прикладная. /Под ред. Я.А.Пономарева. М., 1990. с. 117-130.
14. Журавлев А.Л. Роль системного подхода в исследовании психологии трудового коллектива. //Психол. журнал. 1988. N 6. С. 53-64.
15. Журавлев Г.Е., Левина
А.И. Влияние формы
16. Журавлев
А.Л. Факторы формирования
стиля руководства производственным
коллективом. // Социально-психологические
проблемы производственного
17. Келер В., Некоторые задачи гештальт-психологии. // Хрестоматия по истории психологии. М., Изд-во МГУ, 1980.
18. Кепалайте А. Знак эмоциональности и особенности интеллекта. // Психологический журнал, 1982, Т. 3. N 2. с. 120-126.
19. Козленко В.Н.
Проблема креативности
20. Кэмпбелл Д. Модели эксперимента в психологии и прикладных исследованиях. М., 1980.
21. Лаак Я.тер. Психодиагностика:
Проблемы содержания и методов.
22. Мерлин В.С. Взаимоотношения в социальной группе исвойства личности. // Социальная психология личности. М., 1979.
23. Мескон М., Альберт М.,
Хедоури Ф. Основы менеджмента.
24. Общая психодиагностика.//Под ред. А.А. Бодалева, В.В. Столина. М, 1987.
25. Панферов
В.Н. Психология
взаимоотношений в
бригадах. // Социально-психологические
резервы повышения
26. Парыгин Б.Д. Основы
социально-психологической
27. Петровский В.А. Психология неадаптивной активности. М., 1992.
28. Петухов В.В. Образ
мира и психологическое
29. Полани Л. Личностные знания. М., 1986.
89
30. Пономарев Я.А. Психология творчества. М., 1986.31. Психология. Словарь. // Под ред. А.В. Петровского, М.Г. Ярошевского. М., 1990.
32. Русалов В.М. Предметный
и коммуникативный аспекты
33. Собчик Л.Н. Диагностика
межличностных отношений. (Модифицированный
вариант интерперсональной
34. Совместная деятельность:
методы исследования и
Информация о работе Интеллект и креативность в ситуациях межличностного взаимодействия