Автор работы: Пользователь скрыл имя, 27 Января 2013 в 14:17, статья
Проблема взаимосвязи интеллекта, креативности и особенностей личности не теряет своей актуальности многие годы. Основные попытки установления исследователями взаимозависимости личностных черт и уровня развития интеллекта связаны с выявлением корреляций между базовыми свойствами личности и основными интеллектуальными факторами. Так еще Р.Кэттелом в его исследовании зависимостей между интеллектом и личностными чертами, тестируемыми с помощью опросника 16PF были установлены очень незначительные позитивные корреляции между интеллектом и фактором Q - "сила супер-Эго", фактором I - "сензитивность" и фактором Q3 - "самоконтроль".
ВЗАИМОСВЯЗЬ ИНТЕЛЛЕКТА И ЛИЧНОСТНЫХ ОСОБЕННОСТЕЙ
У ЭКСТРАВЕРТОВ И ИНТРОВЕРТОВ В УСЛОВИЯХ ГРУППОВОГО ВЗАИМОДЕЙСТВИЯ.
ВОРОНИН А.Н., ГАБРИЕЛЯН Н.А....................................................................................................33
ТРАДИЦИОННЫЕ МАРКЁРЫ ОДАРЕННОСТИ: ДИФФЕРЕНЦИАЛЬНО-ПИХИОЛОГИЧЕСКИЙ АНАЛИЗ СТРУКТУРЫ ПОКАЗАТЕЛЕЙ.
БИРЮКОВ С.Д.....................................................................................................................................12
К ВОПРОСУ О ВЗАИМОСВЯЗИ ИНТЕЛЛЕКТА, КРЕАТИВНОСТИ И ЛИЧНОСТНЫХ ЧЕРТУ ДЕТЕЙ.
ЛЮТОВАЕ.К........................................................................................................................................30
НЕКОТОРЫЕ ПСИХОЛОГИЧЕСКИЕ ОСНОВАНИЯ ТЕХНОЛОГИИ НАУЧНОГО ТВОРЧЕСТВА..
Ю.И.ИОРИШ........................................................................................................................................39
ВЛИЯНИЕ БРАЧНЫХ ОТНОШЕНИЙ НА ЦЕННОСТНЫЕ ОРИЕНТАЦИИ МУЖЧИН И ЖЕНЩИН МАЛАЕВАЕ. Б....................................................................................................................................55
ИЗУЧЕНИЕ ВЗАИМОСВЯЗИ ДЕКЛАРИРУЕМЫХ МЕЖЛИЧНОСТНЫХ ОТНОШЕНИЙ И ОСОБЕННОСТЕЙ ИНТЕЛЛЕКТА И КРЕАТИВНОСТИ ПЕРСОНАЛА.
ВОРОНИН А., СЫРОВАЦКАЯ Е........................................................................................................71
ПСИХОСОМАТИЧЕСКИЙ МОДУС СОСТОЯНИЙ УЧЕНИКА И ЕГО ВЛИЯНИЕ НА УСПЕШНОСТЬ ОБУЧЕНИЯ.
Г.А.СУВОРОВА...................................................................................................................................90
ВЛИЯНИЕ СОСТАВА СЕМЬИ НА СПОСОБНОСТИ ДЕТЕЙ: РОЛЬ ПОКОЛЕНИЙ
Т.Н.ТИХОМИРОВА...........................................................................................................................104
СООТНОШЕНИЕ ИНТУИЦИИ И ЛОГИКИ В ПРОЦЕССЕ ПОРОЖДЕНИЯ
НОВЫХ НАУЧНЫХ ИДЕЙ.
НОВИКОВ Н.Б...................................................................................................................................112
ЗАВИСИМОСТЬ ПРОЦЕССА РЕШЕНИЯ ТЕСТОВЫХ ЗАДАЧ И ЗАДАЧ-ГОЛОВОЛОМОК ("МАЛЫХ ТВОРЧЕСКИХ ЗАДАЧ") ОТ ПАРАМЕТРОВ КОГНИТИВНОГО РЕСУРСА
Н.Б. ГОРЮНОВА, В.Н. ДРУЖИНИН................................................................................................122
ИНДИВИДУАЛЬНО-ТИПОЛОГИЧЕСКИЕ ОСОБЕННОСТИ ЛИЧНОСТИ ПСИХОТЕРАПЕВТА
(ЭКСПЕРИМЕНТАЛЬНОЕ ИССЛЕДОВАНИЕ)
ПЕСИКОВА Ю.Н. РОСЛЯКОВ А.Е. ВИГДОРЧИК М.И..................................................................142
70
идеализации брака у мужчин является универсальным и без него невозможен сам процесс вступления в брак, а сейчас последствия женитьбы для мужчин осложняются тяжелой ситуацией в стране и пересмотром семейных ценностей в обществе.
71
ИЗУЧЕНИЕ ВЗАИМОСВЯЗИ
ДЕКЛАРИРУЕМЫХ МЕЖЛИЧНОСТНЫХ
Воронин А., Сыровацкая Е.
Вопрос о взаимоотношениях
в малых группах, является классическим
вопросом психологического исследования.
Можно рассматривать эту
Значительно реже предметом исследования выступает взаимосвязь характера взаимоотношений в группе не только с индивидуально-личностными особенностями составляющих ее индивидов, но и со структурой их общих познавательных способностей, а именно, с такими ее компонентами как интеллект и креативность (Пономарев Я.А., 1986, Ермолаева-Томина Л.Б., 1990, Кепалайте А., 1982).
Отличительной чертой такого
подхода является то, что предметом
совместного рассмотрения выступают
характеристики личности, традиционно
относящиеся к различным
72
характеристиками, наиболее
«тестируемыми» параметрами являются
различные факторы
Учитывая вышеизложенное, рассмотрение межличностных взаимоотношений между участниками совместной трудовой деятельности, с точки зрения взаимосвязи особенностей этих отношений с общими познавательными способностями индивидов представляет как теоретический, так и безусловный практический интерес.
Целью настоящей работы являлось:
Изучение взаимосвязи
декларируемых межличностных
В ходе работы решались следующие задачи :
1). Диагностика необходимых параметров у сотрудников и руководителей подразделений:
- межличностных отношений
с помощью теста «Диагностики
межличностных отношений» Т.
- интеллекта с помощью «Краткого отборочного теста» КОТ.
- невербальной креативности с помощью теста Е. Торренса.
2). Статистическая обработка результатов и сравнение групп по изучаемым параметрам.
Были выдвинуты следующие гипотезы:
1). Характер межличностных
отношений сотрудников
2). Особенности
межличностных отношений
взаимосвязаны с факторами
интеллекта, нерелевантными
Для выявления взаимосвязи
характера межличностных
73
случае, к особенностям межличностных взаимоотношений в группе, можно оценить взаимосвязь в системе «межличностные отношения - интеллект, креативность». С другой стороны, безусловна взаимосвязь успешности в профессиональной деятельности и уровня развития интеллекта, а также различных факторов интеллекта с определенными видами деятельности [Дружинин В.Н., 1999]. Таким образом, для установления взаимосвязи особенностей интеллекта с типом межличностных отношений, необходимо, чтобы изучаемые группы были уравнены по тем факторам интеллекта, которые релевантны профессиональной деятельности испытуемых. Для этого одним из критериев выбора групп должна выступать их близость по специфике профессиональной деятельности сотрудников.
Таким образом, для выявления
взаимосвязи характера
1) различны по декларируемому
типу межличностных
2) близки по характеру
и специфике трудовой
3) уравнены по факторам интеллекта, релевантным профессиональной активности сотрудников;
Объект исследования.
В качестве объекта изучения для настоящей работы были выбраны коллективы сотрудников трех коммерческих банков г.Москвы: ОАО «Банк Российский Кредит» (группа 1), московский филиал ОАО «Банк «Петровский»» (группа 2), АКБ «Гута-банк» (группа 3). Организационно коммерческие банки соответствуют бюрократической структуре дивизионального типа, ориентированной на потребителя [М. Мескон и др., 1995 стр. 338]. Такая структура характеризуется высокой степенью разделения труда, развитой иерархией управления, цепью команд, наличием многочисленных правил и норм поведения персонала.
Каждая группа состояла из 15 человек. В группы входили люди с высшим техническим или экономическим образованием, имеющие стаж работы в банковской
74
сфере не менее трех лет. Помимо рядовых сотрудников, в каждую из изучаемых групп входил их непосредственный руководитель.
Оценка соответствия
выбранных групп целям и
1). Необходимо отметить, что
все три организации «пережили»
2).Все исследованные группы
принадлежат к кредитно-
3). С учетом описанной
выше специфики
75
По результатам тестирования сотрудников с помощью КОТ значимых различий между изучаемыми группами по данным факторам интеллекта обнаружено не было, что свидетельствует об их идентичности по этим параметрам.
Таким образом, группы были выбраны в соответствии с требованиями, предъявленными к объекту исследования в соответствии с целями и задачами настоящей работы.
Использованные методики и процедура исследования.
Диагностика декларируемых межличностных отношений
Для диагностики межличностных
отношений в исследуемых
«Перед Вами список
различных характеристик и
Диагностика невербальной креативности
Для диагностики невербальной
креативности использовался краткий
вариант теста Е. Торренса, адаптированный
в лаборатории диагностики
Диагностика интеллекта
Для диагностики интеллекта
использовался Краткий
Процедура исследования
Тестирование испытуемых проводилось индивидуально, непосредственно на их рабочем месте. Участникам сообщалось, что тестирование носит исследовательский характер, но его результаты будут доведены до сведения руководства. Последнее
76
обстоятельство существенно влияло на поведение испытуемых. Большинство из них отнеслось к процедуре тестирования скорее заинтересовано, чем насторожено, демонстрируя высокую мотивацию достижений. Испытуемые старались максимально «проявить себя».
Тестирование руководителей подразделений сопровождалось непродолжительной (10-15 минут) неформальной беседой, целью которой было объяснение задач данного обследования и, по возможности, выявление представлений руководителя о психологическом климате в коллективе.
Порядок предъявления тестов был следующий: методика Т.Лири, тест Торренса, КОТ. Временных ограничений на выполнение первых двух тестов не устанавливалось, а тестирование интеллекта ограничивалось сроком в 15 минут. В среднем, продолжительность обследования одного испытуемого составляла 30-40 минут. Тестирование проводилось в период с апреля по май 2000 года.
Результаты и их обработка.
1. Подсчет баллов по
тесту Т.Лири проводился для
каждого испытуемого по каждой
из восьми шкал теста, которые
соответствуют одному из
Шкала I- ВЛАСТНЫЙ-ЛИДИРУЮЩИЙ,
Шкала II- НЕЗАВИСИМЫЙ-ДОМИНИРУЮЩИЙ, Шкала
III- ПРЯМОЛИНЕЙНЫЙ-АГРЕССИВНЫЙ, ШкалаIV-НЕДОВЕРЧИВЫЙ-
На основании индивидуальных данных были рассчитаны средние значения по соответствующим шкалам методики Т.Лири для трех групп испытуемых (Таблица 1)
Таблица 1. Средние значения по шкалам методики Т.Лири для исследуемых групп.
ШКАЛЫ |
I |
II |
II |
IV |
V |
V |
VII |
VII | |
I |
I |
I | |||||||
Группа |
Средн. |
3. |
4.4 |
2. |
0.5 |
2.0 |
1. |
3.6 |
2.2 |
№1. |
Знач. |
6 |
0 |
4 |
3 |
0 |
6 |
7 |
7 |
0 |
7 |
0 |
Информация о работе Интеллект и креативность в ситуациях межличностного взаимодействия